Социальные инновации: особенности и виды.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Инновация впервые стала употребляться в научных исследованиях культурологов в 19 в. и означало введение элементов одной культуры в другую. В 20 в. исследование нововведений развернулись, формировав новую науку о нововведениях - инноватику. В настоящее время в научной литературе насчитывается множество определений инновации. Немецкий экономист Шумпетер останавливает внимание на том, что изображением является только идея или прототип нового продукта, технологического процесса, и оно не превращается в инновацию до тех пор, пока не достигнет рынка. Большинство изобретений не становятся инновацией. Шумпетер трактует инновацию как новую научно - организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом. В отечественной лит-ре инновации долго рассматривались в системе эконом - х исследований. Однако со временем возникла необходимость использования инновации не только в обл. науки и техники, но и сферах управления, образования, права. Наиболее фундаментально проблема нововведений отражена в работах Н.И.Лапина, Пригожина, Бестужева - Ладо, Александрова. Пригожий: инновация(нововведение) - целенаправленное изменение, которое вносит в определенную соц. ед -цу - организацию, поселение, об - во, группу - новые, относительно стабильные элементы. Также под нововведением(инновацией) понимается конечный результат инновац - ой деятел - ти, получившей реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке; нового подхода к социальным услугам. Нередко на практике понятие «новшество», «нновация», «нововведение» отождествляется, хотя между ними есть и некоторые различия. Под новшеством понимается результат интеллектуальной деятельности, законченных научных исследований и разработок, обладающих новизной и спросом для включения в экономический оборот.
Современ. отечественный исслед - ль Н.И. Молчанов предлагает следующие определения: открытие - это установление неизвестных ранее, обычно существенных закономерностей, свойств, явлений материального мира. Изобретение - новое и обладающее существенными отличиями техническое решение практической задачи, которой можно найти реальное воплощение в настоящий момент или в будущем. Итак, новшество можно рассматривать как новый порядок, метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество изобретает новое качество и становится инновацией. Распространение нововведений, как и их создание, является составной частью инновационного процесса (ИП). ИП - процесс преобразования научных знаний в инновацию. ИП - последовательные стадии реализации нововведений от идеи до получения конкретного результата с использованием принятых управленческих технологий. В ИП выделяют следующие стадии: 1. Этап рождения новой идеи или возникновения концепции новшества (этап открытия, которое является результатом прикладных исследований). 2. Этап изобретения, т.е. создание новшества воплощенного в какой-либо объект, материальный или духовный продукт- образец. 3. Этап нововведения, на котором находит практическое применение полученное новшество, его доработка, завершается этап получением устойчивого эффекта от новшества. После начинается самостоят- ое существование новшества. В фазе использования новшества выделяются этапы: 1. Этап распространения новшества (его широкое внедрение, диффузия новшества в новые сферы); 2. Этап господства новшества в конкретной области, новшество теряет свою новизну; 3. Этап сокращения масштабов применения новшества, связанный с заменой его новым продуктом. Все многообразие ИП относят к двум наиболее значимым формам:
1. простое воспроизводство нововведений (создание лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено. Цикл включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения - потребности в нем; научное открытие; создание новшества, вкл. его первое освоение, распространение новшества среди пользователей, использование или потребление новшества). 2.Расширенное воспроизводство новшества (на многие организации, в цикле между созд.новшества и его распространением добавляется стадия распространения методов производства новшества, обеспечивающее насыщение потребности в нем). Классификация инноваций м.б. представлена по различным основаниям:! В зависимости от технологических параметров инновации делят на: 1. Продуктовые (применение новых материалов, получение принципиально новых продуктов) 2. Процессные (новые методы организации структур в составе предприятия). II По уровню инноваций: 1.инновации глобального характера (направлены на решение общечеловеческих проблем. «Римский клуб») 2. Регионального (на уровне страны. Создание системы медицинского страхования). 3. Локальные (н - р, создание учебных округов в Самарской области). III Масштаб использования инноваций: 1. Единичные (на уровне одной организации); 2. Диффузные (на множество объектов). IV По сферам общественной жизни: 1. В обл. соц. работы; 2. В обл. медицины; 3. В обл. культуры; 4. в обл. политики и т.д. V По уровню новизны и характеру осуществляемых изменений: радикальные и совершенствующие. VI По типу новизны для рынка инновации: 1. Новые для отрасли в мире; 2. Для отрасли страны; 3. Для данной организации. VII По месту в системе (на предприятии, в организации. Громыко «Управление творчеством и нововведениями»): инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин, оборудования, информации); инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии); инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической). В научно - исследовательском институте системных исследований разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия: выделяют: Технологические; производственные; экономические; торговые; социальные; в обл. управления. Пригожий классифицировал инновации: 1. По типу новизны; 2. По механизму осуществления; 3. По особенностям ИП (выделяют внутриорганизационные, метоорганизационные нововведения. В первом варианте разработчик, проектировщик новшества находится в том же учреждении, где и его пользователь, и соответственно организатор всего этого проекта. Во втором варианте все эти роли распределены между специализированными организациями. Радикальные нововведения очень редко бывают локальными, внутриорганизационными). А по типу новшества инновации делят на материально - технические (техника: оборудование, приборы; технологии; промыш - ые материалы: сырье, конечный продукт) и социальные: 1. Экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда); 2. Организационно- управленческие(новые организац - ые структуры формы организации труда); 3. Соц-о - управленческие (целенаправленные изменения внутриколлективных отношений); 4. Правовые; 5. Педагогические. Иногда экономические, организационные, правовые объединяют понятием «управленческие». Соц-ые инн-ии - это новое явление в практике социальной работы, отражает изменения в общ-ве и соц-ых условиях. Цель соц-ых инн-ий - эфф-ое и позитивное изменение в соц-ой сфере. Т.е. псевдоин-ии, существующие уже,но их переделали и они не были инов-ми. Инн-ии могут быть несвоевременные, т.е. затраты не оправдывают себя. Эфф-ть инн-ий зависит от их своевременности, и чтобы не были псевдоин-ми.
Источники: 1) изменение внешней среды. Напр.: изменение экономич-ой сист-ии, появление экологич-их движ-ий. 2) возн-ие соц-ых проблем. Напр: безработица => получение образования, переквалификация; соц-ые проблемы инв-ов=> гр-ы само и взаимопомощи, общ-ые орг-ии. «Прогр-ма старше поколение» т.к. одна из проблем, т.к. идет глобальное постарение населения. 3) изменение потр-и общ-ва и отд-ых людей. Потребность «старых» пожилых людей в обучении, напр-р в Англии. Иновации способствубт разрешению противоречий, которые возн-ют в условиях нестабильности общ-ва. Напр-р: несоотв-ть трад-ых форм методов помощи, т.е. необходимы новые технологии.
Социальные нововведения мало изучены, остановимся на их особенностях: I. Гораздо большая зона применения - в меньшей мере жестко привязаны к отраслевым или региональным условиям. Ориентированы на гражданское большинство; II. Результаты соц-х нововведений не просто поддаются количественным измерениям, нередко вообще невозможно оценить заранее, чем закончится вводимое изменение, каких потребует коррекций в правовое нормирование, как повлияет на соц-о - психологический климат соц-х групп, местного сообщества. III. Не столь осязаемы и доказуемы их преимущества - определить и тем более подсчитать эффективность можно лишь условно, а парамеиры действующего соц-го объекта не
всегда поддаются корректным оценкам и не имеют апробированных для надлежащего случая критериев. IV. Отсутствует принятая в технике стадия изготовления продукта, в процессе которой есть возможность доводить проект до нужных параметров - такой недостаток соц-х инноваций усугубляется: заставляет уповать в основном на усилия проектировщиков, их квалификацию и добросовестность, а это порой повышает коэффициент субъективности, лишает минимума гарантий на надежность прогнозируемого результата. V. Размытость и неопределенность реальной цены изменений - затраты на внедрение возможны: 1. Конкретная реализация, выделение денег на инновацию; 2. Выплата денег участникам инновационного процесса. Просчитать сразу потенциальные потери госуд-го инновационного бюджета очень непросто. VI. Меньшее число авторов - инноваторов, превалирующее значение коллективных разработок - у этого феномена два главных объяснения: 1. База возникновения соц - х идей сосредоточена в организациях, общественных комиссиях и комитетах, их реализация проходит в границах «коллективного разума». 2. Индивидуальная инициатива ограничена, госуд-м признанием соц-ую часть национальных программ не балуют и материальные стимулы работают хуже, чем моральные. VII. Сильнее зависимость судьбы новшества от групповых и личных качеств пользователей. Это относится к тем случаям, где преобладают ожидания новых образцов служебного поведения, требуется корректировка соц-х приоритетов; возникает необходимость в дополнительной учебе и др. VIII. Теснее связь с комплексом общественных отношений, местным сообществом, соц-й сферой предприятия, организации, района, города - следовательно соц-ые инновации могут более претендовать на вневедомственный статус и с помощью общественности мощнее влиять на соц-о пространство. «Новаторство в соц-й сфере,- пишет Друкер, - имеет даже большее значение, чем в сферах науки и техники».
словами, использование данного принципа в соц. работе имеет политический характер, т.к. пр-сс активизации (роста самостоятельности) начинается с политической грамотности, заставляющей клиентов размышлять над их ситуацией, понимания того, что ряд сил сдавливают со всех сторон их жизнь, делая их неспособными разбираться в происходящем, изменять ситуацию или вырабатывать альтернативные решения. Важное место в сис-ме соц. обслуж принадлежит территориальным центрам соц. обслуж населения. Территориальная соц. служба представляет собой совокупность органов управления и специализированных учреждений, осущ-х непосредственное соц. обслуж различных групп и категорий населения не территории различных административных единиц РФ: в областях, городских и сельских районах, микрорайонах и т.д. Функции управления соц. обслуживанием населения на подведомственной территории осущ. органы соц. защ. нас-я. Местные органы власти (а так же негосударственные орг-ции) создают специализированные учреждения соц. службы, ведущее место среди кот. отводится территориальным центрам соц. обслуж. В соответствии с примерным Положением о центре соц. обслуж (Приказ Мин. соц. защиты России От 20.07.93) центр соц. обслуж явл. учреждением соц. защ. нас-я осущ-им на территории города или района организационную и практическую д-ть по оказанию различ. видов соц. помощи престарелым гражданам, инвалидам и другим группам населения, нуждающихся в соц. поддержке. ЦСО м. иметь в своей стр-ре различ подразделения соц. обслуж. (центры дневного пребывания, отделения соц. помощи на дому и т.д.). Такие центры оказ. комплексную соц. помощь разных видов (психологическую, юридическую, реабилитационную, медико-социальную и т.д.). В состав территориальной службы м. входить т.же функциональные, специализированные центры, учреждения и предприятия соц. обслуживания независимо от форм собственности (соц. приюты для детей и подростков, дома ночного пребывания, специальные дома для одиноких престарелых и т.д.). Финансирование институтов соц. обслуж осущ.: 1. на бюджетной основе (из федерального, регионального и местного бюджетов), 2. на основе поступлений из фонда соц. поддержки населения за счет выделения части средств на цели соц. обслуж населения, 3. на основе доходов от платных услуг, от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы, 4. благотворительных пожертвований и взносов предприятий, об-ых орг-ций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций. Сегодня м. наблюдать как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий соц. обслуж., возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр соц. проблем различных слоев и групп населения. Т. обр. сис-ма соц. обслуж. еще находится в стадии формирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|