Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

для развития различных качеств в подготовке футболиста




Окончание табл. 8

Почему мы употребляем термин «примерные» периоды. Бывают случаи, когда научные данные относительно одного и того же качества, но в разных видах спорта не совпадают. Так, по скоростно-силовым качествамлегкоатлеты доказали – с 12 до 13 лет быстрый прирост показателей отсутствует. Однако есть данные по футболу (программа 2000 г. ), что темпы прироста все же есть. Другие данные [58] при обследовании юных футболистов СДЮШОР «Спартак» и «Динамо» 11-14-летнего возраста (96 человек) выявили наименьший прирост в 11-12 и 12-13 лет, наибольший прирост зафиксирован в 14 лет. В этом случае я предлагаю ориентироваться на здравый смысл. В период роста трубчатых костей формирующаяся мышца не в состоянии к максимальному проявлению взрывной силы.

Темпы прироста таких важных для футбола качеств, как проявления специальной силы, не были обсуждены выше. Унифицированный метод для определения этого качества – удар на дальность. Однако дальность полета увеличивается не только за счет силы удара, но и совершенствования его техники. Сила удара, в свою очередь, определяется способностью к концентрации усилий при выполнении специфического действия. Данные были получены с помощью ударного динамометра системы Абалакова [58]. Наибольший прирост этого качества наблюдается в 14 лет, наименьший – с 12 до 13 лет. Интересно, что имеется статистически достоверная связь удара по мячу на дальность и силы удара по мячу со скоростью бега на 30 м.

Большинство двигательных качеств, определяющих физическую подготовленность юных футболистов, с точки зрения возрастной динамики мы упомянули, хотя и недостаточно полно. Однако целью данной книги не является широкое освещение всех сторон деятельности футболиста. Интерес представляют определенные тенденции, которые можно характеризовать как своеобразные маяки в практической работе тренеров. Что же касается средств и методов в воспитании двигательных качеств, то этот вопрос достаточно основательно разработан и представлен в специальной литературе.

Переходим к рассмотрению возрастной динамики по обучению технике игры и функций, влияющих на становление технического мастерства.

Данные по благоприятным периодам в обучении технике на фоне развития физических качеств были получены по материалам исследований С. Голомазова, Б. Чива, 1994 г. Авторами предложена следующая периодизация.

До 10-11 лет обучение технике стоит проводить в сопряжении с развитием двигательной чувствительности и частоты движений. В проявления точности и частоты движений в неспецифических заданиях у детей 11 и 17 лет, где не требовалось значительных усилий, достоверные различия между возрастами отсутствуют. Вывод – наибольшие темпы прироста перечисленных качеств лежат ниже возраста 10 лет, имеются подтверждения этого вывода [35]. Авторы рекомендуют использовать всестороннюю двигательную подготовку (элементы баскетбола, гимнастики, акробатики, легкой атлетики, хоккея). Цель – не сколько научить, сколько предложить как можно больше футбольных движений, не сосредотачиваясь на деталях техники. Пусть дети выполняют приемы так, как им удобно, сообразуясь с природными особенностями (рост, форма и длина ног, особенности фигуры и координации).

С 11 до 14-15 лет обучение технике концентрируется на фоне проявления скоростных качеств, требования одновременно проявлять быстроту и точность. Из табл. 8 видно, что этот возраст податлив для развития скорости бега, в этом случае сопряженное воздействие даст двойной эффект.

С 15 лет совершенствование техники следует проводить в сопряжении со скоростно-силовыми проявлениями. Мы знаем, что с 14 до 15 лет в скоростно-силовых качествах наблюдается наивысшие темпы прироста. Одновременно предъявляемые требования: точность и мощность.

Специальная ловкость. Наиболее благоприятным в плане повышения уровня координационных способностей, специфичных для футбола, можно считать возрастной период с 13 до 14 лет. Не зафиксировано приростов в возрасте 12-13 лет. Общая тенденция проявляется в постепенном приросте показателей этого качества, независимо от разновидности выполняемого двигательного действия, с 9 до 12 лет. Затем следует значительное ухудшение к 13 годам, но в 14 лет резкий скачок и абсолютно лучшие показатели, некоторое снижение уровня в 15-16 лет и незначительное улучшение в 17 лет [3; 49; 76]. Таким образом, ловкость как основу успешного овладения техникой игры лучше развивать на ранних возрастных этапах, так как в более поздние периоды есть тенденции к ее стабилизации.

Дифференциация мышечных усилий. Проявляется при точности выполнения передач на разные расстояния. Компенсируется интенсивностью и устойчивостью внимания и скоростью двигательных реакций. Точность, как говорилось выше, лучше развивается до 11 лет.

Кинестезическая чувствительность. Можно охарактеризовать этот малоизученный показатель как чувство мяча. Лучше всего развивается в период с 12 до 14 лет [20]. Недостаточное развитие этого качества компенсируется высоким уровнем двигательных реакций. Вероятно, периоды начальной подготовки с 8 до 10 лет в отношении развития этого качества не подвергались изучению. Выше уже говорилось о том, что если этот период по каким-либо причинам был пропущен или отсутствовала целенаправленная работа по развитию чувства мяча, то компенсировать недостаток в проявлении этого качества очень трудно, а может быть и вовсе невозможно.

 

 

Критические периоды для показателей, составляющих индивидуальную тактическую подготовку. Эта область является относительно малоизученной и моя научная работа была связана с поиском и обоснованием развивающих средств и методов индивидуальной тактической подготовки юных футболистов. Видно, что в таблице есть клетки со знаком «? ». Это значит, что в использованной литературе данных по этим возрастным периодам нет, хотя не отрицаю возможности существования исследований, проводимых в этой области, о которых мне неизвестно. Вероятно также, что с ростом научно-технического прогресса будут созданы (или уже создаются) компьютерные тестирующие программы, которые будут обладать более специфичной информацией, чем те методики, которые применялись для оценки психических качеств и свойств внимания. В этом случае вероятны и некоторые подвижки относительно темпов роста исследуемых проявлений.

Динамика возрастных изменений, происходящая в ориентировочном компоненте, – основа для построения УТП с точки зрения формирования индивидуальных способностей в тактике.

Исследования в этой области позволяют выявить благоприятные возрастные периоды в этом важнейшем составляющем игровой деятельности [4; 19; 20; 21; 27; 61; 86; 90; 95; 103; 129].

Наблюдается неравномерность развития психических качеств. В целом можно говорить о хороших приростах качеств, составляющих комплекс быстродействия – быстрота оперативного мышления, переключение вниманияи, вероятно, скорость двигательных реакций в возрасте 10-12 лет. Исключением оказалось отсутствие прироста показателей восприятия (скорость переработки информации). Надо отметить ряд достаточно консервативных психических проявлений: скорость переработки информации, устойчивость внимания, к тому же эти функции компенсируются за счет других в минимальной степени. Также наблюдаются небольшие компенсаторные возможности при неразвитой способности к переключению внимания и реакции на движущийся объект. Сенсомоторная координация, реакция прогнозирования, сложные реакцииэти качества могут быть компенсированы за счет других, они же в результате тренировок дают большой прирост показателей. Показатели точности оперативного мышления и объема внимания, влияющие на качественную сторону игровой деятельности, формируются позже, с возраста 12-13 лет. Наибольший прирост в качестве оперативного мышления наблюдается в 13-14-летнем возрасте, это позволяет применять сложные упражнения тактической направленности.

Исследования проф. М. С. Бриля (1980) показывают насколько психические показатели и свойства внимания связаны с игровыми действиями. Результативная (завершающая) передача мяча зависит от развития интеллектуальных функций, объема внимания и способности к его переключению; своевременность и точность передачзависит от показателя чувства времени; подстраховка в обороне зависит от реакции прогнозирования (связь на уровне 90%). Положительная связь наблюдается между показателями количества передач и показателями распределения внимания, быстроты оперативного мышления. На способность к взаимодействию влияют такие факторы, как восприятие, оперативное мышление, реакция прогнозирования, устойчивость внимания, сенсомоторная координация.

 

Резюме. Эффективность УТП напрямую связана со временем. Его тренерам как бы всегда не хватает. Знание благоприятных периодов в развитии качеств позволяет без спешки и суеты выделить главное и второстепенное на конкретный период времени. Соответственно, по главному направлению будет работать мощная развивающая программа, по второстепенному – программа поддерживающая. Часто тренеры говорят: «Я чувствую, что моей команде не хватает того-то и буду этим усиленно заниматься». «Я чувствую» – это интуитивное знание и мощная сила. И когда интуиция становится достоянием нашего сознания и облекается в конкретные формы (в данном случае – таблицы), действия приобретают точность и расчет. Практический расчет – это сэкономленное время.

Основанная на знаниях целенаправленная работа и рациональное распределение тренировочного времени – путь к оптимизации УТП.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...