Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие спроса. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос.




Министерство образования РФ

Волжская инженерно-педагогическая академия

Социально-экономический институт

Кафедра экономики организации

Контрольная работа по экономической теории

Вариант № 19

                   

                                                      Выполнил:

                                                                                                 Студентка 1 курса СЭИ

                                                                                 Группы МЗ-03-4

                                                                                Кафтасьева М

                                                                         Проверил:

                                                                           Жукова Н А

Понятие спроса. Закон спроса, факторы, влияющие на спрос.

 

 

Спрос – платежеспособная потребность, сумма денег, которые покупатели могут и намерены заплатить за нужные им блага. Спрос на какую-либо услугу отражают желание и возможности потребителей купить определенное количество этого товара или услуги по определенной цене в определенный период времени.

Одним из важнейших законов, «управляющих» процессом товарообмена и ценообразования на конкурентном рынке выступает закон спроса. Спрос связывает количество покупаемого товара с его ценой. Своеобразие закона спроса - в обратной зависимости между ценой и количеством покупаемого товара: чем выше цена, тем меньшее количество товаров будет куплено потребителем. При снижении цены – количество покупок данного товара возрастает. Когда количество данного товара на рынке возрастает, то при прочих равных условиях его продажа возможна лишь при сниженной цене, малейший дефицит привычных для покупателей товаров на рынках вызывает тенденцию повышения их цен.

Закон спроса выявляет также постепенное убывание спроса на один и тот же товар. Это происходит не только вследствие роста цены, но и вследствие насыщения потребностей. Приращение покупок одного и того же товара, как правило, осуществляется потребителями вследствие снижения его цены. Однако полезный эффект от такого приращения имеет известный предел, по мере наступления которого даже при понижении тенденции цен закупки товара сокращаются. Это особенность закона спроса находит выражение в убывающей полезности каждой дополнительной покупки одноименного товара. Для покупателя становится все более очевидным снижение полезного потребительского эффекта от дополнительных затрат на эти закупки, и убывание спроса происходит несмотря на падение цены. Это означает, что закон спроса описывает две важные особенности рынка:

1 обратную зависимость между ценой и покупаемым количеством товаров;

2 постепенное убывание спроса на любой обмениваемый на рынке товар.

Рыночное ценообразование – это многомерный процесс, где на обмен товаров влияют не только цены, но и другие, неценовые факторы. Количество товаров, которое может быть куплено в каждый данный момент, зависит не только от цены, но и от неценовых факторов. Их воздействие как бы нейтрализует влияние цены, во всяком случае, изменение количества закупаемых товаров происходит при неизменяющихся ценах, а зачастую и независимо от их движения. К числу таких факторов относятся денежные доходы покупателей. Например, если денежные доходы покупателей, по каким либо причинам возросли, то количество покупаемых товаров возрастет, хотя цены этих товаров не изменились и до повышения доходов могли служить одной из главных причин их ограниченных закупок потребителями. Если, наоборот, денежные доходы покупателей снизились, то при тех же ценах товаров количество их покупок снизится.

Так же, изменение количества купли- продажи товаров по тем же ценам может произойти под воздействием фактора так называемых покупательских ожиданий. Причины изменения ожиданий могут быть самые разные: как экономические (инфляция), так и не экономически (например, погодные, предпраздничные, сезонные условия). Под их воздействием количество покупок может, как возрасти, так и снизиться вне прямой зависимости от уровня цен покупаемых товаров.

Еще, объем многих товаров, покупаемых потребителями вне зависимости от цены, может измениться, например, от наличия или отсутствия взаимозаменяемых и взаимодополняемых товаров. Почти каждый товар имеет на рынке свои «дополнители» и «заменители» и наличие их на товарных рынках способно существенно изменить покупательский спрос.

Еще на покупательский спрос могут влиять и такие неценовые факторы, как субъективные предпочтения и вкусы потребителей, их отношение к моде, дизайну товаров. Существенную роль может сыграть конкуренция покупателей, а так же специфика покупательской психологии (например, эффект толпы: многие устремятся покупать тот товар, который почему-то покупают все).

И так, в основе закона спроса лежат:

1 Здравый смысл

Сама жизнь убеждает нас в том, что цена на товар может стать                       препятствием к его покупке, распродажа привлекает покупателей.

2 Закон убывающей предельной полезности

Потребление подвержено действию этого закона. Степень удовлетворения покупателя от каждой последующей единицы продукта снижается, потребители покупают эти дополнительные единицы продукта только при условии снижения его цены.

3 Эффект дохода

При снижении цены потребитель имеет возможность приобретать больше товаров, а при увеличении цены меньше.

4 Эффект замещения

Когда при увеличении цены относительно других товаров снижается спрос. Потребитель удовлетворяет свою потребность с помощью товаров-заменителей с более низкой ценой.

Детерминанты спроса (неценовые факторы)

1 Вкусы и предпочтения покупателей

Они различны у разных покупателей и могут изменяться под действием различных обстоятельств.

2 Цены на другие товары

а) взаимозаменяемые товары

в) взаимодополняющие товары

г) независимые товары

3 Доходы покупателей и уровень их благосостояния

4 Ожидание покупателей

За счет ожидания повышения цен на какой-то товар, спрос на него возрастет, хотя цены будут повышены позднее, ожидание снижения собственных доходов вызовет снижение спроса на многие товары заранее.

5 Число покупателей

Оно влияет на совокупный рыночный спрос, то есть спрос, предъявляемый группой покупателей, сумму их индивидуальных спросов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...