Роль общения в формировании личности
Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение9. По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации,а при прогрессе научения –пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения. Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии,обратной связи и саморегуляции.Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием,множественностью целей и широким выбором средств общения10. Далее рассмотрим пример развития общения в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст (с 3 до7 лет) является прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности,осуществляемой неудержимостью онтогенетического потенциала к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками достижения. В дошкольном возрасте ребенок,осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношение к окружающему предметному миру, с изумлением открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей. При этом он уясняет для себя создаваемую человеческой культурой двойственную природу рукотворного мира: постоянство функционального назначения вещи и относительность этого постоянства.
Ребенок в возрасте от трех лет переживает сильное потрясение от своего открытия:он не является центром мироздания.Он открывает также, что не является центром своей семьи.Особенно его потрясает открытие, что папа любит маму, а мама –папу. До этого он бессознательно ощущал себя центром семьи,ощущал, что именно вокруг него, по его поводу происходили эмоциональные всплески в семье. А теперь он видит и слышит,что родители могут общаться друг с другом и без его участия.Разочарованный малыш начинает капризничать,проявлять агрессию. Ему кажется, что родители его«провели» –ведь им вполне хорошо и без него. В действительности малыш стал более самостоятельным,и мама почувствовала,что может меньше им заниматься.Самостоятельность радует малыша.Но его не устраивает,что мама не принадлежит только ему. То же относится и к папе. Уходят формы общения,которые были естественными в младенческом и раннем возрасте:мама – малыш и папа – малыш.Теперь ребенку дают понять,что общение будет строиться иначе, как взаимодействие треугольника:мама – папа –малыш. Такие отношения не совсем устраивают ребенка. Он возмущается,ревнует, однако вынужден принять эти новые формы общения. Но он бдительно следит за родителями.И здесь разгораются новые страсти:то он предпочитает одного из родителей,то через некоторое время другого,и с такой же силой. Наконец эти ревнивые формы общения проходят.Успокоившийся ребенок восстанавливает душевное равновесие,он любит и маму,и папу. Здесь следует обсудить ситуацию, когда в семье нет одного из родителей.Это неполная семья. По сложившейся традиции у нас при разводе ребенок остается с мамой. Пока ребенок был совсем маленьким,ему не приходило в голову, что у него нет папы.Но, став постарше,малыш вдруг обнаруживает,что у него только одна мама. Это открытие чрезвычайно волнует малыша,он становится обеспокоенным,легковозбудимым.Теперь мама должна думать,кто же из ее родных и близких мужчин поможет малышу справиться с нереализованной потребностью в отце.
Речевое и эмоциональное общение. В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях,делиться своими впечатлениями;он учится строить с людьми адекватные лояльные отношения,узнавая от близких, что к человеку нужно обращаться по имени, приветливо глядя ему в глаза; он учится приветствовать людей в принятой форме, говоря им «Здравствуйте!»,«Добрый день!»;он учится благодарить за оказанное внимание и испытывать за это не игровую,а реальную признательность.Речь как средство общения несет в себе не только функцию обмена информацией,но и экспрессивную функцию. Эмоционально интонируется не только окрас слов, которые люди произносят в общении, но и сопровождающие речь мимика,позы и жесты.Подражая родителям и близким людям(идентифицируясь с ними), ребенок бессознательно перенимает стиль общения,который становится его натурой.Обладающая речевой культурой и сдержанная в своих эмоциональных проявлениях семья формирует у ребенка тот же тип общения.Недисциплинированная с точки зрения речевой культуры и эмоциональных проявлений семья получит в своем ребенке слепок своих недостатков в общении11. Стили общения, предлагаемые взрослыми. В практике родительского воспитания просматриваются следующие стили воздействия на своего ребенка. Авторитарный стиль – жесткий стиль руководства с опорой на наказания,подавление инициативы,принуждение.Несмотря на малый возраст ребенка, ему предъявляют требования неукоснительного подчинения.Нередко такие родители ждут от своего малыша достижений,превосходящих его возможности.Здесь следует искать проблемы у самих родителей,которые превращают беззащитного малыша в козла отпущения.Такие родители нуждаются в социальном контроле, а ребенок – в специальной опеке. Либерально-попустительский стиль исповедует принцип вседозволенности.Ребенок, лишаясь представлений о том, что можно и чего нельзя,не сможет вовремя и нормально войти в социальное пространство человеческих отношений. В этом случае любовь слепа:получая излишние ласки, ребенок не может стать самостоятельным человеком,ориентирующимся в мире прав и обязанностей.
Ценностное отношение к ребенку и понимание необходимости его нормальной и своевременной социализации–наиболее эффективный стиль воспитания,опирающийся на потребности ребенка в положительных эмоциях и в реализации притязаний на признание.При доброжелательности и любви к ребенку родители учат его подражанию,используют внушение и убеждение. Обычно ребенок пяти–семи лет более уравновешен,чем в возрасте,когда ему три,четыре года.Он нашел для себя место среди своих близких и вполне доволен ими и самим собой.Но даже в благополучной семье его поджидают всевозможные жизненные испытания. Одна трудность возникает,когда ребенок перестает быть единственным в семье, когда у него появляется брат или сестра.В этом случае малыш может испытывать отчуждение,чувствовать себя отвергнутым.Чтобы избежать травмы отчуждения,родители должны уделять внимание своему первенцу. Ребенок в принципе должен чувствовать себя уверенно.В этом случае он не только не будет ревновать,но и почувствует себя старшим братом (сестрой). Другая трудность связана с посещением учреждений типа детского сада. Если ребенок до сих пор не ходил в детский сад,а теперь его туда отправляют,он будет думать,что это из-за маленького.Учитывая возможные переживания ребенка, следует начать водить в детский сад задолго до появления в семье новорожденного.В это время можно более естественно помочь ребенку адаптироваться к своей группе:пораньше забирать его, выражать уверенность в том, что он справится со всеми своими обязанностями и сам будет себя обслуживать(«Ты сможешь!»,«Ты справишься!»,«Это у тебя получится!»). У воспитателя с приходом в детский сад«домашнего»ребенка – особые заботы. Новенький чувствует себя скованно, он не умеет общаться с чужими взрослыми,и его пугает такое количество детей. Здесь нет рядом мамы.Малышу некомфортно и страшно12.
Общение мальчиков и девочек. Особое место в общении детей начинают занимать отношения мальчиков и девочек. Еще в конце раннего возраста ребенок усваивает некое эфемерное знание о своей половой принадлежности,но он еще не узнал, каким содержанием должны быть наполнены слова«мальчик» и«девочка». В период дошкольного возраста взрослые начинают сознательно или бессознательно обучать ребенка половой роли в соответствии с общепринятыми стереотипами,ориентируя его в том, что значит быть мальчиком или девочкой. Мальчикам обычно разрешают больше проявлять агрессивность,поощряют физическую активность,инициативность.От девочек ожидают душевности,чувствительности и эмоциональности. В семье ребенка изо дня в день ориентируют на ценности его пола. Ему сообщают, как должны вести себя мальчик или девочка.В каждой культуре существуют закрепившиеся шаблоны воспитания детей как будущих мужчин и женщин.Мальчику, даже самому маленькому,обычно заявляют:«Не плачь. Ты не девочка. Ты– мужчина». И тот учится сдерживать свои слезы.Девочку наставляют:«Не дерись, не лазай по заборам и деревьям. Ты– девочка!» И шалунье приходится обуздывать себя, ведь она– девочка. Такие и подобные установки взрослых ложатся в основу поляризации поведения.Кроме того,стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребенка через непосредственное наблюдение поведения мужчин и женщин.Каждый из родителей несет ценностные ориентации своего пола:такие признаки,как душевность,чувствительность,эмоциональность,больше присущи женщине; смелость,решительность,самообладание– признаки мужественности. Взрослый поступит неверно,если будет слепо следовать этим сложившимся стереотипам.Необходимо искать способы разностороннего развития мальчиков и девочек как будущих взрослых. В дошкольном возрасте ребенок обнаруживает внешние различия мужчин и женщин в одежде и манере себя вести.Дети подражают всему: формам поведения,которые являются полезными и приемлемыми для окружающих,стереотипными формами поведения взрослых, являющимися вредной социальной привычкой(брань, курение и др.). Так, мальчики хотя и не используют эти «символы мужественности»в своей практике,но уже вносят их в сюжетные игры. Осознание своего «Я»непременно включает и осознание собственной половой принадлежности.Чувство собственной половой принадлежности в норме уже становится устойчивым у ребенка в дошкольном возрасте. В соответствии с восприятием самого себя как мальчика или девочки ребенок начинает выбирать игровые роли. При этом дети часто группируются в игры по признаку пола.
В этом возрасте обнаруживается открытая доброжелательная пристрастность к детям своего пола и эмоционально окрашенная,затаенная пристрастность к детям противоположного пола. Это определяет развитие самосознания в контексте половой идентификации. Общение детей в период дошкольного возраста показывает их пристрастную причастность к социальным ролям мужчин и женщин. В играх и в практике реального общения дети усваивают не только социальные роли, связанные с половой идентификацией взрослых, но и способы общения мужчин и женщин,мальчиков и девочек. Общение и готовность ребенка к школе. Ребенок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам,которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и со взрослыми.К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков.Ответственность пробуждает чувство сопричастности общему делу,чувство долга13. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое,если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. Ребенок шести-семи лет способен понимать нравственный смысл ответственности.В игре и в обыденной жизни, в отношениях со знакомыми взрослыми и сверстниками ребенок получает достаточный опыт ответственного поведения. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе. Эмоционально положительное отношение к самому себе,лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует его на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным уважения окружающих,приводит к пониманию необходимости и потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности. Установлено,что шести-семилетний ребенок в ситуации взаимоотношений с хорошо знакомыми сверстниками может самостоятельно выбирать способы правильного поведения,отстаивать свое мнение,брать на себя ответственность за свою позицию и проявлять независимость при провоцирующем воздействии сверстников.Однако это возможность,проявляющаяся в исключительных случаях, но не постоянная линия поведения шестилетнего ребенка. Ребенок нуждается в доброжелательном контроле и в положительной оценке взрослого.Правильное поведение в присутствии взрослого –первый этап морального развития поведения ребенка. И хотя потребность вести себя по правилам и приобретает личностный смысл для ребенка,его чувство ответственности наилучшим образом раскрывается в присутствии взрослого. Взрослый при этом должен общаться с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не вести себя правильно.Психологический смысл происходящего в поведении ребенка состоит в том, что хотя и с помощью взрослого, но психологически самостоятельно он обретает чувство ответственности за свое поведение. Потребность в признании проявляется в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах.Ребенок рефлексирует,пытается проанализировать собственное психическое состояние,проецировать свой поступок на возможные реакции других людей, при этом он хочет, чтобы люди испытывали к нему благосклонность,благодарность,признавали и ценили его хороший.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|