Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие и сравнительно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления




МВД РОССИИ

КРАСНОДАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА, КРИМИНОЛОГИИ И УГОЛОВНО-

ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: «Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления».

 

 

Выполнил: курсант 3 курса, 31 «В» группы

            специальность 030565.01

       Сериков Роман Владимирович

 

Научный  руководитель: _____________________

(ученая степень, ученое звание, должность)

_______________________________________________________________                                                                                                                                                                                              (инициалы, фамилия)

 

Допущена   к   защите: _________________________

(дата)

_______________________________________________________________

(подпись научного руководителя)

Дата защиты «___» __________200__ г.

 

Оценка: __________________________________________

 

 (подпись научного руководителя)

 

Ставрополь 2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………………………. 3-5

 

Глава 1. Понятие и сравнительно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления ….. 6-16

1.1.Исторические аспекты формирования уголовного законодательства России в части ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления ………………………………………………... 7-13

1.2.Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в уголовном законодательстве зарубежных стран ……. 14-16

 

Глава 2. Уголовно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления ……………….. 17-26

2.1.Субъективные и объективные признаки вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления …………………... 18-24

2.2.Квалифицированный и особо квалифицированный составы вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления …………………... 24-26

 

Заключение ……………………………………………………………… 27-28

Список использованной литературы ………………………………... 29-30

 

                                                      Ведение

Положение малолетних и несовершеннолетних лиц в российском обществе, второе десятилетие переживающем глобальные преобразования политического, экономического, социального, правового и иного характера, отличается определенной двойственностью. С одной стороны, идет процесс формирования нормативной базы, закрепляющей и расширяющей их правовой статус. С другой – механизм, гарантирующий реализацию прав и законных интересов малолетних и несовершеннолетних до настоящего времени не достаточно разработан. Причина - социально-экономический и политический кризис, поразивший наше общество в середине 80-х г.г. прошлого столетия.

Сильнейший экономический спад, возрастающая дифференциация населения на имущих и неимущих, разрушение позитивных ценностных ориентации, упадок культуры – отрицательно влияют на формирование подрастающего поколения. Как следствие, неудержимое распространение среди малолетних и несовершеннолетних алкоголизма, наркомании и токсикомании, беспризорничества, бродяжничества, попрошайничества. Еще более угрожающим представляется рост преступности несовершеннолетних, изменение ее количественных и качественных показателей.

Более чем в 30 % случаев малолетние и несовершеннолетние совершают антиобщественные деяния и преступления в результате целенаправленного воздействия на них взрослых лиц[1]. В 2006 г. было зарегистрировано свыше 21.000 преступлений, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в совершение преступления или иных антиобщественных действий (ст. 150 и 151 УК РФ). Отсюда становится очевидной повышенная общественная опасность указанных преступлений. Не случайно поэтому глава 20 УК РФ 1996 г. открывается статьями, обеспечивающими охрану прав и интересов несовершеннолетних от данной группы преступных обстоятельств.

В последнее время в средствах массовой информации широко освещается проблема преступности и противоправного поведения несовершеннолетних. Тревога общества за судьбу детей понятна, так как антисоциальный характер поступков, поведения несовершеннолетнего опасен не только его конкретным сиюминутным результатом, но и тем, что формирует сознание и мировоззрение, создает ценностные установки и жизненные ориентации, привычки и навыки подстать этим поступкам и поведению. Кроме того, несовершеннолетние преступники - это резерв «взрослой» преступности. Зачастую преступному поведению несовершеннолетних предшествует правонарушающее поведение.
Одним из направлений борьбы с правонарушениями среди несовершеннолетних являются выявление и привлечение к ответственности взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. Негативное влияние взрослых преступников не только способствует совершению преступлений подростками, но и нередко придает им более организованный и дерзкий характер. Законодатель обращает внимание на данный отрицательный фактор и указывает на необходимость его установления при расследовании уголовных дел в отношении подростков (п.З ч.1 ст. 421 УПК РФ).

Уголовный кодекс РФ 1996 г. в сравнении с предшествующим законодательством внес в конструкцию норм, устанавливающих уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в разного рода преступную деятельность, весьма существенные изменения и дополнения. И, тем не менее, позиция законодателя в описании признаков анализируемых нами деяний не безупречна. Нельзя признать последовательной судебную практику по данным преступлениям, наблюдаются разночтения и в постановлениях высшей судебной инстанции, и в обвинительных приговорах судов по конкретным уголовным делам. Нет единства мнений по ряду актуальнейших вопросов уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступления и иную антиобщественную деятельность и в науке уголовного права. Да и само понятие «вовлечение» остается малоизученным и потому малопонятным.

Вышесказанное обосновывает актуальность заявленной проблемы, ее теоретическое и практическое значение.

Целью работы является анализ уголовно-правовых аспектов, связанных с уголовной ответственностью за преступления, посягающие на нормальное нравственное и физическое развитие несовершеннолетних посредством вовлечения их в совершение преступлений; рассмотрение этих аспектов в историческом и современном ракурсе, а также на примере иностранных государств.

Названная цель предопределила постановку и решение следующих задач:

- изучение истории развития российского уголовного законодательства в области охраны несовершеннолетних от вовлечения их в совершение преступлений;

- анализ современного уголовного законодательства России, устанавливающего уголовную ответственность за аналогичные преступления;

- исследование социальных и криминологических проблем уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступлений, предусмотренных ст. 150 УК;

- рассмотрение основных понятий, образующих объективные и субъективные признаки составов преступлений, закрепленных в ст.150 УК;

- изучение спорных вопросов, возникающих при квалификации преступлений, предусмотренных ст. 150 УК.

 

Глава 1. Понятие и сравнительно-правовая характеристика вовлечения несовершеннолетнего в совершение преступления

        На современном этапе развития российского общества существенную угрозу его национальной безопасности составляет преступность. Вызывая тревогу и озабоченность со стороны политиков, работников правоохранительных структур, исследователей, криминальная ситуация в стране демонстрирует крайне негативную динамику совершаемых преступлений, в том числе и преступлений против интересов развития и воспитания несовершеннолетних, количество которых за последние десять лет удвоилось. Необходимость защиты детей от криминального насилия и криминализирующего влияния взрослых, осознанная мировым сообществом и национальным законодателем, обусловила принятие ряд нормативно-правовых актов, направленных на пресечение преступной деятельности лиц, пытающихся привить несовершеннолетним взгляды и убеждения преступного мира и их личного поведения. Особое место занимает Уголовный Кодекс Российской Федерации, предусматривающий ст. 150 ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.
          Норму о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений можно отнести к числу традиционных уголовно-правовых запретов. Эта норма, возникнувшая в российском законодательстве в середине XIX столетия и неоднократно корректировавшаяся, всегда сохраняла свою социальную значимость - защищать нравственные интересы подрастающего поколения, препятствовать распространению преступности в подростковой среде, дисциплинировать лиц, ответственных за воспитание несовершеннолетних.
           В современных условиях непрекращающегося роста числа соответствующих преступлений анализируемая норма приобретает особое значение. Значимость качества нормы о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления определяется и тем, что она относится к числу так называемых норм с двойной превенцией, предупреждая не только преступные посягательства на несовершеннолетних, но и способствуя сокращению преступности самих несовершеннолетних.

      1.1.Исторические аспекты формирования уголовного законодательства России в части ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Раскрытию содержания уголовно-правовых норм, пониманию и, уяснению сущности содержащихся в них уголовно-правовых запретов в значительной мере способствует исторический метод исследования. Знание истории российского уголовного законодательства – необходимое условие формирования наиболее четкого представления о современном уголовном законе и основных направлениях его совершенствования. Рассматривая какое-либо явление в ретроспективе, то есть с позиции того, как оно возникло, какие главные этапы прошло в своем существовании, можно объяснить, чем оно стало теперь, и определить тенденции его дальнейшего развития[2].

Кроме того, как отмечает профессор В.В. Мальцев, историко-правовой анализ либо укрепляет основания научной концепции, отражая ее соответствие национальному законодательству и общественным традициям, либо ослабляет эти основания, показывая ее инородность к тому и другому[3]. Разработка предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, невозможна без учета предшествующего опыта законодателя.

Первые упоминания о действиях взрослого лица, связанных с вовлечением несовершеннолетнего в преступление, встречаются в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Ст. 147 Уложения гласила: «когда доказано, что несовершеннолетний вовлечен в преступление другим совершеннолетним, то мера следующего ему наказания может, по усмотрению суда, быть уменьшена одной или двумя степенями, но, однако же без изменения рода определенного законом за то преступление наказания»[4]. Анализ процитированного законоположения показывает, что Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. регулировало только вопросы наказания, то есть определяло систему наказания, устанавливало порядок его назначения вовлекателю и вовлекаемому и не содержало уголовно-правовую оценку действий взрослого лица по вовлечению несовершеннолетнего в преступление.

Законодатель того времени не предлагал ни дефиницию этого понятия, ни его признаки. Он учитывал лишь факт вовлечения как результат противоправных действий взрослого лица по отношению к несовершеннолетнему, совершившему под его влиянием преступление. Тем не менее, историческое значение указанной уголовно-правовой нормы трудно переоценить. Она, по существу явилась своеобразной законодательной моделью, прообразом ныне действующей уголовно-правовой нормы.

Дальнейшее развитие исследуемых норм было связано с разработкой Проекта Уголовного Уложения 1903 года. Здесь законодатель дал возрастные разграничения потерпевшего: до 12 лет - ребенок, от 12 до 16 - малолетний; в качестве самостоятельной группы выделены лица в возрасте от 16 до 21 года. В ст. 361 главы XVIII «Посягательства на союз семейный» Уложения 1903 года предусматривалась уголовная ответственность родителей и лиц, осуществляющих попечение и надзор за малолетним, в частности, за обращение или отдачу не достигшего 17 лет для нищенствования, бродяжничества или безнравственного занятия. Уголовной ответственности подлежали также виновные в принятии такого лица для обращения в перечисленные виды антиобщественных занятий.

Периоды социальных потрясений в обществе 1917-1920 г. характеризуются резким повышением уровня антиобщественного, результатом чего стал неудержимым рост преступности. Высокая смертность взрослого населения страны явилась одной из причин быстрого увеличения числа безнадзорных детей и подростков. Многие из них, попадая в поле зрения преступных элементов, привлекались к совершению преступлений, занятию проституцией, попрошайничеством, приобщались к ведению преступного образа жизни. В целом такая ситуация свидетельствовала о перспективах роста преступности несовершеннолетних в ближайшие годы.

Данные обстоятельства активизировали деятельность законодателя по разработке соответствующих норм об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или других антиобщественных действий. Так, 4 марта 1920 г. был принят декрет СНК РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях», в соответствии с которым была разработана и утверждена постановлением НКЮ «Инструкция комиссиям по делам несовершеннолетних». Ст. 14 Инструкции возлагала на комиссии обязанность привлекать к судебной ответственности взрослых лиц с немедленной передачей дел о них в народный суд:

а) за подстрекательство и склонение несовершеннолетних и малолетних к совершению общественно опасных деяний;

б) за соучастие с ними в преступлении или за попустительство такового;

в) за склонение несовершеннолетнего или малолетнего к проституции и половым извращениям, за сводничество и т.п.

г) за эксплуатацию труда несовершеннолетних и малолетних;

д) за жестокое обращение с несовершеннолетними и малолетними[5].

Данная норма,  по  сути, является  попыткой законодателя систематизировать преступления, посягающие на процесс нормального  физического и нравственного развития несовершеннолетних. Но признаки указанных преступлений описываются им весьма неточно. Во-первых, в ст. 14 Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних не используется понятие вовлечения, хотя оно наиболее точно отражает сущность рассматриваемых нами преступлений. Вместо него встречается понятие подстрекательства и склонения, которые в контексте этой статьи несут одинаковую смысловую нагрузку и, кроме того, не пригодны для описания преступных действий взрослых лиц, связанных с приобщением несовершеннолетних к конкретным видам преступной деятельности. Во-вторых, перечень преступных действий действий исчерпывается указанием на «общественно опасные деяния».

Положения ст. 14 Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних нуждались в дальнейшей законодательной доработке. Вышеуказанные недостатки могли бы быть устранены при разработке проекта первого Уголовного кодекса России послереволюционного периода. Однако этого не произошло, первый УК РСФСР 1922 г., а в последующем УК 1926 г. самостоятельной статьи, устанавливающей уголовную ответственность взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления и антиобщественную деятельность, не имел.

Такая ситуация существовала до середины 30-х гг. и кардинально изменилась с принятием постановления ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. «О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних». В ст. 2 постановления указывалось: «Лиц, уличенных в подстрекательстве или в привлечении несовершеннолетних к участию в различных преступлениях, а также в понуждении несовершеннолетних к занятию спекуляцией, проституцией, нищенством и т.п., - карать тюремным заключением не ниже 5 лет»[6]. Постановление стало серьезным шагом в развитии норм, предусматривающих уголовную ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность хотя, конечно, оно не было лишено недостатков. Фактически постановление установило ответственность за два самостоятельных преступления, объединенных законодателем в одну норму. При описании их объективных признаков термин «вовлечение», как и в вышеупомянутой Инструкции комиссиям по делам несовершеннолетних, не используется. Преступные действия, согласно п.2 постановления, заключались в подстрекательстве или привлечении к участию в совершении преступления, либо понуждении к совершению антиобщественных действий.

Последующее существование нормы было связано с фактом включения ее в уголовный закон. Постановлением ВЦИК и СНК от 25 ноября 1935 г. «Об изменении действующего законодательства РСФСР о мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних, с детской беспризорностью и безнадзорностью»[7] УК РСФСР 1926 г. был дополнен ст. 732, дословно воспроизводившей текст ст. 2 постановления от 7 апреля 1935 г. Таким образом, в уголовном законодательстве России появилась специальная норма, непосредственно предусматривающая ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Дальнейшее развитие норм об уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность связано с принятием 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР[8]. В процессе его разработки учеными было высказано мнение о необходимости объединить все преступления, направленные против несовершеннолетних, в самостоятельную главу – о преступлениях против семьи и молодежи[9]. Это должно было, во-первых, способствовать повышению эффективности борьбы с преступлениями против несовершеннолетних и, во-вторых, стать одним из средств предупреждения преступности несовершеннолетних. Однако такая позиция не получила законодательного закрепления и преступления против несовершеннолетних были рассредоточены по разным главам Особенной части УК.

Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность была предусмотрена ст. 210 УК РСФСР 1960 г. При этом наименование «Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность» – не совпадало с содержанием статьи, поскольку диспозиция указывала на признаки двух составов преступлений: а) вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность; б) вовлечение несовершеннолетних в пьянство, в занятие попрошайничеством, проституцией, азартными играми, а равно использование несовершеннолетних для паразитического существования (что охватывается общим понятием антиобщественной деятельности).

То обстоятельство, что ст. 210 УК РСФСР включала в себя два самостоятельных состава преступления (вовлечение несовершеннолетнего в преступление и вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий) объясняется традициями советского нормотворчества, пренебрегающим во многом смысловым значением употребляемых в законодательстве понятий. Вместе с тем, содержание этой статьи имело ряд преимуществ по отношению к предшествовавшим ей уголовно-правовым нормам. В частности, для описания рассматриваемого общественно опасного деяния законодатель применил понятие «вовлечение», наделив его весьма широким смысловым значением. В теории и практике применения закона «вовлечение» означало все известные разновидности подстрекательских действий (уговор, подкуп, угрозы, обещания и т.д.). И в этом плане законодатель, безусловно, активизировал борьбу с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления и совершение антиобщественных действий уголовно-правовыми средствами, усилил профилактическую функцию закона.

После распада СССР еще некоторое время действовал старый УК 1960 года, однако уже в 1996 году появился новый УК. Его принятие было неизбежно, так как новое время и новая страна этого требовала, некоторые положения просто изжили себя. Разрабатывая нормы права предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления законодатель учел правоприменительный опыт прошлого. Новый уголовный кодекс выделил в отдельную главу преступления против семьи и несовершеннолетних, кроме того в отличие от УК РСФСР 1960 года в нем были разделены и выделены в отдельные статьи составы преступлений предусматривающие ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления и вовлечения несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. Это позволило более детально и точно определить субъективные и объективные признаки этих составов преступлений однако же данное обстоятельство не исключило возможность появления новых изъянов относительно рассматриваемых составов преступления.

В добавок к вышесказанному следует также заметить что новый УК поместил в главу 20 еще ряд статей ставящих под уголовно-правовую охрану семейные отношения. Это позволяет дополнительно защитить один из важнейших социальных институтов как современности, так и прошлого – институт семьи и общественные отношения между совершеннолетними и несовершеннолетними его членами.

1.2.Ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления в уголовном законодательстве зарубежных стран.

          С исследовательской точки зрения в зарубежном законодательстве интересен период новой и новейшей истории, так как в этот период происходят коренные изменения в вопросе правового регулирования преступлений, затрагивающие интересы несовершеннолетних.

          Вместе с тем необходимо рассматривать период средневековья как эпоху возникновения, развития и упадка феодального государства и права во всемирном масштабе. Средневековое право стоит на защите интересов несовершеннолетних, однако назвать или выделить группу преступлений против несовершеннолетних не представляется возможным. Выделяются следующие часто упоминаемые правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних: 1) закрепляется их право о наследовании; 2) рассматривается момент вступления в брак (указан возраст); 3) упоминается возраст, с которого начинается уголовная ответственность. Права несовершеннолетних рассматриваются только с точки зрения семейного и гражданского законодательства, точнее, главами правовых сводов, в которых они прописаны.

         Современная уголовно-правовая система имеет более сложный вид, чем исследуемый период средневековья, совершенно по-другому законодатель стал относиться к преступлениям против несовершеннолетних. Охрана интересов несовершеннолетних занимает важное место в правовых системах зарубежных государств, что находит свое отражение в уголовном законодательстве. Следует отметить, что уголовные кодексы зарубежных стран по-разному решают проблему институционализации норм о защите интересов и прав несовершеннолетних: часть их (УК Испании, Польши, ФРГ, Швейцарии) содержит отдельную главу о посягательствах против семьи и несовершеннолетних, в других же (УК Голландии, Китая) такая глава отсутствует. Несмотря на это, основной комплекс прав несовершеннолетнего в любом случае находится под уголовно-правовой охраной.

          Проанализировав законодательства стран СНГ, можно сделать вывод о единстве в правовых нормах, связанных с преступлением против несовершеннолетних и семьи. Это связанно с принятием Модельного кодекса 17 февраля 1996 г. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств.

           Изучение законодательства иностранных государств позволило с учетом встречающихся вариантов общественно-опасных посягательств на интересы несовершеннолетних с уверенностью сказать, что проблема жестокого обращения и ненадлежащего воспитания, а также вовлечения в совершение преступления несовершеннолетних остается актуальной для каждой зарубежной страны. Модернизация законов, реформирование уголовного права позволяют сделать вывод о заинтересованности общества и внимании государственных органов к проблеме преступлений против несовершеннолетних.

Изучение зарубежного права в его нормативно-правовом, теоретическом, доктринальном выражении во многих случаях помогает лучше понять российские правовые институты, их природу; уяснить, с чем связаны трудности их функционирования или, наоборот, выявить преимущества через сопоставление одноименных государственно-правовых институтов, принципов, норм; раскрыть общие закономерности правового развития, его направления, этапы и перспективы.

Первые серьезные шаги в сторону установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иных антиобщественных действий, также за неисполнение обязанностей по их воспитанию были сделаны только в ХIХ-ХХ столетиях.

Можно выделить некоторые правовые нормы зарубежных стран, которые могут быть использованы для совершенствования главы 20 УК РФ. Так, в ст. 253 УК Голландии предусмотрено наказание законного представителя ребенка, если он отдает другому лицу или оставляет под контроль другого лица ребенка младше двенадцати лет, зная, что он будет использован в целях попрошайничества или работы, опасной или вредной для здоровья. § 171 УК ФРГ грозит тюремным заключением, либо штрафом тому, кто грубо нарушает свою обязанность по попечению и воспитанию лица моложе шестнадцати лет, и тем самым создает опасность для физического или психического развития опекаемого, приводит к преступному образу жизни или к занятию проституцией. УК Австрии в § 74 раскрывает понятия: малолетнего как лица, не достигшего 14 лет и несовершеннолетнего как лица, не достигшего восемнадцатилетнего возраста. Спецификой Таджикского УК является примечание к рассматриваемым нормам, «под понятием несовершеннолетний понимаются малолетние и несовершеннолетние лица».

       Проведенный сравнительно-правовой анализ норм уголовного законодательства зарубежных стран позволяет сделать вывод о едином стремлении законодателей всех стран решить проблему защиты несовершеннолетнего от негативного влияния на него взрослых лиц. Усиление гарантий безопасности детства требует установления единых стандартов в области уголовно-правовой защиты несовершеннолетних.

Вместе с тем, общество стало осознавать, что проблема преступлений против несовершеннолетних - это не только проблема государственных органов, это, прежде всего, социальная катастрофа. Так как вчерашний несовершеннолетний уже сегодня становится полноправным гражданином своего государства, а его воспитание и оказанная ему поддержка со стороны правительства и социума будут являться той основой, которая скажется на его поведении и правопонимании в его сознании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...