Круг проблем и функции философии и методологии науки.
Стр 1 из 7Следующая ⇒ Философия и методология науки как раздел философского знания. Предмет философии и методологии науки. Методология это: 1. учение о научном методе познания; принципы и способы организации теоретической и практической деятельности. 2. совокупность методов, применяемых в какой-нибудь науке. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность. Развитие методологии – одна из сторон развития научного познания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, так как оно связано с критическим пересмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интерпретации изучаемого материала. Делая объектом анализа ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и самосознания науки. Знание отражает действительность и вместе с тем является продуктом конструктивной работы мышления, воспроизводящего связи и отношения объектов реальности. Методология вскрывает и анализирует деятельность, обретающую в знании законченные формы. Методология тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Современная методология выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами деятельности, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики, общества, культуры, человека. Это философская проблематика. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеметодологические ориентиры и основоположения. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: описание и анализ этапов научного исследования; анализ языка науки; выявления сферы применимости отдельных процедур и методов (объяснение, доказательство, эксперимент); анализ исследовательских принципов, подходов и концепций (редукционизм, элементаризм, системный подход и др.).
Методология науки даёт характеристику компонентов научного исследования -его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи. Наиболее важными точками приложения Методология являются постановка проблемы, построение предмета исследования и построение научной теории, а также проверка полученного результата с точки зрения его истинности, т. е. соответствия объекту изучения. Вообще в науке предмет — это часть объекта, определённый его аспект, исследуемый в каком-либо конкретном случае. Предмет философии - наиболее общие законы развития и формы бытия природной, социальной и духовной реальности, особенности их воспроизведения в сознании человека и роль в выборе его жизненной позиции. Таким образом, главную особенность философии в предметном плане составляет духовное воспроизведение мира как целостного образования, на основе того, что выработано в рамках других форм общественного сознания. Предметом философии является мир как целостная система. Круг проблем и функции философии и методологии науки. Слово «философия» происходит от двух греческих слов – «philéo» – люблю и «sophia» - мудрость, так что в целом получаем – любовь к мудрости.
Всё разнообразие философских проблем можно свести к ряду больших групп: 1. Онтологическая группа - в учении о бытии; 2. Гносеологическая группа ("гносис" - знание) - проблемы познания мира, логика, методология, философия науки; 3. Антропологическая - проблемы, возникающие в процессе реальной жизни человека (философия, антропология); 4. Аксиологическая ("аксио" - ценность) - учение о ценностях. Древнейшими ценностными науками являются этика и эстетика; 5. Праксиологическая ("праксис" - деятельность) - изучает наиболее общие проблемы человеческой деятельности (праксиология); 6. Социально-философская группа - проблемы общества. В методологии науки выделяются такие функции: Во-первых, методология обеспечивает четкость и ясность постановки проблемы (научной или практической) со стороны как содержания, так и формы. Иными словами, на основе определенных принципов и методологических норм удается грамотно сформулировать вопрос, требующий решения. Во-вторых, методология осуществляет мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Любое открытие, любые новые факты и полученные данные требуют своего объяснения и включения в систему уже известных знаний. Например, открытие новых свойств элементарных частиц поставило проблему: либо пытаться объяснить их с позиций прежней методологии, либо пересмотреть некоторые принципы этой методологии. В-третьих, методология позволяет вырабатывать стратегию развития науки и практики. Самой собой разумеется, что ученые, стоящие на отличающихся методологических основаниях, видят дальнейшие перспективы различным образом. В-четвертых, методология стимулирует процесс развития науки и практики. Устаревшие методологические принципы, которые не соответствуют новым научным данным, разумеется, вряд ли сумеют кого-то к чему-то стимулировать. Но именно поэтому и происходит смена методологических подходов, что формулирование новых норм и принципов позволяет как бы «раздвинуть шторы» для лучшего видения диапазона возможностей. В-пятых, методология дает определенные средства для решения поставленных задач. Психоаналитическая методология предлагает свои средства и для изучения психики, и для воздействия на нее — интерпретацию, архетипы коллективного бессознательного и т.п.
И наконец, в-шестых, методология позволяет описать и оценить саму деятельность исследователя или практика и выработать рекомендации и правила, то есть те нормы, которыми должен руководствоваться человек в своей деятельности. Функции философии: § мировоззренческая § гносеологическая § методологическая § информационно-коммуникативная § ценностно-ориентирующая § критическая § интегрирующая § идеологическая § воспитательная § прогностическая § проектировочная Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Гносеологическая или теоретико-познавательная. Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией. Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии. Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности, в роли которых выступают эти принципы. С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|