Семинарское занятие по теме 4
Стр 1 из 2Следующая ⇒ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра педагогики
Методические рекомендации для проведения семинарских занятий (для курсантов психологического факультета) Москва 2011
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН дисциплины «Педагогическая психология»для курсантов 2 «П» курса факультета подготовки психологов (соц. педагоги) на 1 семестр 2011/ 2012 учебного года
Семинарское занятие по теме 1: Предмет, задачи, структура педагогической психологии. Место педагогической психологии среди других областей психологического знания.
Вопросы к семинару: 1. Понятие и предмет педагогической психологии. 2. Задачи и основные проблемы педагогической психологии. 3. Структура педагогической психологии. 4. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками. 5. Исторические аспекты педагогической психологии. Доклады по теме семинара: 1. К.Д. Ушинский о роли психологических знаний для педагогической теории и практики. 2. Взаимосвязь возрастной психологии и педагогической психологии в системе психологических знаний о ребенке. 3. Педология как комплексная наука о ребенке. 4. Суггестопедия как принципиально новое направление в педагогической психологии. Список литературы: 1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 2. Айсмонтас Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1999. 4. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Сост. И.В. Дубровина, A.M. Прихожан, В.В. Зацепин. М., 1999. 5. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М., 1992. 6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 7. Габай Т.В. Педагогическая психология. М., 1995. 8. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М.,2010. 9. Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.; Воронеж, 1999. 10. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972. 11. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М., 1995.
12.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. М., 1995. 13.Якунин В.Я. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1998. Методические указания: Термин "педагогическая психология" применяется для обозначения двух наук. Одна из них - это базовая наука, которая является первой ветвью психологии. Она призвана изучать природу и закономерности процесса учения и воспитания. Под таким же названием "педагогическая психология" развивается и прикладная наука, цель которой - использовать достижения всех ветвей психологии для совершенствования педагогической практики. За рубежом прикладную часть психологии часто называют школьной психологией. Педагогическая психология - это наука о фактах, механизмах и закономерностях освоения социокультурного опыта человеком, закономерностях интеллектуального и личностного развития ребенка как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. Педагогическая психология - пограничная, комплексная отрасль знания, которая заняла определенное место между психологией и педагогикой, стала сферой совместного изучения взаимосвязей между воспитанием, обучением и развитием подрастающих поколений. В педагогической психологии имеется ряд проблем. Среди самых главных можно выделить следующие: соотношение обучения и развития; соотношение обучения и воспитания; учет сенситивных периодов развития в обучении; работа с одаренными детьми; готовность детей к школьному обучению и др. Общей задачей педагогической психологии является выявление, изучение и описание психологических особенностей и закономерностей интеллектуального и личностного развития человека в условиях учебно-воспитательной деятельности, образовательного процесса. Структуру педагогической психологии составляют три раздела: психология обучения; психология воспитания; психология учителя. Выделяются три этапа становления и развития педагогической психологии (Зимняя И.А.): Первый этап - с середины XVII в. и до конца XIX в. может быть назван общедидактическим с явно ощущаемой необходимостью "психологизировать педагогику" (по Песталоцци).
Второй этап - с конца XIX в. до начала 50-х годов XX в., когда педагогическая психология начала оформляться в самостоятельную отрасль, аккумулировав достижения педагогической мысли предшествующих столетий. Третий этап - с середины XX в. до настоящего времени. Основанием для выделения этого этапа служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ педагогической психологии. Педология (от греч. pais - дитя и logos - слово, наука; букв. - наука о детях) - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику и психологию и развитием прикладных отраслей психологии и экспериментальной педагогики. Семинарское занятие по теме 2 Методологические основы педагогической психологии. Вопросы к семинару: 1. Взаимосвязь методологии, методов и методик психолого-педагогических исследований. Уровни методологических знаний. 2. Классификация методов психолого-педагогических исследований. 3. Основные методы педагогической психологии. 4. Формирующий эксперимент как один из основных методов психолого-педагогических исследований. Доклады по теме семинара: 1. Особенности применил метода анализа "продуктов деятельности" в педагогической психологии. 2. Основные этапы психолого-педагогического исследования. 3. Многофакторные многоуровневые экспериментальные психолого-педагогические исследования. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1992. Кн.1, 2. 3. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. – М., 2002. 4. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. СПб., 2000. 5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1998. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000. 7. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб., 1997. 8. Ерофеев А.К. ЭВМ в психодиагностике в высшей школе. М., 1987.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 2010. 10. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: теория и методы. М., 2002. 11. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. 12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999. 13. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб., 2000. 14. Солсо Р., Джонсон Х., Бил К. Экспериментальная психология: Практический курс. СПб., 2001.
Методические указания: В педагогической психологии используются все те методы, которые есть в общей, возрастной и многих других отраслях психологии: наблюдение, устный и письменный опрос, метод анализа продуктов деятельности, контент-анализ, эксперимент и др., но только здесь они применяются с учетом возраста детей и тех психолого-педагогических проблем, в контексте которых возникает необходимость обращения к ним. Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии. В общенаучном плане, метод (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение) - "способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического и теоретического освоения (познания) действительности" (Большой энциклопедический словарь…, 1998. С. 724). Методика отвечает конкретным целям и задачам психолого-педагогического исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. В современной методологии и логике науки выделяется следующая общая схема уровней методологии: уровень философской методологии; уровень методологии общенаучных принципов исследования; уровень конкретно-научной методологии; уровень методик и техник исследования. Одной из наиболее признанных и известных классификаций методов психолого-педагогического исследования является классификация, предложенная Б.Г. Ананьевым. Все методы он разделил на четыре группы: организационные; эмпирические; по способу обработки данных; интерпретационные. Наблюдение - основной, наиболее распространенный в педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод изучения человека. Под наблюдением понимается целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта.
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - "фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий" (Бурлачук Л.Ф., 2000. С. 325). Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз. Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Он отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогической психологии метод прослеживания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого. Синонимы формирующего эксперимента: преобразующий; созидательный; воспитывающий; обучающий; метод активного формирования психики. Экспериментальное обучение - один из современных методов исследования психолого-дидактических проблем. Различают два вида экспериментального обучения: индивидуальный обучающий эксперимент, уже прочно вошедший в науку; коллективное экспериментальное обучение, которое широко стало использоваться в психологии и педагогике лишь в 60-х гг. XX в.
Семинарское занятие по теме 3: Психология образовательной деятельности. Соотношение развития, обучения и воспитания. Вопросы к семинару: 1. Образование как социальное пространство формирования личности. 2. Проблема соотношения развития и обучения в педагогической психологии. 3. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. 4. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский) 5. Обучаемость как способность к обучению. Доклады по теме семинара: 1. Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития. 2. Основные направления разработки проблемы обучения и развития. 3. Концепция зоны ближайшего развития. 4. Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения. Список литературы: 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001. 2. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.,2001. 3. Блонский П.П. Педология: Кн. для преподават. и студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. М., 1999. 4. Брунер Дж. Психология познания. М., 1977. 5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 6. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990. 7. Иванова А.Я. Обучаемость как принцип оценки умственного развития / Предисл. Б.В. Зейгарник. М., 1975. 8. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 9. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989. 10. Немов Р.С. Психология: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 2-е изд. М., 1995. 11. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений.М.,2001. Проблема обучения и развития была и остается одной из стержневых в педагогической психологии. Ее решение служит фундаментом для дидактики и методики обучения и воспитания. На различных исторических этапах ее решение менялось, что обусловлено сменой методологических установок, появлением новых трактовок понимания сущности развития личности и самого процесса обучения, переосмыслением роли последнего в этом развитии В истории психолого-педагогический мысли можно выделить три точки зрения на вопрос о соотношении влияния генотипических и средовых факторов на развитие человека: биогенетическую, социогенетическую и персоногенетическую (Асмолов А.Г.). · К началу 30-х гг. XX в. более или менее отчетливо выявились три основные теории о соотношении обучения и развития: между обучением и развитием отсутствует связь; обучение и развитие - тождественные процессы; между обучением и развитием существует тесная связь (Л.С. Выготский). Эти теории о соотношении обучения и развития, описанные Л.С. Выготским более семидесяти лет назад, в некоторой модификации существуют и в современной психологии, имея под собой соответствующее фактическое обоснование как экспериментального, так и практического характера. Интенсивные исследования отечественных психологов в 40-60-е гг. XX в. способствовали дальнейшей разработке проблемы соотношения обучения и развития. В ряде исследований было установлено: как влияет на интеллектуальное развитие поэтапное формирование умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина); какое воздействие на интеллектуальное развитие оказывают разные методы обучения (Б.Г.Ананьев, А.А. Люблинская и др.); какую роль в этом развитии играет проблемное обучение (Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин). Решение проблемы соотношения обучения и развития теснейшим образом связано с концепцией зоны ближайшего развития (ЗБР), автором которой является Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития - это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребенок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Основными "пластами" уровня актуального развития являются обученность, развитость и воспитанность, а зоны ближайшего развития - обучаемость, развиваемость, воспитуемость. Обучаемость в широком смысле слова - способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обученности. Признаками обучаемости считаются: активность ориентировки в новых условиях; перенос известных способов решения задач в новые условия; быстрота образования новых понятий и способов деятельности; темп, экономичность (количество материала, на котором решается задача, число шагов), работоспособность, выносливость; и, главное, - восприимчивость к помощи другого человека, которая может быть измерена количеством дозированной помощи, необходимой ребенку для выполнения задания.
Семинарское занятие по теме 4
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|