Формы международных экономических связей. Участие Республики Беларусь в международном разделении труда.
Международные экономические отношения – связи, устанавливающиеся между странами мира в результате торговли, миграции рабочей силы, вывоза капитала, международного кредита, валютных отношений и научно-технического сотрудничества. Сегодня международные экономические связи это хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Создание рыночной экономики предполагает ее открытость и интеграцию в мировое хозяйство. Любые предприятия, фирмы, кооперативы и их союзы независимо от формы собственности, участвуя в формировании рыночных отношений, должны иметь выход им внешний рынок. Только в этом случае удастся обеспечить их реальное вхождение в международные экономические процессы. Основные формы международных экономических связей: 1. Торговля. С помощью этой формы осуществляется купля-продажа товаров широкого потребления: одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, а также продовольственных товаром и сырья. Происходит также торговый обмен продукцией для промышленного потребления: узлы, детали, запасные части, прокат, подшипники, агрегаты и т.д. Возможна покупка товаров и оборудования для общественного потребления: городской транспорт, оборудование для больниц и поликлиник, курортов, лекарства, устройства и оборудование для охраны окружающей среды. Осуществляется купля-продажа продукции интеллектуального труда: лицензии, ноу-хау, инжиниринговая продукция. 2. Совместное предпринимательство. Данная форма может быть реализована в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.
3. Оказание услуг. Большое распространение в международном бизнесе принадлежит посредническим, банковским, биржевым услугам, страхованию, туризму, международным перевозкам грузов. Быстро растет объем услуг, который оказывают компьютерные сети, имеющиеся в развитых странах мира. 4. Сотрудничество, содействие. Все большее распространение получают научное, техническое, экономическое сотрудничество. Усиливается научный и культурный обмен, увеличивается количество спортивных мероприятий. Однако и сегодня торговля это наиболее интенсивно развивающаяся форма международных экономических отношений. Заинтересованность практически всех стран в расширении своей внешней торговли связана, прежде всего, с потребностью сбыта национальной продукции на внешних рынках, необходимостью получения определенных товаров извне и, наконец, стремлением извлечь высокую прибыль за счет международного разделения труда, позволяющего добиться экономии общественного труда в процессе рационального производства и обмена его результатами между различными странами. Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять при наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара. Для получения наибольшего экономического эффекта необходимо поставлять на экспорт наукоемкую продукцию, позволяющую получить максимальную валютную выручку на единицу затрат труда, а ввозить следует те товары, которые имеют наибольшие затраты труда на единицу вложенных средств. Реализуются внешнеэкономические связи «сверху вниз»: объемы и перечень номенклатуры товаров и услуг определяются на правительственном уровне. Они реализуются через систему госзаказа (посредством организаций, определенных в качестве государственных заказчиков) и за счет лимитов с централизованным обеспечением материальными и валютными ресурсами.
Современные внешнеторговые операции очень разнообразны. Поэтому не представляется возможным предложить один критерий, и в соответствии с которым можно дать исчерпывающую классификацию внешнеторговых сделок. Все они должны рассматриваться с нескольких точек зрения: по направлениям торговли; видам товаров и услуг, степени готовности товаров; применяемым методам торговли, организационным формам. По направлению торговли международные экономические операции могут быть подразделены на экспорт, импорт, реэкспорт и реимпорт. Экспортирование или импортирование товаров обычно является первой внешнеэкономической операцией, с которой сталкивается фирма, ставшая участником международного бизнеса. Традиционными статьями импорта являются продовольственные, потребительские и промышленные товары, а также сырье и полуфабрикаты для производства товаров широкого потреблении. По видам товаров и услуг, служащих предметом торговли, можно выделить: - торговлю сырьевыми товарами; - торговлю продовольственными товарами; - торговлю товарами широкого потребления; - торговлю машинами и оборудованием; - торговлю научно-техническими знаниями и объектами интеллектуальной собственности; - торговлю услугами производственного назначении (техническое обслуживание, инжиниринг, консалтинг и т. д.); - торговлю услугами для населения, включая туризм. Организационные формы торговли предполагают многообразие условий и возможностей проведения международных сделок в зависимости от целевой установки внешнеэкономической политики и требований внешней среды. Среди них можно выделить: бартерные операции; встречные закупки или операции «бай-бек»; компенсационные сделки; операции на давальческом сырье; выкуп устаревшей продукции; промышленное сотрудничество, включая производственную и отраслевую кооперацию, создание смешанных производств и развитие такой новой формы производственной кооперации, как «продакшн шеринг», предполагающей совместное освоение природных ресурсов.
Приведенная классификация внешнеторговых операции характеризует многообразие форм, методов, организационных условий как внешней, так и внутренней среды. Открытие экономики для внешнего мира, широкая либерализация внешнеэкономической деятельности постепенно формируют в Украине новую модель международного бизнеса. Под экспортно-импортными операциями понимается коммерческим деятельность, связанная с куплей-продажей товарной продукции (услуг), с ввозом-вывозом этой продукции (услуг) за рубеж/из-за рубежа. Экспорт – совокупность множества коммерческих операций по продаже вывозу заграницу товаров для передачи их в собственность иностранному контрагенту. Экспортом является также предоставление интуристам и интурфирмам экскурсионных и других услуг (совокупного туристского продукта). Экспортом является вывоз капитала в форме предоставления кредитов и инвестирования в иностранные фирмы. При осуществлении экспортной операции для экспортера не важно, как будет использоваться товар импортером: последний может пустить товар в переработку, реализовать на внутреннем рынке или перепродать в третьи страны. В любом случае для продавца это будет экспортная операция. Для осуществления экспортной операции необходимо одно определяющее условие – иметь товар, который будет пользовании спросом на внешнем рынке. Импорт – совокупность множества коммерческих операций по покупке и ввозу иностранных товаров для последующей реализации их на внутреннем рынке своей страны. При этом ввозимый в страну товар может быть как готовой продукцией, предназначенной для реализации, так и сырьем, полуфабрикатами, подлежащими переработке, объектами капитального строительства в виде инвестиционного капитала, лицензиями, ноу-хау и т. д. Непременным условием осуществления импортной операции является платежеспособность импортера. Реэкспорт – вывоз за границу ранее ввезенного товара, не подвергшегося в реэкспортирующей стране какой-либо переработке (это является обязательным условием любой реэкспортной операции).
Реэкспорт может осуществляться и без ввоза товара в свою страну. Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже. По существу, реимпортные товары нельзя назвать внешнеторговыми сделками, поскольку они не преследуют коммерческих целей и их никто специально не готовит и не осуществляет. По своей сути это несостоявшиеся экспортные операции. Но таможенная статистика учитывает их отдельно – как реимпортные операции. Реимпорт – ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, но подвергшихся там переработке. Ими могут быть товары, не проданные на аукционе, выставке, возвращенные с консигнационного склада, забракованные покупателем и другие, предназначавшиеся к продаже. Участие Республики Беларусь в международном разделении труда. Стратегически важной целью для республики является определение её внешнеторгового потенциала, места в международном разделении труда и обеспечения плавности вхождения в мирохозяйственные связи. Внешнеторговый потенциал представляет собой комплексную характеристику, отражающую материальные и интеллектуальные возможности участия государства в торговом сотрудничестве с другими странами. Республика Беларусь располагает достаточно большим внешнеторговым потенциалом. Его основу составляет промышленность (66 % валового общественного продукта), в том числе на долю машиностроения, химию и нефтехимию приходится более 40 % валовой продукции. Среди стран СНГ республике принадлежит значительная доля в производстве химических волокон и нитей – 40 %, фотоаппаратов – 30 %, тракторов – 20 %, минеральных удобрений – 20 % и т.д. Для оценки степени участия Республики Беларусь в международном разделении труда, а также эффективности экспорта выпускаемой продукции определим долю участия нашей страны в мировом экспорте и мировом ВВП, проанализируем экспорт товаров и доход на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП по сравнению со среднемировым, принимаемым за 100 % (таблица1). Чем больше душевой показатель экспорта страны и чем меньше при этом вывозимая доля ВВП, тем выше показатель дохода на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП, то есть экспорт страны осуществляется наиболее эффективным образом.
Таблица 1 – Участи Республики Беларусь в международном разделении труда
Анализ представленной таблицы позволяет констатировать, что Республика Беларусь принимает активное участие в международном разделении труда, однако наметилась тенденция к его снижению. Необходимо отметить, что достаточно высокий коэффициент МРТ, определяемый соотношением доли страны в мировом экспорте и доли страны в мировом ВВП, может свидетельствовать об уязвимости экономики страны и гипертрофированном развитии экспортно-сырьевого сектора. Растет показатель экспорта на душу населения, а также эффективность экспорта, измеряемая доходом на душу населения от каждого экспортируемого процента ВВП. Экспорт Республики Беларусь все больше концентрируется на энергетической составляющей (таблица 2). Таблица 2 – Ведущие экспортные товары Беларуси 2000 г. и 2005 г.
Если в 2000 г. на продукты нефтепереработки приходилось 14 % белорусского экспорта, то в 2005 г. – почти 30 %. К 2005 г. в экспорте страны сократилась доля удобрений, тракторов, запасных частей к автомобилям, однако существенно увеличилась доля в экспорте стран ЦВЕ и СНГ по данным товарным позициям, а также грузовым автомобилям, бытовой технике, фурнитуре из дерева, двигателям для автотранспортных средств, запасным частям к автомобилям, что свидетельствует о растущем спросе на продукцию белорусских производителей. Данную положительную тенденцию нельзя не учитывать белорусским товаропроизводителям, которым необходимо укреплять свои позиции в данном направлении. Что касается доли вышеназванных товарных групп в мировом экспорте, то она превышает единицу только по удобрениям, тракторам и продуктам нефтепереработки (таблица 2). Для оценки текущей конкурентоспособности, сравнительных преимуществ, товарной и рыночной диверсификации экспортных товарных групп Беларуси в мировой системе экономических координат воспользуемся данными Международного торгового центра ООН. Из проведенных центром исследований следует, что вся масса экспортируемых товаров разбита на 14 секторов: свежие продукты; переработанные продукты; товары из дерева; текстильные, химические товары, товары из кожи; металлы и другие промышленные товары; электронные компоненты; неэлектрические машины; компьютеры, телекоммуникационное оборудование и электроника; транспортное оборудование; одежда; минеральные продукты и прочие промышленные товары. Самые высокие сравнительные преимущества и текущая конкурентоспособность товаров Республики Беларусь среди стран-экспортеров наблюдается по следующим экспортным группам товаров: 1) переработанные продукты (мясо и субпродукты консервированные; молочные продукты: масло, сыры, творог; яйца, альбумин; рыба и моллюски консервированные; мука ржаная, пшеничная, зерновая мука грубого помола; сахар, мед, кондитерские изделия из сахара, шоколад, какао-продукты; маргарин); 2) текстильные товары (текстильная комплексная нить и текстильное волокно; специальная пряжа; настил пола и т.п.); 3) товары из дерева (дрова и древесный уголь; древесина необработанная и простой обработки; шпон, фанера, мебель и отделочные материалы); 4) товары химической промышленности (синтетическая прядильная нить; лаки, краски, красители; минеральные удобрения; первичный этиленовый полимер; крахмалы и клеи; резиновые шины, протекторы); 5) минеральные продукты (камень, песок, гравий; другие сырые материалы; отходы обычного черного металла; брикеты, бурый уголь, торф; низкосортный бензин, битумное масло, прочие нефтепродукты); 6) металлы и другие промышленные товары (глина, огнеупорный материал; сырье, изделия из железа и стали; железные и стальные прутья и бруски; железный и стальной материал для железнодорожного транс порта; железный и стальной провод; метизы без электроизоляторов; бытовые приборы из обычного металла). Устойчивое положительное сальдо торгового баланса на протяжении 5 лет наблюдается по следующим группам товаров: текстильные товары, товары из дерева и товары химической промышленности. По группе товаров переработанные продукты увеличивается доля белорусской продукции на мировом рынке, однако уменьшается товарная номенклатура экспорта. Беларусь занимает одно из последних мест среди стран – экспортеров данной группы по рыночной диверсификации товарных потоков. К положительным тенденциям можно отнести увеличение сравнительных преимуществ и текущей конкурентоспособности переработанных продуктов, что привело к положительному сальдо торгового баланса по товарам данной экспортной группы в 2005 г. По группе металлы и другие промышленные товары, несмотря на незначительное за 5 лет увеличение сравнительных преимуществ и текущей конкурентоспособности, Республика Беларусь имеет хронически отрицательное сальдо торгового баланса. Доля данных товаров на мировом рынке увеличилась незначительно, однако ухудшились позиции по товарной диверсификации экспорта. По группе товаров минеральные продукты, несмотря на рост индекса сравнительных преимуществ и текущей конкурентоспособности, у Республики Беларусь устойчивое отрицательное сальдо торгового баланса, связанное с импортом нефти из Российской Федерации по льготным ценам, переработкой на белорусских нефтеперерабатывающих заводах и последующим экспортом нефтепродуктов в страны Европейского союза. Таким образом, товары из указанных экспортных групп, за исключением минеральных продуктов (что связано с изменением условий поставки товаров из Российской Федерации), имеют все необходимые предпосылки для увеличения экспорта в краткосрочной перспективе. Для этого необходимо повышать текущую конкурентоспособность выпускаемой продукции, осуществлять горизонтальную диверсификацию экспортного портфеля за счет углубления степени переработки сырья и полуфабрикатов до готовой продукции, расширять товарную номенклатуру экспорта и увеличивать ее присутствие на зарубежных рынках. Экспортная группа товаров, обладающая относительно высокими сравнительными преимуществами и текущей конкурентоспособностью, имеющая высокий потенциал для увеличения экспортных возможностей в среднесрочной перспективе, включает в себя следующую продукцию: транспортное оборудование, одежду, товары из кожи, электронные компоненты, прочие промышленные товары. Эти товары имели положительное сальдо торгового баланса на протяжении 5 лет или в отдельные годы, относительно высокие сравнительные преимущества. Выявлены сравнительные преимущества Республики Беларусь по следующим товарам экспортных групп: 1) транспортное оборудование (автотранспорт, дорожные автомобили, трейлеры и автоприцепы); 2) товары из кожи (кожа, дубленная и выделанная кожа с мехом; обувь); 3) одежда (трикотажная и тканая одежда для девочек и женщин); 4) электронные компоненты (бытовая техника); 5) прочие промышленные товары (здания из сборных элементов, санитарно-техническая тепло-арматура; оптические приборы; оружие и боеприпасы). Экспортная группа товаров, обладающая самыми низкими сравнительными преимуществами, текущей конкурентоспособностью среди продукции стран – экспортеров данных групп товаров, хронически отрицательным сальдо торгового баланса на протяжении 5 лет, включает в себя следующие позиции: свежие продукты, неэлектрические машины, компьютеры, телекоммуникационное оборудование и электронику. Для того чтобы рассчитывать на увеличение экспортных возможностей данной группы товаров в долгосрочной перспективе, необходимы кардинальные меры по повышению их конкурентных преимуществ. По группе неэлектрические машины только тракторы попали в десятку ведущих экспортных товаров Республики Беларусь и укрепили свои позиции на рынках стран СНГ и ЦВЕ, хотя доля данной продукции в экспорте страны в 2005 г. по сравнению с 2000 г. сократилась (таблица 2). По экспортной группе свежие продукты и сырьевая сельскохозяйственная продукция выявлены сравнительные преимущества по следующим товарам: говядина свежая; зерно хлебных злаков; шкура без меха, необработанная; кожа с мехом, необработанная; текстильное волокно без хлопка/джута. Для повышения эффективности экспорта товаров данной экспортной группы необходимо осуществлять горизонтальную диверсификацию и повышать добавленную стоимость в конечной продукции, то есть от экспорта сырья переходить к экспорту готовой продукции. Указанные виды продукции перспективны для экспорта и в виде сырья, учитывая достаточно высокую долю в мировом экспорте аналогичных товаров из стран с малой экономикой Западной и Северной Европы. Однако для этого необходимы инвестиции в улучшение условий работы с сырьевой базой, поскольку в настоящее время ни оборудование, ни технологии работы с сырьем не соответствуют международным стандартам. По экспортной группе неэлектрические машины Республика Беларусь имеет выявленные сравнительные преимущества по следующим товарам: тракторы, сельскохозяйственные машины, шариковые и роликовые подшипники. Необходимо отметить, что сравнительные преимущества страны по данным товарам ухудшаются (кроме тракторов), что свидетельствует о снижении их конкурентоспособности. По экспортной группе – компьютеры, телекоммуникационное оборудование и электроника Республика Беларусь не имеет сравнительного преимущества ни по одному виду товара. Анализ экспортных возможностей нашей страны в мировой системе экономических координат показывает наличие сравнительных преимуществ по целому ряду белорусской продукции. Однако наращивать экспортный потенциал возможно только повышая конкурентоспособность выпускаемой продукции. Кроме того, экспортные потоки характеризуются слабой диверсификацией по товарной номенклатуре и присутствию на зарубежных рынках. Так, по металлам и другим промышленным товарам, транспортному оборудованию, одежде и текстилю, свежим продуктам, товарам из кожи, переработанным продуктам и товарам из дерева Республика Беларусь занимает достаточно высокое место по продуктовой диверсификации в международном рейтинге среди стран – экспортеров данной продукции. Тенденция к увеличению продуктовой диверсификации наблюдается только по товарам из кожи. По всем остальным товарным группам за 5 лет Беларусь значительно ухудшила свои международные позиции. Что касается рыночной диверсификации экспортируемых товаров, то относительно высокие позиции в международном рейтинге с положительной динамикой наблюдаются только по химическим товарам (66-е место среди 131 страны в 2005 г.), товарам из дерева (66-е место среди 120 стран в 2005 г.), товарам из кожи (72-е место среди 93 стран в 2005 г.), с отрицательной динамикой – по одежде (44-е место среди 115 стран в 2005 г.). По всем остальным экспортным группам белорусские товары слабо представлены на международных рынках. Например, по металлам и другим промышленным товарам – 102-е место среди 131 страны в 2005 г., транспортному оборудованию – 94-е среди 110 стран, свежим продуктам – 165-е среди 177 стран, переработанным продуктам – 149-е среди 153 стран. Важной составной частью внешнеторговой политики Беларуси должно стать развитие туризма, сферы услуг; создание наукоёмких и нематериалоёмких производств; формирование благоприятного климата для прямых иностранных инвестиций. Республика Беларусь является членом ряда международных финансовых, валютно-кредитных учреждений. В 1992 г. Республика Беларусь стала членом Международного валютного фонда (МВФ), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|