Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура теоретического познания. Взаимосвязь фундаментальных и частных теоретических схем в научном познании.




Теоретический уровень научного познания характеризуется пре­обладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм мышления и «мыслительных операций. Важнейшая задача теоретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и пол­ноте содержания. На теоретической стадии науки преобладающим является рациональное познание, ко­торое наиболее полно и адекватно выражено в мышлении. Мыш­ление — осуществляющийся в ходе практики активный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности, обеспечивающий раскрытие на основе чувственных данных ее за­кономерных связей и их выражение в системе абстракций (поня­тий, категорий и др.).

Исходя из древней философской традиции, восходящей к ан­тичности, следует выделить два основных уровня мышлениярассудок и разум. Рассудок — исходный уровень мышления, на котором оперирование абстракциями происходит в пределах не­изменной схемы, заданного шаблона, жесткого стандарта. Это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно стро­ить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизиро­вать факты. Главная функция рассудка — расчлене­ние и исчисление.

Разум — (диалектическое мышление) — высший уровень рационального познания, для которого прежде всего характерны твор­ческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной природы (саморефлексия) Главная задача разума — объе­динение многообразного вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явле­ний.

Формы мышления (логические формы) — способы отраже­ния действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения и умо­заключения. На их основе строятся более сложные формы радионального познания, такие как гипотеза, теория и другие, кото­рые будут рассмотрены ниже.

Понятие — форма мышления, отражающая общие закономер­ные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях (дефинициях).

Суждение — форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отно­шения. Это мысленное отражение, обычно выражаемое повество­вательным предложением, может быть либо истинным («Париж стоит на Сене»), либо ложным («Ростов — столица России»).

Умозаключение — форма мышления (мыслительный про­цесс), посредством которой из ранее установленного знания (обыч­но из одного или нескольких суждений) выводится новое знание (также обычно в виде суждения).

Проблема — форма теоретического знания, содержанием ко­торой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возник­ший в ходе познания и требующий ответа.

Гипотеза — форма теоретического знания, содержащая пред­положение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве

Теория — наиболее сложная и развитая форма научного зна­ния, дающая целостное отображение закономерных и существен­ных связей определенной области действительности.

Эмпирический уровень познания по большей части представляет собой попытку классифицировать явления и процессы, которые фиксируются, на основании определенных опытных обобщений. Отличительной особенностью эмпирических классификационных схем является то, что они отражают, как правило, внешние стороны или связи явлений и процессов, не отображают их глубинную, внутреннюю сущность. Эмпирические законы (например, металлы расширяются при нагревании), которые выступают обобщением отдельных особенностей явлений и процессов, не охватывают условия всеобщности и необходимости.

Теоретические исследования включают те формы отражения реальности, в которых в логически связанной форме отражаются объективные законы и другие общие необходимые и существенные связи действительности, а также добытые посредством логических средств выводы и последствия, которые вытекают из теоретических основ. Теоретическое знание нередко возникает, в частности в географии, как своеобразное эмпирическое обобщение. Последнее имеет иной познавательный статус и приобретает вполне особую логическую структуру, если оно направляется на создание именно теоретического знания.

 

 

Природа научной теории, её основные функции.

Теория – совокупность утверждений, дающих целостное представление о закономерностях и существенных связях в определенной области действительности.

На первых порах, как правило, создаются описательные теории, дающие лишь систематическое описание и классификацию исследуемых объектов.

Высшей формой развития науки считается объяснительная теория, дающая не только описание, но и объяснение изучаемых явлений. К построению именно таких теорий стремится каждая научная дисциплина. Иногда в наличии подобных теорий видят существенный признак зрелости науки: некая дисциплина может считаться подлинно научной только тогда, когда в ней появляются объяснительные теории.

Структура научной теории

Современная методология науки выделяет следующие основные элементы структуры теории:

основания теории – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.д.;

идеализированный объект – абстрактная модель существенных признаков (свойств и связей) изучаемых объектов действительности, например абсолютно твердое тело, идеальный газ, человек экономический и т.д.;

логика теории – совокупность правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры знания, на описание его формальных связей и элементов и направленных на исследование и развитие знаний;

совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений теории.

Основанием теории служит набор исходных понятий (величин) и фундаментальных принципов (постулатов, законов), включающих только исходные понятия, – именно этот базис фиксирует угол зрения, под которым рассматривается реальность, задает ту область, которую изучает теория. Исходные понятия и принципы выражают основные фундаментальные связи и отношения изучаемой области, которыми определяются все остальные ее явления. Так, основанием классической механики являются понятия материальной точки, силы, скорости и три закона динамики Ньютона; в основе классической экономической теории лежат понятия спроса и предложения, законы уменьшения предельной полезности и производительности и т.д.

вещами и событиями.

"Рациональное" объяснение. Если для объяснения природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая схема, то для общественных наук, в том числе и для экономической науки, имеющих дело с объяснением человеческих действий, предлагаются иные формы объяснения. Первая статья К. Гемпеля по проблеме объяснения содержала попытку распространить дедуктивно-номологическую схему на область истории. В ответ на эту попытку канадский философ Уильям Дрей[5] постарался показать, что в истории используются иные типы объяснений, в частности тот, который он назвал "рациональным" объяснением.

Выводы

В любой области науки логическая последовательность действий по получению нового знания выглядит следующим образом:

обнаружение, накопление фактов и их обобщение;

постановка и формулирование научной проблемы;

формирование и обоснование научной гипотезы;

экспериментальная проверка гипотезы;

построение научной теории.

При этом получение новых знаний обязательно включает в себя два основных уровня – эмпирический (основывающийся на опыте) и теоретический (основывающийся на умозаключениях).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...