Органицистское направление
В России органическое течение в социологии появилось уже в конце 1860-х годов. Центром органицистов был журнал «Свет» (затем «Мысль»), который издавался известным журналистом и социологом Л.Е. Оболенским (1845-1906), разделявшим идеи органицизма. Наиболее известные представители органицизма – Александр Иванович Стронин и Павел Федорович Лилиенфельд-Тоаль. К этому направлению относится и Я.А. Новиков (1850-1912) –– автор многочисленных работ по социологии и активный защитник органической теории, с начала ХХ века перешел на позиции социального психологизма.
В.П. Култыгин относит к российскому органицизму П.Ф. Лилиенфельда (1829-1903) и Якова Александровича Новикова (1830-1912).
Лилиенфельд сделал научную и административную карьеру, вплоть до вице-губернатора Санкт-Петербурга; был избран президентом Международного института социологии (в 1897 г.). Его социологические концепции носят натуралистический характер. Он стремился средствами науки, в частности биологии, натурализовать структуру социального бытия, социально-классовые отношения, потребности и мотивы поведения человека в обществе. Наиболее часто используемые им категории – это понятия расчленяющейся и объединяющейся энергий, качества реальности и тождественности предметов, явлений и отношений. Рассматривая общество как аналогию реального организма, он считал, что такой подход дает возможность избежать крайностей материализма и идеализма. Государство, социальные группы он считал «живыми, реальными организмами». Анализируя закон борьбы за существование применительно к обществу, он считал, что в обществе физическая сила вытесняется силой рассудка, т.е. в природе этот закон действует истребительно и антигуманно, а в таком обществе, где преобладает психический фактор, действие данного закона приобретает альтруистическую [бескорыстная забота о благе других] окраску.
Общественный идеал, к которому следует стремиться – это прогресс без революций. В содержательном плане его социологическая концепция, по мнению В.П. Култыгина, принадлежит к социальному эволюционизму. Он был блестящим органицистом. Одним из первых (раньше Дюркгейма) он ввел понятие социальной патологии. Первым в мировой практике он проанализировал дисфункции общества – те процессы и явления, которые не укладываются в рамки нормального социального развития и функционирования. Подобно медицине социальная наука обязана выявлять пороки, которым подвергается общество. Источник всех болезней – отклонение особи от направления, соответствующего ее целям. Аналогично такие же явления происходят и в обществе, когда классы отклоняются от своего целесообразного развития, предназначения в экономической, юридической, политической областях. Применяя клеточную теорию Р. Вирхова к анализу общества Лилиенфельд считает, что социальная болезнь всегда начинается с перерождения отдельных клеток-индивидов, а не со всего организма сразу. Затем через косвенные и прямые рефлексы идет передача на весь организм болезненного явления, и процесс этот завершается формированием социальной патологии. Терапия социального организма заключается в «искусстве лечения общественных аномалий». Это лечение включает в себя диагностику, прогностику, профилактику и собственно терапию. Терапию эту проводит общественный деятель (или социальная группа) как элемент «социально нервной системы».
Еще одним органицистом, признанным международной социологией, был Яков Александрович Новиков (1830-1912). !!! Поскольку он только две статьи написал на русском языке, а потом переехал в Париж и писал на французском, то его часто называют французским социологом.
Работы: «Органическая теория обществ, защита организма» (1899), «Социально сознание и социальная воля» (1896). В них он сравнивал элиту с нервной системой организма. Ее он считал инициаторами идей и чувств, контролирующих и управляющих поведением социального организма. Он полагал, что применение насилия для достижения партикуляристских целей является деструктивным элементом, мешающим здоровому и координированному функционированию общества. Так, бедность является результатом насилия, совершаемого в виде разбоя и грабежа. Он стремился доказать, что, хотя борьба носит универсальный характер, насилие не является обязательным элементом социальной жизни. Из этого вытекала острая критика узкого понимания борьбы за существование в трактовке социальных дарвинистов. Новиков различал четыре уровня борьбы между людьми. Три из них – физиологический, экономический, политический – в той или иной степени включает насилие. Четвертый – интеллектуальный – означает соревнование без кровопролития, грабежа или уничтожения собратьев. Социальная эволюция – это развитие по пути исключения насилия из человеческих отношений с помощью процесса, постепенно поднимающего борьбу до интеллектуального уровня. Он считал, что главной задачей общества является содействие реализации этой задачи, поэтому значительную часть своих трудов он посвятил пропаганде такого общества, где насилию не будет места. Новиков отвергал социализм и коллективизм как насильственные формы и, правда, в достаточно неопределенных терминах предлагал политическую реорганизацию, которая приведет к созданию федерации государств и к установлению универсальной справедливости и гармонии. Но он не анализировал конкретных, практических мер, которые дали бы обществу возможность избавиться от насилия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|