Схемы авторегулирования нагрузки
АГРЕГАТОВ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ Из предыдущего видно, что автоматические регуляторы процесса горения котлов должны поддерживать количество пара, вырабатываемое котлами (нагрузку котлов), в строгом соответствии с расходом пара турбинами. Показателем этого соответствия служит постоянство давления пара в какой-либо точке паропровода между котлами и турбинами. При повышении нагрузки электростанции (электрической или тепловой) турбины увеличивают расход пара, вследствие чего давление в барабанах котлов и в паропроводах начинает снижаться. Для восстановления нарушенного равновесия котлоагрегатам следует повысить выработку пара, для чего необходимо увеличить подачу в топки топлива и воздуха. На автоматизированных котлах это выполняется системой автоматического регулирования процесса горения. Обратим внимание на то, что в том случае, когда регуляторы поддерживают одинаковое давление пара при всех нагрузках, процесс регулирования протекает по следующей схеме: вначале из-за повышения расхода пара турбинами давление понижается. Это воспринимается регуляторами, увеличивающими подачу топлива настолько, что выделение тепла в топке будет достаточным для восстановления снизившегося давления до первоначальной величины. Это может быть обеспечено изодромными ПИ-регуляторами, получающими командное воздействие по давлению пара в выбранной точке парового тракта электростанции. Условия наивыгоднейшего ведения теплового процесса обычно достигаются при поддержании наивысшего допустимого давления пара перед турбинами, одинакового при всех нагрузках, в пределах диапазона регулирования. Поэтому чаще всего системы авторегулирования процесса горения котлов получают командное воздействие, характеризующее нагрузку, по давлению пара в паропроводе перед турбинами.
Существовавшие схемы с поддержанием давления в барабанах котлов оказались менее удобными и экономичными. В этом случае давление перед турбиной зависит от нагрузки, снижаясь при ее повышении. В последнее время такие схемы почти не применяются. Автоматическое регулирование нагрузки энергетических установок блочного типа принципиальных затруднений не вызывает, поскольку весь пар котла блока потребляется турбиной и между обоими агрегатами проложен паропровод, не имеющий других ответвлений. Принципиальная схема автоматического регулирования нагрузки для этого случая показана на рис. 2-1, а. Регулируемое давление в точке а парового тракта перед турбиной воспринимается регулятором нагрузки РНК. Обычно этот регулятор управляет подачей топлива в котел. Повышение давления, например, вследствие снижения нагрузки турбины приводит к уменьшению подачи топлива и воздуха в котел, вследствие чего равновесное состояние системы восстанавливается. Следует иметь в виду, что при практическом осуществлении подобной схемы возникают затруднения, вызванные тем, что скорость разгона у котла и турбины не одинакова. Турбина может изменять потребление пара со скоростью, сопоставимой с временем закрытия регулирующих клапанов. Изменение выработки пара котлом происходит медленнее, что связано с инерционностью топочного процесса. Поэтому при резком сбросе или наборе нагрузки турбиной выбег давления в паропроводе может достигать значительной величины. В качестве средства, предотвращающего значительное повышение давления при резких сбросах нагрузки, на блочных установках применяют быстровключающиеся редукционно-охладительные установки БРОУ. Во время сброса нагрузки, когда происходит быстрое повышение давления, в действие вступает БРОУ, направляющее излишек пара в конденсатор турбины (рис. 2-1,б).
Регулятор сбросного устройства РД воспринимает давление пара перед турбиной. Обычно регулятор давления БРОУ настраивается на поддержание более высокого давления, чем регулятор нагрузки котла. При нормальной работе блока давление пара рн поддерживается регулятором нагрузки котла (т. е. системой авторегулирования процесса горения). В случае повышения давления пара до величины рмакс срабатывает регулятор давления РД быстровключающейся редукционно-охладительной установки, и избыток пара сбрасывается в конденсатор турбины. При этом регулятор РД начинает поддерживать давление на заданном высшем пределе рмакс. Если пропускная способность БРОУ окажется недостаточной для сброса излишков пара, давление повышается дополнительно и в действие вступают импульсные предохранительные клапаны ИПК, выпускающие пар в атмосферу. Такой режим может быть допущен лишь в крайнем случае, так как при этом электростанция теряет некоторое количество конденсата и вынуждена компенсировать эту потерю специально приготовленной химически обработанной водой или дистиллятом от испарителей. Кроме регулятора давления БРОУ оборудуется регулятором температуры, понижающим температуру пара, сбрасываемого в конденсатор. Для повышения способности котла к изменению выработки пара вслед за колебанием потребления пара турбиной в схему регулятора нагрузки котла вводится опережающее воздействие по перемещению регулирующих клапанов турбины. Это воздействие воспринимается регуляторами котла еще до того, как расход пара на турбину начнет изменяться, что способствует более быстрому изменению нагрузки котла. Рис. 2-1. Схема регулирования нагрузки установки блочного типа
На блочных установках с прямоточными котлами нашли применение регуляторы давления, управляющие регулирующими клапанами турбины. Командное воздействие этот регулятор получает по давлению перед турбиной, поэтому его часто называют регулятор давления «до себя» рис. 2-1,в. При работе такого регулятора нагрузка турбины определяется паропроизводительностью котла. Любое плановое или самопроизвольное изменение нагрузки котла приводит к изменению нагрузки турбины при помощи регулятора «до себя». При падении давления регулятор прикрывает клапаны турбины и наоборот. При этом давление перед турбиной поддерживается с высокой точностью. Это объясняется незначительным запаздыванием изменения давления при воздействии на регулирующие клапаны турбины. Таким образом, для изменения нагрузки турбины необходимо раньше изменить нагрузку котла, что, как уже отмечалось, происходит со значительной инерцией.
В то же время схема с регулятором топлива, получающим командное воздействие по давлению перед турбиной (рис. 2-1,а), позволяет изменять нагрузку турбины со значительно большей скоростью. При работе такой схемы нагрузку турбины обычно изменяют путем перемещения ее регулирующих клапанов. Поэтому нагрузка турбины изменяется со скоростью, близкой к скорости перемещения ее регулирующих клапанов. Для бесперебойного обеспечения потребителей электрической энергией нагрузку турбины необходимо изменять в соответствии с их требованиями. Из этого следует, что блоки, снабженные регулятором «до себя», не могут участвовать в автоматическом регулировании частоты в энергосистеме. Такие блоки обычно работают по диспетчерскому графику нагрузки. Применение схемы с регуляторами «до себя» вызвано определенными трудностями наладки регулятора топлива с воздействием по давлению перед турбиной в первый период эксплуатации блока, когда происходит наладка основного оборудования. В то же время для надежной работы котлоагрегата, особенно прямоточного, требуется высокая точность поддержания давления, что может обеспечить регулятор «до себя». На электростанциях с общими паропроводами (поперечными связями между котлами и турбинами), поддерживая давление пара в какой-либо точке паропровода, необходимо воздействовать на подачу топлива ко всем котлам, работающим параллельно на общий паропровод. При этом нужно, чтобы заданное при настройке соотношение между нагрузками отдельных котлов сохранилось в течение всего времени работы.
Регуляторы нагрузки РН (чаще всего регуляторы топлива) отдельных котлов можно было бы подключить к ближайшим точкам паропровода так, чтобы каждый из них получал команду на изменение нагрузки самостоятельно, как показано на рис. 2-2,а. Недостаток этой схемы состоит в том, что она не позволяет сохранять заданное распределение нагрузки между котлами. Нагрузка менее инерционных котлов будет изменяться быстрее и к моменту восстановления равновесия они окажутся нагруженными больше, чем инерционные. Кроме того, при параллельной работе изодромных регуляторов процесс регулирования неустойчив из-за невозможности обеспечить абсолютно одинаковую настройку всех параллельно работающих регуляторов котла. По этим причинам схема с индивидуальным регулятором давления не находит применения. Для электростанций с поперечными связями выполняется схема с общим для всех кот лов главным или корректирующим регулятором КР (рис. 2-2,б). Рис. 2-2. Схема регулирования нагрузки на электростанции с поперечными связями.
Главный регулятор воспринимает давление в выбранной точке паропровода и вырабатывает командный сигнал, подаваемый параллельно на регуляторы нагрузки всех автоматизированных котлов. Эти регуляторы получают также сигнал по какому-либо показателю, прямо или косвенно характеризующему количество топлива, подаваемого в топку, например, расход топлива для котлов, сжигающих жидкое или газообразное топливо; положение регулирующего органа подачи топлива или косвенный сигнал, характеризующий эффект сгорания топлива— воздействие по теплу при работе котла на угле. Этот сигнал можно рассматривать как жесткую обратную связь регулятора нагрузки. Таким образом, регулятор каждого котла контролирует его нагрузку, воздействуя на подачу топлива. Главный регулятор упрощенно можно рассматривать как автоматический задатчик, изменяющий задание регуляторам нагрузки каждого из котлов. Доля участия каждого котла в общей выработке пара устанавливается с помощью индивидуальных задатчиков З регуляторов нагрузки. В котельной с большим числом котлов, действующих на общий паропровод, иногда применяют два или даже три корректирующих регулятора, подключенных к паропроводу в далеко отстоящих друг от друга точках. Благодаря этому обеспечивается устойчивая работа регуляторов каждой группы котлов. Корректирующие регуляторы имеют устройство упругой обратной связи и обычно выполняют закон ПИ-регулирования, т. е. поддерживают контролируемое давление постоянным независимо от нагрузки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|