Бесчеловечное и унижающее достоинство обращение
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Казус 1 ЛИЧНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Женщина, 53 года, страдает алкоголизмом и циррозом печени, с варикозными пора-жениями вен пищевода, вызывающими рецидивные кровотечения и требующими каждый раз переливания большого количества крови. Пациентка отказывается прекратить употребление алкоголя, что позволило бы остановить или ослабить кровотечение. Позиция врачей относить расходы общества на оплату каждого переливания крови на счет пациентки.
1. Международное nраво
Не существует международных юридических актов, обязывающих каждого человека самому заботиться о своем здоровье. Никтоне подвергает сомнению тот факт,что в западных юридических системах право каждого субъекта предусматривает одновременно и личную ответственность, но в международном праве такого положения нет, что подтверждается отсутствием юридиче-ских документов. Однако следует обратить внимание на пункт Б Рекомендации № R (80) 4 Совета Европы, касающийся истинного участия больного в своем лечении.
2. Российское nраво
В ст. 27 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано: «1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья. 2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний. 3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях».
3. Этика
Врач должен выполнять свой профессиональный долг независимо от поведения па-циента. Ему надлежит разъяснить пациенту опасность, которой он подвергает себя, зло-употребляя алкоголем (ВМА, Токио: Декларация о злоупотреблениях наркотиками, 1975 г.). Решение о назначении того или иного лечения принимается врачом. (МКМО, Каким должен быть уход за больным, 1983 г.; ВМА, Права больного, Лиссабон, 1981 г.).
___________ * За основу взяты казусы, рассмотренные в книге: «Медицина и права человека. Нормы и правила международного права, этики, католической, протестантской, иудейской, мусульманской и буддийской религиозной морали. Совет Европы. Европейский Секретариат по научным изданиям. А/О ИГ «Прогресс». «Прогресс-Интер». – М., 1992». Содержание казусов дополнено нормами российского права, профессиональной этики отечественных врачей и православной морали.
Согласно п. 7 раздела I Кодекса врачебной этики, одобренному II (XVIII) Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 года, как в мирное, так и в военное время врач должен оказывать медицинскую помощь любому в ней нуждающемуся независимо от возраста, пола, расы, национальности, вероисповедания, социального положения, политических взглядов, гражданства и других немедицинских факторов, включая материальное положение.
4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.1. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной «к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп. 3. 14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5. 48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1. 4)».
б. Католическая. Каждый человек обязан следить за сохранением в целости своего тела и поддерживать его в здоровом состоянии. Он не является абсолютным хозяином своего тела и своего духа, а потому он не может распоряжаться собой по своему усмотрению». Долг врача – предупредить больного об опасности алкоголизма, его последствиях, и в качестве крайнего средства он может потребовать его госпитализации. Но, по нашему мнению, врач имеет право госпитализировать пациента в принудительном порядке только в случае потери больным разума или опасности, которую он представляет для общества. в. Протестантская. Чем вызван «отказ» пациентки? Вероятно, она просто не может бросить пить, но это вовсе не значит, что она этого не хочет. Во всяком случае, алкоголизм – это болезнь со многими составляющими, и ее можно лечить только с учетом всех сторон личности и ее окружения. г. Иудейская. Обществу следует проводить антиалкогольные кампании, бороться с куре-нием и вкладывать необходимые средства скорее в предупреждение заболеваний, чем в их лечение. На этих людей нужно оказывать моральное воздействие с тем, чтобы убедить их сойти с того пути, на который они встали. Во всяком случае, общество обязано нести от-ветственность перед этими больными и проявлять о них необходимую заботу, сколько бы это ни стоило. Эти больные – жертвы нашего общества, и оно ни в коем случае не должно занимать позицию невмешательства, игнорируя нужды этих обездоленных людей. д. Мусульманская. Врач обязан сообщить больной, страдающей осложненным циррозом, о той опасности, которую представляет для нее употребление алкоголя. Должен быть реко-мендован курс дезинтоксикации. Как бы ни складывалась ситуация, общество должно вес-ти антиалкогольную компанию. В случае ее неэффективности ему ничего другого не оста-ется, как только брать на себя ответственность и проводить необходимое лечение.
е. Буддийская. Общество обязано отвечать за проблемы, которые оно прямо или косвенно порождает. В поисках выхода из этой ситуации нельзя руководствоваться только общими законами, нужно принять во внимание и особые индивидуальные обстоятельства. Вместе с тем ответственность должен нести и сам пациент.
Казус 2
БЕСЧЕЛОВЕЧНОЕ И УНИЖАЮЩЕЕ ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЕ
Осужденный, 40 лет, отбывает наказание. Вмешательство врача при применении телесных наказаний (содержание в карцере, ограниченное питание, постоянное ношение наручников). 1. Международное право
Все международные документы (статьи 25, 31, 32(1) и 33 резолюции (73) 5, принятой Комитетом министров Совета Европы 19.01.1973 г., относительно минимума правил по обращению с заключенными и принцип 1 резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3452 (XXX) от 09.12.1975 г. Декларация о защите всех лиц от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего их достоинство обращения и наказания) разрешают вмешательство врача только для защиты человека от всех запрещенных методов воздействия на него: пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека обращения и наказания. Участие врача в «иммобилизации» заключенных или задержанных допускается в соответствии с принципом 5 упомянутой резолюции 3452 в том случае, если оно производится «на основании чисто медицинских критериев и необходимо для защиты физического или психического здоровья и безопасности самого заключенного или задержанного, других заключенных или задержанных, или его охранников и не представляет никакой опасности для его физического или психического здоровья». В том, что касается европейской юриспруденции,см. постановление от 18.01.1978 г. Суда по правам человека в деле Северной Ирландии против Соединенного Королевства. 2. Российское nраво
В ст. 21 Конституции РФ указано: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».
3. Этика
МСМС (Афины, сентябрь 1973 г.) осуждает участие врача в телесных наказаниях. ВМА (Токио, октябрь 1975 г.): врач никогда не должен способствовать, участвовать, допускать жестокое обращение или использовать для этой цели свои знания. Он никогда не должен присутствовать при действиях, унижающих достоинство за-ключенного. На основании фактов врач сам оценивает степень наказания, унижающего достоин-ство, в частности в отношении содержания в карцере и условий пребывания в нем. См. также решение комиссии по греческому делу (3). «Имеет место нарушение ме-дицинской этики, если члены медицинского персонала, в особенности врачи, в той или иной форме участвуют в «иммобилизации» заключенных или задержанных, если только она не производится на основании чисто медицинских критериев н необходима для защи-ты физического или психического здоровья и безопасности самого заключенного или задержанного, других заключенных или задержанных, или его охранников и не представляет никакой опасности для его физического или психического здоровья». В ст. 4 Этического кодекса российского врача, утвержденного 4-й Конференцией ассоциации врачей России (Москва, ноябрь 1994 г.), определено: «Врач не вправе: - использовать свои знания и возможности в негуманных целях; - без достаточных оснований применять медицинские меры или отказывать в них; - использовать методы медицинского воздействия на пациента с целью его наказания, а также в интересах третьих лиц. Врач не вправе навязывать пациенту свои философские, религиозные и политические взгляды. Личные предубеждения врача и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение».
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. Католическая религия не приемлет использования медицины в качестве инструмента для достижения определенных целей, если таким образом разрушается цель-ность человека, независимо от ситуации, в которой он находится. Присутствие и вмеша-тельство врача представляется в данном случае оправданным, если это способствует исце-лению и облегчению физических страданий, причиняемых насильственно. в. Протестантская. Вызывает удивление сама постановка подобного вопроса в пособии по правам человека. Статья 5 Всеобщей декларации прав человека резко осуждает пытки, а также «жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание». Протестантизм считает такую оценку исчерпывающей.
г. Иудейская. В этом случае на врача возлагается огромная ответственность. Но помимо ответственности конкретного врача, участвующего в физических или психических пыт-ках, еще большая ответственность ложится на всю медицину в целом. Лишь принципи-альная позиция национальных и международных медицинских организаций позволит врачу отказаться от участия в пытках одного из его человеческих собратьев. д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательство па физическую или психиче-скую целостность, тем более когда применение телесных наказаний предполагает участие врача. е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 3
ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ СОГЛАСИЯ
Пациенту 60 лет, страдает гипертрофией предстательной железы. Показаны простат-эктомия и перевязка семенных канатиков. Врач считает, что, поскольку стерильность у пациента наступит в 60 лет, его согласие на операцию не требуется. Международное право
Защита основного права на воспроизведение потомства и на физическую и психиче-скую целостность личности предполагает, что пациент должен быть заранее информиро-ван не только о необходимости простатэктомии, но также и о перевязке семенных кана-тиков и, следовательно, утрате способности к воспроизведению потомства. В этом случае необходимо получить согласие пациента на хирургическое вмешательство, тем более что он еще сексуально активен. Лишение человека одного из основных прав, даже если оно мотивируется интересами здоровья, требует личного согласия заинтересованного лица.
2. Российское nраво
В ч. 1 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определено: «Необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о целях, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, о его последствиях, а также о предполагаемых результатах оказания медицинской помощи».
3. Этика
Врач должен получить осознанное согласие пациента путем адекватной информа-ции в соответствии с различными декларациями: ВМА, Лиссабонская декларация (1981 г.); Хельсинкская декларация (1964 г.); Венецианская декларация (1983 г.); Всемирная Ассоциация психиатров. Гавайские о-ва (1983 г.); МКМО, проблемы трансплантации (1981 г.) и качества медицинского обслуживания (1983 г.), МКМО, Манила (1981 г.); Европейский Комитет частной медицинской помощи, Декларация об уважении человеческой личности при лечении в больничных условиях (1979 г.); МСМС, Афины (1979г.). Согласно п. 4 раздела II Кодекса врачебной этики врач должен уважать право пациента на выбор врача и участие в принятии решений о проведении лечебно-профилактических мер. Добровольное согласие пациента на лечение врач обычно получает при личном разговоре с больным. Это согласие должно быть осознанным, больной должен быть непременно информирован о методах лечения, о последствиях их применения, в частности, о возможных осложнениях, других альтернативных методах лечения. Проведение лечебно-диагностических мероприятий без согласия пациента разрешено только в случаях угрозы для жизни и здоровья пациента и неспособности его адекватно оценивать ситуацию. Желательно решение в подобных случаях принимать коллегиально. При лечении лиц, страдающих психическими заболеваниями, врач должен руководствоваться Законом РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». При лечении ребенка врач обязан предоставлять полную информацию его родителям или опекунам, получить их согласие на применение того или иного метода лечения или лекарственного средства.
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. Хирург обязал сообщить больному о всех последствиях хирургического вмешательства и получить от него личное согласие. В данном конкретном случае нет единого мнения, что перевязка семенных канатиков является профилактикой эпидидимита и, следовательно, речь не может идти о терапевтической стерилизации, потому что болезнь не прогрессирует и нельзя с уверенностью предсказать ее развитие. Поскольку способность к оплодотворению сохраняется у мужчин даже после 60 лет, в любом случае необходимо заранее предупредить больного, несмотря на его возраст, о том, что в результате операции может наступить стерильность. в. Протестантская. Врач просто ошибся. Человек сохраняет все присущие ему человече-ские качества и функции до конца жизни. г. Иудейская. Возраст никогда не должен служить аргументом для оправдания каких бы то ни было злоупотреблений. Врач обязан информировать пациента о последствиях про-водимого лечения. Вместе с тем, если гипертрофия предстательной железы угрожает са-мой жизни пациента, в этом случае врач может принять решение об операции даже без его согласия. Таким образом, забота о сохранении жизни берет верх над всеми другими со- ображениями. Ясно, что врач может поступить таким образом только лишь в случае не-возможности действовать иначе и если он почти стопроцентно уверен в успешном исходе операции. д. Мусульманская. Врач обязан предоставить больному всеобъемлющую информацию и сообщить о всех возможных последствиях леченияилихирургического вмешательства. Добровольное согласие больногоили его семьи является важным элементом, но превыше всегo – его жизнь. В этом случае только врач в состоянии определить степень риска, кото-рому подвергается больной в случае отказа от лечения или хирургического вмешательства е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 4 ПРИНУДИТЕЛЬНЫЙ МЕДОСМОТР
Родители приводят свою дочь на осмотр к врачу с целью удостовериться в ее дев-ственности. Девушка отказывается от осмотра. 1. Международное право
Статья 5 общего права; ст. 7 Пакта о гражданских и политических правах и ст. 3 Европейской Конвенции о правах человека, запрещающие бесчеловечноеили унижающее человека обращение, не устанавливают никакого «перечня» поведения, которое может быть квалифицировано как бесчеловечное или унижающее человека. Однако ст.ст. 2 и 3 Декларации об искоренении дискриминации женщин призывают государства принять «все необходимые меры для упразднения действующих законов, обычаев, правил и практики, являющихся дискриминационными по отношению к женщинам», а также «все меры с целью повлиять на общественное мнение и побудить его отказаться от предрассудков, обычаев и практики, основанных на идее неполноценности женщины». Следует также упомянуть ст.ст. 4, 5 и 18(3) Африканской Хартии прав человека и народов, согласно которым «все люди неприкосновенны». Каждый человек должен иметь право на «неприкосновенность личности»; «каждый индивид должен пользоваться неотъемлемым правом на уважение человеческого достоинства... любые формы эксплуатации и унижения человека, особенно жестокое, негуманное или унижающее его обращение, должны быть запрещены»; «государство обязано гарантировать отмену всякой дискриминации женщин...». При-веденные положения позволяют сделать вывод о том, что подобное поведение родителей должно быть запрещено высшим национальным законодательным органом. Российское nраво
Согласно ч. 9 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинское вмешательство без согласия гражданина, одного из родителей или иного законного представителя допускается: 1) если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю или отсутствуют законные представители; 2) в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; 3) в отношении лиц, страдающих тяжелыми психическими расстройствами; 4) в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния (преступления); 5) при проведении судебно-медицинской экспертизы и (или) судебно-психиатри-ческой экспертизы.
Этика
Согласно Международному кодексу медицинскойэтики (ВМА, Лондон, 1949 г.), врач должен осуществлять свою деятельность, уважая человеческое достоинство, права пациентов, и хранить в абсолютнойтайне то, что он знает о своих пациентах. В ст. 8 Этического кодекса российского врачауказано: «Врач должен уважать честь и достоинство пациента. Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны врача недопустимы. Врач должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы пациента, а в случаях, по медицинским показаниям требующих установления контроля за поведением пациента, строго ограничивать вмешательство рамками медицинской необходимости. При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т. п. врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим».
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. С точки зрения католической морали требование родителей в данном случае совершенно незаконно, ибо оно затрагивает свободу субъекта и уважение его мо-ральных чувств. Только суд может потребовать такого освидетельствования, исходя из со-ображений общего блага или чтобы убедиться в возможно имевшем место преступлении. в. Протестантская. Прежде всего следует проявить уважение к достоинству и свободе девушки. г. Иудейская. Иудейская традиция требует от врача быть «Neeman Ve Rahman», т.е. праведным и пользующимся полным доверием человеком, который должен любить своего больного, как себя самого, и не жалеть для него своих усилий. д. Мусульманская. Родители не имеют права заставить девушку пройти осмотр с целью проверки сохранения ее девственности. В данном случае мы имеем дело с посягательством на человеческое достоинство. Только органы судебной власти могут быть вынужде-ны прибегнуть к проведению подобного осмотра в случае изнасилования. е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 5
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ
Мужчина, 72 года, рак предстательной железы, костные и гепатические метастазы. Проверка противораковых медикаментов, вторая фаза (первое испытание на чело-веке). Согласие больного не испрашивалось, так как считается, что лечение проводится в рамках избранной терапии. Больной не знает, что он обречен. Международное право
Действующее международное право при всех обстоятельствах запрещает терапев-тический эксперимент без получения осознанного и добровольного согласия больного. Так, например, в статье 7 Пакта о гражданских и политических правах говорится, что, «в частности, запрещается проводить медицинский или научный эксперимент на человеке без его добровольного согласия». Это предполагает, естественно, что врач должен подроб-но информировать пациента о возможном риске и побочных явлениях, связанных с при-менением данного медикамента, – без этого согласие не может быть добровольным, ни осознанным.
2. Российское nраво В соответствии с ч. 1 ст. 43 Федерального закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» участие пациентов в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения является добровольным. 2. Пациент или его законный представитель должен быть информирован в письменной форме: 1) о лекарственном препарате для медицинского применения и сущности клини-ческого исследования этого лекарственного препарата; 2) о безопасности лекарственного препарата для медицинского применения, его ожидаемой эффективности и степени риска для пациента; 3) об условиях участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения; 4) о цели или целях и продолжительности клинического исследования лекарст-венного препарата для медицинского применения; 5) о действиях пациента в случае непредвиденных эффектов влияния лекарственного препарата для медицинского применения на состояние его здоровья; 6) об условиях обязательного страхования жизни, здоровья пациента; 7) о гарантиях конфиденциальности участия пациента в клиническом исследовании лекарственного препарата для медицинского применения (ч. 2 ст. 43 Федерального закон от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»).
Этика Согласно Хельсинкской декларации ВМА (1964,1975,1983 г.г.), врач имеет право не спрашивать согласия пациента только в том случае, если у него есть на то особые при-чины (они должны быть отражены в истории болезни) и если пациент находится на последней стадии болезни. Врач может сочетать биомедицинские исследования с лечением с целью приобретения новых медицинских знаний только в том случае, если эти ис-следования потенциально полезны пациенту в плане диагностики или терапии. С другой стороны, согласно Венецианской декларации ВМА (1983 г.), врач не должен злоупотреблять терапевтическими средствами, за исключением случаев, когда предписываемые медикаменты позволяют облегчить страдания больного на заключительной стадии болезни. Лиссабонская декларация ВМА (1981 г.) напоминает о праве человека на достойную смерть. Поэтому врач обязан заручиться согласием больного на применение медикаментов. В соответствии с п. 4 раздела V Кодекса врачебной этики биомедицинские исследования на людях могут проводиться врачами в следующих случаях: - если они служат улучшению здоровья пациентов, участвующих в эксперименте; - если они вносят существенный вклад в медицинскую науку и практику; - если результаты предшествующих исследований и данные научной литературы не свидетельствуют о риске развития осложнений. 4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.1. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и «улучшая» Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности». б. Католическая. Согласно католической морали, разрешается в терапевтических и лечебных целях прописывать медикаменты, проверка которых еще не завершена, «в крайних случаях, когда без подобного вмешательства больной может погибнуть... при оп-ределенно выраженном молчаливом согласии пациента». В таком конкретном случае при отсутствии других эффективных лекарств «разрешается прибегать к средствам самой передовой медицинской технологии, даже если они еще только проходят стадию проверки и их применение связано с определенным риском», но при этом необходимо иметь ясно выраженное согласие самого больного. в. Протестантская. Действительно ли невозможно обсудить эту проблему с пациентом или с его близкими? Если в самом деле такой разговор не может состояться, почему сле-дует запрещать последнюю попытку улучшить состояние больного, но при этом экспери-мент не должен быть самоцелью, а преследовать терапевтические цели и быть проявлением заботы и уважения к больному. г. Иудейская. Когда больной находится в безнадежном состоянии, разрешается хирургическое вмешательство или назначение нового медикамента,чем не следует пренебрегать, поскольку это последний шанс. Такое же правило распространяется и на смертельно больного ребенка: при отсутствии других возможностей разрешается в качестве крайнего средства применять медикаменты, которые еще не рекомендованы к широкому примене-нию. д. Мусульманская. В данном случае речь идет о второй фазе терапевтической проверки в отношении больного раком. Только врач может оценить целесообразность такого лечения. Подобные проверки при условии, что они не дают токсического эффекта, позволяют опре-делить терапевтическую ценность того или иного медикамента. С другой стороны, поскольку больной находится при смерти, он, скорее всего, будет не в состоянии дать свое добровольное и осознанное согласие. е. Буддийская. Нельзя игнорировать мнение больного. Принцип индивидуальной ответственности имеет основополагающее значение в буддийской мысли, и потому необходимо, чтобы пациент был проинформирован о его состоянии.
Казус 6
ОТКАЗ МАТЕРИ ОТ АБОРТА С ЦЕЛЬЮ УДАЛЕНИЯ БОЛЬНОГО ЗАРОДЫША Молодая женщина. Первая беременность. Отношения между супругами устойчивые. Анализ околоплодной жидкости с точностью до 60% показывает на врожденное рас-щепление позвоночника. Беременная отказывается от аборта. 1. Международное право
Ни одно медицинское действие не может быть выполнено без осознанного и добровольного согласия пациента, в особенности, если в нем нет никакой срочности и от него не зависит жизнь самого пациента. См. решение Комиссии по правам человека в деле X. против Соединенного Королевства (заявление № 8426(79): женщина является главным заинтересованным лицом в продолжении или прерывании беременности и окончательное решение принадлежит ей. 2. Российское nраво
В ст. 56 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено: «1. Каждая женщина самостоятельно решает вопрос о материнстве. Искусственное прерывание беременности проводится по желанию женщины при наличии информированного добровольного согласия. 2. Искусственное прерывание беременности по желанию женщины проводится при сроке беременности до двенадцати недель. 3. Искусственное прерывание беременности проводится: 1) не ранее 48 часов с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности: а) при сроке беременности четвертая - седьмая недели; б) при сроке беременности одиннадцатая - двенадцатая недели, но не позднее окончания двенадцатой недели беременности; 2) не ранее семи дней с момента обращения женщины в медицинскую организацию для искусственного прерывания беременности при сроке беременности восьмая - десятая недели беременности. 4. Искусственное прерывание беременности по социальным показаниям проводится при сроке беременности до двадцати двух недель, а при наличии медицинских показаний - независимо от срока беременности. 5. Социальные показания для искусственного прерывания беременности определяются Правительством Российской Федерации. 6. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. 7. Искусственное прерывание беременности у совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной, если она по своему состоянию не способна выразить свою волю, возможно по решению суда, принимаемому по заявлению ее законного представителя и с участием совершеннолетней, признанной в установленном законом порядке недееспособной. 8. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации». 3. Этика
Без согласия матери врач не может делать аборт, даже если считает, что эта опера-ция отвечает интересам матери и будущего ребенка, у которого будут серьезные аномалии (ВМА, Лиссабон, 1981). При наличии согласия вопрос об аборте в связи с отмеченными аномалиями решается не ВМА, а на основании правовых норм и личных убеждений. В Медико-социальной хартии РФ отмечено: «Мы – врачи – исходим из того и при-знаем, что: - здоровье населения и медико-демографические процессы (рождаемость, физическое развитие, заболеваемость, инвалидность, средняя продолжительность жизни, смертность) зависят от социального и экономического уровня развития общества, от проводимой политики государства по охране здоровья населения, от уровня развития здравоохранения».
Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.2. Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых чело-веческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимий с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать. Ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака (см. Х.З). Грех ложится и на душу врача, производящего аборт. Церковь призывает государство признать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям совести. Нельзя признать нормальным положение, когда юридическая ответственность врача за смерть матери несопоставимо более высока, чем ответственность за погубление плода, что провоцирует медиков, а через них и пациентов на совершение аборта. Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности; при этом верующий медик должен тщательно сопоставлять медицинские показания и веления христианской совести. б. Католическая. Католическая мораль не приемлет в принципе ссылки на евгенику для оправдания аборта. В рассматриваемом случае лечение расщепленного позвоночника с помощью хирургического вмешательства возможно после рождения ребенка, и, таким образом, аборт становится неоправданным. Следовательно, отказ от аборта является пра-вильным с моральной точки зрения. в. Протестантская. Следует во всех случаях уважать решение матери или, если это воз-можно, супругов. г. Иудейская. Иудаизм рассматривает искусственное прерывание беременности как про-тивоестественное и утверждает, что аборт и нежелание иметь детей противоречат самой истории и мессианскому предназначению еврейского народа. Бесспорно, что если пред-стоящее рождение становится навязчивой идеей страха и может серьезно отразиться на физическом здоровье матери, это обстоятельство должно быть принято во внимание. д. Мусульманская. В предисловии отмечалось, что о зародыше как о человеческой личности можно говорить на сотый день беременности. В случае, если у зародыша обнаруживают какие-то аномалии, возможно добровольно
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|