Схемы регулирования расхода дымовых газов
Показателем баланса между количеством газов, образующихся в топке и удаляемых из котла дымососами, служит разрежение в топочном пространстве Sт. В установившемся состоянии эта величина поддерживается постоянной. Повышение форсировки топки приводит к увеличению количества дымовых газов, вследствие чего давление в топке повышается (снижается Sт) и для восстановления равновесия нужно увеличить отсос газов дымосососами. Разрежение в топке служит командным сигналом для регулирования расхода газов во всех схемах авторегулирования процесса горения котлов. Благоприятные динамические характеристики участка регулирования в большинстве случаев позволяют получить удовлетворительное качество процесса без применения каких-либо дополнительных воздействий. На мощных современных котлах для улучшения качества регулирования к регулятору газов часто подается дополнительное исчезающее со временем воздействие от регулятора воздуха. Сигнал по изменению расхода воздуха возникает раньше, чем командный сигнал по разрежению в топке, но по мере приближения процесса к установившемуся состоянию, исчезает. При электронных авторегуляторах системы ВТИ дополнительное воздействие осуществляется с помощью цепочки динамической связи между регуляторами воздуха и газов.
ПРИМЕРЫ СХЕМ АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ГОРЕНИЯ БАРАБАННЫХ КОТЛОВ Схемы «топливо — воздух». Выше было показано, что эти схемы целесообразно применять при работе котлов на газообразном, а при определенных условиях и на жидком топливах. На рис. 2-4 показаны два наиболее известных варианта схемы «топливо — воздух» для станций с общим паропроводом (с поперечными связями). Давление пара рп в выбранной точке общего паропровода воспринимается главным (корректирующим) регулятором ГР. Командный сигнал от главного регулятора подается в систему регулирования процесса горения всех автоматизированных котлов. При схеме рис. 2-4, а сигнал от главного регулятора поступает одновременно на регулятор топлива РТ и воздуха РВ каждого котла. Такая схема носит название параллельной или схемы «заданная нагрузка — воздух». В схеме 2-4,б воздействие от главного регулятора подается только на регулятор топлива. Расход топлива измеряется и в качестве командного сигнала подается к регулятору воздуха. Схема носит название последовательной. В качестве обратной связи в регуляторе воздуха применяется сигнал по расходу воздуха. Этот сигнал измеряется по сопротивлению участка воздушного тракта котла или по перепаду давления в специальном устройстве — мультипликаторе, помещаемом в поток воздуха. В схемах рис. 2-4,а и б регулятор топлива получает сигнал, пропорциональный расходу топлива.
Для статической настройки системы служат настроечные приспособления (задатчики 3). С помощью задатчика 31 устанавливается доля участия данного котла в общей выработке пара котельной. Задатчик З2 служит для настройки соотношения между расходами топлива и воздуха, т. е. коэффициента избытка воздуха, поддерживаемого регуляторами.
Рис. 2-4. Схема автоматического регулирования процесса горения по соотношению «топливо—воздух». а — параллельная; б — последовательная.
Проследим работу схемы «топливо — воздух» при появлении внутреннего возмущения, например при переходе, на сжигание топлива с более высокой теплотворной способностью. В этом случае регулятор топлива не контролирует возмущение, и приход тепла окажется больше расхода с паром. На регулятор воздуха это не окажет воздействия, и он будет продолжать подавать воздух впрежнем количестве. В результате рассматриваемого внутреннего возмущения нагрузка котла повысится, а коэффициент избытка воздуха снизится за допустимые по условиям экономичности пределы. Незакономерное увеличение паропроизводительности котла приведет к повышению давления в общем паропроводе, что будет воспринято главным регулятором, который уменьшит на грузку всех автоматизированных котлов и восстановит нарушенное равновесие. Таким образом, при схеме «топливо — воздух» с главным регулятором внутренние возмущения, полученные одним из котлов, приводят в действие регуляторы всех остальных автоматизированных котлов. На многих станциях (особенно работающих на пыли) наблюдается, что внутренние возмущения возникают часто и имеют большую величину. В этом случае при автоматизации по схеме «топливо — воздух» с главным регулятором котлы работают с резко переменным режимом даже при постоянной нагрузке электростанции. Отклонение от нормы величины коэффициента избытка воздуха, появившееся в результате внутреннего возмущения, регуляторами полностью не снимается, и котел будет продолжать работать с пониженной экономичностью.
Эти недостатки приводят к тому, что применение схемы «топливо — воздух» нецелесообразно на большинстве современных агрегатов. Только при работе на газе со стабильной теплотворной способностью эта схема себя полностью оправдывает. Как наиболее простая, схема «топливо — воздух» в этом случае имеет преимущество перед другими схемами автоматизации. Точное измерение расхода газа дроссельным способом затруднений не представляет. Несколько сложнее измерение расхода жидкого топлива, например мазута. Однако с помощью дроссельных диафрагм типа «четверть круга» и постоянного подогрева мазута можно получить удовлетворительный результат и в этом случае. Нарушение статической настройки системы автоматического регулирования процесса горения под влиянием внутренних возмущений может быть компенсировано вручную, с помощью задатчиков. Это же может быть достигнуто автоматически, с помощью корректора, действующего по содержанию свободного кислорода в газах. Корректор по 02 показан на схеме рис. 2-4,б пунктиром. Эта схема может быть изменена (перевернута) таким образом, что сигнал от главного регулятора будет подан на регулятор воздуха, а регулятор топлива получит сигнал по расходу воздуха в качестве командного воздействия. Преимущества такой схемы объясняются простотой получения представительного сигнала по расходу воздуха.
Регулирование отсоса газов выполняется по разрежению в топке ST, как показано на схеме рис. 2-4, а. С другими регуляторами системы регулятор газов связан только общностью процессов, происходящих в котлоагрегате. Регуляторы воздуха и газов в схемах рис. 2-4 можно поменять местами, заставляя регулятор воздуха поддерживать заданное разрежение в топке, а регулятор газов поддерживать экономический режим горения. В этом случае регулятор газов помимо задающего сигнала получает также сигнал по сопротивлению газового тракта котла. Подобные варианты схем применяются в тех случаях, когда измерение расхода воздуха на котле затруднительно, а шлакование и занос золой газоходов не мешает измерению расхода газов по сопротивлению участка газового тракта. Рис. 2-5. Схема регулирования процесса горения по соотношению «пар—воздух» с исчезающим корректирующим воздействием по расходу топлива
Выше было показано, что регулирование воздуха по расходу пара обычно не оправдывается экономически из-за запаздывания развития регулирующего сигнала при внешнем и внутреннем возмущении. Качество регулирования может быть улучшено, если на регулятор воздуха будет подан исчезающий по времени сигнал динамической связи от регулятора топлива. Подобная схема показана на рис. 2-5. Регулятором нагрузки в этой схеме служит регулятор топлива. Регулятор воздуха получает основное командное воздействие по расходу пара D и исчезающий сигнал от регулятора топлива. Влияние этого сигнала на расход воздуха наиболее интенсивно в первый момент после получения возмущения, а затем постепенно уменьшается до полного исчезновения. Время действия сигнала по расходу топлива выбирается так, чтобы к концу переходного процесса в силу вступило воздействие по расходу пара. Таким образом, при установившемся режиме расход воздуха поддерживается пропорциональным расходу пара, а в переходных процессах подача воздуха пропорциональна расходу топлива.
Схемы с воздействием «по теплу». Схемы с воздействием суммы сигналов но расходу пара и скорости изменения давления в барабане котла находят широкое применение при автоматизации котлов, работающих на топливах практически всех видов. В последнее время эти схемы пополняются корректирующим воздействием по содержанию свободного кислорода в дымовых газах. В зависимости от решения схемы суммарный сигнал «по теплу» подводится к регулятору воздуха или топлива. Рис. 2-6. Схема с воздействием по «теплу» для котла, работающего на пыли, с промбункером. Диф — дифференцирующий прибор; Корр — корректирующий прибор.
Схемы с воздействием «по теплу» в котельных с общим паропроводом дают возможность ликвидировать внутренние возмущения, возникающие при работе, в пределах самого котла без привлечения к этому других агрегатов, объединенных общей системой регулирования. При их исполнении расход воздуха правильно пропорционируется по количеству выделяющегося в топке тепла и коэффициент избытка воздуха поддерживается постоянным. Чтобы предотвратить незакономерную переброску нагрузки между котлами, нужно заставить систему регулирования котла воспринимать внутренние нарушения режима и, воздействуя на органы, регулирующие подачу топлива и воздуха, восстанавливать нагрузку, заданную котлу, вручную или главным регулятором. Это должно осуществляться настолько быстро, чтобы нарушение подачи топлива в топку восстанавливалось, не вызывая сколько-нибудь существенного отклонения давления в паропроводе перед турбинами. Опыт показал, что нарушение подачи топлива на котле, работающем при давлении около 100 ат, сказывается на давлении пара перед турбинами через несколько десятков секунд. Этого времени бывает достаточно для ликвидации внутренних возмущений в пределах самого котла. Рис 2-7. Схема ВТИ с воздействием по «теплу». ДС — устройство динамической связи.
На рис. 2-6 показан один из наиболее часто применяемых вариантов схемы автоматического регулирования процесса горения для котлов, работающих на пылеугольном топливе с промбункером. Сигнал от главного регулятopa подается одновременно на регуляторы топлива и воздуха каждого автоматизированного котла. Регулятор топлива получает также воздействие «по теплу». Внутренние возмущения вызывают отклонения давления в барабане со скоростью, пропорциональной величине этих возмущений. Благодаря воздействию сигнала «по теплу» на регулятор топлива, влияние этих возмущений ликвидируется в контуре самого котла. Отклонения от заданного значения коэффициента избытка воздуха ликвидируются корректирующим воздействием на подачу воздуха регулятора «экономичности», воспринимающего отклонение содержания 02 в газах от установленной при настройке величины. Отсос газов по-прежнему управляется регулятором газов, поддерживающим заданное разрежение в топке.
Рис. 2-8. Схема регулирования процесса горения для котла с шахтно-мельничной топкой. Корр — корректирующий прибор; ДС — устройство динамической связи. На рис. 2-7 представлен один из вариантов схемы с воздействием сигнала «по теплу», разработанный ВТИ. Главный (корректирующий) регулятор РГ в этой схеме воспринимает давление пара в сборном паропроводе. Командный сигнал от этого прибора посылается на регуляторы воздуха РЕ всех автоматизированных котлов. Эти регуляторы получают обратный сигнал по расходу воздуха. Таким образом, главный регулятор задает всем котлам расход воздуха в соответствии с общей нагрузкой электростанции, а регуляторы воздуха поддерживают этот расход постоянным до тех пор, пока не произойдет изменение команды от главного регулятора или от задатчика. Регулятор топлива РТ воспринимает задающий сигнал по расходу воздуха, сигнал «по теплу», т. е. по сумме величины паровой нагрузки D и скорости изменения давления в барабане котла. Всякое нарушение подачи тепла с топливом, не связанное с командой от главного регулятора, прежде всего приводит к изменению давления в барабане. Скорость этого изменения пропорциональна величине возмущения. Построенный по такой схеме регулятортоплива приводит расход тепла к заданному значению при любом внутреннем возмущении котла, не изменяя нагрузки других котлов, работающих параллельно с ним. Разрежение в топке поддерживается регулятором газов РГ, который получает дополнительный опережающий сигнал от регулятора воздуха (пунктирная линия на рис. 2-7). Эта дополнительная связь позволяет регулятору газов воспринимать изменения подачи воздуха раньше, чем произойдет изменение разрежения в топке.
Схемы регулирования в топках с индивидуальными пылеприготовительными установками. Автоматизация регулирования процесса горения на котлах с индивидуальными пылеприготовительными установками, в том числе с шаровыми барабанными мельницами без промежуточного бункера пыли, с шахтными или молотковыми мельницами, усложняется тем, что подача сырого топлива в мельницу должна управляться регулятором топлива, входящим в систему авторегулирования процесса горения котла. Ниже рассмотрена одна из известных схем автоматизации котла, оборудованного шахтно-мельничными топками. Особенность регулирования этих котлов состоит в том, что пыль, приготовленная в мельницах, вдувается непосредственно в топку воздухом, вентилирующим шахту. Поэтому подача топлива в мельницу должна в каждый момент времени соответствовать нагрузке котла. Для выполнения этой задачи регулятор загрузки мельницы должен входить в систему авторегулирования процесса горения в качестве регулятора топлива. Так как в объеме шахты мельницы во время работы скапливается ощутимое количество пыли, готовой к сжиганию, его можно рассматривать как промежуточную емкость, из которой во время переходных процессов может быть получено дополнительное количество топлива. Однако в связи с этим шахтные мельницы обладают большим временем запаздывания при изменении подачи сырого топлива. Это запаздывание определяется объемом шахты и запасом пыли в ней и сильно затрудняет автоматизацию процесса горения. Вредное влияние инерционности регулятора топлива, управляющего подачей сырого топлива в мельницы, можно уменьшить, изменяя запас пыли, накопленной в шахте, воздействием на подачу первичного воздуха. В этом случае необходимо также обеспечить хорошее качество помола, в основном зависящее от скорости первичного воздуха в шахте. При повышении скорости, а следовательно, и расхода первичного воздуха вынос пыли из шахты увеличивается, а мельница разгружается. Этим можно воспользоваться для быстрого изменения поступления топлива в топку при переходных процессах, для чего в схему автоматического регулирования котла включают специальные регуляторы первичного воздуха. В схемах находят применение также автоматические регуляторы загрузки мельницы, действующие по величине тока ее электродвигателя. При этом используется зависимость, существующая между загрузкой мельницы топливом и током электродвигателя. Находит применение, например, схема, при которой регуляторы поддерживают постоянным величину тока электродвигателя мельницы, воздействуя на расход первичного воздуха, поступающего в шахту, а нагрузку регулируют расходом сырого топлива в мельницу. Эта схема может быть изменена таким образом, что сигнал по току электродвигателя будет воздействовать на подачу сырого угля, а команда по нагрузке — на расход первичного воздуха. Следует заметить, что схемы с изменением расхода первичного воздуха не могут обеспечить постоянства качества пыли (тонины помола). При увеличении расхода воздуха мельница выдает более грубую пыль. Однако это обычно совпадает с требованиями эксплуатации и не ухудшает экономичности сжигания топлива. На рис. 2-8 показана одна из применяемых на электростанциях схем с регулированием экономичности по соотношению «топливо — воздух» и корректором по содержанию свободного кислорода в дымовых газах. В этой схеме первичный воздух регулируется по расходу топлива. Регулятор топлива получает задание от главного регулятора и воздействует на подачу сырого топлива в мельницы. Одновременно регулятор топлива подает командный сигнал регулятору общего воздуха РВобщ и регуляторам первичного воздуха РВпср всех мельниц. Таким образом, при изменении подачи топлива одновременно изменяется расход первичного воздуха, вентилирующего каждую мельницу, что без заметного запаздывания увеличивает или уменьшает поступление пыли в топку. Регулятор общего воздуха поддерживает заданную пропорциональность между расходами топлива и воздуха, поступающих в топку. При нарушении оптимальных условий работы топки в действие вступает корректор по 02, восстанавливающий нарушенный из-за внутренних возмущений коэффициент избытка воздуха. Регуляторы первичного и вторичного воздуха получают обратные сигналы по регулируемому ими расходу воздуха, измеренному по сопротивлению участка воздухопровода или измерительной диафрагмы. Рассматриваемая схема не учитывает загрузку мельницы углем, поэтому при неблагоприятных условиях возможна перегрузка или выхолащивание мельниц. Для предотвращения этого схему следует дополнить корректирующим регулятором, воспринимающим сигнал по току электродвигателя мельницы, с воздействием на подачу топлива.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|