3. Бабочка взмахнула крыльями, и обрушился ураган
3. Бабочка взмахнула крыльями, и обрушился ураган
Если присмотреться внимательнее к своей жизни, то можно обнаружить в ней множество совпадений. И главный вопрос заключается не в том, существуют ли совпадения – очевидность хода вещей выявляет их на каждом шагу – а в том, насколько они случайны или закономерны. Сколь бы мы ни философствовали по поводу этих категорий, наглядный опыт психоаналитической практики подтверждает, что случайностей в расхожем смысле этого слова не бывает. Есть то, что случается. Но случающееся совсем не случайно. Оно обусловливается целым множеством взаимопересекающихся и взаимообусловливающихся рядов причинно-следственных связей. В науке хорошо известен butterfly effect (" эффект бабочки" ), который в 70-х годах двадцатого века обнаружил Эдвард Лоренц, изучавший методы прогнозирования погоды. Бабочка просто взмахнула крыльями в Амазонии, и над Техасом пробушевал Торнадо. Полетели линии электропередач, застопорилось движение на автострадах. Кто-то не успел вовремя на фондовую биржу, и в результате – обанкротился. Динамика хода событий проявляется в том, что все связано со всем и с каждым в отдельности. Легко понять, что грандиозная механика подобной тотальной взаимообусловленности поддерживает постоянство мира, и если допустить хотя бы одну " несанкционированную" (этой самой механикой) случайность, то само существование мира становится весьма проблематичным, потому что – бессмысленным. Сплетение закономерностей есть смысл. Смысл всегда разумен, само слово говорит об этом: смысл – стало быть, с мыслью. Но то, что разумно – психично, ведь разум и определяется как одна из составляющих психики. А, следовательно, и все наше бытие не просто разумно, оно психично, и законы мира имманентны законам психики.
Теперь представим себе такую ситуацию. Она уже случилась с каждым из нас, и потому нам не составит труда ее вообразить – мы однажды родились. Это некогда случилось, и в этом был свой смысл, если угодно – некий расчет. И совершенно очевидно, что кто-то оказал нам протекцию, покровительствующую благосклонность, возможно, что и не бескорыстную – как же мы могли еще победить в конкурсе, какого нет ни в одном самом элитном учреждении – пятьдесят тысяч претендентов на одно место? Примерно столько сперматозоидов устремляется к яйцеклетке, но достигает цели только один. Триумфом победы становится наше появление в этом мире. Вместо меня мог появиться кто-то иной – из остальных пятидесяти тысяч, но выбран был именно я. Теперь зайдем к ситуации с другой стороны. Никто из нас, если только он не клон, не появляется ниоткуда, из пропасти, из бездны. Каждое живущее существо является точкой на разветвленном и обширном родовом поле с его разумом, душой, сознанием, бессознательным. Таким образом, можно говорить, что нашими родителями являются не только биологические мама и папа, но и все представителя родового поля, в том числе и умершие (возможно, что они в первую очередь), то есть те, кто своими незримыми движущими силами предуготовили нам место в мире. Человек может расшифровать загадку своего предначертания, если он выявит очертания своего родового поля, постигнет свое значение в нем, определит свою пред-заданную функцию. Наши родители – это наш род. И если мы есть, то на это есть все основания, чтобы нам быть. 4. " Я – это, прежде всего, Другой" Поскольку в мире случайностей нет, а случающееся всякий раз проявляет себя как действие непрерывно самовоспроизводящейся психической системы, то, рассматривая жизнь отдельного человека, можно говорить не только о его неповторимой индивидуальности, уникальности, но и до определенной степени его унифицированности, типологичности. Мы не похожи друг на друга в той же самой мере, в какой друг с другом имеем сходство. Одним из наиболее показательных примеров того является, хотя бы, существование четырех групп крови. Черты внешности также могут быть обобщены в конституциональные категории, а свойства характера – в обобщенные характеристики психологических типов. Благодаря наличию обобщающих свойств мы реализуем способность к обучению, памяти и общению. Подражая взрослым, то есть, усваивая их манеры, дети формируют и совершенствуют свою адаптацию к окружающей среде и через подобную идентификацию сами становятся взрослыми.
В своих предыдущих книгах (" Трансформация психе", " Клиника зла" ) я подробно описал механизм такого становления посредством процесса, который в психоанализе известен под термином " интроекция", и здесь его упоминаю в связи с одним важным примечанием, а именно: мы интроецируем (т. е. символически вводим внутрь себя, усваиваем) на раннем детском этапе своего существования не только образы своих матери и отца, равно как и фигур из ближайшего окружения, но и посредством бессознательной трансгенерационной передачи интроецируем своих давно умерших предков. Последние начинают в нас существовать и действовать, как вполне реальные персонажи, получившие свой очередной вид на жительство. Среди них присутствуют как наши " хранители", так и " призраки". Почти на каждом сеансе, на каждом групповом тренинге мне приходится обсуждать наболевший вопрос пациента – " Кто я"? И всегда мне удается уловить преображание в глазах спрашивающего, когда он постигает ответ: " Я – это Другой".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|