25.Связь мышления и речи
Стр 1 из 16Следующая ⇒ 24. Совместная работа школы и семьи по профориентации школьников Работа по профориентации в школе проводится по следующим направлениям: – Профессиональное просвещение, включающее в себя информационную работу, пропаганду и агитацию. – Предварительная профессиональная диагностика, направленная на выявление интересов и способностей личности к той или иной профессии. – Профессиональная консультация, нацеленная в основном на оказание индивидуальной помощи в выборе профессии со стороны специалистов-профконсультантов (Центр занятости населения). – Профессиональный отбор (подбор) с целью выбора лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности. – Социально-профессиональная адаптация. – Профессиональное воспитание, имеющее целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Цели профориентационной работы: - Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности; - Выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда . Задачи: - Формирование у школьников устойчивых интересов к профессиональной деятельности; - Получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения; - Оказание дополнительной поддержки учащимся, испытывающим затруднения при выборе профессии.
Направления деятельности профориентационной работы: · деятельность координаторов по профориентационной работе с обучающимися; · методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт. 2. Работа с обучающимися: · комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры; · консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые), анкетирование; · организация и проведение экскурсий (в учреждения профессионального образования, на предприятия); · встречи с представителями предприятий, учреждений профессионального образования. 3. Работа с родителями: · проведение родительских собраний (общешкольных, классных); · лектории; · индивидуальные беседы; · анкетирование; · организация и проведение профориентационной работы; · руководство организациями дополнительного образования, общественными ученическими организациями; · помощь в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время; · участие в работе родительских комитетов, Совета школы и других общественных формирований школы.
25. Связь мышления и речи
Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики. Мышление человека органично связано с мышлением и языком, при этом необходимо отличать язык от речи. Язык един для всех людей, пользующихся им, речь – индивидуальна.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передается сочетание звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться независимо от конкретного человека, по законам не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова, поскольку оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Мышление взрослого, нормального человека неразрывно связано с речью. Мысль не может ни воз-никнуть, ни протекать, ни существовать вне языка, вне речи. Мы мыслим словами, которые произносим вслух или проговари-ваем про себя, т. е. мышление происходит в речевой форме. Люди, одинаково хорошо владеющие несколькими языками, со-вершенно четко осознают, на каком языке они мыслят в каждый данный момент. В речи мысль не только формулируется, но и формируется, развивается. Специальными приборами можно зарегистрировать скрытые речевые (артикуляционные) микродвижения губ, языка, гортани, всегда сопровождающие мыслительную деятельность человека, например, при решении различного рода задач. Только глухонемые от рождения люди, не владеющие даже кинетической («руч-ной») речью, мыслят на основе образов. Иногда может показаться, что мысль существует вне сло-весной оболочки, что иную мысль трудно выразить словами. Но это означает, что мысль еще неясна себе самому, что это скорее не мысль, а смутное общее представление. Ясная мысль всегда связана с четкой словесной формулировкой. Неправильно и противоположное мнение о том, что мысль и речь по существу одно и то же, что мышление -- это речь, лишенная звучания («речь минус звук», как считают некоторые буржуазные ученые), а речь--«озвученное мышление». Это мне-ние ошибочно хотя бы потому, что одну и ту же мысль можно выразить на разных языках сотнями разных звукосочетаний. Известно также, что существуют слова-омонимы (слова с одина-ковым звучанием, но разным смыслом: «корень», «коса», «ключ», «реакция» и т. д. ), т. е. одно и то же слово может выражать раз-ные мысли, разные понятия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|