Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 8. Формирование ассортимента и управление товарными запасами на складах и в магазинах.




 

10. Понятие об ассортименте и торговой номенклатуре

Ассортимент товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Основными группировочными признаками товаров являются:

сырьевой;

производственный;

потребительский.

 

Различают производственный и торговый ассортимент товаров.

Производственным ассортиментом называют номенклатуру товаров, выпускаемых промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также другими изготовителями.

 

Торговый ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Он включает ассортимент товаров, выпускаемых многими предприятиями, и подразделяется на две товарные отрасли: продовольственные и непродовольственные товары.

Каждая из отраслей делится на товарные группы, в состав которых входят товары, объединяемые по ряду признаков (однородности сырья и материалов, потребительского назначения, степени сложности ассортимента).

Делятся на: 1) скоропортящиеся и 2) нескоропортящиеся.

С учетом сложности ассортимента различают товары простого и сложного ассортимента.

Товарные группы делятся на товарные подгруппы, в состав которых входят однородные по признаку единства родственного происхождения товары.

Каждая подгруппа складывается из товаров различных видов. Под видом товара понимают одинаковые товары разнообразного назначения (сапоги - женские, мужские и детские; мебель — для кухни, жилой комнаты и т. д.)

Групповой ассортимент — это перечень товарных групп, включенных в номенклатуру.

Внутригрупповой (развернутый) ассортимент представляет собой детализацию группового ассортимента по конкретным видам и разновидностям товаров.

Широта ассортимента товаров определяется количеством товарных групп; а глубина — количеством разновидностей товара в рамках каждой товарной группы.

По частоте спроса товары подразделяются на три группы:

-повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;

-периодического спроса - товары, покупка которых осуществляется периодически;

-редкого спроса - предметы длительного пользования,

срок службы которых, как правило, превышает пять лет.

 

Формирование ассортимента — процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью более полного его удовлетворения.

 

 

24. Порядок формирования и регулирование ассортимента товаров на оптовых торговых предприятиях

Формируется ассортимент товаров на основании ассортиментного перечня товаров.

Оптимальный ассортимент товаров диктуется теми маркетинговыми решениями, которые принимает для себя оптовик.

В ассортиментом перечне оптового предприятия предусматривается групповая и внутригрупповая структура ассортимента товаров. При этом по каждому виду вара определяется количество разновидностей ассортимента, которое должно предлагаться оптовому покупателю, минимальное количество разновидностей товаров, кот должно быть постоянно на складах оптового предприятия.

Ассортиментные перечни товаров на оптовых предприятиях разрабатываются в два этапа.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров. Основой для его определения являются маркетинговые исследования в области целевого рынка, который представлен оптовыми покупателями — магазинами и другими предприятиями розничной торговли.

На втором этапе рассчитывается число разновидностей каждого вида товара ассортиментного перечня, т. е. определяется количество разновидностей товаров, поступление которых обязательно в связи с заявками оптовых покупателей.

Разработанные ассортиментные перечни товаров оптового предприятия должны подвергаться корректировке с учетом изменений покупательского спроса, выпуска промышленностью новых товаров, результатов закупок на оптовых ярмарках и других факторов.

Главная цель создания обязательных ассортиментных перечней для оптовых торговых баз — контроль за полнотой и стабильностью ассортимента товаров на складах и снабжением ими оптовых покупателей своего целевого рынка.

 

 

9. Сущность, функции и виды складских помещений

36. Складское хозяйство

Склад - это специальное помещение для хранения запасов товаров и материалов. Склады предназначены для накопления и хранения товарных запасов, а также для формирования торгового ассортимента.

Хранение товаров осуществляют как производители, так и торговые предприятия. Поэтому склады функционируют на всех стадиях движения товаров: склады производства, оптовой и розничной торговли.

Складское хозяйство представляет собой средства труда, которые функционируют в сфере обращения. Факторы, влияющие на организацию складского хозяйства:

-размер, характер запасов товаров;

-оснащение склада соответствующим оборудованием;
-размер и планировка складских помещений.

Склады составляют основной комплекс сооружений предприятий оптовой торговли. На розничных предприятиях должны храниться лишь текущие запасы товаров.

Функции складов:

-получение товаров от поставщиков;

-образование и хранение запасов;

-преобразование производственного ассортимента в торговый и подготовка товаров к продаже;

-товароснабжение розничной торговой сети.

Задача складского планирования - обеспечение хранения товаров таким образом, чтобы сделать их максимально доступными потребителям.

Складское пространство состоит из двух частей: площадей, используемых и неиспользуемых для хранения. Наиболее рациональным является соотношение этих площадей, равное 2:1.

Требования к складским помещениям:

-применение наиболее рациональных способов размещения и укладки товаров;

-исключение отрицательного влияния одних товаров на другие при их хранении;

-возможность применения подъемно-транспортного оборудования.

Виды – приложение М.

 

20. Формирование ассортимента в магазинах

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Эти факторы можно подразделить на:
- общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и

- специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

К общим факторам относятся покупательский спрос и производство товаров.

К специфическим факторам, оказывающим влияние на построение ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия, наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать и фактор их взаимозаменяемости. Особенно это касается товаров одной группы, но существует и межгрупповая взаимозаменяемость: мясо можно заменить рыбой, картофель крупами, макаронами и т. д.

При формировании ассортимента необходимо также учитывать характер предъявляемого спроса. Различают спрос устойчивый, альтернативный и импульсный.

Устойчивый, или твердо сформулированный спрос, предъявляется на определенный товар и не допускает его замены каким-либо другим, даже однородным товаром.

Альтернативный (неустойчивый) спрос формируется окончательно в магазине в процессе непосредственного ознакомления покупателей с товаром и его особенностям. К товарам альтернативного спроса можно отнести, например, кондитерские изделия, обувь, одежду и др.

Импульсный спрос возникает непосредственно в торговом предприятии под воздействием рекламы, выкладки товаров, предложений продавцов.

Процесс формирования ассортимента товаров в магазинах складывается из трех этапов.

На первом этапе устанавливается групповой ассортимент товаров в магазине, в зависимости от этого будут определены место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, района и т. п.
На втором этапе формирования ассортимента производятся расчеты структуры группового ассортимента, т. е. определяются количественные соотношения отдельных групп товаров.
других факторов.

На третьем, заключительном этапе определяется внутригрупповой (развернутый) ассортимент, т. е. осуществляется подбор конкретных разновидностей товаров в пределах каждой группы. На заключительном этапе формирование ассортимента ведется с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, имеющихся торговых и складских площадей, расчетных показателей товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов, перечисленных выше.

Инструментом регулирования ассортимента товаров в магазинах служит ассортиментный перечень товаров. Его рекомендуется устанавливать для каждого конкретного магазина с учетом его типа, размера торговой площади, места расположения и других факторов. Наличие таких перечней позволяет не только рационально регулировать ассортимент товаров, но и систематически контролировать его полноту и стабильность.

 

38. Управление товарными запасами

Процессы производства, обращения и потребления не совпадают ни в пространстве, ни во времени. Поэтому для обеспечения их непрерывности и необходимы товарные запасы.

Товарные запасы находятся в постоянном движении и обновлении. Конечной стадией движения является потребление, причем на место потребленных товаров производитель поставляет новые.

Назначение товарных запасов в оптовом предприятии - обслуживание потребности в товарах своих покупателей, а в розничных торговых предприятиях — обеспечение устойчивого предложения товаров с учетом покупательского спроса.

В соответствии с ассортиментными перечнями оптовой базы, магазина должны образовываться и товарные запасы.

Управление товарными запасам всегда имеет целью их оптимизацию, т. е. обеспечение торговой организации товарами в таком ассортименте и в таких количествах, которые максимально соответствуют предвидимому спросу.

Следовательно, и этой важнейшей управленческой функции предшествует изучение и прогнозирование возможностей рынка.

Управлять товарными запасами — значит планировать определенный объем и структуру запасов в соответствии с поставленными перед торговой организацией целями и контролировать, чтобы товарные запасы постоянно отвечали установленным критериям. Причем, управление должно быть систематическим.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...