Предварительные итоги исследования
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 На данном этапе исследования разработан план интервью, позволяющего выявить значимость этнической идентичности для интервьюируемого. Вопросы интервью разделены на следующие блоки: общие аспекты отношения и связи с этносом; события, в которых проявилась значимость этноса; уточнение и подробное описание переживаний, связанных с восприятием этнической культуры; представление жизни вне связи с этнической культурой. Таблица с подробными вопросами интервью находится в приложении (таб. 1). Разделение вопросов на данные смысловые блоки, на наш взгляд, позволит наиболее подробно раскрыть вопрос связи с культурой и ее значимости на уровне личных переживаний, а не теоретических и социальных представлений. Важно так же отметить, что в ходе работы происходит постоянное уточнение и детализация вопросов, перераспределение блоков с сохранением общей структуры интервью. На данный момент представлена таблица с утвержденными по итогам последнего интервью вопросами и их структурой. Выборку исследования составляют люди, которые в качестве профессионального или личного досуговой деятельности выбрали занятие, связанное с этнической культурой. К ним относятся этнографы, певцы народных песен и исполнители танцев, люди, принимающие активное участие в приведении традиционных игр, гуляний и праздников, мастера и любители в различных прикладных направлениях (гончарное дело, ткачество, традиционные росписи и т.д.) а так же люди, самостоятельно проявляющие интерес к различным аспектам традиционной культуры. Все респонденты представляют возрастную категорию старше 16 лет. Через описание своей деятельности, ее значимости и сути опрашиваемые раскрывают вопросы, связанные с непосредственными переживаниями собственной связи с культурой, этносом, народными традициями. На данном этапе исследования проеден анализ трех качественных интервью. По их материалам можно говорить о предварительных результатах, так как во всех трех интервью в той или иной степени прослеживается несколько общих тем, которые респонденты выделяют независимо друг от друга. Данные темы можно обозначить следующим образом.
1. Самопознание и нахождение себя через культуру, через связь с этнокультурным наследием и историческим прошлым, а так же аспекты самораскрытия, формирования целостного образа себя, приобретения какого-то энергетического ресурса именно в деятельности и знаниях, заложенных в культуре и традициях. Наиболее четко данная направленность прослеживается в следующих цитатах: Р1: «…для меня как будто бы что-то совершенно новое открылось, какой-то такое прям переживание было прям очень-очень необычное, когда ты что-то такое не делал, что на самом деле вообще очевидно…»; «…какая-то энергетика, какая-то сила прибывает…» «…это есть, но это во мне, внутри меня заключаются вот эти вот возможности…». Р2: «…знание своей истории и своей культуры оно как бы создает тебя в какой-то мере». Р3: «Помогает тебе восстановить сознание своей идентичности»; «Это, наверное, та музыка, которую ты всегда хотел услышать». Ключевым в данных описаниях является то, что ни в какой другой сфере не проявляются подобные переживания, подобное понимание и осознание. 2. Осознание себя в ходе истории, как продолжателя какой-то этнической традиции, исторического прошлого. Так же выделяются моменты переживания чувства гордости, патриотизма, продолжения какого-то большого и значимого дела. Р2: «…осознания себя как части нации и как продукта какой-то культуры, оно не то что важно, оно жизненно необходимо для россиян»; «…история моей страны это как часть моей собственной истории, вот, и ну как я буду не знать своего прошлого? Как это?»; «…ты принимаешь это в себя, вот, и наряду там с гордостью и прочим появляется именно осознанность»; «И хочется соответствовать, хочется как-то поддерживать престиж…»
Р3: «…позволяет вот чувствовать свою принадлежность… и не оторванность, и… Ну, как корни дают питание»; «…духовное и материальное наследие, к которому я могу так же прикоснуться, чтобы не чувствовать свою оторванность в современном мире». 3. Отдельно можно выделить переживания тепла, естественности и доверительности того или иного вида деятельности, единства с группой или с народом в целом. Р1: «…что-то очень такое вот, теплое»; «…и как будто все так происходит, как должно быть в нормальном состоянии, когда должно идти и так и есть…» Р2: «…потому что все было так светло, так по-доброму…»; «…именно было доверие, то есть понимание того, что накосячишь и ничего страшного»; «…чувствуешь себя частью чего-то, ты не чувствуешь себя одиноким». Р3: «Просто что-то теплое такое, родное»; «Я чувствую родство с этим, но при этом это родство… носит какой-то другой характер, нежели генетическая предрасположенность…»; «Это, наверное, что-то родительское, то есть… Это тепло родителей, то есть даже наверное что-то материнское больше, то есть, настолько близкое, что это почти что как жизнь в утробе»; 4. Во всех интервью прослеживается затруднительность в описании, вербализации тех или иных переживаний, связанных с восприятием культуры в целом и даже отдельных ее элементов. Р1: «Чувства какие-то, даже не знаю, как их описать, очень непередаваемые»; «…внутренне как-то переживаются, и выносить их достаточно сложно, именно оречевлять как-то, потому что все равно глубокие достаточно переживания лично для меня это.. и тема какая-то, трепетная что ли…». Р2: «Это сидит во мне глубоко-глубоко…». Р3: «…что нельзя выразить словами, так, адекватно, то есть это что-то сложное…»; «Я не могу описать это ощущение, это то, что нельзя воспроизвести словами…»; «…ничего другого не содержит в себе такой глубины, народного пласта эмоций, русского народа». У многих опрашиваемых в процессе интервью наблюдаются моменты озарения, глубокого осмысления каких-то задаваемых вопросов и своих переживаний. Данные невербальные проявления не всегда удается зафиксировать аудиозаписью и отразить в расшифровке интервью. Подобные проявления выражены в долгих паузах, переформулированных фразах и сбивчивости речи, отрешенности взгляда, либо же в его сосредоточенности, изменении тона голоса и темпа речи, от замедленного и плавного, до быстрого и возбужденного, либо наоборот, когда какие-то переживания начинают анализироваться на более тонком уровне. Несколько раз в процессе интервью с разными людьми возникало ощущение, что те или иные фразы, описания как будто вырываются из глубины сознания, еще не успев быть проанализированными, осмысленными. Иногда это вызывает искреннее удивление у самих респондентов.
Р3: «…это ощущение позволяет понять… Понять то настоящее, за чем скрывается жизнь. Чо-то я странное сказал, ну ладно». Данные невербальные проявления являются дополнительным подтверждением того, что те или иные переживания, выявленные в ходе интервью, не являются очевидными, носят малорефлексируемый характер.
Помимо общих аспектов анализа, описанных выше, можно выделить так же многие индивидуальные, которые на данный момент не включены в описание. В дальнейшем ходе исследования будет происходить уточнение тех или иных категорий, увеличение их количества. По результатам предварительного анализа интервью можно говорить о том, что люди, связанные с той или иной деятельностью в области традиционной культуры, испытывают яркие и достаточно глубокие переживания, которые напрямую связаны с их личностью и самосознанием и которые с трудом поддаются описанию и формулированию в конкретных терминах. В связи с этим в процессе интервью возникает множество метафор и описаний переживаемых ощущений в конкретный момент. Таким образом, на основании заключения по данным интервью мы можем говорить о том, что респонденты действительно имеют опыт глубоких личностных переживаний, связанных с этнической культурой, которые в той или иной степени повлияли на их образом себя и личность. Однако мы не спешим переходить к окончательному заключению, так как работа продолжается, и с каждым новым интервью появляются новые подробности и особенности выявляемого феномена.
Список литературы 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Прогресс. 1996. 344 с. 2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. Институт психологии РАН, «Академический проект». 1999. 320 с. 3. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. 412 с. 4. Чернявская Ю.В. Народная культура и национальные традиции: учебно-методическое пособие. Минск. 1998.168 с. 5. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности. М.: Флогистон. 2007. URL: http://flogiston.ru/articles/social/etnic (дата обращения 20.02.2013). 6. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 40–63 с. 7. Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл. 2003. 301 с. 8. Улановский А.М. Феноменологический метод в психологии, психиатрии и психотерапии. Методология и история психологии. Т.2. Выпуск 1. 2007. 130-150 с. 9.. Улановский А.М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии. Вопросы психологии. № 3. 2006. 27–37 с.
Приложение Таблица 1
[1]. Солдатова Настасья Игоревна (nastya1393@list.ru), студентка IV курса психологического факультета Самарского государственного университета, 443011, Россия, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|