Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Географическое направление




В.П. Култыгин называет это направление социографическим.

Интересным и плодотворным было социографическое направление в российской социологии.

Наиболее известны в российской социологии имена Афанасия Прокофьевича Щапова и Льва Ильича Мечникова.

Часто в ряду выдающихся социогеографов называют Сергея Михайловича Соловьева (1820-1879), создавшего концепцию социологического реализма, объясняющего механизмы влияния географической среды; рассматривал государство в качестве разумного творца власти и сословий.

 

Блестящим представителем географического направления в социологии был Лев Ильич Мечников (1838-1888) – географ, социолог, публицист, общественный деятель (занимался революционно-политической деятельностью, был представителем анархистского крыла Первого Интернационала).

В 20-ти томной энциклопедии «Земля и люди», издаваемой вместе с французским исследователем Элизе Реклю, он подвергает тщательному анализу влияние различных географических факторов на развитие общества.

Мечников считал себя учеником Чернышевского, высоко ценил предложенный им антропологический принцип в анализе социальной реальности.

Чтобы социология стала точной наукой, отмечал Мечников, ей необходимо:

1) сосредоточиться на установлении специфических законов социальной жизни;

2) определить критерии социального прогресса с естественно-научной достоверностью.

Отличие общества от природы, по Мечникову, состоит в том, что если в органической жизни борьба и сотрудничество – две равно необходимые цели, то в обществе стремление к кооперации становится ведущим, это и есть критерий деления на биологическое и социальное. Он писал: «Биология изучает в области растительного и животного мира явления борьбы за существование, социология же интересуется только проявлениями солидарности и объединения сил, т.е. факторами кооперации в природе» (Цивилизации и великие исторические реки).

Таким образом, социология – это наука о явлениях солидарности – от связи в мире многоклеточных до производственной кооперации. Наиболее важными проблемами социологии Мечников считал изучение критериев и механизмов социального прогресса.

Мерило прогресса – солидарность, которая вытесняет по ходу развития истории первичную борьбу за существование, господствующую в природе. Солидарность бывает разной – по принуждению или же добровольной. Степень свободы людей – вот главный показатель социального прогресса. Разные типы кооперации зависят от степени осознания людьми необходимости объединения, следовательно, сфера формирования социального прогресса – общественное сознание людей.

Мечников разработал типологию социально-исторических связей людей:

начальный этап социальных взаимоотношений – это подневольные союзы, основанные на внешней принудительной силе;

– следующий, переходный этап социальных взаимодействий – подневольные союзы, возникающие под воздействием социальной дифференциации. Объединение на этом этапе происходит благодаря развитию разделения труда с его очень узкой специализацией, при которой одно объединение людей не может прожить без другого;

высшим периодом исторического развития является время преобладания свободных и добровольных союзов, которые возникают в силу общности интересов, личных наклонностей и сознательного стремления людей к солидарности.

История представляет собой постепенный переход от деспотизма к анархии благодаря уменьшению в жизни людей роли власти и подчинения и увеличению осознанной свободы и самостоятельности. Он считал, что «социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия или власти, проявляющихся в общественной жизни и, наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самосознания или безвластия, анархии».

Механизм действия на людей окружающей среды состоит в приспособлении общества к среде. Приспособление это идет через образование различных коопераций людей. Окружающая среда – это не вообще природа, но лишь природа, вовлеченная в процесс труда и изменяемая под воздействием трудового процесса.

Наиболее оригинальная часть социогеографической концепции Мечникова состояла в том, что он считал ведущим фактором развития общества под воздействием окружающей среды гидрологический фактор. Наличие в местах жизнедеятельности людей рек, морей и океанов, а также способность населения выполнять работы в соответствии с требованиями окружающей среды – вот главные двигатели развития цивилизаций.

Он считал, что развитие человечества тесно связано с водными коммуникациями. Первые великие цивилизации – Месопотамия, Египет, Индия, Китай не случайно зародились в долинах великих рек. Эти реки – плодородие, широкие возможности для земледелия. Именно поэтому они так сильно притягивают людей, давая жизнь тысячам и даже миллионам. Однако чтобы пропитаться, нужно как-то усмирять нрав этих рек. Над жителями речных долин постоянно нависает угроза наводнения, паводков и т.п., поэтому необходимо строить сложные ирригационные системы. Но такое строительство возможно лишь при условии жесткой и четкой координации труда масс. Благодаря этим факторам возникают великие империи, древние цивилизации Двуречья, Египта, Индии и Китая. Естественно, что при этом политический строй в них основан на жесткой авторитарной власти, тирании классических форм. Этот этап Мечников назвал речной цивилизацией. Объединение людей под страхом смерти привело речные цивилизации к деспотизму. Преобладающая идеология в таком обществе – всеобщая и интенсивная бдительность, общая ориентированность на борьбу с возможными пагубными последствиями своенравия рек, подчинение всех членов общества единой воле ради общих социальных интересов.

Однако человечество продолжает развиваться дальше. Оно выходит к морям. А моря, особенно теплые, дают возможность каботажного [вдоль побережья] плавания, в ходе которого возникает шанс обмениваться необходимым сырьем и продуктами труда. Таким образом, и, прежде всего в бассейне Средиземного моря, возникает уже более цивилизованная форма сосуществования людей – морская цивилизация.

Для нее характерны высокая степень развития торговли, ремесленничества, предпринимательства, интенсивные формы различных обменов. Здесь зарождаются уже демократические формы жизни, что особенно заметно в Греции.

При дальнейшем развитии человечества, считал Мечников, океан перестает быть препятствием на пути общения людей, развиваются трансконтинентальные коммуникации, новые технологии. Все это позволяет использовать океан в качестве огромного резерва биологических ресурсов, пищи, сырья, энергии; и, во-вторых, океан начинает не разделять, а связывать континенты. Континенты Земли начинают жить как единая общечеловеческая система. Океаническая цивилизация – это цивилизация будущего, когда все человечество станет единой подлинной семьей.

 

К социогеографическому направлению принадлежат также работы Афанасия Прокофьевича Щапова (1831-1876), видного историка и публициста, окончившего Иркутскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию. В диссертации «Русский раскол старообрядчества» дал социологическую интерпретацию раскола как «общинной оппозиции податного земства против всего государственного строя – церковного и гражданского». Раскол представлялся в качестве фактора революционных народно-демократических движений.

В своих трудах он развивает земско-общинную, федеративную теорию русской истории. Его идеалом была демократия самоуправляющихся общин.

Он сформулировал естественно-психологические и социально-педагогические условия для развития русского народа.

 

Среди других представителей социогеографической школы можно упомянуть:

Воейков А.И., Коропчевский Д.А., Ламанский В.И.

Они считали, что в результате соприкосновения культур происходят социологические явления:

– диффузии [лат – распространение, растекание; проникновение молекул одного вещества в другое при их непосредственном соприкосновении],

– интерференции [лат – между и несущий, переносящий; взаимодействие, взаимовлияние двух языковых систем в условиях билингвизма],

– рефракции [лат – преломленный; искривление распространения чего-либо из-за неоднородности среды]

– и поляризации в зависимости от исторических и этнографических условий. Местные цивилизации развились большей частью в плодородных речных долинах или на морских побережьях, затем происходило расширение этнографического круга. С превращением этнических групп в родовые соединения (генетическое общество) процесс миграции принимает новые формы, выливающиеся в грандиозные переселения номадов [кочевников]. Культурный круг значительно расширяется, постепенно охватывая все зоны и народы Земного шара.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...