Совершенствование деятельности холдингов
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
На наш взгляд, при создании и внедрении стратегии развития российских холдингов необходимо руководствоваться следующими принципами: - последовательность – стратегия развития не должна содержать противоречивых целей и программ; - согласованность – стратегия развития должна предусматривать адаптивную реакцию на внешнюю среду и происходящие в ней изменения; - преимущество – стратегия развития должна обеспечивать возможности для творчества и поддержки конкурентного преимущества в избранной сфере деятельности; - осуществляемость – стратегия развития не должна предусматривать чрезмерных расходов имеющихся ресурсов и вести к возникновению неразрешимых проблем. Так, например, можно выделить четыре этапа разработки бизнес-плана банковского холдинга. I этап. Анализ ситуации в регионе: экономической, конкурентной, в которой банковскому холдингу предстоит работать в планируемом периоде. II этап. Оценка позиции банковского холдинга на региональном финансовом рынке; результатов маркетинговых исследований о видах финансовых услуг, имеющих платежеспособный спрос, основных клиентах и их предпочтениях, потенциальных конкурентах, преимуществах и слабых сторонах банковского холдинга, влияющих на его рыночную позицию; потенциальных внутренних ресурсах (финансовых, кадровых, материально-технических, программно-информационных), которые еобходимо задействовать для реализации бизнес-плана. III этап. Формирование стратегических целей и задач банковского холдинга и планирование контрольных показателей бизнес-плана на основе проведенного анализа ситуации в регионе, изучения места банковского холдинга на финансовом рынке, оценки внутрихолдингового потенциала.
IV этап. Корректировка решений и стратегических направлений развития под влиянием изменений внешней среды. Выделим следующие перспективные направления развития российских банковских холдингов: 1. Совершенствование правового регулирования деятельности банковских холдингов. В частности, разработка и принятие Федерального закона «О банковских холдингах» с учетом имеющегося международного опыта. 2. Оптимизация состава участников и установление перечня разрешенных видов небанковской деятельности для банковских холдингов. Наряду с полномочиями по осуществлению консолидированного надзора за банковскими холдингами Банку России необходимо определить состав участников банковского холдинга в части иных юридических лиц, дать четкий перечень организаций и компаний, которым разрешено объединяться в рамках банковского холдинга. В Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» следует внести изменения в части закрепления на законодательном уровне полномочий Банка России по установлению перечня разрешенных видов небанковской деятельности банковских холдингов. 3. Обеспечение устойчивости и повышение эффективности функционирования банковского холдинга. Обеспечение устойчивости и повышение эффективности функционирования банковского холдинга зависит от гибкого и четко работающего механизма взаимодействия участников объединения, постоянного совершенствования форм сотрудничества и интеграции различных финансовых институтов. Считаем, что взаимодействие кредитных организаций и небанковских финансовых институтов в составе банковского холдинга целесообразно осуществлять по направлениям, включающим: - взаимовыгодное сотрудничество участников банковского холдинга в качестве клиентов; - взаимодействие участников банковского холдинга выступающих друг для друга в качестве дополнительных каналов продаж своих продуктов;
- создание «гибридных» или смешанных продуктов сочетающих в себе услуги участников банковского холдинга; - взаимодействие участников банковского холдинга выступающих друг для друга в качестве дополнительных каналов выхода на розничных и корпоративных клиентов. Также отметим и решающую роль, которая принадлежит в базовых отраслях смешанным холдингам. Повышение эффективности работы смешанных холдингов сегодня является одной из наиболее актуальных задач в сфере теории и практики управления бизнесом. Безусловно, задача оптимизации работы подобного рода бизнес-объединений может быть решена в первую очередь за счет управленческих решений. Оптимизация деятельности смешанного холдинга в первую очередь должна коснуться следующих направлений: Слияние и поглощение. Изменение капитализации, достигнутое в результате сделок по слиянию/поглощению, зависит от качества проработки сделок. В то же время количество сделок для каждого отраслевого холдинга в отдельности обычно небольшое. Кроме того, сделки для отраслевых холдингов проводятся нерегулярно. Следовательно, специалисты по проведению сделок по слиянию требуются для каждого отраслевого холдинга от случая к случаю. В то же время они являются достаточно дорогим ресурсом. Поэтому наиболее эффективным способом оптимизации этого вида деятельности в рамках смешанного холдинга является выделение специалистов по слиянию и поглощению в отдельную сервисную компанию, которая предоставляет свои услуги в организации подобных сделок отраслевым холдингам. Разработка стратегии. Общепринято, что капитализация отраслевого холдинга зависит от качества стратегии. Разработка стратегии (так же, как слияния и поглощения) для отраслевых холдингов проводится нерегулярно, а специалисты по разработкам стратегии также являются дорогим ресурсом. Таким образом, специалисты по разработке стратегии должны быть выделены в отдельную сервисную компанию точно так же, как специалисты по слиянию и поглощению. Привлечение внешних финансовых ресурсов. Потенциал каждого из отраслевых холдингов по привлечению внешних финансовых ресурсов в отдельности меньше потенциала всех отраслевых холдингов. Поэтому создание функции привлечения финансовых ресурсов для каждого отраслевого холдинга в отдельности, как правило, экономически нецелесообразно. Кроме того, потенциальные инвесторы требуют от холдинга создания структуры управления, которая обеспечивала бы достаточную прозрачность и качество принимаемых решений. Следовательно, наиболее эффективным путем оптимизации данного направления является делегирование функций по привлечению внешних ресурсов на уровень финансового холдинга, который выступает по отношению к отраслевым холдингам в виде венчурного фонда.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов (т.е., практически всегда) сделать выбор, приводящий к максимальному увеличению капитализации для акционеров (а не для какого-нибудь отраслевого холдинга), можно только на уровне финансового холдинга. Финансовый контроль. Как и выбор направления инвестиций, финансовый контроль является функцией, выполняемой в интересах акционеров. Поэтому он должен быть независимым от деятельности отраслевых холдингов и осуществляться специалистами с высоким уровнем профессионализма. Следовательно, функции финансового контроля также должны быть отнесены к финансовому холдингу. Оперативное управление. Осуществляется в режиме реального времени и существенно отличается по характеру и объему управленческих решений в зависимости от отрасли. Поэтому оперативное управление отраслевым холдингом производится на уровне отраслевого холдинга. Как уже отмечалось, российская правовая база не располагает пакетом специализированного законодательства о холдингах, которое бы однозначно определило их роль, статус в промышленной политике и становлении ее инновационного сектора. Сегодня существуют только четыре документа, в которых упомянуты холдинги. Это Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах», Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и «Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (утверждено указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392).
Закон о холдингах пытались принять уже дважды. В 1995 году его проект был одобрен Госдумой, но заблокирован Советом Федерации. В 1999 году парламент принял новую версию этого закона, но президент наложил на него вето. Безусловно, тот факт, что юридически холдинговые компании не закреплены явился причиной для возникновения множества скандально-криминальных имущественных споров. Действующий ныне норматив, который косвенно мог бы регулировать холдинговые отношения - Федеральный закон «О финансово-промышленных группах»не состоятелен, поскольку ориентирован на бюрократизированную экономику. Закон об ФПГ регламентирует разрешительный характер регистрации, по многим позициям неадекватен экономическим реалиям, в частности, не обеспечивает привлечение инвестиций, прозрачность финансовой деятельности и содержит множество бюрократических препон. Несомненно, принятие закона «О холдингах» будет способствовать повышению уровня их конкурентоспособности на мировой арене, а также укреплению финансовой и экономической устойчивости внутри страны. Единая система управления, финансовой отчетности, единая инвестиционная политика, единый документооборот позволят им получить неоспоримые экономические преимущества перед другими компаниями. Но самое важное: мы не отстанем от общих тенденций мировой экономики и будем жить по общим правилам мирового рынка. По мнению законодателей, в законе должно быть определено три возможных условия для возникновения холдинговых отношений. Первым является «преобладание головной компании в капитале прочих юридических лиц». Кроме того, холдинг может быть учрежден на основании договорных отношений, и третья форма - холдинговая компания, образованная собственником имущества. Очевидно, что таким образом будут создаваться госхолдинги в структуре оборонной отрасли[28]. Самим холдингам данный закон необходим, прежде всего, для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Благодаря этому положению головная компания производит сводные выплаты налогов за все аффилированные структуры. Помимо упрощения организационных издержек, данный статус оптимизирует налоговые отчисления. Наконец, будет юридически определена финансовая прозрачность работы холдинга.
Очевидно, что под юрисдикцией закона «О холдингах» окажутся не только естественные монополисты, но также крупные авиаперевозчики, нефтяные, машиностроительные и металлургические компании. Можно ожидать, что с выходом закона холдингов в России заметно прибавится, поскольку закон носит уведомительный характер регистрации и пристальное вмешательство налоговых служб потребуется лишь для получения статуса консолидированной группы налогоплательщиков. Также, несомненно, принятие закона «О холдингах» будет способствовать повышению уровня их конкурентоспособности на мировой арене, а также укреплению финансовой и экономической устойчивости внутри страны. Единая система управления, финансовой отчетности, единая инвестиционная политика, единый документооборот позволят им получить неоспоримые экономические преимущества перед другими компаниями. Но самое важное: мы не отстанем от общих тенденций мировой экономики и будем жить по общим правилам мирового рынка.
Заключение
Холдинговая структура – эффективный инструмент владения и управления крупными разнородными активами. Холдинговые компании в массовом порядке начали создаваться с конца девятнадцатого века в США, пришедшие на смену устаревшим организационным формам крупных коммерческих предприятий (трестам), холдинг в международном масштабе стал стандартным инструментом для владения и управления крупными и (или) разнородными активами. Обычно под холдингом понимают компанию, основное назначение которой - владеть акциями (долями в капитале) других компаний, а иногда и другими активами (недвижимость и т.п.). Однако холдингом может именоваться и целая совокупность компаний (основная и дочерние). Название происходит от английского глагола to hold – держать, владеть. Во многих странах холдинговым компаниям предоставляется специальный налоговый, а иногда и особый корпоративный режим. В России холдинги не менее распространены, чем в других странах, однако законодательство о холдингах находится, можно сказать, в зачаточном состоянии. Единый закон о холдингах в РФ отсутствует. Деятельность холдингов регулируется отдельными положениями гражданского, налогового, антимонопольного, корпоративного законодательства. Закон налагает определенные ограничения на деятельность холдингов, но в целом дает необходимые средства для эффективного управления и финансирования в рамках холдинга. В то же время холдинги признаны в настоящее время достаточно эффективной структурой, способной преодолеть кризисные состояния в экономике. Список литературы 1. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 2. Гражданский Кодекс РФ 3. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» 4. Федеральный Закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 г. № 395-1
5. Добровольский Е., Карабанов Б., Боровков П., Глухов Е., Бреслав Е. Бюджетирование: шаг за шагом. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с. 6. Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство. Учебное пособие. М, Риор, 2005 7. Портной К. Правовое положение холдингов в России. -М.: Волтерс Клувер, 2004. - 276 c. 8. Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. – М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2003. – 244 с. 9. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 408 с. 10. Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. – М.: ООО «Вершина», 2005. – 256 с. 11. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006. – 156 с. 12. Шиткина И.С. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. - М.: Городец-издат, 2003.-367 c..
13. Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. – 2004. - № 4 14. Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус. // Коллегия. – 2004. - № 8 15. Плешанова О., Дементьева С., Моисеев И. Банковские группы и холдинги ждут проверки // Коммерсантъ – 2007. - № 124
16. Вольская И. Устоят ли агрохолдинги? //://www.ksonline.ru/nomer/ks 17. Смыслов А.Г., Смыслов П.А. Как создать холдинг? Преимущества холдинга в условиях финансового кризиса // www.smyslovy.ru
[1] Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» [2] Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 [3] Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус. // Коллегия. – 2004. - № 8 [4] Портной К. Правовое положение холдингов в России. -М.: Волтерс Клувер, 2004. – С. 134 [5] Гражданский Кодекс РФ [6] Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006. – С. 54 [7] Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006. – С. 55 [8] Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. – 2004. - № 4 [9] Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 124 [10] Лапуста М.Г., Мазурина Т.Ю. Предпринимательство. Учебное пособие. М, Риор, 2005. – С. 144 [11] Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. – М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2003. – С. 56 [12] Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. – М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2003. – С. 56 [13] Там же. – С. 57 [14] Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006. – С. 34 [15] Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: Научно-практическое издание. Волтерс Клувер, 2006. – С. 35 [16] Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. – 2004. - № 4 [17] Там же [18] Хоуп Д., Фрейзер Р. Бюджетирование, каким мы его не знаем. Управление за рамками бюджетов. – М.: ООО «Вершина», 2005. – С. 142 [19] Там же [20] Псарева Н.Ю. Холдинговые отношения: теоретические и методические аспекты. – М.: Издательский дом «Высшее образование и наука», 2003.- С. 143 [21] Там же. – С. 144 [22] Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус. // Коллегия. – 2004. - № 8 [23] Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. – 2004. - № 4 [24] Смыслов А.Г., Смыслов П.А. Как создать холдинг? Преимущества холдинга в условиях финансового кризиса // www.smyslovy.ru [25] Смыслов А.Г., Смыслов П.А. Как создать холдинг? Преимущества холдинга в условиях финансового кризиса // www.smyslovy.ru [26] Вольская И. Устоят ли агрохолдинги? //://www.ksonline.ru/nomer/ks [27] Смыслов А.Г., Смыслов П.А. Как создать холдинг? Преимущества холдинга в условиях финансового кризиса // www.smyslovy.ru [28] Будылин С.Л. Холдинги в России: правовой и налоговый статус. // Коллегия. – 2004. - № 8
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|