Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партия № 46. Испанская партия (С 83)




Партия № 46. Испанская партия (С 83)

К. Трейбал – Р. Шпильман

(Теплиц – Шенау, 1922г. )

 
1. е2-e4 e7-e5
2. Kg1-f3 Kb8-c6
3. Cf1-b5 a7-a6
4. Cb5-a4 Kg8-f6
5. 0-0 Kf6: e4

 

 

Соперники разыграли открытый вариант испанской партии. Быстро забирая центральную пешку е4, черные стремятся создать простор для действий своих фигур. Правда, при этом им приходится считаться с некоторым ослаблением пешечной структуры на ферзевом фланге. Это обстоятельво может стать серьезным минусом  всего их построения.

6. d2-d4 b7-b5
7. Ca4-b3 d7-d5
8. d4: e5 Cc8-e6
9. c2-c3 Cf8-e7
10. Cc1-e3 0-0
11. Kb1-d2

 

11. … f7-f5?!

Современная теория рекомендует здесь 11…Cg4 12. K: e4 de 13. Фd5! Ф: d5 14. C: d5 ef

                                                                                     Продолжая здесь 19…а3! 20. Лb1 C: g4 21. C: d5+ Ф: d5 22. Ф: g4 Фb3 23. Лfe1 a2 24. Ла1 Сb4 25. Ле2 Фd3 26. Фg2 Ла6 27. Фf1 g6 28. Kph1 Ce7 29. Фf2 Ch4 30. Фg2 Лf7 31. b3 Ф: b3 32. Ф: e4 b4  чёрные добиваются преимущества с перспективной  игрой. - В. С.

20. Сa2: d5+ Kpg8-h8!

 

21. e5-e6?

Шпильман видел, что на 21. е6 проще всего ответить 21…Ф: d5 22. Ф: g4 Лf5!, что давало ему явный перевес, так как центральные пешки белых блокированы, а пешки «a» и «b» очень опасны. Однако он предпочёл отдать качество, поскольку при двух слонах проходная пешка ещё более опасна, чем при ладьях.

Если белые играют 21. Сс6, то после 21… Фe6! 22. Фc2 Лас8 23. d5 Ф: d5! 24. C: d5 Л: c2    чёрные добиваются небольшого перевеса.

 

 

21. … Сg4: е6

Сильнее за черных здесь было продолжение 21…Ф: d5! 22. Ф: g4 Лf5 23. Kph1 Cd6 24. Лg1 g6 25. Лас1 b4 26. e7 C: e7 27. Лс7 Фd6 28. Лb7 a3 29. Фg2 a2 30. Ла1 Фе6 31. b3 Ф: b3 с большим преимуществом.

 

                                                                                      15. C: c6 fg 16. Kp: g2 Лad8 17. a4 с лучшей позицией у белых (Алехин-Тейхман, матч, 1921). Однако сильнее 17…Cd7!, что даёт чёрным удобное равенство.                                      
12. Kd2: e4?!

После 11…f5? Белые получали перевес путём 12. ef K: f6 13. Kg5 Cf7 14. K: f7 Л: f7 15. Kf3 Фd7 16. Фd3 Cd6 17. Cg5 Ke7 18. C: f6 gf 19. Лae1 (Брейер – Тарраш, Мангейм, 1914). Продолжение, избранное Трейбалом, приводит к острой игре с равными шансами.

12.  … f5: e4
13. Kf3-d4 Kc6: d4
14. c3: d4

Белые получили теперь некоторые шансы по линии «с», но в общем, шансы эти весьма проблематичны. У белых нет удобной легкой фигуры – коня для занятия поля с5. Чернопольный слон белых не может в течение ближайшего времени попасть на это поле.

14. … a6-a
15. a2-a4 c7-c6
16. f2-f4 Фd8-d7
17. a4: b5?

Этот ход даёт чёрным опасный пешечный перевес на ферзевом фланге, а последующая комбинация, основана на неправильной оценке позиции: чёрные могут допустить образование связанных проходных в центре, легко их блокируя, или же отдать качество, получая двух сильных слонов.

17.  … c6: b5
18. g2-g4?! a5-a4!

Важный темп. Слон должен отступить, так как продолжение 19. f5 ab 20. Л: a8 Л: a8 21. fe Ф: e6 22. Kph1 Фс8 23. Ф: b3 Фc4 24. Фd1 Лс8 25. Kpg1 Фd3 26. Ф: d3 ed 27. Лd1 Лс2 28. Л: d3 Л: b2 29. Лc3

Kpf7 30. Лc7 Kpe6 31. Лc6+ Kpd7 32. Лa6 Лe2 33. Cf2 Лe4 34. Лa7+ Kpe6 35. Kpg2 b4 вело к выгоде  чёрных - В. С.

19. Сb3-а2 Сe6: g4

 

22. Сd5: а8 Лf8: а8
23. Фd1-с2 Сe6-с4
24. Лf1-f2 Cc4-d3
25. Фc2-d2 b5-b4

Оценим позицию: Белый слон е3  связан в своих движениях пешками d4 и f4. К этому прибавляются преимущества пешечного расположения. Чёрные располагают не только лишней пешкой, но также проходной на е4 и угрожающим пешечным преимуществом  на  ферзевом  фланге.

Если добавить к этому то, что позиция белого короля  вскрыта, а два слона особенно удобны – как для атаки на короля, так и для подкрепления продвигающихся пешек, то выясняются значительные преимущества позиции чёрных, несмотря  на то, что у них слон и пешка за ладью.

26. Kpg1-h1 b4-b3
27. Лf2-g2 Фd7-b7
28. f4-f5 a4-a3
29. f5-f6?

После 29. ba Лb8 30. Фb2 Фd5 31. Фc3 Ф: f5 32. Фc7 Фf8 33. Лf2 Cf6 34. Фc3  Фf7 35. Лg1 Фd7 36. Фb2 Фh3 37. Лg3 Фe6 38. Лgg2 Лc8 39. d5 C: b2 40. de Cf6 41. Л: f6 gf  получается примерно равная позиция. – В. С.

29. … Сe7: f6
30. Лa1: a3 Лa8: a3
31. b2: a3 Cd3-c2!
32. Лg2-g1 Фb7-с8
33. а2-a4

Белые намереваются на 33…b2? ответить 34. Фb4!

33. … Фс8-f5
34. a4-a5 Фf5-f3+
35. Лg1-g2 h7-h5
36. Kph1-g1? b3-b2!

Белые сдались.

 

После 37. Ф: c2 Ф: e3+ 38. Лf2 Фc1+ 39. Kpg2 Ф: c2 40. Л: c2  чёрная пешка становится ферзем.


   Партия № 47. Гамбит Блюменфельда (Е 10).

В. Вукович – Р. Шпильман

(Вена, 1922 г. )

 
1. d2-d4 Kg8-f6
2. Kg1-f3 c7-c5
3. d4-d5 e7-e6
4. c2-c4 b7-b5

 

Чёрные путём жертвы пешки на ферзевом фланге пытаются получить взамен сильный пешечный центр. Идеи дебюта гамбита Блюменфельда во многом схожи с идеями защиты Бенони.

5. e2-e4

В настоящее время для белых считается предпочтительным отклонить жертву, сыграв 5. Cg5 (основное продолжение) или  5. Kc3.

5. … b5: c4
6. Kb1-c3 e6: d5
7. e4-e5! d5-d4
8. e5: f6

 

8. … d7-d5!

 

 

 

19. Kg5: h7

Гораздо сильнее было продолжение 19. Ф: h7! f6 20. Ke4 Kpf7 21. Фh4 Л: g7 22. Лb1 Cd5 23. Фf6+ Kpg8 24. 0-0 Cc7 25. f5 C: e4 26. C: e4 Лf8 27. Фh6 K: f5 28. Фh5! с мощной атакой у белых. – В. С.

19. … f7-f5
20. Фe4-e3 Kpe7-f7
21. Kh7-f8 Лg8: f8
22. g7: f8Ф+ Kpf7: f8
23. Cc1-d2  Ke7-d5
24. Фe3-f3 Kd5-f6
. 0-0 Kf6-e4?!

Чёрным следовало играть 25…Cd5! 26. Фd1 C: g2 меняя сильного белопольного слона белых.

26. Фf3-d1 Ce6-d5
27. Лa1-b1 Cd6-e7
28. Лb1-b2

Начало ошибочного плана Вуковича, который решил сдвоить ладью и ферзя по вертикали «b». Он мог спокойно защищаться, например: 28. С: е4 С: е4 29. Ле1 Сf6 30. Фh5 Фf7 31. Фh6+ Фg7 32. Фh3 Ле8 33. Фh5 Фf7 34. Ф: f7 Kp: f7 35. Лb5 Ле6 36. Л: с5 Лb6 37. Kpf2 Лb2 38. Лd1 Л: а2 39. Л: с4 Cd8 40. Kpe1 Cb6 41. h3 Лb2 42. Ла4 и белые сохраняли перевес. - В. С.

28. … Сe7-f6
29. Cg2: e4?

Серьёзная позиционная ошибка. Белые сами отдают диагональ а8-h1 слону черных.

29. … Сd5: e4
30. Фd1-b1?

 

Конечно, чёрным сейчас невыгодно брать коня, потому что у них получается строенная пешка по вертикали «с».
9. Фd2-е2+

Автор знаменитой книги «Учебник шахматной атаки», Владимир Вукович, в 20-е годы 20 века был сильнейшим шахматистом Хорватии и одним из сильнейших в Югославии. Конечно, он мог в этой позиции сыграть 9. Ке2 и после 9…Ф: f6 10. Kf4 Ce6 11. Ce2 Kd7 12. Kg5 Cd6 13. Kf: e6 h6 14. K: g7+ Ф: g7 15. Фа4 Лd8 16. Фс6 Се7 17. K: f7 Ф: f7 18. Cf3 Фf6 19. C: d5 Ф: c6 20. C: c6 получалась равная позиция с обоюдными шансами, но Вукович сам любил атаковать и не захотел отдавать инициативу чёрным.

9. … Сc8-е6
10. Kf3-g5 Фd8-d7
11. g2-g3

 

 

 

11. … d4-d3!

Но и Шпильман любит атаковать. Он не берет пока коня на с3, а усиливает позицию в центре своих пешек.

12. Фe2-е5 Cf8-d6
13. Фe5-e3 d5-d4
14. f6: g7 Лh8-g8
15. Фe3-е4 d4: c3
16. b2: c3 Kb8-c6
17. Cf1-g2 Лa8-с8
18. f2-f4 Kc6-e7

 

Продолжение ошибочного плана. Но позиция уже трудная за белых. Не помогает белым продолжение 30. Се1 Сс6 31. h3 Фh7 32. Лh2 Ле8 33. h4 Фf7 34. Фd2 Фd5 35. Фd1 Ле2 36. Лff2 Ле3 37. Лfg2 Фe6 38. Cd2 C: g2 39. C: e3 Ф: e3+ 40. Kp: g2 C: c3 41. Фh5 Cd4 42. Ф: f5+ Kpe7  с преимуществом   у  черных. - В. С.

30. … Сe4-с6
31. Лb2-b8? Лc8: b8

 

 

Белые сдались.

Только сейчас Вукович заметил опасность, исходящую от белопольного слона и ферзя черных.

После 32. Ф: b8+ Kpg7 33. h4 Фd5 34. Фс7+ Kpg6 мата можно было избежать, только отдав  своего ферзя за белопольного слона черных. В этой  партии Шпильмана не было красивых жертв и головоломных атак, но я всё равно включил её в эту книгу. Этот шахматный поединок будет очень полезен для анализа начинающим шахматистам с точки понимания стратегии.

Ещё один афоризм от известного американского гроссмейстера, теоретика эндшпиля начинающим шахматистам:

«После плохого дебюта есть надежда на миттельшпиль. После плохого миттельшпиля есть надежда на эндшпиль.. Если сейчас уже эндшпиль – это момент истины. »

                                   (Эдмар Меднис)

    


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...