Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности восприятия детьми сенсорных эталонов.




Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений о цвете, форме предметов, о различных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а так же активизация соответствующего словаря. Процесс этот начинается на предыдущем возрастном этапе, но к 4 – м годам он еще далеко не завершен2. Дети первой половины 3 – го года жизни достигают довольно высокого уровня сенсорного развития2.

 

- 21 -

Для детей третьего года жизни предусмотрены задания, в процессе выполнения которых закрепляется умение группировать однородные предметы по величине, цвету, форме. Нередко и группировка и соотнесения предметов входят в одну игру – занятие. Взрослым не следует требовать от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления цвета и формы. Главное, чтобы ребенок умел учитывать свойство предметов во время действия с ними. И не беда, если треугольник он при этом будет называть «угольником» или «крышей». Взрослый, занимаясь с детьми, употребляет название форм и цветов, но не требует этого от воспитанников. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же». Исключение здесь составляет ознакомление с величиной предметов. Величина не имеет «абсолютного» значения. Она воспринимается только в сравнении с другой величиной. Предмет оценивается как большой по сравнению с другим предметом, который в этом случае является маленьким. И это отношение может быть зафиксировано только в словесной форме. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, а далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в процессе практической работы происходит накопление представлений о свойствах предметов. Важным фактором в планировании занятий по ознакомлению детей с цветом, формой и величиной предметов является принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение заданий. Это усложнение идет путем элементарных заданий по группированию однородных предметов по величине, форме, цвету. К учету этих признаков и свойств в изобразительной и элементарной продуктивной деятельности. Прежде всего ребенок усваивает систему перцептивных действий, закрепленных человечеством в качестве способов, обеспечивающих адекватное познание окружающего1.

- 22 -

 Освоение системы перцептивных (обследовательских) действий сенсорными эталонами проходит в тесном единстве и взаимосвязи. Перцептивные действий имеют развернутый характер, ярка – выраженный и наблюдаемый.

 Обеспечивает выделение различных свойств и признаков предмета (цвет, форма, величина). Результаты обследования обобщаются и приобретают эталонное значение. Способы обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов. Наконец в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. Начиная с трех лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования. Сенсорные эталоны – устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и отношениях по величине возникающими между элементами ряда, состоящими из большого количества предметов.

Сенсорные эталоны в области цвета.

  Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические («цветные») цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахромантические цвета - белый, серый, черный. Хромантические цвета расположены в спектре в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой (электромагнитной) волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов оттенок (красно – оранжевый, желто – зеленый). Хромантические цвета делятся на две группы: теплые (от красного до желтого), холодные (от зеленого до фиолетового)1.

- 23 -

Каждый хромантический цвет или оттенок имеет определенную светлоту. Каждый хромантический цвет или оттенок цветового тона имеет насыщенность. Светлота – это степень близости данного цвета или оттенка к белому. Насыщенность – степень его чистоты, то есть примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты. Вначале у детей формируется представления о хроматических цветах, белом и черном цвете, создаются условия, способствующие усвоению названия цветов. На первых порах целесообразно, как и в раннем детстве, вводить не семь, а шесть цветовых тонов, исключив голубой который усваивается с трудом (в быту и взрослые обычно путают синий и голубые цвета и называют голубым синие оттенки). Знакомство с голубым цветом лучше перенести на более поздний период, когда дети получают представления об оттенках, о расположении цветовых тонов в спектре и их деление на группы теплых и холодных. Знакомство с оттенками дает возможность сопоставить светло – синий и голубой цвета, установив их различия, а усвоение спектральной последовательности позволяет определить голубой цвет как находящийся между зеленым и синим. При ознакомлении детей с оттенками цветовых тонов нецелесообразно рассматривать отдельно их светлоту и насыщенность. В окраске реальных предметов светлота и насыщенность изменяются обычно одновременно, создавая различную яркость цвета. Цвет, в особенности сильный, интенсивный, возбуждает положительные чувства детей, радует их. Ребенок должен научится воспринимать цвет конкретных предметов, применяя полученные представления о хромантических и ахромантических цветах, а позднее об их оттенках. то довольно легко когда предметы имеют сравнительно чистый цвет, но становится значительно труднее, если этот цвет сложен, содержит элементы разных цветовых тонов, причем выраженных в разной степени (цвет морской волны, кофейный, бордовый)1.

- 24 -

Недостаточно уметь точно воспринимать отдельные цвета и оттенки. В природе и произведениях исскуства цвета находятся в сложных и разнообразных сочетаниях1. Ребенка нужно научить обследовать эти сочетания, улавливать определенный ритм в расположении отдельных цветовых тонов, отличать сочетания теплых тонов от сочетания холодных. В обиходе, когда обозначают оттенки цвета, указывают обычно на их светлоту (темно–зеленый, светло–желтый), имея в виду яркость. Поэтому вполне достаточно, если дети усвоят изменяемость светловых тонов по светлоте и соответствующие названия оттенков. Это относится в еще большей степени к названию оттенков по цветовому тону то (есть занимающие промежуточное положение между соседними цветами спектра). Почти все они имеют в быту «опредмеченные» названия (лимонный, сиреневый, малиновый, шоколадный, васильковый, золотой, серебрянный). Психологические исследования свидетельствуют, детей с точки зрения предпочтения цветовой гаммы можно разделить на три группы:

1.Радостные цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый и их оттенки).

 2. Цвет меняется в зависимости от настроения (голубой – синий, серый – голубой, красный – розовый).

3. Всегда темные цвета и их сочетания (черный, серый, коричневый, синий)2.

На четвертом году жизни у детей формируются умения выбирать цвета, которые им больше нравятся, привлекают их внимание. На занятиях рисованием аппликацией дети учатся правильно называть и различать цвета: красный, черный, зеленый, синий, белый2. Кроме указанных в программе цветов, воспитатель может на занятиях предлагать детям цвета, которые они не знают, но, используя, получают интересную цветовую гамму3.

 

- 25 -

Воспитатель формирует у детей правильное отношение к выбору цвета при окраске отдельных предметов (красный флажок, зеленая елочка). Начиная с трех лет дети постепенно научаются передавать цвет, как признак присущий предмету. В первую очередь – это цвет природных предметов и явлений, имеющих относительное постоянство. Впервые рисуя елочку, дети 3 лет используют зеленую краску. Цвет характеризует елку, отличая ее от всех лиственных деревьев зимой. Так и флажок дети в первую очередь рисуют красным, так именно с красным флажком они идут на праздник. Но множество других предметов не имеет одного, характерного для них цвета: таковы дома, машины, корабли. Цветы, бабочки, птицы тоже могут быть разнообразных оттенков1. Только постепенно дети знакомятся с различными видами растений и животных и узнают их характерную окраску. Дети узнают так же что цвет предметов может изменятся в зависимости от изменения условий: незрелая ягода зеленая, а зрелая – красная.2Весенняя листва светло – зеленая, летняя густо – зеленая; осенью листья на одних деревьях желтеют, на других краснеют, а у третьих, как у клена, приобретают все оттенки от светло – желтого до темно – красного. Небо изменяет цвет в зависимости от погоды, а так же при заходе солнца. Так же меняется цвет воды в озере, реке и море. Помимо изменений цвета в природе, человек по своему желанию меняет цвет предметов, которые он создает: заново покрасили дом или забор, сделали ремонт в помещении детского сада, постелили ковровую дорожку другого цвета. Дети подмечают все эти изменения в окружающей обстановке в изобразительной деятельности2.

 

 

- 26 -

Отображение некоторых явлений природы также требует реальной окраски («падает белый снежок», «светит яркое солнышко», «растет травка»). Краской они наносят карандаши, краски, полоски В некоторых случаях, когда дети осваивают проведение краской прямых полос в разных направлениях, воспитатель может предложить им цветную бумагу разного размера и в соответствии с фоном бумаги цвета красок1. В результате получаются очень простые, но красивые по цвету композиции («яркие цветные дорожки, коврики, платочки»). Из этих работ воспитатель для украшения группы в праздничные дни может сделать коллективный фриз, способствуя воспитанию у детей интереса к работам своих товарищей, умения оценивать их. Для детей 3 – 4 лет процесс отображения в аппликации впечатлений, полученных из окружающей действительности – веселая и увлекательная игра2. Он позволяет не только создавать красочные композиции, яркие и выразительные образы, но и выражает определенную предметную ситуацию: на голубом небе белеют облака, падают снежинки на землю. Обучение детей младшей группы носит нам, сезонными изменениями в глядно – действенный характер. Главную роль при этом играет сочетание показа с практической деятельностью. Для тех, кто не посещал первую младшую группу воспитателю необходимо шире использовать практический прием: показ. Наблюдения обогащают сенсорный опыт ребенка, способствуют развитию зрительной памяти образного восприятия мира.

Сенсорные эталоны формы.

Эталонами формы служат геометрические фигуры. Ознакомление с ними в рамках воспитания сенсорной культуры отличается от изучения этих фигур в процессе формирования элементарных математических представлений1.

 

- 27 -

Усвоение эталонов формы предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником. Позднее так же может быть введена форма трапеция1. Однако во всех случаях имеется в виду умение узнавать форму, называть ее и действовать с нею, а не производить ее анализ (указывать количество и величину углов, сторон). Прямоугольник и квадрат, овал и круг даются детям как отдельные фигуры вне их соотношения, устанавливаемого геометрией (то есть квадрат не рассматривается в качестве частного случая прямоугольника2.  Разновидность геометрических форм, с которыми следует знакомить детей, это овалы с разными соотношениями осей и прямоугольники, различающиеся по соотношению сторон («короткие» и «длинные»), а так же прямоугольные, остроугольные и тупоугольные треугольники (дети должны различать эти разновидности на глаз, различия треугольников по величине углов им не сообщается, а названия разновидностей не даются. Важное значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры являются более обобщенными по сравнению с объемными. Они отображают наиболее существенную для восприятия форму предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов. Так, круг выражает особенности формы мяча и тарелки. Это дает основание использовать в процессе сенсорного воспитания в качестве эталонов формы именно плоскостные фигуры. Введение же наряду с ними объемных фигур (шара, куба, цилиндра) может вызвать лишь дополнительные трудности. Более сложным является обучение детей обследованию формы предмета1.

 

- 28 -

Прежде всего возникает необходимость отделить геометрические фигуры от других предметов, придать им значение образцов. Это достигается тем, что каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы (или их изображение) группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словесному обозначению формы предметов («круглый», «квадратный», «овальный»). На четвертом году жизни дети учатся передавать округлые формы, при этом еще не отличают круга и шара от форм удлиненно – округлых, овальных. Однако немногие предметы имеют простую форму, приближенную к той или иной геометрической фигуре. В большинстве случаев форма предметов более сложна: в ней можно выделить общие очертания, форму основной части, форму и расположение более мелких (второстепенных) частей, наконец отдельные дополнительные детали. При обследовании предмета детей приучают к соблюдению строгой последовательности осмотра по определенной схеме. На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использовать прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами. Глубокое восприятие формы предполагает зрительно раздробить предмет на отдельные элементы, соответствующие тем или иным геометрическим образцам, и определить соотношение этих элементов между собой1. Дети второй младшей в основном осваивают изображение отдельных форм, что помогает им в дальнейшем перейти к изображению наиболее доступных, знакомых предметов. Передача содержания носит в младшей группе особый сюжетно – игровой характер. Не владея еще полностью изобразительными средствами, дети выражают сюжет в основном слове, движении2.

 

- 29 -

Рисуя машину, ребенок говорит,: «она поехала», «везет грузовик» или «рыбки плавают в воде», «шарики полетели высоко, высоко». Движения в изобразительной деятельности развиваются одновременно и во взаимосвязи со зрительным восприятием. Чем лучше учатся дети контролировать свои движения взглядом, тем отчетливей и точнее передают они форму предметов. Сюжетно – ролевой замысел пронизывает занятия рисованием, лепкой, и аппликацией. Достаточно овладеть изображением какой – либо формой, как при повторной ее передачи образ «оживает», действует. Воспитателю необходимо это учитывать и не превращать освоение детьми разнообразных форм в скучное и ненужное прорисовывание. Развивая сюжетно – игровой замысел, воспитатель видит в неполном еще изображении «живой образ», который привлекает ребенка. Дополнениями, разъяснениями воспитатель поддерживает «живой образ», не давая ему затухать. Отдельные занятия для передачи сюжетного содержания проводить нецелесообразно, так как в процессе рисования, лепки, по желанию при изображении предметов возникает сюжетно – игровой замысел, развиваясь и наполняя жизнью детские рисунки, лепку («жучки ползают в траве», «птичка летит к солнышку», «девочка надела пальто, ботинки, и пойдет гулять», «дети катаются на санках»).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...