Структура теоретического познания. Взаимосвязь фундаментальных и частных теоретических схем в научном познании.
Теоретический уровень научного познания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, которое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мышление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее закономерных связей и их выражение в системе абстракций (понятий, категорий и др.). Исходя из древней философской традиции, восходящей к античности, следует выделить два основных уровня мышления — рассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты. Главная функция рассудка — расчленение и исчисление. Разум — (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия) Главная задача разума — объединение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явлений. Формы мышления (логические формы) — способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умозаключения. На их основе строятся более сложные формы радионального познания, такие как гипотеза, теория и другие, которые будут рассмотрены ниже.
Понятие — форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Суждение — форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повествовательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов — столица России»). Умозаключение — форма мышления (мыслительный процесс), посредством которой из ранее установленного знания (обычно из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения). Проблема — форма теоретического знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве Теория — наиболее сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Эмпирический уровень познания по большей части представляет собой попытку классифицировать явления и процессы, которые фиксируются, на основании определенных опытных обобщений. Отличительной особенностью эмпирических классификационных схем является то, что они отражают, как правило, внешние стороны или связи явлений и процессов, не отображают их глубинную, внутреннюю сущность. Эмпирические законы (например, металлы расширяются при нагревании), которые выступают обобщением отдельных особенностей явлений и процессов, не охватывают условия всеобщности и необходимости.
Теоретические исследования включают те формы отражения реальности, в которых в логически связанной форме отражаются объективные законы и другие общие необходимые и существенные связи действительности, а также добытые посредством логических средств выводы и последствия, которые вытекают из теоретических основ. Теоретическое знание нередко возникает, в частности в географии, как своеобразное эмпирическое обобщение. Последнее имеет иной познавательный статус и приобретает вполне особую логическую структуру, если оно направляется на создание именно теоретического знания.
Природа научной теории, её основные функции. • Теория – совокупность утверждений, дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности. На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов. Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: некая дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории. Структура научной теории Современная методология науки выделяет следующие основные элементы структуры теории: – основания теории – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.; – идеализированный объект – абстрактная модель существенных признаков (свойств и связей) изучаемых объектов действительности, например абсолютно твердое тело, идеальный газ, человек экономический и т.д.; – логика теории – совокупность правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов и направленных на исследование и развитие знаний; – совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений теории.
Основанием теории служит набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих только исходные понятия, – именно этот базис фиксирует угол зрения, под которым рассматривается реальность, задает ту область, которую изучает теория. Исходные понятия и принципы выражают основные фундаментальные связи и отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные ее явления. Так, основанием классической механики являются понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона; в основе классической экономической теории лежат понятия спроса и предложения, законы уменьшения предельной полезности и производительности и т.д. вещами и событиями. "Рациональное" объяснение. Если для объяснения природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая схема, то для общественных наук, в том числе и для экономической науки, имеющих дело с объяснением человеческих действий, предлагаются иные формы объяснения. Первая статья К. Гемпеля по проблеме объяснения содержала попытку распространить дедуктивно-номологическую схему на область истории. В ответ на эту попытку канадский философ Уильям Дрей[5] постарался показать, что в истории используются иные типы объяснений, в частности тот, который он назвал "рациональным" объяснением. Выводы В любой области науки логическая последовательность действий по получению нового знания выглядит следующим образом: – обнаружение, накопление фактов и их обобщение; – постановка и формулирование научной проблемы; – формирование и обоснование научной гипотезы; – экспериментальная проверка гипотезы; – построение научной теории. При этом получение новых знаний обязательно включает в себя два основных уровня – эмпирический (основывающийся на опыте) и теоретический (основывающийся на умозаключениях).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|