Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль общения в психологическом развитии человека




 

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного,культурного поведения.Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению,человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества.Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Успешное формирование всесторонне и гармонически развитой личности возможно лишь при учете закономерностей ее развития.

Включенность человека в разные системы:биологические,экологические,социальные– определяет чрезвычайную сложность и разнородность детерминант и потенциалов индивидуального развития.

Развитие человека –единый процесс,детерминированный историческими условиями общественной жизни. Результатом взаимодействия биологического и социального в индивидуальном развитии человека является формирование индивидуальности.Ее суть составляет единство и взаимосвязь свойств человека как личности и субъекта деятельности,в структуре которых функционируют природные свойства человека как индивида;общим эффектом этого слияния,интеграции всех свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности является индивидуальность с ее целостной организацией всех свойств и их саморегуляцией.Социализация личности,сопровождающаяся все большей индивидуализацией,охватывает весь жизненный путь человека.

Природа психофизиологического развития разнородна и противоречива на всем протяжении онтогенеза.Общее развитие является результатом освоенных видов деятельности:труда, познания и общения. Они значительно влияют на формирование потенциальных свойств человека.

Во многих работах выявились факты значительного изменения показателей различных психических функций в результате трудовой деятельности.Если первая фаза развития психических функций выступает как следствие их возрастного созревания,то дальнейший прогресс функций обусловлен прежде всего формированием операциональных механизмов в процессе деятельности,что может существенно раздвинуть возможности развития потенциалов и способствовать творческому долголетию.

По мере становления личности растет целостность,интегративность ее психологической организации,усиливается взаимосвязь различных свойств и характеристик,накапливаются новые потенции развития. Происходит расширение и углубление связей личности с окружающим миром, обществом и другими людьми.Особую роль играют те стороны психики, которые обеспечивают внутреннюю активность личности,проявляющуюся в ее интересах,эмоциональном,осознанном отношении к окружающему и к собственной деятельности.

В ряде исследований установлено большое сходство особенностей развития личности в детстве, юности,раннем, среднем и позднем зрелом возрасте, что позволяет говорить о существовании различных индивидуальных стилей развития.

Таким образом, потенциалы развития включают индивидные,субъектные и личностные особенности,которые, преобразуясь под влиянием деятельностей человека, составляют своеобразное сочетание потенциалов индивидуального развития. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным,культурно и нравственно развитым гражданином,был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным,лишь внешне,ана-томо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие,что, будучи лишенным общения с себе подобными,человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми,в результате несчастного случая оказались в одиночестве,надолго изолированными от себе подобных(например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза.В это время все свои человеческие,психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение,так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно– до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и – самовоспитанию6.

 

Техника и приемы общения

 

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими,зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться,но в гораздо меньшей степени,чем технике и приемам общения.Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения.Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования.Когда мы говорим о развитии у человека способностей,умений и навыков общения, мы,прежде всего,имеем в виду технику и средства общения.

Техника общения –это способы преднастройки человека на общение с людьми,его поведение в процессе общения, а приемы–предпочитаемые средства общения,включая вербальное и невербальное7.

Под коммуникативной компетентностью обычно понимается способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.В состав компетентности включают совокупность знаний, умений и навыков,обеспечивающих эффективное общение. Такого рода компетентность предполагает умение изменять глубину и круг общения, понимать и быть понятым партнерами по общению.

Коммуникативная компетентность– это развивающийся и в значительной мере осознаваемый опыт общения между людьми,который формируется в условиях непосредственного взаимодействия.Процесс совершенствования коммуникативной компетентности связан с развитием личности. Средства регуляции коммуникативных актов являются частью человеческой культуры, и их присвоение и обогащение происходит по тем же законам,что и освоение и преумножение культурного наследия в целом. Во многом приобретение коммуникативного опыта происходит не только в ходе непосредственного взаимодействия.Из литературы,театра, кино человек также получает сведения о характере коммуникативных ситуаций, проблемах межличностного взаимодействия и способах их решения. В процессе освоения коммуникативной сферы человек заимствует из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.

Коммуникативная компетентность непосредственно связана и с особенностями выполняемых человеком социальных ролей.

Коммуникативная компетентность предполагает адаптивность и свободу владения вербальными и невербальными средствами общения и может рассматриваться как категория,регулирующая систему отношений человека к самому себе,природному и социальному миру.

Таким образом, и индивидуально-личностные качества, и социально-культурный и исторический опыт способствуют формированию компетентности в общении.

Одной из задач коммуникативной компетентности является оценка когнитивных ресурсов,обеспечивающих адекватный анализ и интерпретацию ситуаций. Для диагностики этой оценки к настоящему времени имеется большой блок методик, основанных на анализе«свободных описаний»различных коммуникативных ситуаций. Еще одним методом изучения коммуникативной компетентности является наблюдение в естественных или в специально организованных игровых ситуациях с привлечением технических средств и содержательным анализом полученной информации.В зависимости от целей исследования можно учитывать темп речи, интонации,паузы, невербальные техники, мимику и пантомимику,организацию коммуникативного пространства.Одним из параметров диагностики может являться количество используемых техник, другим– адекватность их применения.Конечно же,такая система диагностики достаточно трудоемка и для качественного ее проведения требуются большие временные затраты и высокая квалификация наблюдателя.Трудность оценки коммуникативной компетентности состоит еще и в том, что люди в процессе коммуникации ориентируются на сложную систему правил регуляции совместных действий. И если ситуация взаимодействия может быть проанализирована,то правила, по которым люди вступают в эту ситуацию, не всегда осознаются.

Одним из средств развития коммуникативной компетентности является социально-психологический тренинг (СПТ).Это относительно новое научно-практическое направление психологии в настоящее время получает интенсивное развитие в качестве составной и важной части системы психологической службы. При всем разнообразии конкретных форм СПТ всем им присуща объединяющая черта – это средство воздействия,направленное на развитие тех или иных знаний, умений и опыта в области межличностного общения. Можно сказать, что в психологическом плане это означает следующее:

– выработка системы навыков и умений общения;

– коррекция имеющейся системы межличностного общения;

– создание личностных предпосылок для успешного общения.

Анализ возможных воздействий социально-психологического тренинга обнаруживает,что в процессе групповой работы затрагиваются и глубокие личностные образования участников тренинга. Ведь человек получает новые конкретные сведения о себе. И эти сведения затрагивают такие личностные переменные,как ценности,мотивы, установки.Все это говорит в пользу того,что СПТ можно ассоциировать и с процессом развития личности,вернее, с началом этого процесса.Действительно,получаемые в тренинге новые сведения о себе и других,как правило,остро эмоционально опосредованные,побуждают заново переосмыслить сложившуюся Я-концепцию и концепцию«другого».

Овладение глубинным общением является одновременно и средством,и результатом воздействия в рамках СПТ.

Развитие личности состоит не только в построении высших уровней ее структуры,но в ослаблении существующих и неэффективных.

Как установочное образование понимает коммуникативную направленность и В.А. Кан-Калик.Понятие «коммуникативная направленность»используется как синонимичное понятию «направленность личности в общении». Под ней он понимает не только личностные,но и профессиональные установки человека,обеспечивающие возникновение потребности во взаимодействии с другими людьми,успешность этого взаимодействия,эмоциональное удовлетворение им в ходе обыденного или профессионального общения. (Обзор существующих представлений приводится по Л.И. Габдулиной,1999).

Таким образом, направленность в общении рассматривается исследователями как устойчивая личностная характеристика,определяющая выбор (мотивов,целей, приемов и способов общения), который совершает личность постоянно в ситуациях взаимодействия с людьми. Коммуникативная направленность является проявлением отношения личности к себе и к другим,проявляется в форме готовности к восприятию воздействий партнера, с одной стороны,а также к определенным образом направленному коммуникативному поведению по отношению к нему, с другой стороны.Ценностно-смысловое содержание направленности в общении определяет все описанные выше личностные проявления.Именно на нем делает акцент С.Л. Братченко,описывая сущность Направленности в общении. Под ней он понимает совокупность более или менее осознанных личностных смысловых Установок и ценностных ориентации в сфере межличностного общения, индивидуальную«коммуникативную парадаму»,включающую представление о смысле общения,его целях, средствах,желательных и допустимых способах поведения в общении. Можно полагать, что в форме смысловых установок выражается готовность личности к определенным образом направленному восприятию воздействий партнера, как и к определенным образом направленному поведению по отношению к нему. В целом,направленность личности в общении выявляет себя в мотивах,целях, средствах и способах общения. В таком качестве она есть выражение ценностного отношения личности к человеку вообще,к другому как партнеру по общению, а также к самой себе.Теоретической основой анализа направленности личности в общении и выделения ее видов служит для С.Л. Братченко концепция диалога (М.М.Бахтин, М. Бубер,А.У. Хараш и др.).Он выделяет шесть видов направленности в общении, сущность которых представляет следующим образом8.

Развитие компетентности в общении предполагает адекватный выбор и использование всего набора средств, ориентированных на развитие личностных субъект-субъектных сторон общения и субъект-объектных составляющих этого процесса.

В самом широком смысле компетентность человека в общении можно определить как его компетентность в межличностном восприятии,межличностной коммуникации и межличностном взаимодействии.

Далее речь пойдет о перцептивной стороне общения,поэтому коротко остановимся на коммуникативной и интерактивной сторонах.

Коммуникация в межличностном общении не тождественна просто обмену информацией,поскольку:

– между людьми возникают определенные межличностные отношения;

– эти отношения изменчивы;

– «мысль не равна прямому значению слова».

Особой спецификой человеческой коммуникации является наличие барьеров,препятствующих проникновению информации.Появление барьеров, впрочем,вполне логично,ведь коммуникация– это воздействие.В случае успешного воздействия у человека могут произойти какие-либо изменения в представлении о мире. Не каждый готов к этому и хочет этого,ведь подобные изменения нарушают его стабильность,мнение о себе,других людях,поэтому человек будет защищаться от воздействия.

Вполне понятно, что не каждое воздействие в общении является угрожающим.Напротив, существует большое количество ситуаций, в которых получаемая информация является позитивной,укрепляющей позиции человека,дарующей ему эмоциональное удовлетворение.Таким образом,человек должен уметь распознавать полезную и вредную информацию.Каким же образом это можно сделать?

Проследим за появлением барьеров. Речь в человеческом общении является основным способом воздействия.Если слушающий максимально доверяет говорящему,то он полностью принимает мысли говорящего,защищаясь же от воздействий говорящего,слушающий«отпускает»ему доверие очень осторожно.Следовательно,не всякий говорящий внушает и воздействует,сталкиваясь со встречной психологической активностью,которая и является основой возникновения барьеров на пути коммуникации.К этим барьерам можно отнести:избегание,авторитет,непонимание.Таким образом,способами защиты от воздействия являются:

– избегание соприкосновения с источниками воздействия;

– учет только авторитетной для человека информации;

– ориентация на собственную культуру, логику,стиль, язык и непонимание чужого языка,семантического поля, стиля и логики.

Соответственно для преодоления барьеров необходимо:

– привлечь и удержать внимание партнера по общению;

– использовать универсальный механизм обратной связи с целью уточнения понимания ситуации, слов,чувств и логики собеседника;

– информация и ее носитель должны быть авторитетны для слушающего.

Рассматривая интерактивную сторону, исследователи изучают различные типы ситуаций взаимодействия в ходе общения.В самом общем виде можно выделить дихотомическое деление на конкуренцию и кооперацию,предложенное Дойчем. Различные типы взаимодействий можно фиксировать с помощью наблюдения.В одной из наиболее известных схем наблюдения,разработанной Р. Бейлсом,выделяются следующие категории, при помощи которых можно описывать взаимодействие:область постановки проблемы, область решения проблемы,область положительных эмоций, область отрицательных эмоций. Рассматривая интерактивную сторону общения,необходимо учитывать параметры и характеристики ситуации, в которой происходит взаимодействие.В настоящее время ситуативный подход, в котором отправной точкой анализа общения выступают параметры ситуации, получает все большее развитие.

Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности.Так, у детей они отличны от взрослых,а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники.Приемы и техника общения пожилых людей, как правило,отличаются от общения молодых.

Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным,вербальным,рациональным,экспрессивно экономным.Совершенствуется и обратная связь.

Профессиональность общения проявляется на этапе пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению.Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры)стиль общения с окружающими,так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях.Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный,менторский тон. У врачей,особенно у психотерапевтов,в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.

 

Развитие общения

 

Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией(вспомним, что у всех животных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация.У антропоидов появляется язык жестов,мимики и пантомимики,напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч. Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения,встречающиеся у людей.

Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни(комплекс оживления),а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения,пользоваться звуковой речью.

Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:

1.Возраст от рождения до2–3 месяцев.Биологическое по содержанию,контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения– примитивная мимика и элементарная жестикуляция.

2.Возраст от 2–3месяцев до 8–10месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.

3.Возраст от 8–10месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного,вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности.Переход к использованию языка как средства общения.

4.Возраст от 1,5года до 3 лет.Появление делового и игрового общения,связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.

5.Возраст от 3 до6–7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных,данных от природы или благоприобретенных средств общения.Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.

С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка.Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются его цели, совершенствуются средства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...