Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оптимизация дебиторской задолженности




 С практической точки зрения вся идеология этого вопроса сводится к довольно тривиальному постулату - с долгами нужно работать. Причины накапливания долгов просты - бухгалтерия никак не была связана с отделом по работе с клиентами. Чтобы восполнить этот пробел должна быть создана база данных.

1. В базу данных должны заноситься заказы клиентов.

2. Раз в неделю в базу данных должны заноситься платежи, которые обязательно привязываются к конкретным заказам.

3. После занесения платежей выводились, так называемые, "долги" (клиенты, счета которых были не оплачены в течение 4-х недель с момента занесения заказа).

4. По результатам вывода долгов производится обзвон этих клиентов на предмет выяснения причин отсутствия оплаты.

Почему долги выводятся именно через 4 недели? Опять-таки это вопрос той самой пресловутой оптимизации. Если выводить раньше (например, через 2 недели), то количество фирм, которые нужно прозвонить, будет существенно больше. Если же выводить позже, то разбирательств (например, а мы этого не заказывали), а, следовательно, размер безнадежной задолженности будет существенно больше. Таким образом, 3-4 недели - это оптимальный срок для вывода долгов.

Еще раз подчеркнем, что абсолютно любой вопрос, возникающий при ведении бизнеса, является оптимизационным. Иначе говоря, всегда существует лучшее решение с точки зрения выбранной цели (целевой функции, в качестве которой обычно выступает рентабельность работы предприятия).

Как показала практика, существовало несколько причин отсутствия оплаты:

· 75% - забывчивость. Либо менеджер забывал отдать счет в бухгалтерию, либо счет терялся в недрах этой самой бухгалтерии. В этом случае достаточно было еще раз скинуть счет. Довольно частым был ответ, что счет уже давно оплачен. В этом случае следовала просьба скинуть платежку, и через некоторое время фирма извинялась за то, что счет действительно еще не оплачен.

· 20% - отсутствие денег. В этом случае самым важным является напоминание о долге. Если сказали, что оплатят через 2 недели, через 2 недели и перезвонить (для этого в базе данных необходимо наличие такого поля, как "дата следующего звонка"). Как правило, в данном случае в первую очередь на погашение долга ставится тот кредитор, кто больше всех достает по этому поводу.

· 4% - принципиальная позиция фирмы - все счета оплачивать чем позже, тем лучше. Способ борьбы с этим - такой же, как и в предыдущем пункте. Был один случай, когда, благодаря периодической обзвонке, клиент оплатил долг 2-годичной давности.

· 1% - безнадежная задолженность. Например, фирма уехала в неизвестном направлении. Хотя даже в этом случае было несколько прецедентов, когда удавалось узнать новый номер телефона у арендодателя и стребовать с фирмы долг. Еще одна причина - принципиальная позиция фирмы - не будем платить и все. В этом случае необходимо предусмотреть в базе данных поле, указывающее, что в будущем с таким клиентом работать нельзя.

При выполнении вышеназванных условий как время оборота дебиторской задолженности, так и уровень безнадежной задолженности сводятся к минимуму.

Для повышения эффективности управления запасами и ДЗ можно порекомендовать предприятию следующие мероприятия:

· Вести непрерывный мониторинг состояния запасов и дебиторской задолженности, своевременно выявляя и устраняя негативные тенденции;

· Ориентироваться на большое число покупателей для снижения риска неуплаты;

· Непрерывно контролировать состояние расчетов с покупателями по просроченной задолженности;

· Предоставлять больше скидок при предоплате;

· Анализ дебиторской задолженности вести одновременно с анализом кредиторской задолженности;

· Непрерывно следить за оборачиваемостью запасов и ДЗ с целью выяснить причины замедляющие оборачиваемость;

· Снизить длительность нахождения запасов на складах путем обеспечения ритмичности поставок, устойчивых и длительных связей с поставщиками сырья и материалов, стимулирования сбыта продукции в период сезонного падения спроса.

Грамотное управление денежными средствами, ведущее к рос­ту платежеспособности предприятия, получению дополнительного дохода — важнейшая задача финансовой работы.

 

 

                                   Заключение.

Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторской задолженностью являются определение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.

 Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.

 Дебиторская задолженность - элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее сбалансирования с кредиторской. При анализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.

Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

 

Сравнение состояния дебиторской и кредиторской задолжен­ности позволяет сделать следующий вывод: в органи­зации в 2004 году преобладала сумма кредиторской задолженности, но темп ее прироста в 2005 и 2006 годах становился меньше, чем темп прироста дебиторской задол­женности. Причина этого — в более низкой скорости обраще­ния кредиторской задолженности по сравнению с дебиторской. Такая ситуация ведет к дефициту платежных средств, что может привести к неплатежеспособности организации.

   Заемный капитал за 2006 год увеличился на 290 млн. руб. (в 4 раза), в т.ч. были получены кредиты банка в сумме 200 млн. руб. Кредиторская задолженность увеличилась на 88,7 млн. руб. (в 2 раза), в т.ч. за счет роста авансов полученных на 44 млн. руб. (в 2,5 раза), кредиторской задолженности поставщикам и подрядчикам на 35,6 млн. руб. (в 2,9 раза) и др. Следует отметить, что общество на конец отчетного года не имеет просроченной задолженности перед бюджетом, внебюджетными фондами и персоналом. Рост задолженности поставщикам и подрядчикам в основном связан с увеличением объемов производства, ростом цен на сырье и материалы, энергоносители, услуги, увеличением объема ремонтных работ.

   Хотя кредиторская задолженность экономически и выгодна предприятию, однако в некоторых случаях она ведет к штрафным санкциям и снижению рейтинга предприятия среди конкурентов. Поэтому с данным видом задолженности так же надо бороться.

 

 

                   Список использованной литературы

1. Г.Б.Поляк и др. «Финансовый менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 2002.

2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. «Теория экономического анализа» Москва, Финансы и статистика, 2005.

3. Абрютина М. С. Анализ финансово–экономической деятельности предприятия. – Москва. «Филин», 2007.

4. Бабаева Ю. А., Петров А. М. Бухгалтерский учет и контроль дебиторской и кредиторской задолженности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Проспект», 2007.

5. Балабанов И. Т. Финансовый анализ и планирование хозяйственного субъекта. Издание 2-е. – М.:. «Финансы и статистика», 2006.

6. Грачёв А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия: Учебно-практическое пособие. – М.: Финпресс,2007.

7. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2005. 

8. Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Семенова И. М., Ивашкевич В. Б. Учебное пособие. – М.: Издательство «Бухгалтерский учет». Серия «Библиотека-журнала и Бухгалтерского учета», 2007.

9. Фельдман А. Б. Оценка дебиторской и кредиторской задолженности. Учебное пособие. Серия «В помощь специалисту практику». – Международная академия, 2005.

10. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. -М.:ДИС, 2006.

11.  Ефимова О.В. Финансовый анализ.- 4-е изд.-М.: Изд-во Бухгалтерский учет, 2006.

12.  Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник.- М.: ПБОЮЛ Гриженко,2007.

                                 

                                                                             ПРИЛОЖЕНИЕ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...