Учебная деятельность, ее структура и мотивы.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Вопросы к семинару: 1. Концепция учебной деятельности. 2. Структура учебной деятельности. 3. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности. Доклады по теме семинара: 1. Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова. Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности. 2. Основные возрастные особенности формирования УД. 3. Основные аспекты диагностики учебной деятельности. 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М., 2001. 2. Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся // Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985. 3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 4. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 8. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 10. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 12. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998. 13. Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М., 2001. "Учебная деятельность" (УД) - достаточно неоднозначное понятие. Можно выделить три основные трактовки этого понятия, принятые как в психологии, так и в педагогике: как синоним научения, учения, обучения; как ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте; как один из видов деятельности школьников.
Концепция учебной деятельности является в психологии одним из подходов к процессу учения, реализующим положение об общественно-исторической обусловленности психического развития. Она сложилась на базе основополагающего диалектико-материалистического принципа психологии - принципа единства психики и деятельности в контексте психологической деятельности (А.Н. Леонтьев) и в тесной связи с теорией поэтапного формирования умственной деятельности и типов учения (П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина). В концепции УД (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований. Организация обучения, построенного по теоретическому типу, по мнению. В.В. Давыдова и его последователей, наиболее благоприятна для умственного развития ребенка, поэтому такое обучение авторы называют развивающим. Согласно Д.Б. Эльконину, который одним из первых начал разработку теории УД, учебная деятельность является: общественной по своему содержанию; общественной по своему смыслу; общественной по форме своего осуществления. Учебная деятельность есть прежде всего такая деятельность, в результате которой происходят изменения в самом ученике. Это деятельность по самоизменению, т. е. ее продуктом являются те изменения, которые произошли в ходе ее выполнения в самом субъекте. Структура УД определяется характером взаимодействия ее элементов. Относительно основных структурных элементов УД в педагогической психологии до сих пор нет единого мнения. По мнению В.В. Давыдова, в структуру УД входят: учебные ситуации (или задачи); учебные действия; действия контроля и оценки.
Становление УД - это: - совершенствование каждого компонента УД, их взаимосвязи и взаимопереходов; - совершенствование мотивационного и операционального аспектов учения; - превращение ученика в субъекта осуществляемой им УД; - необходимость наличия развивающего и воспитывающего эффектов УД. Формирование УД есть управление взрослым (учителем, родителем, психологом) процессом становления УД школьника. Полноценное управление процессом учения всегда предполагает: - отработку у школьника каждого компонента УД; - взаимосвязь компонентов УД; - постепенную передачу отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без помощи учителя. Структура УД формируется у детей младшего школьного возраста. В этом возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности (художественной, игровой, спортивной и др.). Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса и в письменных контрольных работах.
Семинарское занятие по теме 5: Психология усвоения знания. Основные понятия психологии обучения. Виды научения у человека. Вопросы к семинару: 1. Сущность знаний: определение понятия, функции, виды, свойства и усвоение знаний, проблема понимания. 2. Сущность умений и навыков: определение понятий, уровни овладения умениями и навыками, применение. 3. Этапы формирование умственных действий и понятий 4. Общеучебные умения и навыки: определения понятия, формирование общеучебных умений и навыков. 5. Виды научения у человека. Доклады по теме семинара: 1. Бихевиористская концепция научения. 2. Ассоциативно-рефлекторная теория научения. 3. Учение как разновидность человеческой деятельности. 4. Основные теории учения в отечественной психологии. Список литературы 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология, М.,2001. 2. Габай Т.В. Педагогическая психология: Учеб. пособие. М., 1995. 3. Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие; М., 2000. 4. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации
учения. М., 1990. 5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 6. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998. Методические указания: Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения. Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические). Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: системность; обобщенность; осознанность; гибкость; действенность; полнота; прочность. Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия. Разграничивая репродуктивный и продуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрения самостоятельности выполнения, В.П. Беспалько выделил следующие уровни усвоения учебной информации: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество. Умение - это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно. Навык - это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов. Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах.
Созданная П.Я. Гальпериным общепсихологическая концепция планомерного поэтапного формирования умственных действий и понятий получила подтверждение и нашла эффективное применение в практике школьного обучения, а также других форм образования. В общепсихологическом плане ее основу составляет новая методология психологического исследования, коренная перестройка традиционных представлений о психике и о предмете и методе психологии. Переход внешней деятельности вовнутрь называется интериоризацией. Согласно общепринятой точке зрения, под этим термином понимается переход, в результате которого внешние по своей форме процессы с внешними же, вещественными предметами, преобразуются в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания: при этом они подвергаются специфической трансформации - обобщаются, вербализуются, сокращаются и, главное, становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы возможностей внешней деятельности. К числу независимых характеристик (параметров) действия относятся: форма, обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированость, быстрота и др.) Кроме этих основных характеристик действие имеет ряд вторичных свойств; разумность, сознательность, абстрактность, прочность. На основе типов ориентировочных основ действий П.Я. Гальпериным выделено три типа учения, каждый из которых характеризуется: своей ориентировкой в предмете; своим ходом процесса учения, качеством его результатов; отношением детей к процессу и предмету учения; развивающим эффектом. Общеучебные умения и навыки - это такие умения и навыки, которым соответствуют действия, формируемые в процессе обучения многим предметам, и которые становятся операциями для выполнения действий, используемых во многих предметах и в повседневной жизни. Для усвоения отдельных предметов необходимы так называемые узкопредметные умения и навыки. Им соответствуют такие действия, формируемые в каком-либо учебном предмете, которые могут становиться операциями для выполнения лишь других специфических действий этого предмета или смежных предметов Формирование общеучебных умений и навыков - специальная педагогическая задача. Однако не все учителя рассматривают эту проблему с данной точки зрения. Имеется несколько понятий, относящихся к приобретению человеком жизненного опыта в виде знаний, умений, навыков, способностей. Это - научение, учение, обучение.
Научение обозначает процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли). Учение определяется как научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого (транслируемого) его социокультурного (общественно-исторического) опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта. Следовательно, учение рассматривается как разновидность научения. Обучение в наиболее употребительном смысле этого термина означает целенаправленную, последовательную передачу (трансляцию) социокультурного (общественно-исторического) опыта другому человеку в специально созданных условиях. В психолого-педагогическом отношении обучение рассматривается как управление процессом накопления знаний, формирования познавательных структур, как организация и стимулирование учебно-познавательной активности учащегося. Итак, научение/обучение/учение - это процесс приобретения субъектом новых способов осуществления поведения и деятельности, их фиксации и/или модификации. Самым общим понятием, обозначающим процесс и результат приобретения индивидуального опыта биологической системой (от простейших до человека как высшей формы ее организации в условиях Земли), является "научение". Научение человека в результате целенаправленного, сознательного присвоения им передаваемого ему общественно-исторического опыта и формируемого на этой основе индивидуального опыта определяется как учение. Все типы научения можно разделить на два вида: ассоциативное и интеллектуальное. Каждый вид научения можно разделить на два подвида: рефлекторный; когнитивный Семинарское занятие по теме 6: Возрастная периодизация как основа дифференциации субъекта учебной деятельности. Младший школьник, подросток, старшеклассник и студент как субъекты учебной деятельности. Вопросы к занятию: 1. Психолого-педагогические особенности формирования учебной деятельности. 2. Возрастные особенности формирования УД. 3. Младший школьник, подросток, старшеклассник и студент как субъекты учебной деятельности. Темы докладов по теме семинара: 1. Студенчество как особая социальная категория. 2. Проблема готовности к школе и пути ее решения. 3. Возрастные особенности учебной деятельности младших школьников. 4. Возрастные особенности учебной деятельности подростков. 5. Возрастные особенности учебной деятельности студентов. Список литературы: 1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М., 2001. 2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996. 3. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988. 4. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985. 5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 6. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986. 8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. 9. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990. 10. Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: Пер. с нем. М., 1991. 11. Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 2001. 12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 13. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 2008. 14. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1999. Методические указания: Для формирования у учащихся учебной деятельности необходимо: - чтобы они овладели указанными выше учебными действиями; - чтобы их деятельность становилась деятельностью по решению учебных задач и при этом они осознавали, что они не просто выполняют задания учителя, не просто пишут, рисуют, считают, а именно решают очередную учебную задачу. Становление и формирование УД проходят несколько этапов, каждому из которых соответствуют определенные ступени образования. При переходе от этапа к этапу видоизменяются ее основные характеристики: ■конкретное содержание; ■формы организации взаимодействия между ее участниками; ■особенности их общения; ■характер психологических новообразований. Возрастные особенности формирования учебной деятельности: Младший школьный возраст знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение. Средний школьный возраст: идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками. Старший школьный возраст характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т. е. творческой исследовательской познавательной деятельности Характеризуя юношеский возраст с точки зрения возможностей обучения, необходимо отметить следующие особенности психологических и психофизических свойств: —наличие наименьшей величины латентного периода реакции на —оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов; —наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков; —наивысшая (по сравнению с другими возрастами) скорость
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|