Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основы теории литературы (1 семестр 1 курс)




№1 Литература как искусство слова. Литературный процесс и литературоведение.

Литература (лат) – написанный. Это искусство, которое осваивает, отображает и преображает мир при помощи слова.

Это основной элемент литературы. Оно может быть конкретным, а может заключать абстрактный философский смысл.

«внутренняя форма» слова исторически обогатила язык ассоциативным видением мира.

Слово «Дом» (Домина, Домишко, хоромина, семейный очаг, родной кров, родное пепелище, приют, пристанище, жил.площадь, апартаменты, берлога).

«Слово- это самый пластический материал, непосредственно отвечающий духу человека»

«Слово трепещет в руке, как пойманная рыба» (Гегель).

При помощи слова можно охарактеризовать всё многообразие, а также мыслительный концепты человека.

На самом раннем этапе истории литературы, она была исполнительным искусством. Она существовала в форме устного творчества. Тексты из уст в уста (так распространялись мифы, сказания, предания, каждый рассказчик мог что-то изменять). С возникновением и развитием письменности, линия развития изменилась, главным стало не исполнение, а создание. Появился феномен, который получил название – литературный процесс. Создание текста ---- многообразие стилей, интерпретация. Филологическое чтение подразумевает оценку смысла и эстетических особенностей текста. Традиция интерпретации текста существует с глубокой древности. В древней Индии пытались осмыслить Веды. В Китае – книга перемен (религиозно-философский текст, открывающий тайну мироздания). В древней Греции – основной объект осмысления – поэмы Гомера. В средние века объект изучения – Библия. Экзегетика – наука, изучающая смысл Библии.

№2 Интерпретация художественного текста

Чтение любого текста предполагает его понимание и растолкование. Это есть выявление потенциальных смыслов, заключённых в тексте, включая те, которые неизвестны самому автору.

Литература – касандра (прорицательница). Интерпретация определяется культурной средой бытования текстов.

Актуальное – это то, что востребовано массовым сознанием.

Потенциальное – это то, на чём не акцентируется внимание, то, что присутствует в тексте, но до определённого времени не понятно обществу. Интерпретация зависит от личности интерпретатора.

Интерес к художественному тексту может вызывать захватывающий сюжет (беллетристика).

Проблемы, поставленные в произведении, если они созвучны читателю. Впоследствии очарования стилями автора, мастерством владения словом. Интересом к личности автора.

П.С. Гуревич: Ведя диалог с прошлым, мы задаём ему вопросы, чтобы получить ответы настоящим.

Коммуникационный процесс.

Писатель, автор Читатель, интерпретатор

Выражает свой опыт Направляет свой опыт.

 

Текст, отображение жизни

Коммуникатор, посредник

Горнфельд: «художественное произведение законченное для творца – есть начало нового творчества для его современных потомков.

Художественные тексты имеют сложную структуру. Идейно-эстетический уровень содержание, результат эстетического освоения действительности.

Идеи произведения. Уровень выявляет смысловые достоинства текста.

Под жанровым типом подразумевают построение текста, логику изложенного, категории: вид, жанр, рамки текста.

Выявление системы средств языка.

Композиция формирует содержание. Анализы языковых средств, знаниям – особая роль.

Художественная речь отличается от обыденной. Выразительность, смысловая значимость.

Интерпретацией занимаются литературоведы и литературные критики. Их подходы различны: критик формирует своё отношение (элементы субъективизма и оригинальности)

Литературоведы росли на фоне литературного процесса и высказывали объективную информацию.

№3 Художественный образ как форма мышления в искусстве и его свойства

Художественный образ – форма мышления в искусстве.

Образ представляет собой метафорическую (иносказательную) мысль, раскрывает одно явление через другое.

Создавая образ произведения, автор воздействует на эмоциональный и интеллектуальный мир читателя, заставляет работать его фантазию.

Художественный образ в литературе обладает рядом особых свойств:

- ассоциативность. Метафорический образ заставляет читателя обратиться к своему опыту, он пробуждает эмоции и умозаключения. В наибольшей степени раскрывается в лирике искусство поэта – найти нейтральные образы, заставить читателя удивится.

- способность к самодвижению. Художественный образ обладает внутренней логикой. Задав параметры образа, автор не может уже обращаться с ним в произведении, как хочет.

Образ начинает жить по своим заданным внутренним установкам. Многие признавали, что развитие образа строя их произведения шёл не по тому сценарию, который был сначала. Образ ведёт автора за собой.

Пример: «Анна Каренина» Толстой хотел раскрыть мысль семейную, осудить Каренину, но потом он не понял, чьей стороне он сам. «Евгений Онегин» Пушкин написал, что Татьяна неожиданно для него выскочила замуж.

- многозначность (недосказанность). Талант проявляется в том, чтобы на небольшом материале выразить глубокое содержание. Истинный художник – лаконичен, не терпит излишеств. Избыточность вредит восприятию читателя, вредит воображению. «Искусство писать – это искусство вычёркивать» (А.П. Чехов). Пьеса «Чайка».

- единство общего и единичного, индивидуального и типичного. Заставляет думать о прототипах в литературе. Во многих произведениях импульсом для создания образа, характера послужил жизненный материал. Но в этот образ автор всегда вносит своё видение, восприятие реальности. Искусство автора – уметь отражать существенные жизненные явления, обнаруживая их типические характеристики.

- Особая выразительность деталей. В художественном образе часто в литературе серьёзные умозаключения даются через характеристику деталей.

- Единство объективного и субъективного. Одна из ключевых характеристик повествования – точка зрения. Всегда важно ответить на вопрос глазами персонажа, через которого мы воспринимаем произведение.

Существует три формы создания текста:

1) Автоповествование – мир глазами автора через его сознание.

2) Переплетение авторского восприятия с восприятием персонажа (в романах Достоевского, например).

3) Авторское восприятие растворяется, полностью поглощается видением героя. («Повести Белкина» Пушкина, например)

№4 Функции искусства

Искусство – полифункциональный феномен

1) Эстетическая. Литература формирует ценностное отношение к миру. В литературе может отображаться всё многообразие жизненных явлений, но с определённой точки зрения. Литература говорит о том, что интересно человеку, что отражает его познавательный процесс. А главный объект, что интересует человека, это он сам. Все жизненные явления в искусстве раскрываются в соотношении с человеком. Пример: Лев Толстой – «Талант писателя – рассказать о таком явлении, которое все видят, но не замечают, пока о нём не расскажет автор». Искусство учит человека видеть жизнь через призму образности, благодаря искусству раскрывается красота природы, человека, отношений человека. Формируется художественный вкус, Избирательные отношения и явления жизни. Общение с искусством развивает творческие способности личности.

2) Познавательная. Познанием занимается не только литература, но и другие формы духовной культуры (наука, религия). Но познание в искусстве обладает особыми качествами, оно всегда носит целостный характер. Это связано со способностью искусства отображать жизнь во всём её многообразии. Литературе удавалось создавать художественную картину эпохи переломных событий в истории, жизненных проблем целых поколений. Жизнь в искусстве познаётся, как целостное явление.

3) Воспитательная (дидактическая, дидактически-нравоучительная). Воспитание литературой осуществляется опосредовано. Литература воспитывает, формирует строй мысли и чувств человека. Она неразрывно связана с суггестией (внушением). Брамор – основоположник дидактизма.

4) Предвосхищения (предвидения, функция Кассандры). Присуще способность преодолевать информационный разрыв, благодаря этому предвидеть грядущие события. Искусство выступает в роли интуитивного зонта, по частным деталям может представлять общую тенденцию. А. Толстой «гиперболоид инженера Гарина» написал до того, как лазер начали применять.

Е. Замятин 1921 год – роман «мы» - антиутопия, предсказавшая будущее страны.

5) Компенсаторская. Искусство может восстанавливать гармонию в душе человека. Воскрешая художественные произведения, люди освобождаются от внутреннего напряжения, порождённого реальной жизнью, или компенсируют монотонность жизни.

Искусство в психологической сфере позволяет человеку воссоздать полноту жизни.

 

№5 Деление литературы на виды, роды и жанры

Виды различны по способу организации речи.

2 вида литературы:

1) Поэзия – ритмично организованная речь, организованные отрезки, они образуют рифму.

2) Проза – устная или письменная речь, в которой отсутствует особая ритмическая организация (деление текста на соизмеримые отрезки) Существует в разных вариантах публицистические, лирические, философские повествования.

Разновидности стихосложения. Музыка стиха – основная трудность перевода стиха. Границы между прозой и поэзией размыты. Преобладает прозаическая сторона – ритмическая проза. Поэтическая сторона – свободный стих (верлибр). Появился в 18 веке. Влияние оказала разговорная речь. В русской литературе верлибр менее распространён. Поэты модернисты (Верлен, Бодлер, Рембо)

Род литературы определяется совокупностью признаков. Степень выражения психологизма, соотношения объективного и субъективного. Родовое деление литературы появилось в глубокой древности. Аристотель предложил делить на 3 разновидности: этическая, лирическая, драматическая. Эпос – повествование со стороны. В лирике автор является кем-то в повествовании. Драма – автор выводит всех лиц, как деятельных и действующих.

Шелинг дополнил этот материал в 18 веке.

Эпос воплощает картины истории и стремится. Драма – борьба свободы и необходимости. Лирика – свобода субъективного самовыражения.

Драма – это самый трудный род литературы, без лирического самовыражения, без описательных сцен. Драма обладает большим потенциалом. Гауптман, Метерлин, Чехов.

В 19 веке вклад в разработку теорий внёс В. Г. Белинский, он даёт более полную характеристику родов. Можно рассказывать о предмете, о событиях, при этом позиция автора будет более менее отстранённая. Он выступает в роли непредвзятого персонажа.

№6 Своеобразие эпоса, лирики и драмы

Эпос. Здесь можно поведать не только о событиях, но и о впечатлениях, которые они произвели, о чувствах, которые они вызвали.

Переживание является главным событием в лирике.

Драма. Здесь можно изобразить предмет в действии, представителей современной эпохи. Голос автора звучит в ремарках.

Параметры сравнения Эпос Лирика Драма
Предмет изображения События, персонажи, Взаимоотношения, переживания. Внутренний мир персонажа Отдельные персонажи и их поступки
Отношение к предмету изображения отстранённость от повествования Погружение в лирические чувства и жертвования Представляется в виде диалогов
Способы организации События происходят во времени События происходят во времени Вне конкретного времени и пространства.

 

В эпосе можно заметить несколько особенностей – дистанцированность, преобладание в тексте чего-то особенного, авторских рассуждениях. В эпосе нет ограничений. В объёме (от рассказов до эпопей).

Активная роль повествователя.

Лирика.

Эмоционально-окрашенная речь. Речь индивидуализирована. Лирические эмоции. Жизнь в поэзии преображается. Поэзия тяготеет к малым формам. Поэмам присуща симфоничность.

Нет развёрнутого описания.

Драма.

Главным является закон, развивающегося действия. Сюжет не может длиться дальше 2-3 часов.

Сценичность драмы. Особую роль в драме приобретают речевые характеристики персонажа (речевая экспрессия, афоризмы, диалекты) Драматургии можно передать при переводе на сценический язык. (Островский)

 

№7 Большие эпические жанры: эпопея и роман

Жанр – тип художественного произведения, обобщающие черты обширной группы произведений.

Бахтин: жанр – выражение памяти словесного искусства каждому роду литературы соответствует своя система жанров.

Жанры эпоса.

В основе – объём художественного текста:

Большие: эпопея, роман; Средние: житии (агиография), повесть; Малые рассказ, новела, очерк, сказка, басня, эссе.

Эпопея – существовал в виде героических эпопей. В этот жанре создавались легендарные страницы народа.

Большинство эпопей – рассказ о великих битвах прошлого. (Илиада, Махабхарата, Песнь о Роланде, Беовульф, Песня о Мибелунгах, слово о полку игореве)

Сюжеты о великих странствиях («одиссея, о Гильгамеше).

Предметом является субстанциональные события, имеющие решающее значение для всего народа. Идеальное представление народа о себе самом.

Особенности эпопеи:

1) Детализация

2) Подробности описания предметного мира

3) Неспешность повествования

4) Стремление автора занять максимально объективную позицию.

5) Автор в роли высшего судьи

Средневековый роман

Рабле – Гаргантюа и Пантагрюэль, Боккаччо – Декамерон. Сервантес – Дон Кихот. Просветительский роман – эпопея буржуазного общества. Ричардсон – Памела или вознаграждающая добродетель.

Сентиментализм.

Дефо – Робинзон Крузо, Филдинг – история Тома Джонса найдёныша, Диккенс - история Оливера твиста.

Русский роман 19 века сделал ряд открытий. Они внесли в повествование особый динамизм. Исследуя судьбы определённых людей, они сумели подняться до общечеловеческих черт, происходит трансформация временных структур. Возрастание роли автора. Отображение ищущей мысли героя. Томас Манн, Э. Хемингуэй – прощай оружие. Шолохов – судьба человека, Булгаков – мастер и Маргарита. Роман – один из самых стойких романов современности.

 

 

№8 Средние жанры: Житие и повесть

Агиография – самый популярный жанр в средневековой литературе. Мученичество – подвиг и смерть героя.

Житие – биос (жизнь от рождения до смерти) Реальность в жизни делится на видимую и невидимую.

Житие – канонический жанр. 1) рождение от благочестивых родителей, 2) Овладение святого книжеской мудростью, 3) подвижническая деятельность в монастыре. 4) благочестивая смерть и чудеса.

Житийный жанр сложился под влиянием Евангелие. «Сказание о Борисе и Глебе». И в новое время этот жанр не исчез.

Жанровые признаки присутствуют в светской литературе: Лесков – Отец Сергий, Братья Карамазовы Достоевского. Андреев – «жизнь Василия Филейского».

Повесть занимает промежуточное положение между романом и рассказом.

Повесть близка к разговорной форме повествования. Рассказ от какого-либо лица. Повесть воссоздаёт меньший жизненный материал, чем роман, но он подаётся в деталях. Детали – подробные образы героя, описание среды. В повести в отличие от романа не даётся полное восприятие проблемы, но лишь некоторые грани. Автор даёт читателю самому понять в повести более субъективный взгляд, герой более открыто выражает своё мнение. В западной литературе повесть менее популярна, чем новела. Новела – ярко выраженная интрига. (новела(ит) – новость). Связано с устным рассказыванием.

Новелла включает интригу в основе стремительное, развивающееся действие. Жанр новелла развивался в возрождение (Дж. Боккаччо) Прототип новеллы – короткий устный рассказ (Фр. Фаблио, Герм. Шванки, Русс. Анекдот). В России ведущая роль у повести. Самая ранняя форма – повествование, включающая в себя летопись. (воинская повесть, летописная). В средневековой литературе повествование строилось на истинности фактов. Ранняя повесть тяготела к публицистике. Вымышленные сюжеты появляются в середине 17 века.

Новая эпоха – уникальный герой, носитель индивидуальных качеств. «Повесть о Савве Груцине», о Фроле Скобееве. Появлялись авантюрные повести сатирические.

Постепенно жанр развивался. Расцвет у Пушкина, Гоголя, Одоевского. В начале 19 века.

Многообразие видов:

1) Сатиры

2) Фантастические

3) Романтичесеские

2-ая половина 19 века Чехов, Толстой, Достоевский. В 20ом веке - два всплеска.

1900-1930е гг. Эпоха серебряного века (Платонов, Булгаков, Зайцев, Бунин).

1960 – 1980 гг. Боле социальное звучание. (Кондратьев, Быков, Шукшин, Астафьев)

Социально-философская повесть представлена Айтматовым, Солженицыным.

№9 Малые эпические жанры: новелла, рассказ, басня, сказка, притча, эссе

Рассказ.

В поле зрения автора 1 эпизод из жизни человека, один конфликт. Можно выразить универсальное содержание. Правильный угол зрения 1 или 2 линии. Классический рассказ – концентрация событий.

Деталь несёт смысловую нагрузку. Наличие подтекста. Чем глубже подтекст, тем интереснее рассказ. Малый эпический жанр с ограниченным числом персонажей. Ёмкая художественная деталь. Один конфликт.

Басня.

Дидактические, назидательные способы. Извлекать нравственный смысл из события или происшествия. Жанр связан с фольклором. Могут быть звери, предметы. Повествование заканчивается «катастрофой». Итогом является острота, шпилька, точка. (Лафонтен, Эзоп, Крылов, Михалков).

По существу одна мораль оживляет занимательный сюжет.

Притча.

Близка к басне. Моральная сентенция, философский подтекст, параболическое развитие действия, мысль движение по кривой. Начинается и заканчивается одним и тем же (Камю, Сартр, Брехт, Толстой, Достоевский).

Эссе.

Создатель – Монтень.

Имеет сквозной сюжет. Главным субъектом является персонаж. Субъективная манера повествования. Солженицын «Как нам обустроить Россию».

Черты: Философичность, содержательные и формальные критерии. В издательской практике более объективный показатель – объём текста. Более 40 тысяч слов – роман, от 17 до 40 тысяч слов – повесть, от 7 до 17 тысяч слов – новелла, менее 7 тысяч слов – рассказ.

1) Сказка- фольклорная — эпический жанр устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов[1]. Вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, тексты которых опираются на вымысел. Сказочный фольклор противостоит «достоверному» фольклорному повествованию (несказочная проза) (см. миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, предание, быличка).

2) Сказка литературная — эпический жанр: ориентированное на вымысел произведение, тесно связанное с народной сказкой, но, в отличие от нее, принадлежащее конкретному автору, не бытовавшее до публикации в устной форме и не имевшее вариантов[2]. Литературная сказка либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература) на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVII века. От слова «каза́ть»[3]. Имело значение: перечень, список, точное описание. Современное значение приобретает с XVII—XIX века. Ранее использовалось слово баснь, до XI века — кощуна[источник не указан 904 дня].

Слово «сказка» предполагает, что о нём узнают, «что это такое» и узнают, «для чего» она, сказка, нужна. Сказка целевым назначением нужна для подсознательного или сознательного обучения ребёнка в семье правилам и цели жизни, необходимости защиты своего «ареала» и достойного отношения к другим общинам. Примечательно, что и сага, и сказка несут в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, вера в которую зиждется на уважении к своим предкам.

Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к прозаическому фольклору (сказочная проза). Миф, потеряв свои функции, стал сказкой. Первоначально сказка, выделившаяся из мифа, противостояла мифу как:

Профанное — сакральному. Миф связан с ритуалом, поэтому миф, в определённое время и в определённом месте, раскрывает посвящённым тайные знания;

Нестрогая достоверность — строгой достоверности. Уход сказки от этнографичности мифа привело к тому, что художественная сторона мифа вышла на первый план в сказке. Сказка «заинтересовалась» увлекательностью сюжета. Историчность (квазиисторичность) мифа стала неактуальной для сказки. События сказки происходят вне географической приуроченности в рамках сказочной географии.

Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров, А. И. и Пропп, Владимир Яковлевич. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку (см. также Конфликт (литературоведение).

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

Новелла (итал. novella — новость) — повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа или называется его разновидностью. Источники новеллы — в первую очередь латинские exempla, а также фаблио, истории, вкрапленные в «Диалог о папе Григории», апологи из «Жизнеописаний Отцов Церкви», басни, народные сказки. В окситанском языке XIII века для обозначения рассказа, созданного на каком-либо заново обработанном традиционном материале, возникает слово nova.[1] Отсюда — итальянское novella (в популярнейшем сборнике конца XIII века «Новеллино», известном также как «Сто древних новелл»), которое начиная с XV века распространяется по Европе. Жанр утвердился после появления книги Джованни Боккаччо «Декамерон» (ок. 1353 года). Новелла характеризуется несколькими важными чертами: предельная краткость, острый, даже парадоксальный сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма и описательности, неожиданная развязка. Действие новеллы происходит в современном автору мире. Фабульная конструкция новеллы схожа с драматической, но обычно проще. Об остросюжетности новеллы говорил Гёте, давая ей такое определение: «свершившееся неслыханное событие». В новелле подчёркивается значение развязки, которая содержит неожиданный поворот (пуант, «соколиный поворот»). По утверждению французского исследователя, «в конечном счёте, можно даже сказать, что вся новелла задумана как развязка». Виктор Шкловский писал, что описание счастливой взаимной любви не создаёт новеллу, для новеллы необходима любовь с препятствиями: «А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б». Он выделил особый тип развязки, названный им «ложный конец»: обычно он делается из описания природы или погоды. У предшественников Боккаччо новелла имела морализующую установку. Боккаччо сохранил этот мотив, но у него мораль вытекала из новеллы не логически, а психологически и часто являлась только поводом и приёмом[6]. Позднейшая новелла убеждает читателя в относительности моральных критериев.

Классическими новеллами были произведения, составляющие «Повести Белкина» А. С. Пушкина, которые Борис Эйхенбаум прямо сравнивал с новеллами О. Генри[8]. Дальнейшее развитие русской литературы было связано с физиологическим очерком. Вобрав в себя некоторые элементы новеллы, он превратился в особую форму очерка-новеллы[9]. Благодаря Н. В. Гоголю появились очерки-новеллы, которые стали шедеврами русской литературы, но далеко отошли от классической новеллы («Шинель», «Нос» и др.). Только в начале XX века русская новелла обрела новое звучание. Здесь можно выделить Александра Грина, в творчестве которого заметно влияние Эдгара По и Амброза Бирса. К сожалению, только в конце 1980-х годов читатель смог прочесть новеллы современника Грина — Сигизмунда Кржижановского.

№10 Лирические жанры: элегия и ода, эпиграмма и эпитафия

Элегия, ода, песня.

Элегия – жалобная песня. Ода – просто песня.

Со временем ода стала хвалебной.

Элегия в России.

Вскрывался смысл существования личности. «Я» лирического героя. (Батюшков)

Этика сентиментализма вокруг душевных переживаний.

Ода.

Жизнеутверждающий жанр (гимн) по случаю побед, торжеств, с целью увековеченья личности.

Гораций, Вергилий.

Ода в России.

В 18 веке. Стандарты эпохи классицизма. (Ломоносов, Сумароков, Державин)

Черты: русская ода, в ней автор выражает личную сопричастность. В русской оде в 18 веке философская глубина присутствовала.

Эпиграмма и эпитафия

Истоки жанров общие. Эпитафия – разновидность эпиграммы.

Эпиграмма появилась в античной литературе (надписи на предметах бытовой утвраи, доспехов, статуях)

Эпитафии – надпись на надгробной плите.

В эллинистическую эпоху наступает расцвет эпиграмм (Симонид Кеосский, Каллимах).

Для произведения было свойственно соединения низкого и высокого. В древнем Риме было продолжено (Катул, Марциал). В эпоху ренессанса этот жанр оказывается востребованным.

Н. Буало – «Вот эпиграмма – та доступней, хоть тесней острота с парой рифм. Вот всё, что надо ей».

Буало точно подмечает композицию эпиграммы. Вначале рассуждение, концовка – острота.

В России жанр приобрёл популярность на рубеже 18-19 веков. Носил обличительный характер, Критический пафос. (Тредиаковский, Ломоносов, Державин).

Классическая эпоха развития – время Пушкина.

У Пушкина эпиграмма носит личностный характер к лицу.

Эпиграмма, как моменты импровизации.

-остроумные, искромётные.

-большое чувство такта

-эпиграмма рассчитана на усмешку.

Эпиграмма как правило является стихотворением на случай, обычно эпиграмма адресована кому-то.

В эпоху Пушкина происходит размежевание 2 жанров.

Эпитафия превращается в надгробную надпись. Она перекидывает мостик из настоящего в вечное (Измайлов, Фёдоров). Эпитафии социальному типу (бездарному артисту, кокетке, подхалиму).

Во второй половине 19 века эпиграммы становятся частью литературной полемики.

Выражает не сколько личностное отношение, а на общественную ситуацию. В период серебряного века (В. Иванов, М. Волошин, С. Есенин, В. Маяковский, Н. Гумилёв). В 30е годы эпиграмму начинают использовать в политической борьбе. Советские авторы, обслуживающие режим обращались к недостаточно идейным поэтам.

В постсоветский период жанр продолжает развиваться (Кибиров, Бродский, Гафт).

Эпиграмма – малый лирический жанр сатирической направленности.

За эпиграммы берутся острословы.

№11 Лирические жанры: сонет, стансы, послания, баллады

Сонет (ит. Sonetto) – песенка – жанр лирики, основным признаком которого является объёмный текст. Форма построения текста. Это 2 катрена и 2 терцета. У Шекспира 3 Катрена и дистих. С точки зрения содержания определённое развитие: тезис, антитезис, развязка.

Отличительная черта сонета – музыкальность. Сонет – самый живучий (Данте, Петрарка, Шекспир).

С содержательной точки зрения жанр содержит автобиографизм. Особенность сонета – интеллектуальность. В нём всегда есть философское общение.

В этом жанре максимально сближен автор и лирический герой.

Сонет – мир в миниатюре – Гроссман. Важной вехой стала эпоха романтизма (Шелинг, Гейне, Гёте, Гюго, Мицкевич).

После романтизма сонет исчезает (Бодлер, Рембо) Брехт «венок сонета» - цикл из 14 сонетов, скомпонованными особым образом. Последняя строка 14 совпадает с первой первого сонета.

Ретроспективизм – автор вступает в диалог.

Стансы.

Один из самых трудных жанров. Заложена тенденция к чётким очерченным формам каждого строфа должна содержать законченная мысль (жанр тяготеет к исповедальной лирике).

Каждый станс представляется между строчками пробел, который требует остановки, паузы. Станс – остановка. С французского.

Самолюбование автора погружение в свой внутренний мир (Гумилёв, Сологуб, Мандельштам, Бродский).

Послание

Один из традиционных жанров. В зависимости от адресата. Жанр специфика в подразумеваемой формой. Жанр был популярным в античности, возрождении 19 век.

В современной античности, - редкий жанр. Поэты выбирают его для стилизации. 1972 год Бродский «Письма римскому другу». Во многом этот жанр вернулся. Его пытались возродить концептуалисты.

Баллады.

Жанровая принадлежность двойственна. Здесь и лирическое и эпическое начало. Возник в средневековье в среде придворных поэтов (танцевальная песня). Расцвет позднее средневековье (Ф. Вийон) Баллады в Блуа.

№12 Драматические жанры: трагедия, комедия, мелодрама, драма

Траге́дия (др.-греч. τραγῳδία, tragōdía, буквально — «козлиная песнь», от τράγος, tragos — «козёл» и ᾠδή, ōdè — «песнь») — жанр художественного произведения, основанный на развитии событий, носящем, как правило, неизбежный характер и обязательно приводящем к катастрофическому для персонажей исходу, часто исполненный патетики; вид драмы, противоположный комедии.

Трагедия отмечена суровой серьёзностью, изображает действительность наиболее заостренно, как сгусток внутренних противоречий, вскрывает глубочайшие конфликты реальности в предельно напряжённой и насыщенной форме, обретающей значение художественного символа; не случайно большинство трагедий написано стихами.

Понятие "трагедия" связано с пением сатиров (в греческой мифологии козлоногие существа), образы которых использовались в религиозных обрядах древней Греции в честь бога Диониса.

Греческая трагедия возникла из религиозно-культовых обрядов, посвященных богу Дионису (Дионисий), и сохранила печать ритуально-религиозного действа. Греческая трагедия есть воспроизведение, сценическое разыгрывание мифа с его борьбой между поколениями (богов, героев); она приобщала зрителей к единой для целого народа и его исторических судеб реальности. Именно поэтому греческая трагедия даёт совершенные образцы законченных, органических произведений искусства (Эсхил, Софокл); безусловной реальностью происходящего она глубоко, психологически и физиологически потрясает зрителя, вызывая в нем сильнейшие внутренние конфликты и разрешая их в высшей гармонии (посредством [катарсис]а). Такого единства жизненного и художественного, реального и мифологического, непосредственного и символически-обобщённого позднейшая трагедия не знала — оно начинает разрушаться уже у Еврипида в связи со становлением человеческой индивидуальности, с расколом между судьбой личности и судьбой народа. Отныне трагедия становится жанром литературы, который в течение долгих столетий определяется правилами (римская трагедия, например Сенека, средневековая византийская и латинская). Развитие жанра трагедии неравномерно: новый расцвет наступает в кризисную эпоху Позднего Возрождения и барокко, когда литературно-риторический жанр вновь насыщается изнутри конфликтами эпохи и находит для себя реальное воплощение в живой традиции народного театра. Таким образом, реальность вновь была осмыслена как трагическое свершение и разыграна как трагическая в формах театра. Кризис и «распад времён» выразились в испанской трагедии от Л. Ф. де Вега Карпьо до Кальдерона де ла Барка и наиболее ярко — в английской трагедии, прежде всего У. Шекспира, формально далёкая от античности, шекспировская трагедия изображает бесконечную реальность человеческого мира, которую не собрать в узел одного конфликта в критический миг напряжения и разрешения, — сама кризисность неисчерпаема, можно лишь эпически неторопливо прослеживать назревание кризиса, выявляя его во всём разнообразии жизненных форм, оттеняя и усиливая трагическое иронией и комизмом. Трагизм Шекспира не укладывается в рамки отдельного (конфликта или характера героя), но обнимает собой всё, — как и сама действительность, личность героя внутренне открыта, не определена до конца, способна на изменения, даже резкие сдвиги. В середине 17 в., особенно в Германии, противоречия эпохи предстают в крайнем обобщении: в трагедиях А. Грифиуса жизнь — жестокое, кровавое действо накануне конца истории, и задача трагического персонажа — окончательный нравственный выбор вечного блаженства или вечных мук. Во Франции, как результат рационалистического осмысления риторической традиции и её использования для реализации этических конфликтов в духе рационалистической психологии и философии, возникают блестящие образцы трагедии классицизма (П. Корнель, Ж. Расин), трагедия «высокого стиля» с непременным соблюдением так называемых «трёх единств» (времени, места, действия); эстетическое совершенство выступает как результат сознательного самоограничения поэта, как виртуозно разработанная чистая формула жизненного конфликта.

Реальность буржуазного общества оказалась критической для самого существования жанра трагедии — жизнь бесконечно дробится, подчиняясь трезвой прозе обыденности; одновременно разрушается риторический канон литературных форм, рушится противопоставление стилей по их «высоте» и торжествует «среднее» — в драматургии «драма» как средний между трагедией и комедией вид (см. Драма, раздел 2-й). Трагическое напряжение и обобщенность стали достигаться косвенными способами (в том числе на комическом материале). Если на рубеже XVIII—XIX вв. Ф. Шиллер создаёт трагедию, обновляя «классический» стиль, то в эпоху романтизма трагедия «обратна» античной — залогом субстанциального содержания становится не мир, а индивид с его душой (трагическая драма В. Гюго, Дж. Байрона, М. Ю. Лермонтова). В Австрии Ф. Грильпарцер сталкивает «барочный» стройный образ мира с опустошённостью современности; в Германии К. Ф. Хеббель пытается возродить героическую действительность через трагедию, в нутрях её. В России реализм даёт убедительные образцы трагической драматургии на основе широкого и углублённого изображения непосредственной действительности («Гроза» А. Н. Островского, «Власть тьмы» Л. Н. Толстого); родство с жанром трагедии сохраняет «историческая драма» А. С. Пушкина и А. К. Толстого.

С конца 19 в. появляются многочисленные стилизации, возрождающие классическую трагедию и трагедию в «высоком стиле» — пьесы Г. фон Гофмансталя, Вячеслава Иванова, Г. Гауптмана, Т. С. Эл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...