Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реформы, их виды и направления.





1.1. Реформа (от фр. reforme, лат. reformare — преобразовывать) – степень усовершенствования в какой-либо сфере общественной жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

1.2. Виды реформ:

· Прогрессивные (например, реформы 60-70-х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II)

· Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80-х — начала 90-х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III )

1.3. Направления реформ

· Социальные – преобразования, изменения, переустройства каких-либо сторон общественной жизни, не уничтожающие основ социальной системы (эти реформы непосредственным образом связаны с людьми)

· Политические – изменения в политической сфере общественной жизни (изменения в Конституции, избирательной системе, расширение гражданских прав и т.п.)

· Экономические – преобразования хозяйственного механизма: форм, методов, рычагов и организации управления хозяйством страны (приватизация, закон о банкротстве, антимонопольные законы и т.п.)

Реформы могут проходить во всех сферах общественной жизни.

Степень реформистских преобразований может быть очень существенной, вплоть до изменений общественного строя или типа экономической системы: реформы Петра I, реформы в России в начале 90-х гг. XX в.

2. Революции и их виды.

2.1. Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот) – коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя

2.2. Виды революций:

· Долговременные (например, неолитическая революция – 3 тыс. лет, промышленная революция – XVII-XVIII вв.)

· Кратковременные (например, Февральская революция 1917 г. в России)


3. Инновации. В современном обществознании акцент переносится с дилеммы «реформа или революция» на «реформа — инновация», где инновация рядовое, однократное улучшение, связанное с повышением адаптационных возможностей социального организма в данных условиях.


4. Модернизация. В современной социологии общественное развитие связывается с процессом модернизации.

Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.

Классические теории модернизации:

· «первичная» модернизация (развития западного капитализма).

· «вторичная» или «догоняющая» модернизация (осуществляется в условиях существования «образца» западноевропейской либеральной модели; часто понимается как вестернизация, т.е. процесс прямого заимствования). По сути данная модернизация представляет собой всемирный процесс вытеснения локальных, местных типов культур и социальной организации «универсальными» (западными) формами современности.

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

1. Современный мир во всем своем многообразии един, и его части тесно взаимосвязаны.

Глобализация — процесс интеграции государств и народов в разных областях деятельности, в ходе которой возрас­тают взаимовлияние и взаимозависимость народов и го­сударств.


2. Основные причины глобализации:

· Переход от индустриального общества к информационно­му, к высоким технологиям

· Использование новых ком­муникационных техноло­гий: Интернета, спутниково­го телевидения

· Переход от альтернативно­го выбора («или/или») к многообразию выбор

· Переход от цент­рализации эко­номики к ее де­централизации

· Переход от национальной экономики к мировой


3. Основные направления глобализации

· Деятельность транснацио­нальных кор­пораций

· Глоба­лизация финансо­вых рын­ков

· Глобализация миграционных процессов

· Мгновенное перемещение информации

· Международ­ная экономи­ческая интег­рация в рамках отдельных ре­гионов

· Создание меж­дународных организаций в экономиче­ской и финан­совой сферах: Международ­ный валютный фонд, Всемир­ный банк, Всемирная торговая орга­низация и др.


4. Последствия процесса глобализации

Позитивные Негативные
• Стимулирующее влияние на эко­номику: — появление возможности созда­вать товары в тех регионах мира, где их производство обой­дется дешевле; — возникновение возможности ре­ализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производ­ства; — появление возможностей для дальнейшего развития произ­водства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разра­ботке новых передовых техно­логий; — плодами НТР могут воспользо­ваться страны, не имеющие воз­можности вести собственные на­учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурно­го единства человечества • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производ­ства • Игнорирование экономической и культур­но-исторической специ­фики развития разных стран • Навязывание опреде­ленного образа жизни, зачастую противореча­щего традициям данно­го общества • Оформление идеи со­перничества: наиболее мощные в экономиче­ском отношении госу­дарства стремятся к лидерству, что приво­дит к взрыву национа­лизма в экономически слаборазвитых странах • Утрата каких-то специ­фических черт нацио­нальных культур

 


5. «Глобальные проблемы» (термин появился в конце 1960-х гг. — совокупность проблем чело­вечества, которые встали перед ним во второй половине XX в. и от решения которых зависит существование цивилизации.


6. Эти проблемы являются глобальными, потому что:

· затрагивают все человечество;

· проявляются как объективный фактор развития общесмтва;

· настоятельно требуют решения;

· предполагают международное сотрудничество различных стран (невозможно решить в одной отдельно взятой стране);

· от их решения зависит дальнейшая судьба цивилизации.

 

7.Причины глобальных проблем:

· активный преобразующий характер деятельности человечества;

· противоречия и конфликты становятся из локальных общемировыми из-за растущей взаимозависимости человечества.


8. Главные (приоритетные) глобальные проблемы

· Проблема мира и разору­жения, предотвращения новой мировой войны

· Демографическая

· Преодоление отсталости развивающихся стран

· Продовольственная

· Сырьевая

· Энергетическая

· Экологическая

· Использования Мирового океана

· Мирового освоения космоса

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невоз­можно решить каждую из них по отдельности: челове­чество должно решать их сообща, ради сохранения жиз­ни на планете.


9. Основные направления разрешения глобальных проблем

· Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах.

· Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

· Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации.

· Вывод международного со­трудничества на новый качественный уровень

· Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объек­тивной информации от каж­дой страны и международ­ных исследований необхо­димо для прогнозирования и принятия решений.

· Четкая международная система прогнозирования.

 

Список глобальных проблем

· Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

· проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

· предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

· предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

· обеспечение человечества ресурсами;

· глобальное потепление;

· озоновые дыры;

· проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

· демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).

· терроризм;

· астероидная опасность

 

 

Общество и культура

Вся жизнь общества основана на целесообразной и разнообразной деятельности людей, продуктом которой являются материальные блага и культурные ценности, т. е. культура. Поэтому нередко отдельные типы обществ называют культурами. Однако понятия «общество» и «культура» не являются синонимами. И если понятие «общество» имеет отношение к системе взаимоотношений индивидов, принадлежащих к общей культуре, то понятие «культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества: к их привычкам, обычаям, материальным благам, которые они производят.

 

Система взаимоотношений во многом складывается объективно, под влиянием закономерностей общественного развития. Поэтому они не являются непосредственным продуктом культуры, при всем том, что осознанная деятельность людей влияет на характер и форму этих отношений самым существенным образом.

Общество и природа

Человеческое общество представляет собой часть природы. И это не нуждается в особых доказательствах. Ведь в организме каждого человека протекают природные химические, биологические и другие процессы. Организм человека выступает в качестве естественной основы его социальной деятельности в области производства, политики, науки, культуры и т.д.

 

Как правило, происходящие в обществе природные процессы приобретают социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные. Это можно сказать об удовлетворении природных потребностей людей в пище, тепле, продолжении рода и других. Все они удовлетворяются в социальной форме с помощью соответствующим образом приготовленной пищи (почти у каждого народа имеется своя "кухня"), построенного жилища, чаще всего отвечающего определенным эстетическим критериям, а также с помощью социально организованного семейного общения. Биосоциальные законы выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

 

Роль природы в жизни общества всегда была значительной, ибо она выступает в качестве естественной основы его существования и развития. Многие свои потребности люди удовлетворяют за счет природы, прежде всего внешней природной среды. Происходит так называемый обмен веществ между человеком и природой - необходимое условие существования человека и общества. Развитие любого общества, всего человечества включено в процесс развития природы, в постоянное взаимодействие с ней, в конечном счете - в существование Вселенной.

 

Органическая связь человека и природы заставляет в полной мере учитывать природные факторы в развитии общества. Именно поэтому природа всегда была объектом внимания философов и философского осмысления. Вечные философские вопросы заключаются в выяснении взаимодействия человека и природной среды его обитания, отношения человека и общества к космосу. Вселенной. Эти вопросы волновали философов древности и Нового времени, волнуют они и современных философов. Философия ставит и по-своему решает такие вопросы, как взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества, отношение природы и человеческой культуры. Важные философские вопросы заключаются в том, как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека и каков характер их взаимодействия в современную эпоху. В связи с этим встает целый ряд экологических и демографических проблем, о которых будет идти речь.

 

С одной стороны, неверно противопоставлять общество и природу, скажем, сводя развитие общества исключительно к развитию сознания, в том числе к сознанию отдельных людей, "интеллектуальной эволюции человечества" (О. Конт), или же к саморазвитию мирового духа (Гегель) и т.д. Развитие общества осуществляется в процессе деятельности людей и совершенствования их общественных отношений. Одновременно это есть развитие отдельных индивидов, которые большинство своих потребностей, в том числе духовных, удовлетворяют за счет природы. Так что наличие сознания, духовного начала в человеке и обществе не доказывает их независимости или автономности по отношению к природе. Органическая связь с природой была и остается фундаментальной закономерностью развития общества. Она проявляется не только в области удовлетворения потребностей людей, но, прежде всего, в функционировании общественного производства, в конечном счете - в развитии всей материальной и духовной культуры. Так что вне взаимодействия с природой общество существовать и развиваться не может. Их искусственный разрыв и метафизическое противопоставление являются надуманными, не соответствующими действительности.

 

Цивилизации

 

Термин цивилизация (от лат. civilis – гражданский, государственный) имеет очень широкий спектр смыслов. Обычно он употребляется как cиноним культуры.

Как состояние общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства жизни и наиболее гуманные формы существования человека.

Как ступень общественного развития, следующая за варварством.

Как уровень развития материальной и степень деградации духовной культуры, как заключительная стадия культурной эволюции любого сообщества, ассоциируемая с упадком, закатом высокой культуры. Такая позиция отстаивалась немецким культурологом О. Шпенглером в работе «Закат Европы».

Как крупное межнациональное сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее особые устойчивые черты в социально—политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу – определение А. Тойнби, данное им в работе «Постижение истории» и ставшее наиболее популярным в науке.

Все представленное разнообразие подходов можно свести к двум основным: отождествлению культуры и цивилизации и их противопоставлению.

Другой подход во взглядах на цивилизацию опирается на утверждение приоритета всеобщей связи индивидов и групп, посредством которой в пространстве и во времени создается крупномасштабное единство. Эти связи позволяют подразделять общества на доиндустриальные, традиционные; индустриальные и постиндустриальные общества.

Любая цивилизация характеризуется не только специфическими экономическими, социальными и политическими отношениями, но и своей системой духовных ценностей. Именно ценности объединяют людей в цивилизационное сообщество и обеспечивают его единство.

Это обстоятельство привело к тому, что ряд исследователей стали отождествлять культуру и цивилизацию. Культурность, «цивилизованность» в данном случае противопоставляется «дикости», «варварству». Есть и другая точка зрения. Согласно ей, культура – все лучшее в человеке, а цивилизация связывается только со стандартизированным массовым производством.

Но большинство исследователей считают основой всякой цивилизации духовные ценности, поэтому не противопоставляют культуру цивилизации.

Привлечение цивилизационного компонента к анализу общества позволило сделать его видение панорамным, глубже понять социальные процессы и явления. Но лучшему осмыслению общественных процессов будет способствовать сближение цивилизационного подхода и оправдавших себя черт формационного анализа.


Типы цивилизаций

 

Цивилизация является конкретной формой существования и развития общества. Предпосылки возникновения человеческой цивилизации появляются уже в первобытном обществе, когда возникают зачатки материальной и духовной культуры. Началом человеческой цивилизации называют тот период, когда дикость и варварство сменяются основанным на культурной и социальной основе обществом. Понятно, что этот период – целая эпоха, которая постепенно накапливала собственно социальные основания общества: коллективный образ жизни, удовлетворение человеческих потребностей. Тот момент, когда собственно социальный уклад стал доминировать над природным, можно считать началом человеческой цивилизации.

Следуя устоявшейся классификации можно выделить следующие виды цивилизаций:

• космогенная;

• техногенная или индустриальная;

• постиндустриальная или информационная цивилизации.

Первый тип цивилизации охватывает Древний мир и эпоху Средневековья. Он основывался на орудийной технике и ручной технологии, характеризовался большой зависимостью общества от природных сил, условий среды – мировой космоса (отсюда и название цивилизации).

Основой техногенной цивилизации является машинная техника и машинные технологии. Это связано с развитием науки и техники, постепенным превращением науки в непосредственную производительную силу общества. Социальное устройство данной цивилизации связано с наемным трудом, рыночными отношениями, высоким уровнем производительности труда. В техногенной цивилизации не удается избежать противоречий, которые порой разрешаются через социальные революции. Но люди в эту эпоху овладевают и возможностями реформирования общественных отношений.

По мнению ученых, к 70–м гг. ХХ столетия индустриальные технологии и основанный на них тип цивилизации исчерпали возможности дальнейшего развития общества. Это нашло свое выражение в ряде глобальных кризисных явлений и глобальных проблем человечества: угрозы глобальных войн, экологического кризиса, исчерпаемости ресурсов природы.

В связи с этим важной проблемой является осмысление дальнейшего развития общества. Оно понимается как становление информационной цивилизации. Ее появление связывается с качественными изменениями информационного поля общества, с формированием единого информационного пространства, прообразом которого является глобальная сеть Интернет.

Именно информационные технологии составляют основу цивилизации нового типа – постиндустриальной. Информационная насыщенность технологических процессов требует повышения уровня культуры и образования членов общества.


Запад и Восток

 

При типологии цивилизаций многие ученые, политики, публицисты используют наиболее общее деление мира на две мегасистемы (от греч. megas – большой): Восток и Запад.

Восточные цивилизации относятся к традиционным. Действительно, традициям, обычаям здесь придавалось и придается особое значение. Хранителем традиций выступает старшее поколение, и именно оно окружается почетом и уважением.

Основные духовные ценности восточной цивилизации сложились на основе религиозно—философских учений – даосизма, буддизма, конфуцианства. На Востоке приветствовалось следование естественному ходу вещей, человек здесь не выступал «царем природы».

Особую роль на Востоке играло государство. Восточные государства были преимущественно деспотиями. Во главе стоял верховный правитель – царь, император, шах, султан, считавшийся собственником главного богатства аграрных обществ – земли. Наличие «верховной» государственной собственности породило отсутствие частной собственности на землю. Эту характеристику вслед за К. Марксом принято считать формообразующей и обозначать в этой связи сущность развития всех восточных обществ термином «азиатский способ производства».

Восточные общества за колоссальную роль, которую играло в их жизни государство, называют этатистскими (государственными). Им присущ исключительно вертикальный характер связей. Власть монарха никем и ничем не ограничивалась, более того освящалась как богоданная.

Если мир Востока сохранял устойчивость цивилизационных основ, то Запад пережил многие цивилизационные изменения.

Сегодня с понятием «западное общество» связываются такие черты, как рыночная экономика, охраняемая законом частная собственность, гражданское общество, демократия, правовое государство, классовое расслоение, массовое производство и культура.

На Западе было положено начало разрыву человека с природой. В дальнейшем на этой почве возникло стремление покорять природу, что в конечном итоге породило экологические проблемы.

Установка на преобразования привела к разрыву с традицией. Представления о развитии постепенно приобретали линейный характер. Из данного восприятия в дальнейшем родилась идея прогресса, быстрого движения вперед.

На формирование ценностей Запада существенно повлияло христианство. Подлинную революцию во взглядах людей совершил протестантизм, этика которого, по мнению М. Вебера, имела большое значение для становления капитализма.

Широкое распространение на Западе получило рациональное мышление, придающее деятельности прагматический характер.


Первичный тип цивилизаций

 

Этот тип цивилизаций называют непрогрессивной формой существования человеческих сообществ и отождествляют с культурой бесписьменного этапа первобытной истории. Но древние люди совершили гигантский шаг – перешли к культурному состоянию.

В каменный век (палеолит) происходили кардинальные изменения в жизни древнего человека. В это время появляется Homo sapiens. Человек изобретает орудия труда не только примитивные из кремня, но и более сложные – лук и стрелы. Человек научился добывать огонь.

Именно в этот период культивируется экзогамия – такая структура общества, при которой запрещаются браки между представителями одного и того же рода.

Человек в этот период изменился и физиологически: он полностью стал прямоходящим, увеличился объем его мозга.

Важный перелом в развитии человека связан с «палеолитической революцией», смысл которой заключался в том, что человек перешел к производящим отраслям труда – земледелию и животноводству. С этим связан переход от кочевого к оседлому образу жизни, появление поселенческих структур.

Существенно трансформировалась социальная структура, упорядочивались брачные отношения, вводилась система табу – запретов. Один из них – запрет на инцест (кровосмешение) – многие исследователи считают подлинным моментом возникновения человека в полном смысле этого слова.

Наиболее древней формой общественной организации был матриархат, постепенно положение изменилось в пользу патриархата.

В этот период возникла первая культурная форма – миф, первооснову которой составляло очеловечивание природы, породнение человека с внешним миром.

Человек в эту пору не выделял себя из природы, а был ее частью. Чтобы выжить он должен был найти могучих покровителей среди населяющих мир существ. Эти покровители становились его богами, перед которыми человек испытывал страх и надежду.

Священные силы отождествлялись с некоторыми животными, растениями. Такая система верований получила название тотемизма. Другим характерным для мифа верованием был фетишизм – поклонение неодушевленным предметам, которым предписывалась способность оберегать людей. Еще одна форма древнейшей религии – анимизм, вера в одушевление любых явлений мира. Из мифа, мифических церемониалов и ритуалов выделяется искусство – рисунки, танцы, словесное творчество.

Не менее важную роль на первых этапах истории играли и магические представления. Формы магических ритуалов были самые разнообразные: любовная, лечебная магия, магия, направленная на обеспечение благоприятных условий для работы.


Ранние цивилизации

 

В III тыс. до н. э. зародились первые цивилизации – египетская, вавилонская, несколько позднее индийская и китайская, возникли также цивилизационные общности в Малой и Передней Азии, в Палестине. Очагом европейской цивилизации стал юг Балкан, крито—микенская (минойская) культура, давшая начало в I тысячелетии до н. э. древнегреческому миру. На рубеже нашей эры появились первые цивилизации на американском континенте: инков, ацтеков, майя.

Древние цивилизации при всем их разнообразии представляют все же некоторое единство в отличие от первобытного состояния общества.

Возникновение и развитие городов, письменности, усложнение социальных отношений наполнили историческое время новым содержанием. Безусловно, цивилизации древности сохраняли многое из первобытного общества и, прежде всего, зависимость от природы, мифологические формы мышления, ритуалы, ориентированные на природные циклы. В религиозных верованиях древних народов отражалась смена времен года, умирание и возрождение природы. Однако характер взаимодействия общества с природой при переходе от первобытного общества к древнейшим цивилизациям существенно меняется. Это было связано с постоянно расширяющимися знаниями людей о природе, с их стремлением полнее использовать ее богатства для удовлетворения потребностей.

Зависимость людей от природы была все еще велика, но овладение металлами, накопление знаний, передача их с помощью письменности, усиливало возможности людей.

Переход от первобытности к цивилизации связан и с изменениями характера взаимодействия людей в обществе, рождением новых типов общественных отношений.

На первый план выступала новая единица организации общества – семья, которая вытесняла первобытный род.

В этот период возникает и более сложная форма социальной организации – государство.

Изначальной задачей государства было построение ирригационных систем, при помощи которых древние люди увеличивали размеры плодородных территорий. Государство выступало устроителем данных работ. Позднее государство приобретает более широкий набор функций и утрачивает непосредственную связь с построением ирригационных систем.

Появлению государства способствовало возникновение социального неравенства и частной собственности. Государство выступало средством охраны частной собственности, т. е. в конечном счете, как защищающий и карательный орган.

Многие положения и истины, актуальные для мира древних людей, становятся понятными лишь в контексте истории, но, тем не менее, многие достижения древних помогают лучше понимать современную жизнь.


Античная цивилизация

 

Европейская цивилизация уходит своими корнями в период античности.

Античная культура Средиземноморья считается величайшим творением человека. Античная культура раздвинула рамки исторического существования, по праву заявив о себе общечеловеческой значимостью архитектуры и скульптуры, поэзии и драматургии, естественнонаучного и философского знания.

Древняя Греция на протяжении многих веков не представляла собой единого географического пространства. В социально—политическом плане она существовала в рамках особой государственной системы – городов—полисов, чаще всего определенных природными границами.

Но, несмотря на указанные различия, античная культура позволяет говорить о себе как об определенной целостности.

Каковы же характерные особенности древнегреческой культуры?

Прежде всего, эта культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по—гречески – это не только окружающий мир, Вселенная, но и порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу. Греки воспринимали окружающий мир прекрасным, гармоничным и это мироощущение пронизывает всю античную культуру, ведущей категорией которой становится мера.

Большое значение греки придавали гармонии космоса, природы, человека.

Античная культура рациональна. Греки, воспринимая многие явления умозрительно и на веру, подвергали эти воззрения доказательству.

В центре античной картины мира стоял человек, поэтому античная культура антропоцентрична. В греческой культуре был велик культ тела. Человеческое тело стало мерилом всех форм культуры – архитектуры, скульптуры, философии, физики, математики, астрономии и др.

Однако тело было лишь одной из составных частей гармоничной личности. Каждый гражданин греческого полиса должен был стремиться к идеалу калокагатии (от греч слов kalos – «прекрасный и agathos – «хороший», «добрый»). Идеал калокагатии означал соединение в человеке красоты безупречного тела и нравственного внутреннего совершенства. Это достигалось упражнениями, образованием и воспитанием, предполагавшим развитие физических и умственных способностей в равной степени.

Античной культуре была свойственна состязательность. Эта черта нашла свое воплощение в художественных и спортивных состязаниях (Олимпийских играх, Пифийских играх в Дельфах, посвященных Аполлону и др.). Греческий агон (состязание, борьба) олицетворял способность свободного грека принимать участие в жизни своего полиса.

Греческая культура празднична. Обычно праздники сопровождались песнями, танцами, драматическими представлениями.


Древнегреческое искусство

 

В античной Греции процветали различные виды искусства: архитекторы создавали храмы, скульпторы, произведения, поражавшие красотой пропорций. Трагедии Эсхила, Софокла, Эврипида до настоящего времени являются образцом драматического искусства. Гомеровские эпосы служат хрестоматией эпической поэзии. Они также бессмертны, как теоремы Пифагора и физические расчеты Архимеда.

История античного искусства включает в себя несколько этапов. В крито—микенский период (III–II тыс. до н. э. достигает расцвета дворцовая культура. Но эта цивилизация была разрушена.

От ХI до VIII вв. до н. э. продолжается период, называемый условно «гомеровским». Эта эпоха отмечена появлением «Иллиады» и «Одиссеи» – великих эпических поэм. в этот период достигают высокого развития различные ремесла, над поэтическим видением мира возобладал анализ и арифметический расчет, человек становится более независимым от природы.

Почвой для новой развитой формы культуры стала греческая мифология. Представления греков в наиболее систематизированном виде представлены в «Теогонии» Гесиода.

В период архаики (VII–VI вв. до н. э. прославляются архитекторы, вазописцы, расцветает поэзия, развивается музыка. Особое распространение получают храмовые сооружения, возводимые в честь олимпийских богов.

К середине VI в. высокого уровня достигает так называемая чернофигурная вазопись – черный лак по красноватой глине, позднее чернофигурная роспись сменилась краснофигурным стилем.

Переход от архаики к классике был обусловлен серьезными социально—политическими событиями: борьбой демократии и тирании, войной греческих полисов с персами.

Центром античной культуры периода классики стали Афины, собравшие блестящие достижения общественно—социальной мысли и художественной деятельности. Этот город V в. до н. э. поражает размахом монументального строительства. За короткий срок были воздвигнуты храм Парфенон, Пропилеи, храм Афины—победительницы. Классического совершенства достигает скульптура афинских мастеров. Знаменитый скульптор Фидий воплотил идеал человеческой личности в культовых статуях Афины и Зевса Олимпийского. Современниками Фидия были Мирон – автор статуи «Дискобол» и Поликлет.

Пышным цветом расцветают трагедия и комедия.

Трагидия (буквально «песня козлов») возникает из хоровой песни, распевавшейся сатирами, одетыми в козлиные шкуры и изображавшими постоянных спутников бога вина Диониса.

В конце V в. до н. э. Афины переживают тяжелую войну со Спартой. Терпят крушение нормы и принципы государства. Формируются новые культурные ценности.


Цивилизация эллинизма

 

Междоусобные войны, разложение древнегреческих полисов позволили Персии к концу IV в. до н. э. стать главным арбитром в греческом мире. Национальное объединение стало необходимостью. Однако своими силами греки объединиться не могли. Эту задачу выполнила соседняя балканская держава Македония во главе со своим царем Филиппом. Его сын Александр вошел в историю едва ли не как крупнейший завоеватель всех времен.

Древний мир не знал такого государственного образования как империя Александра, простиравшаяся от Балкан до Нижнего Египта и от Дуная до Инда. Греки занимали в ней первое место. Империя существовала не долго, она распалась, но греческая культура осталась на всех завоеванных территориях. Особенно активно распространилась греческая скульптура. Но – это было только тиражирование оригиналов классического периода. Вновь создаваемые образы были далеки от прежней гармоничности и отличались излишней пышностью.

В этот период изменилось мироощущение человека: гражданин вольного полиса уступил место «гражданину мира», вынужденному сочетать свое высокое предназначение с участью бесправного подданного новоявленных правителей. Утрата полисами внешнеполитической самодеятельности компенсировалась безопасностью их существования, большей социальной устойчивостью.

Несмотря на многочисленные военные походы в державе Македонского росли города, прокладывались торговые пути, процветали науки, внедрялись изобретения.

Кругозор эллинов расширился значительно – это определялось во многом военными походами, торговыми и научными путешествиями в далекие страны. Границы, замыкавшие кругозор грека – гражданина полиса, снимаются, формируется незнакомое ранее «чувство мировых просторов». Мир этот был новый, его необходимо было познать и выразить в художественных формах.

Бурно развивается архитектура, во многом связанная со стремлением правителей прославить мощь своих государств в архитектурных памятниках и строительстве городов. Расцветают виды искусства, связанные с украшением зданий – мозаика, декоративная скульптура, расписная керамика.

Эллинизм имел непреходящее значение в истории человечества, обогатив его новыми открытиями в области научных знаний. Достаточно назвать имена Евклида и Архимеда. В рамках философии зародились и получили развитие социальные утопии. Сокровищница мирового искусства пополнилась такими шедеврами как алтарь Зевса в Пергаме, статуи Венеры Милосской и Ники Самофракийской, скульптурная группа Лаокоон. Появились библиотеки, мусейон, служивший научным центром.


Древнеримская цивилизация

 

С угасанием эллинистических государств с конца I в. до н. э. ведущее значение в античном мире приобретает римская культура.

«Стартовав» почти одновременно с Грецией, Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков. Сведения о начальном (царском) периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций. Почитание традиций было свойственно римской культуре, которое перетекало в культ предков и просто старших. Это нашло отражение в структуре имен, ритуале погребения, в увековечивании «деяний предков» (триумфальные арки, колонны, форумы, возведенные в их честь).

Рим вел постоянные завоевательные войны. Это в значительной степени определяло организацию, строй жизни, да и саму историю Рима.

Войн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...