Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследовательская стратегия




ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАК ИМПЛИЦИТНЫЙ АСПЕКТ ЦЕЛОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Солдатова Н.И.[1]

 

Данная работа посвящена выявлению и исследованию малоизученного феномена имплицитного смысла этнической идентичности. Раскрывается содержание феномена этнической идентичности с общепсихологической и феноменологической точки зрения. Анализируются особенности качественных методов исследования и описывается и обосновывается их использование в настоящем исследовании. В заключении приводятся основные характеристики исследуемого феномена на основании предварительных результатов исследования.

Этническая идентичность – составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности.[1]

В структуре этнической идентичности принято выделять два основных компонента:

1. Когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных этноопределяющих характеристик);

2. Аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства на эмоциональном уровне). [2, с. 14]

Для понимания феномена этнической идентичности необходимо уточнить, что понимается под этносом в данном контексте. Ю. В. Бромлей дает следующее определение этноса:

Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксированным в самоназвании (этнониме). [3, с. 58]

Стоит отметить, что в настоящее время среди всего множества этноопределяющих факторов (культура, язык, единая территория, религия, материальная культура, самосознания, обрядовые традиции и т.д.) актуальность сохраняют только язык, религия и самоидентификация. Остальные этноопределяющие элементы в современном обществе подвергнуты унификации. [4] Это является естественным процессом, так как мировое общество стремится к универсальности и стиранию границ, и в первую очередь эта тенденция захватывает границы культуры и этноса. Подобная тенденция к унификации способна приводить к ослаблению чувства этнической идентичности, вплоть до полного его исчезновения. Данные изменения способны вызвать последствия не только на общественном уровне, но и на уровне личности человека, не сформировавшего собственную этническую идентичность. В данном случае мы говорим преимущественно о детском и юношеском возрасте, так как именно в этот период закладываются и формируются основные компоненты социальной идентичности. [1]

Вытеснение из структуры социальной идентичности одной из ее важнейших составных частей — этнической идентичности — грозит, с одной стороны, потерей целостности Я-образа, а с другой — потерей связи с культурой. Утрата этнической идентичности может привести к негативным последствиям для идентичности человека в целом, что долгое время проявлялось, например, в ощущении «я - никто», невидимости, безымянности, безликости у представителей африканского этноса, проживающих в европейских странах. [1]

В качестве одного из самых существенных факторов, влияющих на формирование этнической идентичности, Т.Г. Стефаненко выделяет глобальные изменения в социально-политической сфере и связанные с ними изменения в межэтнических отношениях. В нашей стране значимость роли этноса и культуры переживала несколько этапов, от угасания интереса и снижения роли этнической идентичности, до этнического возрождения в последние десятилетия. [5]

В одной из своих статей Т. Г. Стефаненко говорит о том, что «Во второй половине нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся всплеском осознания своей этнической идентичности — принадлежности к определенному этносу (этнической общности)».[5]

Рост этнической идентичности, затронувший население множества стран на всех континентах, не только на территории России, вначале даже получил название этнического парадокса современности. В настоящее время этническое возрождение рассматривается одной из основных черт развития человечества во второй половине ХХ века.[5]

Выделяются две психологические причины роста интереса к этнической идентичности. Первой причиной является поиск ориентиров и стабильности в перенасыщенном информацией и нестабильном мире. Это отражается в том, что в современном мире наблюдается психологический сдвиг в настроениях людей — возникает больший интерес к корням, к традициям и обычаям предшествующих поколений. Это умонастроение есть последствие международных конфликтов, опасности ядерной войны, экологической угрозы. Все больше людей — даже молодых — склонны смотреть назад и вглубь, искать поддержку и защиту в стабильных ценностях прошлого.

Ко второй причине можно отнести интенсификацию межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети «Интернет». Повторяющиеся контакты актуализируют этническую идентичность, так как только через сравнение c другой культурной традицией можно наиболее четко воспринять свою этническую принадлежность как нечто качественно отличное.

Как и в других странах, переживающих эпоху острой социальной нестабильности, в России точками опоры являются межпоколенные общности — семья и этнос. Именно последствия глобальных социальных перестроек в нашей стране привели к небывалому росту интереса к проблемам этнической идентичности. Когда служившая столь долго опора в виде социальной системы рушится, люди обращаются к общности, лежащей гораздо глубже, а именно к своим корням и этносу, которые ходе истории являются опорой для любого народа.

Выявление феномена

Еще одним явлением, демонстрирующим этническое возрождение последнего десятилетия, является возникновение более глубокого, личностного интереса к этносу. Это проявляется в самых разных формах: от попыток реконструкции старинных обычаев и обрядов, фольклоризации современной культуры, поисков «загадочной народной души» до стремления создать или восстановить свою национальную государственность. Люди проявляют все большую заинтересованность в своей культуре, и можно предположить, что та информация и тот опыт, который они получают в процессе ознакомления с утраченными элементами этноса, является для них значимым.

Анализ способов передачи культурного наследия из поколения в поколение дает возможность говорить о том, что в процессе усвоения культурных норм и обычаев происходит идентификация человека с этносом и культурой, в которой он рожден и воспитывается. Именно на основе усвоения культурных норм и традиций происходило воспитание детей с древнейших времен. В настоящее время, когда процесс воспитания принял иной характер, отделившись от традиционной культуры, при знакомстве с элементами традиций, быта, народных праздников, у людей есть возможность погрузиться на несколько веков назад и пропустить через себя колоссальный опыт этнического прошлого, в которое закладывались основы мировоззрения и воспитания на протяжении многих веков.

Как уже было сказано выше, в настоящее время среди этноопределяющих факторов актуально существующими остаются только язык, религия и самоидентификация. Можно предположить, что возрождение исчезнувших в ходе истории и общественного развития факторов, определяющих этническую общность, таких как материальная культура, традиции и обрядовая культура, возрождение образа жизни предков позволяю человеку расширить границы своей этнической самоидентификации и вынести из своей этнической принадлежности нечто новое, что в настоящем не имеет прямой возможности к реализации.

В литературе по этнопсихологии и психологии идентичности не раскрывается тема имплицитной роли этнической идентичности, лишь некоторые исследователи упоминают о подобном явлении. К примеру, Т.Г. Стефаненко в своих трудах ссылается на работы Г.У. Солдатовой, в которых говорит о том, что в настоящее время все большее внимание исследователей привлекает идея о том, что этническая идентичность содержит в себе, кроме поверхностного осознаваемого, более глубокий неосознаваемый слой. [5,6] Э. Эриксон в одной из своих работ говорит о том, что «нужно найти связь между социальными представлениями и организмическими силами - не только в том смысле, что эти представления и силы, как обычно говорят, "взаимосвязаны". Более того, взаимодополнительность групповой идентичности и "эго-идентичности", этноса и "эго" создает более сильный энергетический потенциал, как для синтеза "эго", так и для организации общества». [1, с. 59] Таким образом, данные утверждения позволяют выявить проблему исследования, которая заключается в том, что феномен имплицитной роли этнической идентичности не выявлен и не изучен.

Как показывает опыт работы сфере культурных массовых мероприятий народного характера, чувства и переживания, возникающие при знакомстве с той или иной утерянной частью этнических традиций очень сложно передать словами, однако многие отмечают, что получая ту или иную информацию или знакомясь с традициями, пробуя и проживая что-то, они приобретают нечто важное для понимания себя, своей личности. Они отмечают, что это имеет для них значение, хотя определить этот смысл крайне сложно, он остается на уровне переживаний, ощущений, которые крайне сложно вербализовать. В исследовательских интервью, описанных ниже, приведены конкретные цитаты, неоднократно подтверждающие это. Из этих высказываний можно заметить, что существует некоторое сильное переживание, описать которое довольно сложно.

Таким образом, на основе вышеизложенного можно сформулировать следующую исследовательскую гипотезу: становление этнической идентичности играет значимую роль в формировании личности и целостной идентичности человека на нерефлексироемом уровне.

Исследовательская стратегия

На данном этапе исследования его целью является выделение феномена имплицитной этнической идентичности и определение его по отношению к более общему феномену личностной идентичности. Для этого в качестве исследовательской методологии было выбрано качественное исследование, позволяющее выявить и изучить особенности феномена. В данной работе исследование при помощи количественных методов является менее результативным, по отношению к качественным методам, так как работа в качественной методологии позволяет выявить сам феномен и его характеристики. Качественные данные соотносятся со смыслами, тогда как количественные – с числами. Данное распределение дало основу для предпочтения качественной исследовательской методологии.

Качественное исследование – это исследование, преимущественно имеющее дело с качественными данными и качественными способами анализа. Данными и средством анализа в подобном исследовании является преимущественно слово. Качественное исследование называют также «глубинным», так как в ходе него часто проясняются скрытые, малорефлексируемые, приватные смыслы.[7] Эта особенность является наиболее существенной в данном исследовании, так как работа ведется именно с малорефлексируемыми данными.

Качественные данные позволят более богато, более аутентично, более точно описывать изучаемый феномен.

Можно выделить несколько характеристик качественного исследования, позволяющих понять преимущества данной методологии в подобном типе исследования. Они заключаются, прежде всего, в опоре на рефлексивность исследователя и, соответственно, гибкость исследовательских процедур. В качественном исследовании предпочтительной является полевая форма работы, использование насыщенных описаний, включающих реконструкцию переживаний и прояснение личностных смыслов, проявление интереса к единичным случаям и уникальным феноменам. Так же важным аспектом является то, что качественное исследование заканчивается выдвижением исследовательской гипотезы, а не начинается с нее, как это принято в классической исследовательской модели.

Основное требование, которое предъявляется ко всем разнородным описаниям качественного исследования – они должны быть как можно менее теоретичными, содержать минимум допущений и относиться к реальному переживанию, или опыту человека. Как можно увидеть из приведенных выше характеристик, качественное исследование коренным образом отличается от количественного. Подобная стратегия работы в нашей стране является менее распространенной, так как подвержена большим рискам и требует более детального и авторского исследовательского подхода, что накладывает большую ответственность и увеличивает число требований к получаемым результатам.

Существует множество стратегий качественного исследования, среди которых нами была выделена именно феноменологическая стратегия, так как она позволяет выявить особенности изучаемого феномена наиболее детально и полноценно. Специфика феноменологической стратегии исследования состоит в фокусировании на сообщениях о переживаниях человека. Цель феноменологического исследования заключается в том, чтобы определить, что значит переживание для людей, которые им обладали и которые способны предоставить его всестороннее описание. [8]

Исследование проводится в форме феноменологического интервью. Подобную форму интервью многие исследователи называют неструктурированным или нестандартизированным интервью, так как оно во многом отличается от привычного социологического интервью. В данном типе интервью значимая роль уделяется исследователю, его опыту и профессиональному чутью. Целью данного типа интервью является именно выявление подробного описания изучаемого феномена без использования наводящих вопросов.

Исследовательское интервью может быть разбито на семь методических стадий, от начальной идеи до окончательного отчета:

1. Определение темы, с обоснованием предмета исследования и формулированием задач исследования. На вопросы «почему» и «что» рекомендуется ответить прежде, чем задавать вопрос «как», то есть выбирать метод исследования;

2. Планирование исследование таким образом, чтобы оно отвечало его задачам, решало проблемы конструирования знания и учитывало морально-этические последствия;

3. Само интервью. Исследовательское интервью — это межличностная ситуация, беседа между двумя партнерами на тему, интересующую обоих; это специфическая форма человеческого взаимодействия, в которой знания рождаются в диалоге;

4. Расшифровка. Расшифровка — это деконтекстуализированное сохранение, абстракция, так же как топографическая карта — это абстракция местности, с которой ее снимают;

5. Анализ. Анализировать значит делить что-то на части и элементы. Принципиальные вопросы анализа: всепроникающий характер интерпретаций, количественный и качественный анализ, теоретические предпосылки;

6. Проверка (верификация); Включает 3 аспекта: проверка, постановка вопросов (на всем протяжении исследования) и теоретическое осмысление полученного знания;

7. Составление отчета.

Данные стадии описываются здесь развернуто, предоставляя возможность наиболее полного понимания структуры качественного интервью.

Качественное исследовательское интервью старается охватить и уровень фактов и уровень смысла, однако сложность заключается в том, что на уровне смысла интервью проводить труднее, так как необходимо прислушиваться не только к явным описаниям и смыслам, но и к тому, что говорится «между строк». Интервьюер может постараться сформулировать «скрытое (имплицитное) послание», «вернуть» его респонденту и получить немедленное подтверждение или опровержение своей интерпретации того, что хочет выразить интервьюируемый. [9]

Существует несколько критериев, на которые должно опираться качественное исследовательское интервью. Прежде всего, интервью должно говорить само за себя и не нуждается в большом количестве описаний и объяснений. Помимо этого, исследователь, по возможности, должен верифицировать возникающие гипотезы в ходе интервью, его вопросы должны быть максимально короткими и емкими, а ответы максимально развернутыми, подробными и соответствующими теме интервью.

Исследователю, использующему качественную методологи, предоставляется множество свобод, недопустимых в количественном исследовании, так как основной акцент поставлен именно на интуицию и личный опыт исследователя. Вместе с тем, для того чтобы исследование было валидно, исследователю важно контролировать и отдавать себе отчет на каждом этапе исследования, соотносить уже проделанную и уже предстоящую работу, связь структурных элементов анализа и всего исследования в целом. В противном случае исследование и получаемые сведения не будет являться научными.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...