Социокультурные механизмы регуляции научной и технической деятельности.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Регуляция социокультурная – использование специальных приемов воздействия на субъекты культуры с целью усилить или притормозить определенные социокультурные процессы. Это одна из основных функций культуры, связанная с обеспечением коллективных форм жизнедеятельности людей. Она осуществляется в рамках социокультурной организации, как процесс установления и поддержания определенной упорядоченности во взаимодействии людей, для удовлетворения их индивидуальных и, в особенности, групповых интересов и потребностей, снятия противоречий и напряжений, возникающих при совместном общежитии, определения общих целей социальной активности и критериев оценки результатов деятельности. Научно-техническая деятельность представляет собой особую область жизнедеятельности общества, направленную на удовлетворение его потребностей. Научно-техническая деятельность в юридическом смысле может быть охарактеризована как комплекс общественных отношений, складывающихся по поводу осуществления деятельности, направленной на создание новых научно-технических достижений, результаты которой неотделимы от творческих способностей их создателей. 35) Личностное измерение человека: экзистенциализм, марксизм, фрейдизм,религиозная философия. Это просматривается при исследовании таких проблем, как отношение личности к государству и государства к личности: отношение личности к обществу и общества к личности; отношение личности к личности; отношение личности к природе; отношение личности к самой себе.
1)Экзистенциали́зм (философия существования) — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора. Это направление в буржуазной философии, возникшее в 20 в. как попытка создания нового мировоззрения, отвечающего взглядам буржуазной интеллигенции.Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. 2) Маркси́зм — система связанных между собой: (а) философского учения ("диалектический материализм" и созданный на его основе и развивающий материалистический подход к объяснению общественных процессов - "исторический материализм"); сформированных Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в середине XIX века.
3) Фрейдизм - название теории и метода психоанализа. Назван так по имени 3. Фрейда (1856 - 1939), австр. врача - невропатолога и психиатра. Фрейд, исследуя причины патологических процессов в психике, решительно отказался от вульгарно-материалистических в своей основе попыток объяснять изменения содержания психических актов физиологическими причинами. Психика рассматривается им как нечто самостоятельное, существующее параллельно материальным процессам (Психофизический параллелизм) а управляемое особыми, вечными психическими силами, лежащими за пределами сознания (Бессознательное). Над душой человека властвуют, как рок, неизменные психические конфликты бессознательных стремлений к наслаждению (либидо) с «принципом реальности», к к-рому приспосабливается сознание. Все психические состояния, все действия человека, а затем и все исторические события и общественные явления Фрейд подвергает психоанализу, т. е. истолковывает как проявление бессознательных, и прежде всего сексуальных, влечений. 4) Религиозная философия. В понимании задач философии традиционная ориентация рассматривает философию как деятельность, подчиненную богословию (учение о боге), ибо считается, что вера, на которой зиждется теология, выше разума, на котором основываются философские дисциплины. И основным вопросом философии как особой науки является проблема отношения мышления к бытию, сознания к материи. Смена ориентиров сегодняшнего времени состоит в том, что религиозные философы ХХ века, по большей части не посягая на пересмотр традиционной “иерархии проблем”, в то же время фактически выдвигают в центр философии социальные, этические проблемы или вопрос о человеке.Идеологи официального католичества, включая философов, активно выступали и выступают на арене идейной борьбы, и поворот к новому развитию религиозной идеи – одна из причин, объясняющих выдвижение религиозных мыслителей в ряды ведущих философов ХХ века. Притом всё это были высокопрофессиональные философы, знатоки истории философии, талантливые авторы. К тому же почти все они - яркие социальные критики. Именно их усилиями был осуществлен в религиозной мысли нашего столетия – опять-таки при упорном сопротивлении ортодоксов - “антропологический поворот”, т.е. превращение проблемы человека в наиважнейшую проблему философии. Однако внимательный анализ произведений неортодоксальных религиозных философов показывает: они, подобно ортодоксам, также считают предпосылкой и конечной целью философствования сохранения понятия бога, а также (по крайней мере) центральных догм и устоев религиозного сознания. В этом, как ни покажется странным, также заключен один из источников влияния крупных религиозных философов на современную философскую мысль.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого. В философской и юридической литературе категория ответственности рассматривается в двух аспектах - активном (позитивном) и ретроспективном (негативном). Ответственность в ретроспективном смысле есть ответственность за прошлое поведение, но не за всякое, а лишь за поступки, противоречащие определенным социальным нормам. Как писал в одной из своих работ Фефелов П.А., специфика негативной ответственности в том, что «она предусматривается социальными нормами». Если нарушаются нормы морали, нормы общественных организаций, то указанная реакция выражается в общественном осуждении. Если нарушаются правовые нормы, то наряду с таким осуждением органы государства применяют принудительные меры (взыскание, наказание).
37) Смысл человеческого бытия. Культурная обусловленность ценностей.
Смысл жизни, согласно современной философии, каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времён и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое: чаяния, надежды и стремления людей каждой данной эпохи. Реализация смысла жизни зависит от многих условий общественного и личного характера. Смысл жизни—это выбор каждого отдельного человека, заключающейся в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Смысл жизни и его выбор зависит напрямую от выбора ценностей. Ценность—это отношение людей к тем или иным предметам и явлениям как к полезным, предпочтительным или негативным, пагубным, посредством которого регулируются человеческое поведение и деятельность. Та или иная ценность зависит как от социальной, культурно-исторической структуры жизни, так и от личного выбора человека. Общественные и личные потребности, цели, интересы являются не только отражением изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим и волевым мотивом этого изменения.
Культурная обусловленность ценностей:
Факты, явления, события, происходящие в природе, обществе, жизни индивида осознаются не только посредством логической системы знания, но и через призму отношения человека к миру, его гуманистических или антигуманистических представлений, нравственных и эстетических норм. Хотя ценности более субъективны, а научные истины объективны, они далеко не всегда противостоят друг другу. Я, скажем, вряд ли могу доказать, что добро – это благо. Однако, с другой стороны, приверженность добру – глубинная человеческая потребность, а не только мой индивидуальный выбор. Познание и оценка не одно и то же, но это не означает, будто они фатально разъединены. 38) Человек в истории. Основные концептуальные модели осмысления исторического процесса и сценарии будущего. 39) Духовные ценности и их роль в жизни общества. Ценность - это не предмет, который ценится, и не субъективная точка зрения индивида. Ценность - это устойчивое отношение людей к окружающим вещам и друг к другу. Ценной для человека может быть и вещь (искусственная или естественная), и другой индивид, и само отношение (таковы любовь, дружба, уважение, гордость, честность и др.).
Своего апогея этот процесс достиг в эпоху научно-технической революции, показавшую ограниченность человеческих попыток неразумного, произвольного преобразования природы. ХХ век явился четвертым этапом, обнажившим противоречие по Гегелю - преобразование, изменение самих противоположностей общества и природы: с одной стороны, наличие у человечества небывалых по сравнению с прошлым возможностей преобразования природы и общества, с другой стороны, небывалая масштабность разрушительных и для природы, и для общества последствий нерационального воздействия человека на природу. Требуется коренная перемена взаимодействия общества и природы, что должно составить содержание будущего, пятого этапа их развития, т.е. становление качественно новых отношений общества и природы. 41) Материально-производственная сфера и её роль в жизни общества. Техника и технология в их социальном измерении. Одной из сфер жизни общества, в которой получает выражение деятельная, общественная сущность человека – материально-производственная. В социальной философии эта область общественной жизни обозначается различными категориями: экономическая, материально-производственная, материальная сфера общественной жизни. Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Это сфера функционирования производства, непосредственного воплощения в жизнь достижений научно-технического прогресса, реализации всей совокупности производственных отношений людей, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью и распределения материальных благ. Материально-производственная сфера выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляется взаимодействие всех отраслей экономики.
Значение техники и технологии в истории дополняется их уникальной способностью как бы раздвигать социальное пространство, качественным образом менять условия и уклад жизни, объединять и сближать людей и народы. Уже изначально сознательное использование искусственно созданных средств деятельности выделяет человека из природного мира, подчиняет его определенным социальным алгоритмам поведения и деятельности. В имманентно присущем человеку стремлении целенаправленно изменять, преобразовывать окружающий мир обнаруживаются его сущностные духовные качества. Приобретаемые в этом процессе знания помогают ему постичь свою природу, свои особенности, место среди себе подобных, т. е. стать человеком разумным. Во все эпохи совершенствование технической среды обитания, технологических условий деятельности вело к непрерывному росту разнообразных потребностей людей и изобретению способов их удовлетворения. Развитие техники и технологии стимулировало социальную дифференциацию людей по их функционально-деятельностным признакам в рамках общественного разделения труда, вело к созданию правовых и политических регуляторов отношений этих групп, к формированию государства. На всех уровнях реального жизненного процесса техника и технология определяли динамику образования и квалификации людей, их коммуникативные возможности, преобразование сфер быта и отдыха. В системе технико-технологических отношений скрыты корни всех глобальных общественных преобразований. Движение человечества от дикости к варварству и далее к цивилизации, смена общественных укладов жизни с необходимостью диктуется изменениями технологических способов производства, революционными преобразованиями в науке и технике. Устанавливая основные параметры производства и воспроизводства общественной жизни, техника и технология являются в конечном счете обобщенным показателем уровня цивилизационного развития и определяют перспективы будущего человеческого сообщества.
2)Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества. По мнению выдающегося психолога А. Н. Леонтьева, личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека. 3)Понятие индивид предполагает лишь принадлежность к человеческому роду и не включает конкретных социальных или психологических характеристик. Тогда как понятие индивидуальность обозначает совокупность унаследованных и выработанных в процессе онтогенеза физических и психических особенностей, отличающих данного индивида от всех остальных. Проявляется индивидуальность в чертах характера и темперамента, в эмоциональной, интеллектуальной и волевой сферах, в интересах, потребностях и способностях человека. Следует также различать утвердившиеся в философии, психологии, педагогике понятия развитие, формирование и социализация личности. Социализацию определяют также как усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой. Сознательно контролируемая социализация осуществляется в процессе воспитания. Воспитание упорядочивает поток идущих на личность влияний и создает условия для ускорения социализации. Личность - это результат исторического и индивидуального развития в конкретных социальных условиях. Личность - субъект и творец общественной истории. Ф.Энгельс писал о том, что человеческий характер "является продуктом, с одной стороны, его природной организации, а с другой, условий, окружающих человека в течение всей жизни, и особенно в период его развития".
Сущность личности определяется развитостью общества. Личность несет в себе черты цивилизации, исторической эпохи и определенного образа жизни. Но человек и общество не тождественны, и личность не простая сумма общественных отношений, а уникальная, органическая самореализующаяся система с ансамблем всех общественных отношений, который неповторим в каждом человеке, поэтому и уникальна человеческая личность.
Отмечая роль социальной среды в формировании личности, необходимо отметить то, что человек не пассивно воспринимает воздействие этой среды. Индивид не только изменяется сам, но изменяет и само общество. Об этом писал К.Маркс: "...как само общество производит человека как человека, так и он производит общество". Понятие личности поэтому включает в себя и сознательно-волевое начало.
Личность - это выражение общественных отношений и функций человека, как субъекта деятельности, познания и совершенствования мира. Она формируется в процессе деятельности и общения. Именно труд, способность создавать орудия труда и с их помощью производить материальные и духовные ценности является важнейшим средством формирования личности.. В различных видах деятельности развиваются физические и интеллектуальные способности личности. Развитые в процессе деятельности способности и потребности личность удовлетворяет прежде всего через труд. В труде же не только создаются материальные и духовные блага, но и объективируются важнейшие потребности личности и прежде всего потребность ее саморазвития, самореализации, самоутверждения. 43) Личность и социум: проблема единства и противостояния. Проблема свободы личности. Выделяют два компонента личности: - совокупность отношений с внешним миром; - внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определения характер воздействий с социальными реальностями. Характер связей человека с внешним миром определяются его положением в социальной структуре (статусом); конкретными предметами его деятельности. Человек не тождественен самому себе. Он находиться в процессе непрерывного становления, стремиться подняться над самим собой. Стремление к завершению, которое есть в то же время совершенство – отличительная особенность человека. Разумность человека обнаруживается не только в способности к целесообразности деятельности, но и в том, что эта деятельность выстраивается в перспективе последней (высшей, совершенной) цели. Все человеческие поступки конкретны, ситуативны, за ними стоят определенные склонности, интересы, логика обстоятельств. Личность обладает индивидуальными чертами и качествами - интеллектуальными, нравственными, эмоциональными, волевыми, формирующимися под воздействием общества в целом, а также в процессе семейной, трудовой, общественной, культурной жизнедеятельности человека. В общении важное значение приобретает знание и учет наиболее типичных черт поведения людей, свойств их характера и моральных качеств. Деловое общение должно строиться на основе таких моральных качеств личности и категорий этики, как честность, правдивость, скромность, великодушие, долг, совесть, достоинство, честь, придающих деловым отношениям нравственный характер. Источником права является социум, власть. Не будь социальных сдержек, каждый преследовал бы лишь собственную выгоду. Стоит отметить, что равенство может быть идеологией общества: в этом случае оно означает предельно жесткое и простое иерархическое устройство, когда кроме власти с ее структурами и так называемого «населения» нет никаких еще заметных личностей, обеспечивших бы себе вес или благополучие не бюрократической карьерой, т.е. не причастностью к власти, а как угодно иначе. Поэтому фактическое равенство в обществе может быть насаждено лишь путем искусственных (насильственных) мер, и не может считаться справедливым. Индивидуализм – это и есть персоноцентристская точка зрения на личность, то же, что узаконенный эгоизм. Напрасны попытки «разумного эгоизма» обосновать мораль и сделать жизнь приемлемой. Эгоизм может быть преодолен только социальностью, т.е. личный эгоизм – коллективным, который для личности свят и называется обычно патриотизмом, но по сути составляет – ее религию Во все времена существования человека, понятие «свобода» рассматривалось как сложное, достаточно противоречивое и трудно сопоставимое с реальностью, определение. В религиозном, философском, естественнонаучном плане данное понятие по степени сложности сопоставляют с краеугольными определениями, связанными со смысловыми обозначениями человеческой жизни, необходимостью выполнения человеком возложенных на него природой и обществом обязательств. 44) Общество и его структура. Государство и социальные институты. Система социальных связей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|