Социальное обслуживание: сущность, цели, задачи, региональные особенности.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ В.60. Современная социально-экономическая, морально-психологическая и духовная ситуация в России крайне противоречива и многоаспектна. Имеет место нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума и т.д. Сложившаяся ситуация требует от государства и неправительственных организаций, общественных объединений принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы соц. защ. нас-я и обеспечения социальной безопасности. В 90-е годы одной из наиболее существенных тенденций соц. польки является становление системы социального обслуживания, широкое применение в работе с населением современных технологий и методик. Теоретики соц. р-ты, анализируя процесс становления социальной науки, практики и профессии, констатируют, что соц. обслуж в современных условиях выступает в качестве одной из парадигм соц. р-ты и организационной формы этого вида социальной деятельности, т.е. на практике - системой определенных способов социально-гуманистической деятельности, направленной на адаптацию, социальную реабилитацию отдельной личности, семьи или определенной совокупности людей. Не во всех странах мира соц. обслуж. понимается одинаково. Нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в «законе о социальном обслуживании» (1982) под соц. обслуж понимается «совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению соц. обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества». В «словаре соц. р-ты» Р. Баркера соц. обслуж. опред-ся как «предоставление конкретных социальных услуг людям для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других (тех, кто не может сам о себе позаботиться)».
Новое представление о сущности соц. обслуж. населения внесли федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О соц. обслуж граждан пожилого возраста и инвалидов», принятые в 1995г. В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в ст. 1 подчеркивается, что «соц. обслуж. представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Законодательство предусматривает следующие виды соц. обслуживания: 1). материальная помощь в виде денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, одежды и обуви, и других предметов первой необходимости, топлива, спец. транспортных средств, технич. средств реаб. Инвалидов и лиц нуждающихся в постороннем уходе; 2) социальное обслуживание на дому, оно направлено на максимально возможные продления пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в первичной соц. среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их законных прав и интересов. К числу надомных гарантированных услуг, предусмотренных Федеральным перечнем, относятся: доставка продуктов на дом, приобретение медикаментов, продовольственных и пром. товаров первой необходимости, содействие в получении медпомощи, в т.ч. сопровождения в медучреждении, уборка помещения и др. надомные услуги, содействие в организации юр. и ритуальных услуг. 3) полустационарное соц. обслуживание, оно осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания при муниципальных центрах соц. обслуживание или органах соц. защиты. 4) стационарное соц. обслуживание - оно направлено на оказание всесторонней соц. помощи лицам, нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдению. 5) срочное соц. обслуж осущ. в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пож. возраста и инвалидам, остро нуждающимся в соц. поддержке (разовое оказание материальной помощи, горячее питание, продуктовые наборы, одежда, обувь, содействие в получении временного жилого помещения). 6) социально-консультативная помощь гражданам пож. возр. и инвалидам, направлена на их адаптацию в об-ве, ослабление соц. напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а т.ж. на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и гос-ва. Социальные услуги, входящие в Федеральный и территориальный перечни, предоставляется гражданам бесплатно либо на условиях частичной оплаты. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.04.96 следующие группы населения имеют право на получение услуг бесплатно: одинокие граждане пожилого возраста (одинокие супружеские пары) и инвалиды, получающие пенсии с учетом надбавок в размере ниже регионального прожиточного минимума, граждане пожилого возраста инвалиды родственники кот по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, если размер получаемой пенсии вместе с надбавками ниже регионального прожиточного минимума, граждане пожилого возраста инвалиды, проживающие в семьях со среднедушевым доходом ниже регионального прожиточного минимума. Если размер пенсии вместе с надбавками у них выше per прож минимума, то размер частичной оплаты соц. услуг на дому не д. превышать 25% разницы м/у получаемой пенсией и per прож мин, в полустационарных условиях - 50% разницы, в стационарных условиях - сумма превышения полагающейся пенсии над per. прож. мин. Если сумма пенсии с учетом надбавок на 150% выше per прож мин, то соц. услуги предоставляются на условиях полной оплаты. Стоимость услуг определяется на основе тарифов, установленных для конкретного региона. Соц. обслуж. осущ. ч/з сис-му соц. служб. Понятие соц. служба опред-ся как сис-ма гос-ых и негос-ых структур, осущ. соц. раб. и имеющих в своем составе специальные учреждения для оказания соц. услуг и органы управлении ими. Соц. служба как инструмент соц. раб, организует свою д-ть по 2 направлениям: соц. защита и соц. помощь. Реализация д-ти основ-ся на след. подходах: помощь д. носить реинтегрирующий хар-р; при оказании пом. осущ-ют индивидуальный подход к запросу клиента; соц. пом. оказ-ся на основе принципа субсидарности; получатель пом. д. проявлять деятельностную активность, механизмы соц. п-щи включаются тогда, когда исчерпаны иные сп-бы поддержки. С-ма соц служб включает гос., муниц., НГ службы. К гос соц службе относятся учреждения и предприятия соц обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию кот. входят орг-ция и осущ-ие соц. обслуж. К муниципальной соц. службе относ-ся учр-я и предприятия соц. обслуж. в компетенцию кот входит орг-я и осущ-е соц. обслуж. К негосударственной соц. службе относ-ся учреж-я и предприятия соц. обслуж., создаваемые благотворительными, общ-ми, религиозными и др. негосуд-ми орг-ми и частыми лицами. Их деятельность строится на основе Конституции РФ, Гражданского законодательства, законов: «О благотворительной деятельности и благотворительных орг-ях», «О некоммерческих организациях», «Об об-ых объединениях», принятых в 1995 году. Негосударственные орг-ции постепенно стан-ся дополнительной и, надо сказать весьма действенной силой оказания соц. помощи, поддержки, защиты различным соц. группам. От других соц. институтов их отличает, во-первых, проникновение в те сферы жизни, кот. не затрагиваются или слабо затрагиваются существующими гос. структурами, во-вторых, максимально активный хар-р д-ти и поведения их членов. Эти орг-ции способствуют вовлечению индивида в соц. деятельность, рез-ом этого процесса явл. превращение нуждающихся из пассивных объектов, кот. ждут помощи, в активных самостоятельных субъектов соц. деятельности. Независимо от принадлежности к тому или иному сектору, их деятельность по соц. обслуж. базируется на принципах: 1. равных возможностей граждан независимо о национальности, пола и возраста; 2. доступности; 3. добровольности; 4. содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; 5. адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии; 6. гуманности, доброжелательности, соблюдение конфиденциальности, 7. профилактической направленности, законности и учета международных стандартов. В отечественной литературе в 90-е годы получил отражение принцип активизации (кот, впервые был обозначен Б. Соломоном в США 70-е годы). Общим в различных интерпретациях рассматриваемого понятия является то, что люди обретают действенный контроль над обстоятельствами своей жизни. Ч-к, не имеющий такого контроля, беспомощен, становится жертвой диктата обстоятельств и окруж. обстановки. Дж. Раппорт (США 1987) определяет названный принцип как процесс, механизм, благодаря которому люди, организации и общины обретают власть над собственными обстоятельствами. Процесс обретения власти, удержание ее и применения для контроля над обстоятельствами есть политический процесс. Другими
В.61.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|