Василий Дроздов принял монашество с именем Филарет, в честь нищелюбивого праведника Филарета Милостивого
Однажды, за несколько дней до тезоименитства владыки Платона, учитель греческого языка предложил Василию Дроздову написать приветственное четверостишие в адрес митрополита. Пой в песнях великих героев, Омир! Дела же Платона ты петь не дерзай! Поэты наклонны и правду превысить, Но как превозвысить деянья Отца? — прочитал Василий в назначенный день. И тотчас своим чистым греческим языком обратил на себя внимание владыки. Василий загорелся было философией, но вскоре остыл. Лишь у немногих мыслителей находил он искорки вечной истины. «Если хочешь быть добрым, прежде всего считай себя злым», – старательно записывал он на бумаге своим мелким аккуратным почерком. «Чаще думай о Боге, чем дыши»; «Владей своими страстями – или они овладеют тобой». Зато любовь к богословской науке в сердце Василия Дроздова разгоралась день ото дня все ярче и сильнее. Прежде богословские диспуты в семинарии проводились на унылом и строгом латинском языке. С приходом нового ректора отца Евграфа – только на русском. Вот какую оценку дал ректор своему ученику: «Умом отлично остр, прилежен и успешен». Уже на третий год обучения в Троицкой семинарии, в ноябре 1803-го, Василия Дроздова назначили учителем греческого и еврейского языков с жалованьем в сто пятьдесят рублей в год. Владыка Платон все больше доверял талантливому ученику: сделал его своим иподиаконом. Когда Дроздов произнес в лавре свою первую проповедь, посвященную освобождению монастыря от поляков, владыка понял, что не обманулся в ученике. Проповедь поразила ясностью, необыкновенной духовной силой и поэтическими сравнениями. Специально для Василия митрополит Платон учредил должность лаврского проповедника.
После заутрени 7 июля 1808 года Василий передал келейнику митрополита Платона письмо. Слезы умиления выступили на глазах мудрого пастыря, когда он дочитал послание. «…Обучаясь и потом обучая под Вашим покровительством, я научился находить в учении удовольствие и пользу в уединении. Сие расположило меня к званию монашескому… И ныне прошу Ваше Высокопреосвященство совершить мое желание, удостоя меня монашеского звания». В Трапезной церкви 16 ноября 1808 года Василий Дроздов принял монашество с именем Филарет, в честь нищелюбивого праведника Филарета Милостивого, прославившегося своими добродетелями в VIII веке на земле Малой Азии. Менее чем через неделю он уже сделался иеродиаконом. А в начале нового года ученого инока вызвали в Петербург, назначив инспектором семинарии. Душа искала родники богословия, а вместо этого пришлось осваивать административную должность и к тому же преподавать не особенно любимую философию. Но он монах и потому обязан покоряться воле вышестоящих. Незаметно пролетел еще один год в Петербурге. Зато 1810 год стал знаменательным. Вспомнило вдруг духовное начальство, что о Филарете как о блестящем проповеднике отзывался митрополит Платон. Первое же слово, сказанное им в день праздника Благовещения, произвело в северной столице сильное впечатление. «…Предположим на минуту, что Христос внезапно явился бы в сем храме, как некогда в Иерусалимском… – голос Филарета был негромок, но в полной тишине долетал до каждого уха. – И увидев продающих фарисейское благочестие и покупающих славу ревностных служителей Бога, а также приносящих в жертву Богу несколько торжественных минут и надеющихся заплатить ими за целую жизнь порочную, думаете, не изгнал бы вон их из храма? Да не сотворят из дома молитвы дом гнусной торговли! Не царствует лукавый мир, но в рабстве пребывает – честолюбия, злата, чрева, сладострастия…»
Проповеди Филарета, особенно надгробное слово, сказанное на смерть графа Александра Строганова, сделали имя ученого монаха знаменитым. Самый читаемый в то время журнал «Вестник Европы» опубликовал его обращения с амвона. И обер-прокурор Святейшего Синода князь Голицын, да и сам государь Александр Павлович восхищались его метким и врачующим словом. За отличие в преподавании Слова Божия иеромонах Филарет был пожалован наперсным крестом с драгоценными камнями – отличие высочайшее для простого монаха! С марта 1812 года архимандрит Филарет – ректор Петербургской Духовной академии, где преподавал любимое богословие и церковную историю. В том же месяце его назначили настоятелем Новгородского Юрьевского монастыря. Да, 1812 год знаменит и славен! Великую победу одержала Россия, одна-одинешенька выигравшая войну против армии двунадесяти языков во главе с непобедимым прежде Наполеоном. Жаль только, владыка Платон не увидел полного разгрома французов! Рано утром 11 ноября он тихо отошел в иной мир. Говорят, что за месяц до своей кончины вскочил вдруг задремавший было митрополит из кресла и закричал:
Вышел! Вышел! Его не могли понять, пока он не объяснил: – Французы из Москвы уходят! Слава Богу, и я теперь умру спокойно. …5 августа 1817 года в Троицком соборе Александро-Невской лавры архимандрита Филарета посвятили во епископа Ревельского. Через год – он уже архиепископ Тверской епархии и член Святейшего Синода. Большой радостью для владыки Филарета стало долгожданное издание Евангелия на славянском и русском языках. «Мы обязаны доставить душеспасительные книги Писания каждому на том языке и наречии, на котором он удобнее разуметь может, – не уставал повторять на собраниях Библейского общества владыка Филарет. – Будет людям доступна и понятна Библия, многие сердца откроются Слову Божию». Шел 1821 год. Святейший Синод назначил архиепископа Филарета управлять Московской епархией, со времен митрополита Петра считавшейся самой почетной и уважаемой на Русской земле. Владыка приехал в Первопрестольную накануне Успенского поста. – Кто я, дерзнувший возглашать благодатное слово среди церкви, в которой сияли столь многие светильники веры? – звучал в переполненном Успенском храме Кремля голос Филарета. – О Владыко Господи! Ради народа Твоего – даруй благодать служению сему.
Десятки, сотни священных обителей радостно перезванивались колоколами в Москве и Подмосковье. Но любимой для владыки Филарета по-прежнему оставалась Троицкая лавра – там, возле святых мощей преподобного Сергия, он по-настоящему начал жить духовной жизнью. Там, в монастырском храме Сошествия Святого Духа на апостолов, погребен учитель и наставник Платон. В те времена монастыри получали деньги из государственной казны. Но сумма эта была не такой уж значительной. Главная поддержка– частные пожертвования. «В рай входят святой милостыней», – говорили в старину. «Возлюби…» – вот и милость окажешь. Отблагодарить монастырь за возможность помолиться в святом месте стремились и простолюдины. Однако первыми жертвователями всегда считались помещики и купцы. «Много пташек на свете, и каждая поет своим голосом… Учись подпевать каждой из них, – наставлял владыка Филарет настоятелей святых обителей. – Не человекоугодничать надо, а смиренною покорностию снискивать благорасположение добрых людей». Для святителя Филарета благотворительность, которую он обрел в лице московской аристократии – князе Сергее Голицыне, графе Дмитрии Горихвостове, княгине Волконской, – была одним из важных дел. Сколько бедных сельских храмов и отдаленных монастырей обязаны ему святою поддержкой! Сколько православных греков, сражающихся за свою независимость, было вызволено на эти деньги из турецкого плена. Филарет любил поэзию. Стихотворные строки порой сами собой слагались в голове – стоило взять в руки перо, и стихи дивным потоком лились на бумагу. Однажды в доме князя Голицына услышал Московский святитель стихи поэта Александра Пушкина, чье творчество поначалу не одобрял, но с каждым годом все более проникался его вдохновенной лирой. Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? – Вот настоящий вопль души, потерявшей верный путь, – взволновался митрополит, дослушав стихи до конца. – Но поэзия, конечно, восхитительная. Ночью владыка, пораженный отчаянием поэта, написал ему знаменитый ответ: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, Забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум , — И созиждется Тобою Сердце чисто, светел ум! Стихи митрополита восхитили Пушкина. Иным, одухотворенным взором посмотрел он вокруг. Иначе не родились бы благодарные строки, посвященные святителю: …Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Задумал однажды император Николай соорудить в Москве величественную Триумфальную арку. Памятник сей намеревались воздвигнуть в честь славных деяний государя Александра I. Однако же на воротах не было никакого упоминания о покойном, не было даже знака о его победах. Зато украсили ворота боги языческие.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|