Злоупотребление психиатрическими методами
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Обвиняемый, 28 лет, подозревается в организованном групповом грабеже; допрос невозможен по причине психического расстройства обвиняемого. Либо участие психиатра в допросе, либо он назначает психотропные препараты. 1. Международное право
Рассматриваемый случай представляет собой один из примеров злоупотреблений в психиатрической практике, запрещенных не только всеми международными документами, но также и рекомендацией n.R. (83) 2, принятой Комитетом министров 22.02.1983 г., относительно юридической защиты лиц, страдающих психическими расстройствами и подвергающихся принудительному лечению (см. статью 5 и пункты 29-32 изложения мотивов). В отношении телесных наказаний в школе как формы бесчеловечного и унижающего достоинство обращения см. резолюцию (87) 9, принятую Комитетом министров Совета Европы 25.06.1987 г.; постановление Суда по правам человека по делу Кэмпбелла и Козенса против Соединенного Королевства (25.02.1982 г.) и доклады Комиссии по правам человека 23.01.1987 г. и 16.07.1987 г. по заявлениям 9119/80; 9014/81 и 10592/83 все против Соединенного Королевства. Российское nраво
В ст. 5 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» указано: (1) Лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Ограничение прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации. (2) Все лица, страдающие психическими расстройствами, при оказании им психиатрической помощи имеют право на: уважительное и гуманное отношение, исключающее унижение человеческого достоинства;
получение информации о своих правах, а также в доступной для них форме и с учетом их психического состояния информации о характере имеющихся у них психических расстройств и применяемых методах лечения; психиатрическую помощь в наименее ограничительных условиях, по возможности по месту жительства; содержание в психиатрическом стационаре только в течение срока, необходимого для обследования и лечения; все виды лечения (в том числе санаторно-курортное) по медицинским показаниям; оказание психиатрической помощи в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; предварительное согласие и отказ на любой стадии от использования в качестве объекта испытаний медицинских средств и методов, научных исследований или учебного процесса, от фото-, видео- или киносъемки; приглашение по их требованию любого специалиста, участвующего в оказании психиатрической помощи, с согласия последнего для работы во врачебной комиссии по вопросам, регулируемым настоящим Законом; помощь адвоката, законного представителя или иного лица в порядке, установленном законом. (3) Ограничение прав и свобод лиц, страдающих психическими расстройствами, только на основании психиатрического диагноза, фактов нахождения под диспансерным наблюдением в психиатрическом стационаре либо в психоневрологическом учреждении для социального обеспечения или специального обучения не допускается. Должностные лица, виновные в подобных нарушениях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Этика
Основным нормативным актом по вопросам злоупотреблений в психиатрии явля-ется текст, принятый Всемирной психиатрической ассоциацией в 1977 году во время сессии на Гавайских островах. Он подтверждает, что призвание врача состоит в исцелении людей при уважении их достоинства. Любое постороннее влияние на лечебный процесс должно отвергаться врачом.
Согласно п. 5 Кодекса профессиональной этики психиатра, принятого на Пленуме Правления Российского общества психиатров 19 апреля 1994 г., моральная обязанность психиатра – уважать свободу и независимость личности пациента, его честь и достоинство. Заботиться о соблюдении его прав и законных интересов. Унижение психиатром человеческого достоинства пациента, негуманное, немилосердное отношение к нему являются грубейшими нарушениями профессиональной этики. Психиатр обязан проявлять максимальную деликатность в отношении личной жизни пациента, не вторгаться в эту сферу без его согласия, а в случаях, требующих по медицинским показаниям установления контроля за поведением пациента, ограничивать свое вмешательство рамками профессиональной необходимости; в таких случаях следует сообщать пациенту о причинах и характере предпринимаемых мер. Психиатр должен оказывать помощь пациентам в условиях наименьшего стеснения их свободы, способствовать формированию у них чувства ответственности за свои поступки. При возникновении конфликта интересов психиатр должен отдавать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причинит пациенту серьезного ущерба и не будет угрожать правам других лиц.
4. Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. Прямое или косвенное участие психиатра в действиях, нарушающих психофизическую целостность человека и направленных на подавление личности обви-няемого с целью получения от него признаний, неприемлемо с моральной точки зрения. В данном случае участие психиатра незаконно по причине отсутствия «медицинских по-казаний» на умственную или психическую патологию. в. Протестантская. Статья 5 Всеобщей декларации прав человека резко осуждает пытки, а также «жестокое, бесчеловечное или унижающее человеческое достоинство обращение и наказание». Протестантизм считает такую оценку исчерпывающей. г. Иудейская. Пытки запрещаются и осуждаются, и, следовательно, участие врачей в них недопустимо.
д. Мусульманская. Ислам запрещает любое посягательствона физическую или психиче-скую целостность человека, даже если речь идет о подозреваемом в каком-либо преступ-лении. е. Буддийская. Придерживается сходной с другими религиями точки зрения.
Казус 8
СПИД
ВИЧ-инфицированный пациент обратился но поводу протезирования пениса.Отказ уролога вызван тем, что пациент является носителем ВИЧ. Международное право
Важным документом, рассматривающим проблемы, связанные со СПИДом, является рекомендация № R (87) 25, принятая Комитетом министров Совета Европы 26 ноября 1987 г. (продолжение Рекомендаций n. R (83) 8 и № R (85) 12, касающихся выявления маркеров СПИДа у доноров крови). Согласно пункту 2.2.3, «пациенты, независимо от того, являются они донорами или нет, должны быть проинформированы о подтвержденных положительных результатахих анализов крови». Вместе с тем в этом документе ничего не говорится о законности теста, проводимого без ведома пациента. В пункте 2.2.1 тойже рекомендации, касающейся выявления заболевания, говорится о необходимости осуществления систематического контроля при каждой донорской сдаче крови, материнского молока, органов, тканей, клеток, особенно спермы, при строгом соблюдении традиционных условий добровольности согласия и конфиденциальности сведений. Никакого обязательного контроля не должно проводиться ни среди населения вообще, ни среди оп- ределенных групп. В свете приведенных положений и упомянутой выше статьи Пакта о гражданских и политических правах хирург не может проводить тестирование на ВИЧ без предварительного согласия пациента. Что касается второго вопроса, то в пункте 2.2.3 упомянутой рекомендации (87) 25 указано, что «медицинский персонал может, как правило, предупредить заражение, приняв соответствующие меры; следовательно, именно пациенты должны его предупреждать о своем положительном анализе или же поручить это своему врачу». В то же время пункт 2.2.3 не дает ясного ответа на поставленный вопрос. Тот же смысл заложен в третьем абзаце пункта 2.4 вышеупомянутой рекомендации: «Медицинские работники, которые в силу своих профессиональных обязанностей могут контактировать с зараженными жидкостями и секрециями, должны иметь самую современную информацию об элементарных гигиенических мерах предосторожности, которые необходимо принимать им самим и их пациентам».
Российское nраво
В ст. 5 Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» указано: «1. ВИЧ-инфицированные – граждане Российской Федерации обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут обязанности в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. 2. Права и свободы граждан Российской Федерации могут быть ограничены в связи с наличием у них ВИЧ-инфекции только федеральным законом». Этика
Согласно Декларации ВМА о лечении больных СПИДом (Вена, 1988 г.), «больные СПИДом и вирусоносители имеют право на соответствующую медицинскую помощь; они не должны становиться объектами гонения и страдать в повседневной жизни от произвола или дискриминации. Медики должны соблюдать вековую традицию, предписывающую обращаться с пациентами, пораженными заразными болезнями, с сочувствием и мужеством. Эта традиция должна быть соблюдена и в отношении больных СПИДом». Больные СПИДом имеют право на соответствующее медицинское обслуживание. Врач не имеет морального права отказаться от лечения пациента но причине того, что последний является вирусоносителем. Медицинская этика не допускает такого рода дискриминации. Врач, который не в состоянии обеспечить больным СПИДом необходимое лечение и уход, должен направить их к специалистам, которые располагают всем необходимым для лечения данного заболевания. До тех пор пока пациент не будет переведен в специализи-рованное лечебное учреждение, врач должен делать все, что в его силах. В соответствии с п. 2 раздела I Кодекса врачебной этики главная цель профессиональной деятельности врача (практика и ученого) – сохранение жизни человека, профилактика заболеваний и восстановление здоровья, а также уменьшение страданий при неизлечимых заболеваниях. Свои обязанности врач выполняет, следуя голосу совести, руководствуясь клятвой Гиппократа, принципами гуманизма и милосердия, документами мирового сообщества по этике, ст. 41 Конституции России и законодательством РФ.
Религиозная мораль а. Православная. См. Казус 1. б. Католическая. У церкви нет официальной позиции по этому вопросу. Исходя из тера-певтических показаний и из того, что операция по протезированию пениса рекомендуется с медицинской точки зрения и может оказаться эффективной, по крайней мере в психо-логическом плане, нам кажется морально неприемлемым отказ уролога, возражающего против проведения операции только лишь из-за сероположительной реакции. в. Протестантская. Какова бы ни была техника проведения подобной операции, основ-ное в данном случае – выяснить, для чего будет восстановлена сексуальность пациента. Возможно, что продуктивный обмен мнениями по этому вопросу позволит выработать общую позицию. Трудно, во всяком случае в данной ситуации, требовать от врача посту-пать против совести. г. Иудейская. Трудно дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Каждый случай должен рассматриваться отдельно. Врачу следует принимать во внимание целый ряд фак-торов, среди которых следует отметить, в частности: - причины болезни; - семейное положение; - социальные условия. Врач должен учитывать также, что подобная операция психологически очень тяжела для пациентов, и особенно для инфицированного СПИДом. Следует отметить, что такая операция все менее популярна, так как ее можно заменить инъекцией папаверина. Во всех случаях, если пациент женат, необходимо поставить в известность его жену. д. Мусульманская. Пациент – носитель ВИЧ должен быть информирован о своем состоянии. Хирург обязан сделать операцию, но при этом ему надлежит усилить меры предосторожности от возможного случайного заражения как самого себя, так и обслуживающего персонала. е. Буддийская. Ответа нет.
Казус 9
ТРАНСПЛАНТАЦИЯ ОРГАНОВ
Проблема пациентов в состоянии церебральной смерти. Юноша, 19 лет, жертва дорожно-транспортного происшествия. Присутствуют все клинические и параклинические признаки церебральной смерти. Два члена бригады по трансплантации отказываются участвовать в операции по забору органов с целью пересадки по морально-этическим соображениям. Руководитель бригады требует дисциплинарного наказания.
1. Международное право
Резолюция (78)29, принятая Комитетом министров Совета Европы 11.05.1978 г., озаглавленная «Гармонизация законодательств государств-членов, касающихся забора, пересадки и трансплантации веществ человеческого происхождения», не предусматривает пункта об отказе по морально-этическим соображениям. Впрочем, она не исключает этого, ограничиваясь утверждением того, что «смерть должна устанавливаться врачом, не входящим в состав бригады, которая будет производить забор, пересадку или трансплантацию» (статья 12), и что после наступлениясмерти забор органа может быть произведен, даже если функции органов, за исключением мозга, поддерживаются искусственно (статья 11). Следует отметить, что в пунктах Д и Е упомянутой резолюции сказано следующее: «Государства-члены должны активно использовать все соответствующие средства для информирования общественности, привлечения внимания врачей к необходимости и важности донорства веществ, при сохранении конфиденциального характера каждой опе-рации» и «разрабатывать или способствовать разработке практических директив для тех, кому придется принимать решение в соответствии с параграфом 1 статьи 11 относительно забора органов у умерших». Отсутствие оговорки об отказе по морально-этическим соображениям объясняется определенной непредсказуемостью в этом вопросе. 2. Российское nраво В ст. 1 Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-I «О трансплантации органов и (или) тканей человека» указано: «Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей-специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли-продажи. Купля-про-дажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций».
3. Этика
Случай довольно неожиданный, так как врачи, прибегающие к отказу по морально-этическим соображениям, входят в состав бригады, регулярно осуществляющей операции по трансплантации органов. Следовательно, отказ касается не самого принципа транс-плантации, так как в этом случае они избрали бы для себя иную профессию. Дело в том, что они ставят под сомнение смерть донора. Но, согласно нормам Всемирной медицин-ской ассоциации, констатация смерти выполняется не врачами, осуществляющими транс-плантацию, а двумя другими врачами, использующими признанные научные методы. В этой связи врач, осуществляющий пересадку, должен считать своими пациентами как донора, так и реципиента и защищать интересы обоих (Декларация. Всемирной медицин-ской ассоциации – октябрь 1987 г.). Ни один врач не может производить трансплантацию, если не соблюдены права пациентов (Декларация Всемирной медицинской ассоциации – Мадрид, 1987 г.). Следовательно, врач-трансплантолог не может отказываться по мораль-но-этическим соображениям только на том основании, что имеются сомнения в правиль-ности заключения врачей о смерти или что смерть была констатирована только одним врачом. Согласно п. 11 раздела II Кодекса врачебной этики при отборе больных, требующих проведения сложных профилактических, диагностических и особенно лечебных (например, трансплантация органов и др.) мероприятий, врачи, вынужденно устанавливающие очередность в оказании помощи, должны исходить из строгих медицинских показаний и принимать решения самостоятельно, а лучше коллегиально, с участием членов этического комитета (комиссии).
4. Религиозная мораль а. Православная. В пункте XII.7 Основ социальной концепции Русской православной церкви установлено: «Современная трансплантология (теория и практика пересадки органов и тканей) позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были бы обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность. Вместе с тем развитие данной области медицины, увеличивая потребность в необходимых органах, порождает определенные нравственные проблемы и может представлять опасность для общества. Так, недобросовестная пропаганда донорства и коммерциализация трансплантационной деятельности создают предпосылки для торговли частями человеческого тела, угрожая жизни и здоровью людей. Церковь считает, что органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. Пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека. В этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья. Морально недопустима эксплантация, прямо угрожающая жизни донора. Наиболее распространенной является практика изъятия органов у только что скончавшихся людей. В таких случаях должна быть исключена неясность в определении момента смерти. Неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого. На основании Божественного Откровения Церковь исповедует веру в телесное воскресение умерших (Ис. 26. 19; Рим. 8. 11; 1 Кор. 15. 42-44, 52-54; Флп. 3. 21). В обряде христианского погребения Церковь выражает почитание, подобающее телу скончавшегося человека. Однако посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся и по ту сторону смерти. Такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека. Поэтому добровольное прижизненное согласие донора является условием правомерности и нравственной приемлемости эксплантации. В случае если волеизъявление потенциального донора неизвестно врачам, они должны выяснить волю умирающего или умершего человека, обратившись при необходимости к его родственникам. Так называемую презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран. Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека. В пункте XII.8 Основ социальной концепции Русской православной церкви отмечено: «Практика изъятия человеческих органов, пригодных для трансплантации, а также развитие реанимации порождают проблему правильной констатации момента смерти. Ранее критерием ее наступления считалась необратимая остановка дыхания и кровообращения. Однако благодаря совершенствованию реанимационных технологий эти жизненно важные функции могут искусственно поддерживаться в течение длительного времени. Акт смерти превращается таким образом в процесс умирания, зависимый от решения врача, что налагает на современную медицину качественно новую ответственность. В Священном Писании смерть представляется как разлучение души от тела (Пс. 145. 4; Лк. 12. 20). Таким образом, можно говорить о продолжении жизни до тех пор, пока осуществляется деятельность организма как целого. Продление жизни искусственными средствами, при котором фактически действуют лишь отдельные органы, не может рассматриваться как обязательная и во всех случаях желательная задача медицины. Оттягивание смертного часа порой только продлевает мучения больного, лишая человека права на достойную, «непостыдную и мирную» кончину, которую православные христиане испрашивают у Господа за богослужением. Когда активная терапия становится невозможной, ее место должна занять паллиативная помощь (обезболивание, уход, социальная и психологическая поддержка), а также пастырское попечение. Все это имеет целью обеспечить подлинно человеческое завершение жизни, согретое милосердием и любовью». б. Католическая. У церкви нет официальной позиции относительно оценки церебральной смерти, принимаемой в качестве признака смерти человека. Следует напомнить, что като-лическая доктрина соглашается с результатами экспериментальной науки, касающимися установления смерти человека: «Наличие определения смерти снимает вероятность кон-фликта между обязанностью уважать жизнь человека и долгом лечить и спасать жизнь другого человека» (L’Ossrvatore Romano, 17.12.1989 г.). Вместе с тем недопустимо с точки зрения этики предусматривать дисциплинарные санкции в отношении тех (врачей или помощников), кто отказывается принимать участие в операции по пересадке по моральным или религиозным обстоятельствам. в. Протестантская. Вне сомнения, пересадка органов носит законный характер при усло-вии, что в равной степени соблюдаются права и реципиента, и донора. г. Иудейская. Идея применить дисциплинарные санкции представляется ошибкой и неува-жением элементарных прав человека. Дело в том, что рассматриваемый случай ставит две деликатные проблемы: - забор органов; - определение момента наступления смерти. Согласно иудаизму, уважение к человеческой жизни отнюдь не предполагает пре-небрежительное отношение к телу покойного. Являясь физической оболочкой души, тело человека требует уважения даже после смерти. Необходимость почтительного отношения к останкам человека со всей определенностью подчеркнута в Талмуде. Тело и все его органы отмечены печатью святости, и мы должны проявлять по отношению к ним знаки бесконечного уважения. Аутопсия и трансплантация органов разрешаются только при вполне определенных обстоятельствах. С другой стороны, большинство представителей еврейских руководящих кругов не принимают критерий церебральной смерти. Согласно иудаизму, отсутствие движений, биения сердца и дыхания означает наступление смерти. Иными словами, смерть может быть констатирована лишь при наличии этих трех признаков. Таким образом, совершенно нормально, что есть такие врачи, которые по религиоз-ным мотивам отказываются участвовать в заборе органов. Абсолютно законно уважать религиозные убеждения всех и каждого. д. Мусульманская. Ислам разрешает пересадку органов,взятых у умершего человека, при соблюдении следующих условий: - констатация церебральной смерти осуществляется тремя врачами, в том числе одним невропатологом (хирурги, которые будут производить трансплантацию, не должны входить в состав этой группы); - вознаграждение не выплачивается; - трансплантация проводится в медицинском центре, официально признанном мини-стерством здравоохранения соответствующей страны; - покойный не делал никакого заявления с возражением против забора какого-либо органа. В данном случае мы имеем дело с отказом двух членов бригады по проведению трансплантации. Приведенные выше мотивы отказа не могут его оправдать, поскольку подобная практика трансплантации уже положительно зарекомендовала себя. е. Буддийская. Необходимо сделать все, чтобы спасти больного, избегая при этом излиш-него терапевтического рвения.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|