Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания.
Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правили дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интелектуальных операций2. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, но то что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире. В дидактических играх и упражнениях надо предоставлять детям возможность. Повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии. 1.Оформлять чувствительное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет). Ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию. 2. Делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам. 4. Соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами)3.
- 36 - В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания детей1. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно - установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра2. Необходимо отметить, что руководитель дидактическими играми должен всемерно сохранять заинтерисованность детей в игре, самостоятельную игровую форму. Регулярно проводится контроль за состоянием сенсорного развития детей:
1-й уровень: хаотичные пробы и ошибки. 2-й уровень: целенаправленные пробы. 3-й уровень: безошибочно подбирает детали3. Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие. В содержание дидактических игр игрушек особенности национального характера, природы, истории, труда, быта того или иного народа. Из поколение в поколение передаются дидактические игрушки, созданные народом для развития речи, воли, внимания, точности к координации движений3. - 37 - Формирование представлений о цвете, форме (бирюльки, складные бочонки, яйца, конусы из разных цветных колец разной величины, матрешки, пирамидки, башенки). Виды дидактических игр: 1) Игры - забавы. 2) Настольно – печатные. 3) Словесные. 4) Музыкальные. Обязательным элементом дидактическим игр является: 1) Отражение учебного материала. 2) Выделение игровых задач. 3) Наличие правил. 4) Действия играющих. 5) Подведение итогов игры. Классификация игр: 1. Игры возникающие по инициативе детей – самостоятельные: режиссерские. 2. Игры возникающие по инициативе взрослого или старших детей – организованные игры.
3. Игры идущие от исторически сложившихся традиций народа – народные.
Методика организации дидактических игр: Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ. Подготовка: - Отбор игры в соответствии в задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний). - Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы1.
- 38 - - Определение наиболеее удобного времени проведения дидактической игры. - Выбор места. - Определение количества играющих. - Подготовка необходимого дидактического материала. - Подготовка к игре самого воспитателя. - Подготовка к игре детей. Проведение игры: - Ознакомление детей с содержанием игры. - Объяснение хода и правил игры. Правила игры: - Основная цель правил игры – организовать действия, поведения детей. - Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что – то детям в игре. От детей требуется: - умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Используя дидактическую игру в воспитательно – образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируется корректность, доброжелательность, выдержка. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил является и контролируется действиями. Само развитие игровых действий зависит от выдумки воспитателя.Методы обучения – это система действий педагога, организующая практическую и позновательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания. 1. Сочетание умственной задачи с активными действиями. 2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке). Для детей четвертого года жизни характерно обладание чувственного познания окружающего мира1.
- 39 - Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку), который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснения правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другова играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры1.
- 40 - Вывод: Одним из важных условий сенсорного развития детей младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Именно в условиях содержательной, результативной деятельности складывается возможность сделать особенности, отношения, свойства предметом внимания детей, предметом освоения2. В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно – творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов. Для изобразительной деятельности этого возраста характерны быстрые переходы из рисования в игру.3 Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер1. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Возможность обучать маленьких детей посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр. Дидактические игры проводимы вне занятия и являющиеся составной частью занятий обучают и закрепляют знания в игровой форме. Дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет проводятся последовательно, систематично. Важно только перемежать задания, предусматривающие работу с разными свойствами предметов2. В противном случае существует опасность фиксировать внимание детей на выделение одного из свойства в ущерб другим.
- 41 - 2. Практическая часть: На базе ГОУ детский сад № 168 во второй младшей группе была проведена экспериментальная работа. В неё вошли дидактические игры – занятия по изодеятельности: на закрепление у детей представлений о форме, цвете, величине окружающих предметов. Данная система дидактических игр была составлена из системы дидактических игр Л.А.Венгера по сенсорному воспитанию детей от 0 до шести лет. Сначала был проведен констатирующий эксперимент с 12 детьми 2002 года рождения и выявлены их знания в области цвета, формы, величины. Время проведения: 3 месяца. 2.1.Констатирующий эксперимент с детьми 2 – ой младшей группы: Цель: Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы, величины посредством дидактического материала. Время проведения: 11.02 – 11.03.06. Задачи: 1. Провести диагностический опрос детей 2002 – 2003 года рождения в восприятии цвета, формы, величины. 2. Зафиксировать полученные данные в таблицу. Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий. Приемы: Сенсорное обследование предметов с наглядным объяснением. Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, прямоугольник, квадрат, треугольник) шести основных цветов спектра (красный, розовый, синий, зеленый, желтый, фиолетовый) трех разных величин (большой, средний, маленький). Форма организации: Групповая (по шесть человек в подгруппе). Вывод: Исходя из полученных данных о восприятии детьми сенсорных эталонов, по данной части эксперимента можно сказать, что уровень сенсорного развития средний: 50 % детей испытывают трудности при восприятии розового и фиолетового цвета. В области форм особое затруднение вызывают овал и прямоугольник. Область величины особой проблемы не представляет.
- 42 - Дигностика № 1.Величина
Дианостика №2. Цвет.
- 43 - Диагностика № 3. Формы.
2.2. Формирующий эксперимент: На основе полученных данных было выделено шесть детей 2002 года рождения.
С вышеуказанными детьми систематически и целенаправленно был проведен педагогический эксперимент. Цель: Повышение уровня восприятия детьми сенсорных эталонов величины, цвета, формы. Время проведения: 11.03- 09.04.06.
- 44 - Метод: Педагогический эксперимент, наблюдение за практической деятельности детей. Приемы: Сенсорное обследование с одновременным наглядным объяснением. Оборудование: Система дидактических игр на развитие восприятия детьми цвета, формы, величины. Цвет: 1. Спрячь мышку. Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). 2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: Закреплять у детей представления о шести цветах спектра (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, фиолетовый). Научить классифицировать предметы по форме. 3. У кого какое платье. Дидактическая задача: Закрепить умение детей выбирать по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Форма. 1. Подбери фигуру. Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обследования и накладывания. 2. Кому какая форма. Дидактическая задача: Закрепить навыки детей при группировке геометрических фигур (кругов, овалов). 3.Геометрическое лото. Дидактическая задача: Закрепить умение детей сравнивать форму изображаемого предмета по образцу (геометрическая фигура)
- 45 - Величина. 1. Башня. Дидактическая задача: Закрепить представление об относительности величины предмета. Дать представление об отношениях по величине между плоскими и объемными предметами. 2. Что там?. Дидактическая задача: Закрепить умения детей устанавливать отношение трех предметов по величине при составлении матрешки. 3. Сбор фруктов. Дидактическая задача: Развивать глазомер при выборе по образцупредметов определенной величины. 4. Комплексная игра. Лото «Цвет и форма». Дидактическая задача: Закрепить представления детей о пяти геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) и шести спектральных цветов (красный, розовый, синий, желтый, зеленый, оранжевый). Учить ориентироваться на два признака одновременно (цвет и форма), отвлекаясь от величины. 2.3. После проведения системы дидактических игр был проведён повторный констатирующий эксперимент. Выявлялось восприятие цвета, величины, формы детей обоих подгрупп: участвующих в эксперименте и не прошедших обучение посредством дидактических игр. Цель: Выявить закрепление знаний детей 2002 года участвующих в эксперименте. Сравнить полученные данные с умениями и знаниями детей второй подгруппы, не участвующих в эксперименте. Время проведения: 09.04.- 12.05.06. Методы: Педагогический эксперимент, показ практических действий. Приемы: Сенсорное обследование с наглядным объяснением. Оборудование: Набор геометрических плоскостных фигур (круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат) шести основных цветов спектра (крас
- 46 - ный, синий, зеленый, желтый, розовый) трех разных величин (большой, средний, маленький). Диагностика № 2. Величина.
Диагностика № 2. Цвет.
- 47 - Диагностика № 3. Формы.
Вывод: Разброс данных позволяет утверждать, что дети, с которыми проводилась эксперементальная работа, показали лучшее восприятие сенсорных эталонов формы, цвета, величины, чем дети, с которыми целенаправленно не проводились дидактические игры.
- 48 - Вывод: Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком ии формирование его представлений о внешних своиствах предмета: ихформе, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе. Одним из важных условий развития детей второй младшей группы является осуществление его в процессе содержательной деятельности детей. Игра – это особый вид деятельности дошкольника, она всегда носит творческий характер. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающий характер, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Данные, приведенные в таблице, подтверждают факт, что дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают уровень сенсорного развития детей во 2 – ой младшей группе. На основании этого можно сделать вывод, что эффективность дидактических игр в развитии восприятии формы, цвета, величины, а так же конструирования очень велика. Обращает на себя внимание факт зависимости знаний детей от постоянства проведения на занятиях и вне дидактических игр о необходимости целенаправленного, систематического проведения дидактических игр, а не от случая к случаю. Исходя из этого, можно утверждать, что дидактические игры и упражнения для детей 3 – 4 лет должны проводится последовательно, систематически. По данным, полученным в ходе эксперимента, можно утверждать, что шесть из двенадцати детей, участвующие в формирующем эксперименте при повторном констатирующем эксперименте показали лучший результат по сравнению с детьми с которыми не проводились специально организованные дидактические игры. Дидактические игры по изодеятельности и конструированию повышают сенсорную культуру детей и развивают сенсорное восприятие цвета, величины, формы.
- 49 -
- 1 - Приложение. Система дидактических игр для закрепления и уточнения знаний детей второй младшей группы о цвете, форме, величине. Цвет. 1. Спрячь мышку. Словарь: Название шести цветов спектра – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый. Материал: Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов(20 – 15), посредине белый квадрат(8-8), на которых нарисована мышка (мышкин домик), квадраты тех же шести цветов – дверцы (10х10), большая картонная игрушка – кошка, мягкая мышка. Раздаточный: такой материал меньшего размера- цветные листы 10х8, белые квадраты на них 5х5, цветные квадраты. Ход занятия: 1.Смотрите, ребята, какая маленькая у нас сегодня гостья. Кто это, правильно, мышка. Какая она маленькая, пушистенькая, серенькая. Погладьте ее Дети по очереди гладят мышку. - А вы знаете где живет мышка? В норке. От кого прячется мышка? От кошки. Смотрите нет ли где кошки, а то наша мышка боится. Поможем мышкам спрятаться в норке? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Спрячь мышку». 2.»Cначала мы вместе научимся в нее играть. У меня мышкины домики. Расставляю три домика на демонстрационной доске, радом кладу шесть квадратов шесть цветов. Видите в окошко выглядывают мышки. Чтобы спрятать мышку надо закрыть окошко дверцей – квадратиком того же цвета, что и домик, а то придет кошка увидит где окошко, откроет его и съест мышку»1. Вызываю по очереди трех детей и предлагаю им по очереди закрыть три окошка, выясняю, все или окошки хорошо закрыты. - 2 - Если кто – то допустил ошибку, вызываю ребенка для её исправления. Достаю спрятанную раньше кошку, которая идет «ловить мышей». «Пойду поищу, где здесь живет мышка. Дети вы не видели мышку?» Кошка уходит не найдя мышку. Детям раздается по одному листочку – «мышкиному домику» (сидящим рядом даю листочки разных цветов) и по шесть квадратов всех цветов. «А теперь вы спрячьте своих мышек, пока кошка спит. Выберите из квадратов, которые лежат на ваших тарелочках квадрат такова же цвета, как и домик вашей мышки». Когда все дети выполнили задание, кошка снова «идет на охоту». Иду крадущимся шагом с кошкой на руках, прохожу по рядам и смотрю, к кого мышка плохо спряталась. При этом даю возможность ошибшимся детям. Исправить положение, пока кошка не приблизилась к ним. Если ошибка не исправлена, кошка забирает у ребенка листочек с мышкой. 3.Итог. «Все сегодня хорошо играли, все спрятали мышек, только некоторые ребята ошиблись(указываю, какие именно ошибки были допущены). В следующий раз они обязательно хорошо спрячут мышек.
- 3 - 2. Подбери по цвету. Дидактическая задача: Закрепить представления о шести цветах. Научить выделять цвет, как признак предметов (форма, величина, функциональное назначение). Материал: Кукла. Раздаточный: карточки – коврики (30х20), разделенная на шесть клеток(10х10) разных цветов; по две три геометрические фигуры разного цвета (розовый, красный, синий, фиолетовый, желтый, зеленый), величины из картона. Ход игры: 1. Дети сидят за столом. Слышен стук в дверь. Я открываю дверь и виду куклу с корзинкой в руках. В корзинке лежит игра. «Смотрите ребята, к нам в гости пришла кукла Таня и принесла интересную игру. Здраствуй Катя, поздоровайтесь с Катей ребята. Кукла Таня хочет с нами поиграть. Давайте посмотрим, что лежит в корзине». 2.«Дети мы будем играть в игру «Подбери по цвету». У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат на ваших тарелочках. Разложите их по клеточкам коврика, так чтоб их не было видно. У вас есть две фигурки одинакового цвета, на такую вы их и положите. А теперь начинайте раскладывать, а мы с куклой Таней посмотрим, что у вас получится. Если фигура будет другова цвета, то она будет видна. Цвет фигуры должен совпадать с цветом коврика и самая нижняя совпадать по величине». 2. После того как, дети разложили геометрические фигуры кукла Таня ходит с воспитателем по рядам и проверяет правильность исполнения задания. Если ребенок ошибается, то объясняю, почему и куда правильно надо положить фигуру. Подвожу итог. «Все ребята молодцы, хорошо справились с заданием. А кто ошибся, тот обязательно сделает правильно в следующий перь я пойду к другим ребятам, чтоб с ними тоже поиграть. До свидания"1. - 4 -
- 5 - «У кого какое платье» Дидактическая задача: Учить детей выбирать предметы по слову, обозначающему цвет. Группировать оттенки одного цветового тона. Материал: Демострационный: Куклы. Вырезанные из картона в платьях разных цветов (однотонные платья), фланелеграф, магниты. Ход игры: 1.Смотрите, ребята, какие красивые куклы водят хоровод на нашем фланелеграфе. Давайте получше рассмотрим их и выясним чем они отличаются друг от друга. 2.Чем отличаются друг от друга наши куклы? Правильно, цветом платья. Я буду показывать вам куклу, а вы говорить, какого цвета у ней платье. Показываю по одной кукле и поочередно опрешиваю детей, уточняя и исправляя их ответы. Обрашаю внимание детей на то, что один и тот же цвет имеет разные оттенки (красный. Розовый, синий, фиолетовый). 3. Итог: Какие молодцы, ребята, многие из вас правильно назвали цвета. Наши куклы довольны, так как теперь знают какого цвета их платье. Так же мы выяснили, что у основных цветов есть оттенки и они имеют свое название1. - 6 -
Форма. 1. «Подбери фигуру» Дидактическая задача: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их назывании. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приемом обведения и накладывания. Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанные из картона. Раздаточный: Карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, как и контурные изображения на карточке. Ход игры: 1. Сажаю детей за стол и выношу из раздевалки большого, мягкого зайца. «Смотрите, кто к нам пришел. Это зайчик из лесу прискакал. Он совсем не знает, что такое геометрические фигуры. Он перепутал все фигуры и ни одной не вставил правильно. Сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру «Подбери фигуру» и объясним зайчику, какие бывают фигуры и как их обследовать. 2. Воспитатель показывает круг и, обводя его пальцем, спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?». Показывает овал, тоже обводит его пальцем. «А это какая форма?». То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры следует фиксировать внимание на углах. Неточные и ошибочные ответы детей воспитатель исправляет. Педагог просит детей обводить пальцем каждую фигуру, лежащую на подносе, затем накладывать ее на наклеенную фигуру и только при полном совпадении – класть формы и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточках так, чтобы они совпадали с нарисованными. 3. Итог. «Мы сегодня научились подбирать фигуры по форме – круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник1.
- 7 -
- 8 - 2. «Кому какая форма» Дидактическая задача: Учить детей группировать геометрические фигуры (овалы и круги) по форме, отвлекаясь от цвета и величины. Материал: Большие мишка и матрешка. Раздаточный: по три круга и овала разных цветов и размеров, по два небольших подноса для каждого ребенка. Ход занятия: 1. Сейчас я вам расскажу одну историю, про игрушки. Жили – были мишка и матрешка. И были у них яркие, красивые фигурки. Как – то раз разбаловались мишка и матрешка и перемешали все фигуры. А так как они внешне очень похожи, то сами не смогли отличить овал от круга. Вот и принесли к нам в группу, чтобы мои умные ребятки разложили по подносам овалы от круга. 2.Воспитатель демонстрирует круг и овал, просит детей вспомнить название этих фигур, показать, чем они отличаются друг от друга, обвести контуры фигур пальчиком. «А теперь все кружочки положите на один поднос - матрешке, а все овалы на другой поднос – мишке». Взрослый наблюдает, как дети выполняет задание, в случае затруднений предлагает ребенку обвести фигуру пальцем и сказать, как она называется. 3.Итог. «Мы сегодня научились отличать круги от овалов. Мишка все овалы отнесет в лес, а матрешка - заберет круги домой. Принесите подносы с кругами и отдайте их матрешке. Теперь вернитесь к своим столикам и принесите подносы с овалами, отдадим их мише. Молодцы, теперь мишка и матрешка с вами прощаются1.
- 9 -
- 10 - 3.»Геометрическое лото» Дидактическая задача: Учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой и подбирать предметы по геометрическому образцу. Дети действуют с изображением предметов, подбирая рисунки к соответствующим образцам на глаз, без внешних приемов обследования. Материал: Пять карточек и изображениями геометрических фигур: по одному кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу; по пять карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мячик, яблоко, футбольный мяч, шарик, воздушный шар), квадратный (коврик, платок, оконная рама, кубик, флаг), овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо), прямоугольной (портфель, конверт, книга, домино, карта). Ход игры: 1.Ребята, нас окружают геометрические фигуры. На стене тикают часики – их форма – круглая, вы сидите за столом – он тоже круглый; а вот окно – оно прямоугольное. Зеркало в парикмахерской – овальное, сидение на стуле – квадратное, А шляпка мухомора на картине – треугольная. Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Геометрическое лото» и попробуем увидеть в окружающих нас предметах самые различные формы. 2.В игре принимает участие шесть детей. Воспитатель рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки к изображению предметов нужной формы. Воспитатель предлагает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная и треугольная). Выигрывает тот, кто быстрее подберет все карточки к геометрическому образцу. Затем дети меняются образцами друг с другом1.
- 11 -
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|