Пралайя в современной науке 1 страница
________________ ТАИНСТВЕННАЯ ЗЕМЛЯ Обозревает ли человек внушительные руины Мемфиса или Пальмиры, стоит ли у подножия великой пирамиды Гизы, бродит ли по берегам Нила, размышляет ли среди заброшенной цитадели давно утерянной и таинственной Петры – сколь бы туманны ни казались истоки сих доисторических реликвий – все же он обретает некую твердую почву для догадок и предположений. Сколь бы непроницаемой ни казалась завеса, скрывающая историю древних памятников, все же то здесь, то там появляются проблески, сквозь которые можно увидеть свет. Нам известны потомки тех, кто воздвигал сии памятники. Также мы знаем, хотя и поверхностно, историю народов, следы цивилизации которых разбросаны вокруг нас. Иначе обстоит дело с памятниками древности Нового Света – обеих Америк. Там, вдоль побережья Перу, по всему Панамскому перешейку и Северной Америке, в каньонах Кордильер, в непроходимых ущельях Анд и особенно за Мексиканским плоскогорьем, лежат заброшенные развалины сотен некогда могущественных городов, стертых из памяти людей и утративших даже свое название. Погребенные в густых лесах и недоступных долинах, порою на глубине около двадцати метров под землей, они по сю пору остаются загадкой для науки, сбивают с толку исследователей и хранят безмолвие паче египетского Сфинкса. Мы абсолютно ничего не знаем об Америке до испанского завоевания. Не сохранилось никаких, даже сравнительно недавних, хроник; среди местных племен не осталось традиций, восходящих к прошлому. Мы так же ничего не знаем о народах, построивших сии циклопические сооружения, как и о непонятном культе, вдохновившем древних скульпторов, которые украсили сотни километров стен, памятников, монолитов и алтарей таинственными иероглифами, изображениями животных и людей, картинами неведомой жизни и утраченных искусств – порою настолько фантастическими и дикими, что они невольно представляются бредом, фантасмагории коего по мановению руки некоего мага кристаллизовались в граните, дабы вечно озадачивать грядущие поколения. Само существование этих древних памятников оставалось неизвестным вплоть до начала XIX века. Мелочная, подозрительная ревность испанцев сразу же встала " китайской стеною" между их американскими владениями и чересчур любопытными путешественниками, а невежество и фанатизм завоевателей и их пренебрежение ко всему, кроме удовлетворения собственной ненасытной алчности, препятствовали научным исследованиям. Даже восторженные записки Кортеса и целой армии его разбойников и священников, а также Писарро и его бандитов и монахов о величии храмов, дворцов и городов Мексики и Перу долгое время оставались без внимания. Так, д-р У. Робертсон в своей " Истории Америки" сообщает, что жилища древних мексиканцев представляли собою " обычные хижины из глины, дерна или веток, похожие на жилища самых диких индейцев" [1]; ссылаясь на свидетельства некоторых испанцев, он даже рискует утверждать, что во всей этой обширной империи не осталось " ни единого памятника, ни следа сооружений древнее периода завоевания"!
Реабилитировать истину суждено было великому Александру Гумбольдту. В 1803 году сей выдающийся ученый и путешественник пролил новый свет на мир археологии. Ему посчастливилось стать пионером многих открытий. В то время Гумбольдт описал только Митлу – Долину Мертвых, Ксочикалко и великий пирамидальный Храм Чолула. За ним последовали Джон Л. Стивенс[2], Ф. Катервуд и Скуайер; а в Перу – Д'Орбиньи[3] и д-р Чуди[4]. С тех пор множество путешественников побывало в разных местах, оставив нам точное описание многих памятников древности. Но сколько еще осталось не только не исследованным, но даже неизвестным, сказать не может никто. Что касается сооружений доисторических, то в этом Перу и Мексика могут соперничать даже с Египтом. Не уступая Египту в громадности циклопических сооружений, Перу превосходит его в их количестве, а храм Чолула больше великой пирамиды Хеопса в ширину, а возможно, и в высоту. Сооружения общественного назначения – стены, фортификационные укрепления, террасы, водопроводы, акведуки, мосты, храмы, захоронения, целые города и изящно вымощенные дороги протяженностью в сотни миль – почти сплошною сетью покрывают эту землю. На побережье они выстроены из обожженных на солнце кирпичей, в горах – из порфиритного известняка, гранита и силикатного песчаника. История ничего не знает о поколениях, построивших эти памятники, и даже предания умалчивают о них. Разумеется, большинство этих каменных руин покрыто обильной растительностью. На месте разрушенных городов выросли целые леса, и, за немногими исключениями, все превратилось в развалины. Но даже по развалинам можно судить о былом величии.
Испанские историки в высшей степени легкомысленно относят чуть ли не все эти руины ко временам инков. Трудно сделать большую ошибку. Иероглифы, порою полностью покрывающие стены и монолиты, как и прежде, остаются мертвою буквой для современной науки. Но они точно так же были мертвою буквой и для инков, хотя историю этого народа можно проследить до одиннадцатого столетия. Они не знали, что означают все эти надписи, но приписывали их своим неизвестным предшественникам, исключая этим предположение о своем происхождении от первых цивилизаторов их страны. Вкратце история инков такова. Инка – на языке кечуа – титул вождя или императора, а также название правящей и самой аристократической династии или, скорее, касты этой страны, которая правила в течение неизвестного периода времени, вплоть до испанского завоевания. Некоторые полагают, что инки впервые появились в Перу в 1021 году, неизвестно откуда; другие – и это тоже предположение – через пять веков после библейского " потопа", по скромным понятиям христианской теологии. Второе предположение, несомненно, ближе к истине. Инки, с их исключительными привилегиями, силой и " непогрешимостью" – копия касты браминов Индии, только на противоположном конце земли. Подобно им, инки утверждали, что происходят непосредственно от Божества, каковым, как и у династии Сурьяванша в Индии, является Солнце. Согласно единственной, но общепринятой традиции, в какой-то период времени все население теперешнего Нового Света распалось на отдельные враждующие и дикие племена. В конце концов Высшее Божество – Солнце – сжалилось над ними и, дабы спасти их от невежества, послало на землю двух своих детей – учить людей. Это были Манко Капак и его сестра и жена Мама Оэлья Уака – соответствующие, опять-таки, египетскому Озирису и его сестре и жене Изиде, а также некоторым индусским богам и полубогам и их женам. Эти двое появились на прекрасном острове озера Титикака – о котором мы еще вспомним – и отправились на север, в Куско, ставший позднее столицей инков, откуда они и начали распространять цивилизацию. Божественная пара собрала вместе все расы из разных уголков Перу и распределила между ними труд. Манко Капак учил мужчин сельскому хозяйству, архитектуре, закону и искусству, а Мама Оэлья учила женщин прясть, ткать, вышивать и вести хозяйство. Инки считали себя потомками сей небесной пары, и все же они ничего не ведали о народе, воздвигнувшем колоссальные, ныне разрушенные города, заполнявшие всю их империю, которая тогда простиралась от экватора до 37 градуса [южной] широты и даже далее, включая западные склоны и всю горную цепь Анд с восточными спусками к рекам Амазонке и Ориноко. Прямые потомки Солнца, инки были верховными жрецами государственной религии, а также императорами и государственными деятелями страны; в силу этого они – опять-таки, как и брамины – утверждали свое божественное превосходство над простыми смертными и основали, подобно " дважды рожденным", исключительную и аристократическую касту – династию инков. Каждый правящий инка, которого почитали за сына Солнца, был верховным жрецом, оракулом, главнокомандующим во время войны и абсолютным монархом, совмещая, таким образом, обязанности Папы и Короля и предвосхищая мечты всех Римских Пап. Его команды слепо исполнялись, его персона была священна и почиталась как Божество. Высшие офицеры не могли находиться в его присутствии обутыми, и сей знак уважения вновь указывает на восточное происхождение; а обычай прокалывать уши юношам королевской крови и украшать их золотыми серьгами, " по мере получения очередного звания увеличивавшимися в размере, что в конце концов приводило к растяжению хрящей", наводит на мысль о странном сходстве между портретами многих из них, найденными в многочисленных более поздних руинах, и изображениями Будды и некоторых индусских божеств, не говоря уже о современных " денди" Сиама, Бирмы и Южной Индии. И так же, как в Индии периода расцвета власти браминов, получать образование и изучать религию могли только юноши привилегированной касты инков. А когда правящий инка умирал или, как это называлось, " призывался в дом отца", вместе с ним во время погребальной церемонии умерщвляли множество его слуг и жен, точно так, как это описано в древних хрониках Раджастана и как это делалось во время недавно запрещенного обряда сутти. Учитывая все это, археолог не может удовлетвориться кратким замечанием некоторых историков, что " в этой традиции мы обнаруживаем лишь еще одну версию истории цивилизации, общей для всех примитивных народов, и ту выдумку божественного родства, с помощью которой интриганы-правители и хитрецы-жрецы старались закрепить свое превосходство над людьми". Не больше объясняет и заявление, что " Манко Капак – почти точная копия китайского Фуси, индийского Будды, египетского земного Озириса, мексиканского Кецалькоатля и Вотана Центральной Америки", ибо все это и так слишком очевидно. Хотелось бы знать, как могло случиться, что народы, населяющие столь противоположные страны, как Индия, Египет и Америка, похожи не только в общих религиозных, политических и социальных взглядах, но зачастую и в мельчайших деталях? Самое главное – выяснить, кто из них кому предшествовал, объяснить, как сии народы в четырех концах света положили начало почти идентичным архитектуре и искусствам; разве что и впрямь были времена, как уверяет Платон, да и многие современные археологи, когда два Света были единым континентом и корабли для сообщения между ними были не нужны.
Согласно последним изысканиям, только в Андах существует пять различных архитектурных стилей. Храм Солнца в Куско принадлежит к позднейшему из них и является, пожалуй, единственным значительным сооружением – если верить современным путешественникам – которое можно определенно отнести к периоду инков, чье царственное величие считается последним отблеском цивилизации, уходящей в бесконечную глубь веков. Д-р Э. Р. Хит из Канзаса полагает, что "... задолго до Манко Капака в Андах обитали племена, которые, вероятно, были ровесниками дикарей Западной Европы. Гигантская архитектура указывает на род Циклопов, основателей вавилонского Храма и египетских пирамид. Греческий завиток, обнаруженный во многих местах, был заимствован [? ] у египтян; обычаи захоронения и бальзамирования указуют на Египет... " [5]
Далее сей ученый путешественник пишет, что черепа из захоронений, по заключениям краниологов, представляют три различные расы: чинчей, населявших западные области Перу от Анд до побережья Тихого океана, аймаров, обитавших в горных долинах Перу и Боливии на южном побережье озера Титикака, и уанков, " заселявших плато между горными цепями Анд, к северу от озера Титикака до 9-го градуса южной широты" [6]. Смешивать постройки эпохи инков в Перу и эпохи Монтесумы и его кациков в Мексике с памятниками аборигенов – фатально для археологии. В то время как Чолула, Уксмал, Киче, Пачакамак и Чичен-Ица к моменту вторжения испанских banditti прекрасно сохранились и были заселены, сотни памятников и городов уже тогда лежали в руинах, а их происхождение было неизвестно завоеванным инкам и кацикам так же, как и нам. Несомненно, это остатки цивилизации неизвестных, ныне вымерших народов. О правильности сей гипотезы свидетельствуют головы странных форм и профили человеческих фигур на монолитах в Копане. Ярко выраженное различие между черепами этих рас и индоевропейцев вначале объясняли тем, что матери механическим путем придавали особую конфигурацию головам своих младенцев, как это часто делают другие племена и народы. Но тот же автор пишет, что находка " мумии семи- или восьмимесячного человеческого зародыша с такою же формой черепа заставила усомниться в верности данного предположения". Помимо гипотезы, имеется и неоспоримое научное доказательство существования цивилизации в Перу много веков назад. Если бы мы, не подкрепив вескими доводами данное предположение, сразу назвали бы количество тысячелетий, истекших с тех пор, у читателя захватило бы дух. Поэтому начнем с фактов. Перуанское гуано (huano) – сие прекрасное удобрение, состоящее из помета морских птиц, смешанного с их разлагающимися останками, яйцами, останками тюленей и тому подобным, скопившееся на островах Тихого океана и на побережье Южной Америки – ныне хорошо известно, равно как и процесс его образования. Его впервые открыл Гумбольдт и в 1804 году привлек к нему внимание всего мира. Описывая залежи гуано, покрывающие гранитные скалы островов Чинча и других слоем толщиною пятнадцать-двадцать метров, он отмечает, что за 300 лет после Завоевания к этому слою добавилось лишь несколько линий [7] . Сколько тысяч лет понадобилось для образования слоя толщиною почти двадцать метров – вопрос чисто арифметический. В связи с этим процитируем статью " Древности Перу" [8]: " На островах Чинча на глубине около двадцати метров были обнаружены каменные идолы и сосуды, а на глубине десяти-одиннадцати метров – деревянные идолы. Из-под слоя гуано, на островах Гуаньапе (к югу от Трухильо) и Макаби (к северу от него) были извлечены мумии, птицы, птичьи яйца, золотые и серебряные украшения. На острове Макаби рабочие нашли несколько огромных золотых ваз, которые они разбили и поделили между собой, несмотря на то, что им предлагали за них столько золотых монет, сколько весили эти вазы; таким образом, сии реликвии, представлявшие величайший интерес для ученых, были утрачены навсегда. Кто может вычислить, сколько веков понадобилось для того, чтобы на этих островах образовался одиннадцатиметровый слой гуано – учитывая, что за триста лет, прошедших со времени завоевания, он практически не увеличился – тот сможет дать вам представление о древности сих реликвий" [9]. Если мы ограничимся только арифметическими вычислениями, тогда, принимая во внимание, что в одном дюйме 12 линий, а в одном футе 12 дюймов и допуская, что каждый век слой этот увеличивался на одну линию, мы будем вынуждены признать, что люди, изготовившие сии драгоценные вазы, жили 864 000 лет назад! Сделав скидку на возможные ошибки и набавив на век по две линии – скажем, по дюйму на каждые сто лет – мы все же придем к тому, что 72 000 лет назад существовала цивилизация, которая – если судить по ее общественным сооружениям, прочности конструкций и величию зданий – не уступала, а в некоторых случаях и превосходила нашу собственную. Придерживаясь представлений о периодичности циклов – как для мира в целом, так и для народов, империй и племен в отдельности – мы убеждены, что наша современная цивилизация – лишь последний рассвет того, что уже бессчетное множество раз было на этой планете. Сие может и не быть точной наукой, но являет собою индуктивную и дедуктивную логику, основанную на теориях, гораздо менее гипотетических и более очевидных, нежели любая другая теория, считающаяся строго научной. Выражаясь словами профессора Ф. Ю. Найфера[10] из Сент-Луиса, " мы друзья не теории – но истины", и до тех пор, пока истина не найдена, мы будем приветствовать любую новую теорию, какой бы непопулярной она ни казалась вначале, из опасения отбросить в своем невежестве тот камень, который со временем может оказаться краеугольным камнем истины. " Ошибки ученых почти неисчислимы, и не потому, что они – ученые, а потому, что они – люди" , – говорит тот же ученый и далее цитирует благородные слова Фарадея: " Иногда, и весьма часто, суждение должно воздерживаться от окончательных выводов. Это может показаться очень неприятным и утомительным, но так как мы все небезупречны, мы должны быть осторожными" (" Экспериментальные исследования", 24-й выпуск). За исключением нескольких самых известных руин, вряд ли когда-то предпринималась попытка подробного описания всех так называемых американских древностей. Однако для более полного выявления их сходства и различий такая работа абсолютно необходима. Если история религии и мифологии и – что гораздо важнее – происхождение, развитие и окончательное становление человечества будет когда-нибудь полностью разгадано, то лучше полагаться на археологические изыскания, нежели на гипотетические дедукции филологии. Следует начать с конкретных скульптурных воплощений древней мысли, более красноречивой в своей неподвижности, чем ее словесное выражение, слишком подверженное искажениям из-за бесчисленных и многобразных интерпретаций. Это откроет нам более легкий и надежный путь к разгадке тайны. Археологические общества должны составить полную энциклопедию мировых реликвий, сопоставив наиболее важные предположения о происхождении каждой из них. Ибо, какими бы фантастическими и дикими ни казались на первый взгляд некоторые из этих гипотез, все же каждая из них может в свое время оказаться полезной. Часто полезнее знать, чем данная вещь не является, нежели то, чем она является, как справедливо замечает Макс Мюллер[11]. Но подробное изложение не уместить в пределах нашей статьи. Однако, пользуясь отчетами государственных инспекторов, заслуживающих доверия путешественников, ученых, а также нашим собственным скромным опытом, мы постараемся в будущих номерах дать общее представление об этих древностях нашим индийским читателям, кои, возможно, никогда о них и не слышали. Наши сведения почерпнуты из надежных источников, а обзор древних памятников Перу основан, по большей части, на вышеупомянутой талантливой статье д-ра Хита. * * * Очевидно, мы, теософы – не единственные иконоборцы в этом мире лжи и лицемерия. Мы не единственные, кто верит в циклы и, вопреки библейской хронологии, склоняется ко взглядам, которые втайне разделяют многие, но публично высказывают лишь единицы. Мы, европейцы, только начали выходить из низовья нового цикла и развиваться по восходящей линии, в то время как азиаты – особенно индусы – являются оставшимися представителями народов, населявших мир в предшествовавшие и ныне уже минувшие циклы. Произошли ли арии от архаических жителей Америки, либо, напротив, последние произошли от доисторических ариев – вопрос, который не в состоянии разрешить ни один человек. Но то, что некогда должна была существовать внутренняя связь между древними ариями, доисторическими жителями Америки (как бы они ни назывались) и древними египтянами – легче доказать, нежели опровергнуть. И, возможно, если такая связь действительно существовала, было это во времена, когда Атлантический океан еще не разделял два полушария, как теперь. В статье " Древности Перу" (опубликованной в мартовском " Theosophist" ) доктор Хит из Канзас-Сити – гага avis среди ученых, не боящийся высказывать истину, где бы он ее ни находил, прямо в лицо догматической оппозиции – подытожил свои впечатления от древних памятников сей страны в следующих словах: " Трижды Анды погружались на сотни метров в воды океана и вновь медленно достигали своих нынешних высот. Человеческой жизни не хватит даже для того, чтобы подсчитать века, в течение коих это происходило. Побережье Перу, с тех пор, как оно ощутило поступь Писарро, поднялось на двадцать пять метров. Если предположить, что Анды поднимаются неизменно и безостановочно, то прежде чем они достигли нынешней высоты, прошло, должно быть, 70 000 лет. Кто может утверждать, что причудливая фантазия[12] Жюля Верна относительно погибшего континента Атлантиды не близка к истине? Кто может утверждать, что на месте Атлантического океана не существовал континент, густо населенный людьми, знавшими тонкости искусств и наук, и что эти люди, обнаружив, что земля их опускается под воду, не перебрались – кто на запад, кто на восток – заселив, таким образом, два новообразовавшихся полушария? Это объяснило бы сходство их археологических сооружений и рас, а также различия, вызванные изменениями и адаптированные к характеру их соответствующих климатов и стран. Так различаются лама и верблюд, хотя и принадлежат к одному виду; деревья альгорраба и эспино; так индейцы племени ирокезов Северной Америки и древние арабы давали одно и то же название созвездию Большой Медведицы; так разные народы, лишенные всякого общения и знаний друг о друге, делят зодиак на двенадцать созвездий и дают им одинаковые имена; а северные индусы называют Гималаи Андами, как жители Южной Америки назвали свою главную горную цепь[13]. Стоит ли идти проторенною колеей и считать единственным " путем" заселения Западного полушария Берингов пролив? Должны ли мы все еще помещать географический Эдем на Востоке и полагать, что земля, столь же пригодная для человека и геологически столь же древняя, дабы стать заселенной, должна ждать бесцельных скитаний " потерянных колен Израилевых"? Куда бы мы ни отправились исследовать древние памятники – в Северную, Южную или Центральную Америку – нас прежде всего поразит величие реликвий неведомых веков и рас, а также их поразительное сходство с курганами и сооружениями древней Индии, Египта и даже некоторых частей Европы. Кто видел хотя бы один из этих курганов – видел все. Кто стоял пред циклопическими сооружениями одного континента, тот довольно точно может представить подобные сооружения других континентов. Однако следует сказать, что о возрасте древностей Америки нам известно еще меньше, чем даже о древностях долины Нила, о коих не известно почти ничего. Помимо внешних форм, очевидно также и сходство их символики с символикой Египта, Индии и некоторых других мест. Стоя перед великою пирамидой Хеопса в Каире, пред величественным курганом высотою более тридцати метров на равнине Кухокиа, неподалеку от Сент-Луиса в Миссури (размеры коего у основания 213 х 244 м, площадь 32 000 м 2, а объем около 560 000 м 3 ), или перед курганом на берегу Браш Крик в Огайо, столь точно описанном Скуайером и Дэвисом – не знаешь, чем больше восхищаться: то ли геометрическою точностью, соблюденной удивительными таинственными строителями в архитектурных формах сих монументов, то ли скрытою символикой, кою они явно стремились выразить. Курган в Огайо представляет собою змею длиною более трехсот метров. Изящно извиваясь причудливыми кольцами, она сворачивает свой хвост в конце тройною спиралью. " Насыпь являет собою фигуру полутораметровой высоты, шириною девять метров в центре, сужающуюся к голове и хвосту" [14]. Шея змеи вытянута, рот широко раскрыт, в зубах – овальный предмет. По описаниям очевидцев, " овал образован насыпью высотою 1, 2 метра и имеет идеальную форму; его поперечный и продольный диаметры – соответственно двадцать пять и сорок девять метров". Все вместе представляют универсальную космологическую идею о змее и яйце. О чем легко догадаться. Но как попал сей величайший символ герметической мудрости древнего Египта в Северную Америку? Как случилось, что священные сооружения, обнаруженные в Огайо и других местах – эти квадраты, круги, восьмиугольники и другие геометрические фигуры, в коих легко узнаются основные идеи пифагорейских священных чисел – будто скопированы из Книги Чисел 7. Помимо мрака неизвестности, окутывающего их происхождение, о коем ничего не ведают даже индейские племена, в остальном сохранившие все свои предания, давность сих руин подтверждается существованием огромнейших и древнейших лесов, выросших на погребенных городах. Осторожные американские археологи великодушно определяют их возраст в две тысячи лет. Но кто их воздвиг, мигрировали ли их создатели, или же их смели с лица земли победоносные армии, какая-то страшная эпидемия или вселенский голод – ответить на это, по словам тех же археологов, " по-видимому, свыше человеческих возможностей" [15]. Самые древние обитатели Мексики, хоть немного известные истории – и то больше гипотетически – толтеки. Предполагают, что они пришли с севера и достигли Анауака в VII веке н. э. Им также приписывают возведение в Центральной Америке, где они расселились в одиннадцатом веке, нескольких больших городов, развалины коих сохранились и поныне. В этом случае, именно они, должно быть, высекли иероглифические надписи, покрывающие некоторые руины. Почему же тогда пиктографическая система письма, применявшаяся завоеванными народами Мексики, которой выучились также завоеватели и миссионеры, не дает ключа к расшифровке иероглифических надписей в Паленке и Копане, не говоря уже о Перу? И сами эти цивилизованные толтеки – кто они и откуда пришли? Кто такие ацтеки, появившиеся вслед за ними? Даже среди иероглифических систем Мексики были такие, изучение которых для иноземцев оказалось недоступным. Это так называемые таблицы юдициарной астрологии, " приведенные, но не разъясненные в опубликованном лордом Кингсборо труде" [16] и считающиеся чисто метафорическими и символическими, " предназначенными лишь для жрецов и прорицателей и исполненными эзотерического смысла". Многие иероглифы на монолитах в Паленке и Копане – того же рода. Все " жрецы и прорицатели" были убиты католическими фанатиками, и тайна умерла вместе с ними. Почти все курганы Северной Америки представляют собою террасированные холмы с ведущими наверх большими ступенчатыми пролетами, иногда квадратные, но чаще шести- и восьмиугольные или усеченные, которые во всех отношениях походят на теокалли Мексики и ступы Индий. Как возведение ступ в Индии приписывается пяти Пандавам Лунной расы, так и сооружение циклопических монументов и монолитов на берегах озера Титикака в Боливии приписывается великанам, пяти " изгнанным из-за гор" братьям. Они поклонялись Луне как своему праотцу и жили до наступления эпохи " Сынов и Дев Солнца". Сходство традиций ариев и южноамериканцев здесь слишком очевидно: Солнечная и Лунная расы – Сурьяванша и Чандраванша – возрождаются в Америке. Озеро Титикака, находящееся в центре одной из самых примечательных тектонических впадин земли, " протяженность которого почти 260 километров, а ширина от 80 до 130 километров, протекает через долину Эль Десагуадеро на юго-восток и впадает в другое озеро – Аульягас, удерживающее более низкий уровень, вероятно, из-за испарения или фильтрации воды, ибо оно не имеет стока. Озеро Титикака расположено на высоте сорока метров над уровнем моря и является самым высокогорным водным резервуаром подобных размеров в мире" [17]. Так как уровень воды в нем за исторический период сильно понизился, есть все основания предполагать, что некогда оно окружало возвышенность, на которой сохранились замечательные развалины Тиауанако. Сии развалины – несомненно, исконные монументы эпохи, предшествовавшей периоду инков, столь же далекой, как и эпоха дравидов и прочих коренных жителей, предшествовавшая ариям в Индии. Хотя, по преданиям инков, великий законодатель и учитель перуанцев Манко Капак – этот Ману Южной Америки – распространял свои знания и влияние именно из этого центра, все-таки это еще не подтверждено фактами. Если аймары – " раса инков" – ведут свое происхождение именно отсюда, как утверждают некоторые, то почему же тогда ни инки, ни аймары, по сей день живущие на берегах озера, ни даже древние перуанцы совсем ничего не знают о своей истории? Кроме смутного предания, повествующего о " великанах", воздвигших сии величественные сооружения в одну ночь, нет ни малейшего намека. И у нас имеются основания сомневаться, что инки относятся к расе аймаров. Инки утверждают, что происходят от Манко Капака, сына Солнца, а аймары считают этого законодателя своим наставником и основателем своей цивилизации. Но ни инки испанского периода не смогли доказать первое, ни аймары – второе. Язык аймаров сильно отличается от иничуа – языка инков, и, согласно д-ру Хиту, они были единственною расой, не утратившей своего языка после завоевания их потомками Солнца. Развалины Тиауанако являют все признаки глубочайшей древности. Некоторые построены по пирамидальному плану, как и большинство американских курганов, и занимают площадь в несколько гектаров; но монолитные дверные проемы, колонны и каменные идолы, украшенные изящною резьбой, " выполнены в стиле, совершенно отличном от всех других памятников искусства, все еще открываемых в Америке" [18]. Д'Орбиньи с большим энтузиазмом повествует о развалинах. " Эти памятники [говорит он] состоят из кургана высотою свыше тридцати метров, окруженного колоннами; храмов от двухсот до четырехсот метров в длину, обращенных точно на восток и украшенных колоссальными угловыми колоннами; портиков, высеченных из монолитной каменной глыбы, отделанных рельефами тонкой работы, хотя и примитивных в своей простоте, символически изображающих Солнце и его посланника, орла-кондора; базальтовых изваяний с барельефами, головы коих высечены почти как египетские; и, наконец, внутренних покоев дворца, сложенных из огромных, прекрасно обтесанных каменных блоков, зачастую достигающих размеров 6, 4 х 3, 7 х 1, 8 метра. В храмах и дворцах порталы не наклонные, как у инков, но вертикальные; а их внушительные размеры и массивные глыбы, из коих оные выложены, превосходят своею красотой и величием все, что было позже создано правителями Куско" [19].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|