Линейно-функциональная форма связей
В процессе развития линейное управление органически сочетается с функциональным и появляется линейно-функциональная (штабная) форма связей в структуре управления, свободная от недостатков, присущих отдельно линейной и функциональной структурам. При линейно-функциональной форме связей у линейного руководителя появляется штаб, состоящий из функциональных органов, ячеек управления (отделов, бюро, групп, отдельных специалистов), которые соответствуют определенной конкретной функции управления. Линейно-функциональная форма связи в структуре управления требует создания специальных советов, коллегий, в которых линейные руководители совместно с функциональными руководителями и экспертами могут согласовать свои действия и решения. Но и линейно-функциональной (штабной) системе присущи недостатки: иногда наблюдаются искусственное расширение аппарата управления, его отрыв от производства, неоправданное увеличение расходов на управление и т. д. В настоящее время линейное управление, не подкрепленное функциональным управлением (штабом), стало сравнительно редким явлением. В чистом виде линейное управление сохраняется в руководстве участком, особенно при бес цеховой структуре, а также при руководстве бригадой. Соотношение между линейными и функциональными связями определяет меру сочетания управления, раздробленного по функциям, и комплексного управления, охватывающего все функции. Это соотношение характерно для современных систем управления. Общей тенденцией является расширение роли функционального управления по мере подъема к более высоким ступеням управления. Эта роль выше в заводской системе управления по сравнению с управлением цехами и еще шире во вне заводских ступенях управления производством.
Дальнейшее разделение труда в сфере управления усиливает обособление функциональных звеньев, организационно изолированных от линейных звеньев, непосредственно связанных с производством. На различных ступенях управления наряду с комплексными органами, использующими все основные функции, формируются специализированные органы, охватывающие лишь ограниченный круг функций и являющиеся, поэтому органами функционального управления. Так складываются два основных типа органов управления — линейные (комплексные) и функциональные (локальные), специализированные по функциям. Напомним, что линейное управление — это руководство производством по всей совокупности функций [министерство — промышленное объединение — производственное объединение (предприятие) — цех — участок]. Функциональное управление — это руководство производством по реализации конкретных функций управления со стороны специализированных органов управления (комитетов, управлений, отделов, бюро и т. п.). Так, например, руководство промышленностью СССР в целом осуществляет Совет Министров СССР, который в своей работе опирается на помощь линейных органов — отраслевых министерств и центральных функциональных органов народного хозяйства (Госплан, Госстрой, Госснаб, Госкомитет по науке и технике, ЦСУ и т. д.). В зависимости от организационно-технических особенностей отрасли промышленности подчинены министерствам трех видов: общесоюзным, союзно-республиканским и республиканским. Общесоюзные министерства осуществляют руководство машиностроительными отраслями и рядом отраслей добывающей промышленности, требующими единого технического руководства предприятиями в масштабе всей страны независимо от их территориального размещения. Ряд отраслей промышленности (например, легкая, пищевая) находится в союзно-республиканском подчинении. Тем самым обеспечивается участие союзных республик в управлении предприятиями этих отраслей путем создания, как союзно-республиканских министерств СССР, так и одноименных министерств в союзных республиках, которым непосредственно подчиняются предприятия и ПО, находящиеся на их территории. Союзно-республиканские промышленные министерства подчиняются как Советам Министров союзных республик, так и соответствующему союзно-республиканскому министерству СССР.
Развитие линейно-функциональной формы связи в структуре управления привело к возникновению так называемой системы ограниченного функционализма. В такой системе специализированные подразделения обладают некоторыми (ограниченными) правами в отношении нижестоящих ячеек. Линейно-функциональные связи в структуре управления особенно эффективны при решении повторяющихся, неизменных в течение длительного времени задач. Они обеспечивают максимальную стабильность организации, создают наиболее благоприятную основу для формальной регламентации полномочий, ответственности и характера взаимодействия руководителей подразделений и отдельных работников. Однако линейно-функциональные структуры управления не всегда обладают необходимой гибкостью и приспособляемостью при возникновении новых задач. Они затрудняют мел<функциональную координацию деятельности по внедрению новых программ. В связи с этим возникает необходимость «горизонтальной» меж функциональной координации в деятельности отделов и подразделений аппарата управления для достижения особых, иногда внеплановых, целей с помощью программно-целевой структуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|