Ковшовые конвейеры (элеваторы).
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Ковшовые конвейеры служат для транспортирования насыпных или штучных грузов по вертикальному или крутонаклонному (60 - 820 к горизонтали) направлению и соответственно разделяются на вертикальные и наклонные. Ковшовые конвейеры применяют для перемещения насыпных грузов – пылевидных, зернистых и кусковых (песок, цемент и т.п.) в производстве строительных материалов и огнеупоров. Их используют только для подъёма грузов от начального до конечного пункта без промежуточной загрузки и разгрузки. Ковшовые конвейеры бывают стационарные и мобильные (последние устанавливают на погрузочных машинах), транспортные и технологические. Элеватор (рис. 14) имеет вертикально замкнутый тяговый элемент 1 с жестко прикрепленными к нему грузонесущими элементами - ковшами 2; тяговый элемент огибает верхний приводной 5 и нижний натяжной 9 барабаны (или звездочки). Ходовая часть и поворотные устройства элеватора помещаются в закрытом металлическом кожухе, состоящем из верхней части («головки») 6, средних секций 4 и нижней части («башмака») 10. Тяговый элемент с ковшами приводится в движение от привода 12, а первоначальное натяжение создается натяжным устройством 8. Насыпной груз подается в загрузочный патрубок (носок) нижней части элеватора, загружается в ковши, поднимается в них и разгружается на верхнем барабане (звездочке) в патрубок верхней части элеватора. Привод снабжен остановом 11 для предохранения от обратного движения ходовой части. Кожух элеватора имеет направляющие устройства 7.
Рисунок 14. Вертикальный ковшовый ленточный элеватор. К преимуществам ковшовых элеваторов относятся малые габаритные размеры в поперечном сечении, простота конструкции, возможность подачи груза на значительную высоту (до 60 - 75 м) и большой диапазон производительности (5 - 500 м3/ч и выше). Недостатками являются чувствительность к перегрузкам, возможность отрыва ковшей при перегрузке и необходимость равномерной подачи груза.
По скорости движения тягового элемента элеваторы различают быстроходные (1,25…2,5 м/с) и тихоходные (0,4…1 м/с). По типу тягового элемента различают ленточные и цепные с одной или двумя цепями (известны конструкции с четырьмя параллельными цепями) элеваторы, а по направлению перемещения—вертикальные и наклонные. У наклонных ленточных элеваторов рабочая ветвь движется по опорным роликам, у цепных элеваторов — по направляющим путям, по которым перемещаются звенья цепи или их катки (наиболее распространенный случай); имеются конструкции цепных элеваторов, у которых рабочая ветвь движется по опорным роликам. По способу загрузки и разгрузки ковшей элеваторы разделяют на быстроходные с разгрузкой главным образом под действием центробежной силы и тихоходные с разгрузкой ковшей в основном под действием силы тяжести груза. Разгрузочный патрубок элеватора может иметь боковое (рис. 15, а, б и в) и центральное (рис. 15, г) расположение; последнее возможно только у двухцепных элеваторов (применяется редко). По расположению ковшей на тяговом элементе различают элеваторы с расставленными ковшами (рис. 15, а), т. е. расположенными на некотором расстоянии друг от друга, и с сомкнутыми ковшами (рис. 15, б), т. е. расположенными вплотную друг к другу: К ленте ковш всегда прилегает и крепится задней стенкой. Выбор того или иного способа расположения ковшей обусловливается главным образом характеристикой транспортируемых грузов и предопределяет способ загрузки и разгрузки ковшей.
а) – загрузка зачерпыванием, разгрузка под действием центробежной силы; б) – загрузка засыпанием в ковши, разгрузка самотечная направленная; в) – самотечная свободная разгрузка; г) – центральная разгрузка.
Рисунок 15. Схемы загрузки, разгрузки и расположения ковшей элеватора. Наполнение (загрузка) ковшей производится либо зачерпыванием груза из нижней части кожуха элеватора (см. рис. 15, а), либо засыпанием груза в ковши (см. рис. 15,б). Практически ковши наполняют тем и другим способом одновременно при преимущественном преобладании одного из них: Наполнение ковшей зачерпыванием применяется в ленточных и цепных элеваторах с расставленными ковшами при транспортировании сухих хорошо сыпучих, пылевидных и мелкокусковых насыпных грузов (например, цемента, песка, и т. п.), черпание которых не создает значительных сопротивлений и может происходить при повышенной скорости движения ковшей (0,8-4 м/с). Крупнокусковые и абразивные грузы черпать ковшом со дна кожуха затруднительно, так как вследствие больших сопротивлений возможен отрыв ковшей и даже обрыв тягового элемента. Наполнение ковшей крупнокусковыми и абразивными грузами производится непосредственно засыпанием их в ковши. Применение этого способа возможно только при непрерывном, сомкнутом расположении ковшей (что не позволяет грузу просыпаться между ковшами) и при пониженных скоростях движения (не более 1 м/с), так как при повышенной скорости ковши плохо заполняются и отбрасывают груз. Разгрузка ковшей бывает центробежная (рис. 15, а), самотечная свободная (рис. 15, в и г) и самотечная направленная (рис. 15,б). При центробежной разгрузке ковши разгружаются главным образом под действием центробежной силы, возникающей во время прохождения ковшей через барабан (или звездочку). Транспортируемый груз выпадает непосредственно в разгрузочный патрубок кожуха элеватора. Для соблюдения условия центробежной разгрузки и исключения просыпания груза необходимо правильно выбрать частоту вращения приводного барабана и расположение разгрузочного патрубка элеватора в верхней части кожуха. Центробежную разгрузку применяют для быстроходных (преимущественно ленточных, реже — цепных) элеваторов с расставленными ковшами при транспортировании легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых насыпных грузов. Скорость движения ковшей элеваторов принимают обычно 1—4 м/с. Расстояние между ковшами в быстроходных элеваторах выбирают таким, чтобы выброшенные из ковша частицы груза не попадали на впереди идущий ковш.
Свободная самотечная разгрузка (рис. 15, в) характеризуется дополнительным отклонением ковша, обеспечивающим свободное высыпание груза под действием силы тяжести. Этот вид разгрузки применяют для плохосыпучих влажных, хлопьеобразных и мокрых грузов. В вертикальных элеваторах свободная самотечная разгрузка обеспечивается путем отклонения обратной ветви на дополнительных направляющих звездочках, роликовых батареях (редко) или направляющих шинах, устанавливаемых в двухцепных элеваторах с боковым креплением цепей к расставленным и сомкнутым ковшам. В одноцепных элеваторах такое отклонение обратной ветви возможно только для специального исполнения при двухрядном консольном креплении ковшей (параллельными рядами справа и слева от цепи) боковыми стенками к звеньям центрально расположенной цепи, свободной для зацепления (и отклонения) с наружной и внутренней сторон. В наклонных элеваторах свободная самотечная разгрузка обеспечивается наклонным положением самого элеватора, поэтому иногда для отклонения ковшей вертикальные элеваторы делают с наклонной верхней частью. Однако это приводит к значительным дополнительным сопротивлениям и ускоренному изнашиванию цепи и направляющих шин. Свободную самотечную разгрузку имеют специальные двухцепные элеваторы с центральной внутренней разгрузкой ковшей (рис. 15, г). Разгрузка производится при пониженной скорости движения ковшей (0,6—0,8 м/с). Самотечная направленная разгрузка (рис. 15,б) характерна для вертикальных и наклонных элеваторов (ленточных и цепных) с непрерывным сомкнутым (чешуйчатым) расположением ковшей. При огибании верхнего барабана груз высыпается из ковша под действием силы тяжести на заднюю стенку предыдущего ковша и направляется ею и боковыми бортами ковша в разгрузочный патрубок элеватора. Этот способ разгрузки применяют в тихоходных элеваторах при скорости движения ковша 0,4 — 0,8 м/с для транспортирования кусковых, тяжелых, абразивных и малоабразивных грузов.
Основные параметры ковша — геометрические размеры (ширина В, вылет L и высота Н) и объем. Конструкция (тип) ковша определяется свойствами транспортируемого груза и способами загрузки и разгрузки ковшей. Для вертикальных элеваторов предусмотрены четыре типа ковшей: глубокие (рис. 16, б), мелкие (рис. 16, а) со скругленным (цилиндрическим) днищем и ковши с бортовыми направляющими с остроугольным и скругленным днищем. Известно также применение трапецеидальных ковшей увеличенного объема и других ковшей специальных конструкций. В наклонных элеваторах преимущественное распространение нашли ковши с бортовыми направляющими с остроугольным и закругленным днищем, а также трапецеидальные ковши увеличенного объема. Глубокие ковши имеют пологий обрез передней кромки и повышенную глубину; применяют их для сухих, легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых насыпных грузов (например, песка и т. п.). Мелкие ковши имеют крутой обрез передней кромки и малую глубину, что способствует лучшей разгрузке и поэтому их применяют для транспортирования влажных и слёживающихся плохосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых насыпных грузов. Наличие цилиндрического днища у глубоких и мелких ковшей так же способствует их лучшему опорожнению и уменьшает возмржность прилипания частиц груза к днищу. Глубокие и мелкие ковши применяют только на элеваторах с расставленными ковшами. Изготовляют их из листовой стали толщиной 1-6 мм сваркой или штамповкой, иногда отливают из ковкого чугуна; известно также изготовление ковшей из пластмассы (волокнита, стекловолокна) и из резины. Для предохранения от быстрого изнашивания на передней (черпающей) стенке ковша приваривают или прикрепляют заклепками накладки из твердой стали. Ковши с бортовыми направляющими и остроугольным днищем применяют на тихоходных цепных элеваторах для транспортирования самых различных насыпных грузов — пылевидных, зернистых и кусковых. Для ковшей с бортовыми направляющими любого типа характерно только сомкнутое расположение на цепи или ленте. Тяговым элементом ковшовых элеваторов служит лента или цепь (одна или две). Применяют ленты конвейерные резинотканевые и резинотросовые такого же типа, как для ленточных конвейеров. Ковши крепят к ленте болтами со специальной головкой; чтобы головки болтов не мешали прохождению ленты на барабанах, в задней стенке ковша делают соответствующие углубления. В качестве цепных элементов чаще всего применяют пластинчатые, втулочные, роликовые и катковые цепи.
Цепи к ковшам крепят при помощи уголков или фасонных звеньев на болтах или заклепках. При ширине ковшей до 250 мм применяют одну тяговую цепь с центральным креплением к задней стенке ковша, а при ширине 320 мм и выше — две тяговые цепи, присоединяемые к задней или к боковым стенкам ковшей. Выбор ленты или цепи для элеватора обусловливается его производительностью, высотой подъема и характеристикой груза. Резинотканевая лента по сравнению с цепью имеет большую скорость и меньше изнашивается при транспортировании абразивных грузов, однако для нее характерны меньшие тяговое усилие и прочность крепления ковшей. Поэтому ленты применяют преимущественно в быстроходных элеваторах для транспортирования пылевидных, порошкообразных и мелкокусковых насыпных грузов малой и средней плотности, которые не оказывают большого сопротивления при загрузке зачерпыванием. Цепи применяют преимущественно при большой производительности, значительной высоте подъема, для перемещения тяжелых кусковых, а также горячих грузов, транспортирование которых на резинотканевой ленте недопустимо из-за вредного их воздействия. Для перемещения абразивных грузов используют, по возможности, ленточные элеваторы, поскольку цепи в среде абразивных грузов быстро изнашиваются. Применение резинотросовой ленты позволяет значительно увеличить тяговое усилие и высоту элеватора. Как ленточные, так и цепные элеваторы делают с расставленными и сомкнутыми ковшами. Привод элеваторов редукторный, размещается в верхней части элеватора. При малой мощности (до 10 кВт) применяют мотор-редукторы. Для предохранения от самопроизвольного обратного движения тягового элемента с ковшами при остановке элеватора приводы снабжают стопорными устройствами (остановами). В качестве последних применяют бесшумные храповые и роликовые остановы, устанавливаемые на валу приводного барабана (звездочки) или размещаемые в упругой муфте между электродвигателем и входным валом редуктора. В качестве натяжных устройств применяют: винтовое, пружинно-винтовое или грузовое устройства; последнее может быть с непосредственным воздействием груза на вал натяжного барабана или звездочки или рычажное. Выбор типа натяжного устройства зависит от типа тягового элемента и привода и высоты элеватора. Элеваторы с круглозвенными цепями снабжают грузовыми устройствами. Для предохранения ходовой части элеватора от падения при случайном обрыве цепи или ленты применяют специальные предохранительные устройства: на цепных элеваторах - ловители цепи, на ленточных - соединение ковшей по боковым стенкам стальными канатами, которые без натяжения свободно располагаются вдоль ленты; при обрыве ленты канаты исключают возможности, падения ходовой части. Кроме того, на натяжных барабанах (или звездочках) элеватора устанавливают реле скорости, которое при обрыве тягового элемент выключает электродвигатель привода элеватора. Производительность ковшового конвейера (т/ч): , где v – скорость тягового органа, м/с; t – шаг ковшей, м; q – емкость ковша, л; ψ – коэффициент наполнения ковша; ρ – объёмная масса материала, т/м3.
Читайте также: Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|