Функции частей музыкальной формы. Типы изложения.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Анализ музыкальных Произведений
Часть I
Литература [1] Бонфельд М. Анализ музыкальных произведений: Структуры тональной музыки. М.: ВЛАДОС, 2003. [2] Гусакова В. Музыкальный метр и синтаксис в связи с временной организацией текста. 1992. [3] Заднепровская Г. Анализ музыкальных произведений. М.: ВЛАДОС, 2003. [4] Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1986. [5] Ручьевская Е. и др. Анализ вокальных произведений. Л.: Музыка, 1988. [6] Способин И. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1984. [7] Тюлин Ю. и др. Музыкальная форма. М.: Музыка, 1974. [8] Холопова В. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.
Список сокращений ПХ1 – Песни христиан, 1 том. Христианин, 2002. ПХ2 – Песни христиан, 2 том. Христианин, 1995. ПХ3 – Песни христиан, 3 том. Христианин, 1978. ХП1 – Хоровые произведения, 1 выпуск. Христианин, 1995. ХП2 – Хоровые произведения, 2 выпуск. Христианин, 1995. ХП3 – Хоровые произведения, 3 выпуск. Христианин, 1995. ХП4 – Хоровые произведения, 4 выпуск. Христианин, 1997. ЮИ – Юность Иисусу. Христианин, 2001. Основные понятия Определение музыкальной формы. Предметом изучения в курсе анализа являются формы музыкальных произведений. Под музыкальной формой (в широком смысле слова) понимается целостная, организованная система музыкальных средств, примененная для воплощения содержания произведения. Под музыкальной формой (в узком смысле слова) понимается строение (структура) музыкального произведения. Форма каждого музыкального произведения индивидуальна. Однако наличие общих признаков в строении произведений позволяет выделить типы форм или общие композиционные схемы. Протекая во времени, музыкальная форма является процессом. Этот процесс, который представляет по сравнению со структурой внутреннюю сторону музыкальной формы, называют формообразованием.
Смысловые элементы музыкальной речи. Темой называется индивидуализированный музыкальный материал, выражающий основную музыкальную мысль произведения (или его части). Основным свойством темы является ее узнаваемость даже в отрыве от контекста. В процессе становления формы тема развивается, проходя разные стадии. В зависимости от типа формы произведение может строиться на одной, двух или нескольких темах. Мотив – это наименьшая часть темы, способная напоминать о ней, существуя отдельно от темы. Наряду с мотивами в теме можно обнаружить элементы, не обладающие свойством напоминания темы, но структурно сопоставимые с мотивом. Это так называемые немотивные образования. Тема и мотив являются смысловыми элементами музыкальной речи. Структурные элементы музыкальной речи. Музыкальная форма складывается из частей, которые могут быть отделены друг от друга или связаны между собой. Момент раздела между частями произведенияназывается цезурой. К признакам цезур относятся: 1) повторность мелодико-ритмических фигур; 2) паузы; 3) ритмические остановки; 4) кадансы; 5) смены тональности, тембра, регистра, динамического оттенка и т.п. Цезура обычно яснее всего выражена в главном голосе. Сопровождение может не заключать в себе перерывов в момент цезуры в главном голосе. Часть произведения, отделенная цезураминазывается построением. Построение может окончиться в любом голосе только аккордовым звуком. Считать его окончившимся на задержании, проходящем, вспомогательном звуке или предъеме – нельзя. Мотив, являясь мельчайшим смысловым элементом музыкальной речи, оказывается и наименьшей структурной единицей. Границами мотива будут те, в рамках которых он сохранит характеризующую его способность напоминать о теме вне контекста. Типичный мотив содержит один метрический акцент. Мотив может состоять из более мелких структурных единиц, называемых субмотивами.
Фраза является более развернутым построением, чем мотив. Она обычно содержит две метрически сильные доли. Однако и во фразе преобладающее значение имеет один главный акцент. Фраза может быть неделимой или представлять собой объединение двух, трех или четырех мотивов, когда конец одного мотива оказывается одновременно началом другого, и между ними нет цезуры. В вокальной музыке фраза часто выступает наименьшей структурной единицей вместо мотива. К основным структурным элементам музыкальной речи относятся также предложение и период. Масштабно-тематические структуры Масштабно-тематические структуры – это масштабные соотношения тематических частей построения, выраженные в тактах. Существует четыре основных вида масштабно-тематических структур: 1) периодичность – точная или видоизмененная повторность мотива, фразы, построения: a + a + a + a (1 + 1 + 1 + 1), ab +ab (2 + 2). Частный случай периодичности – пара периодичностей, которая основана на парном повторе построений: a + a + b + b (1 + 1 + 1 + 1). 2) суммирование образуется, когда за двумя сходными мотивами или фразами следует построение, приблизительно равное по длительности их сумме, но не делящееся на два сходных оборота и отличающееся большей слитностью: a + a + ab, a + a + ba, a + a + bc (1 + 1 + 2). 3) дробление возникает, если за цельной и слитной фразой следуют короткие мотивы, взятые из нее или новые: ab + a + a, ab + b + b, ab + c + c (2 + 1 + 1). 4) дробление с замыканием образуется из последовательности описанных выше структур – периодичности, дробления и суммирования: ab + ab + a + a + ab, ab + ab + b + b + ab, ab + ab + c + c + cb (2 + 2 + 1 + 1 + 2). Типы музыкального материала. По степени яркости музыкальный материал подразделяют на два типа: рельеф и фон. Рельефом называется материал с ясно выраженными индивидуальными чертами, обращающий на себя внимание и сравнительно легко запоминающийся. Рельефный материал часто характеризуется выразительной мелодией. Фоном является материал, лишенный черт индивидуальности, не останавливающий на себе внимания. Часто в качестве фона используют так называемые общие формы движения: гаммообразные и арпеджированные пассажи, однотипные фигурации, лишенные ритмической и мелодической индивидуальности, мерные повторения одних и тех же аккордов и т.п.
Фон и рельеф могут соотносится: вертикально – в одновременности (например, мелодия – рельеф – в верхнем голосе, аккомпанемент – фон – в нижних голосах), и горизонтально – в чередовании. В конкретном музыкальном произведении определение типа материала иногда оказывается очень относительным, поскольку в горизонтальном соотношении один и тот же материал может восприниматься рельефным (по отношению к предыдущему) и одновременно фоновым (по отношению к последующему). Функции частей музыкальной формы. Типы изложения. Каждая часть выполняет определенную функцию в форме. Основных функций – шесть: 1) вступительная (вступление к основной форме или какой-либо ее части); 2) экспозиционная (изложение, т.е. первоначальное проведение темы); 3) связующая (связка между какими-либо основными частями формы); 4) серединная (построение, расположенное между двумя другими, чаще сходными по содержанию частями, развивающее предшествующий материал; важным частным случаем середины является разработка); 5) репризная (повторное проведение темы после нового раздела); 6) заключительная (заключительное построение к основной форме или ее части, следующее после окончания основной формы или ее части; в первом случае, если построение достаточно значительно, оно называется кодой, во втором – только дополнением). Перечисленным функциям частей соответствуют определенные типы изложения музыкального материала. Основных типов изложения – три: 1) экспозиционный; 2) серединный; 3) заключительный. Экспозиционный тип изложения характеризуют устойчивость структуры и гармонии. В структуре преобладают замкнутые кадансами квадратные (четырех- или восьмитактовые) построения, или, по крайней мере, двутактовые построения. Реже встречается последование неквадратных структур (3 + 3, 5 + 5 и т.п.). Для гармонии характерны доминирующее положение основной тональности и тоники, гармоническая устойчивость. Этот тип изложения соответствует первоначальному проведению темы, а также ее репризному повторению.
Серединный тип изложения определяется неустойчивостью структуры и гармонии. В структуре преобладают дробные, разномасштабные построения, не завершенные устойчивыми каденциями. Для гармонии характерно избегание тоники, введение неустойчивых гармонических функций, отклонений, новых тональностей. Этот тип изложения соответствует серединным (развивающим) или связующим участкам формы. Заключительный тип изложения характеризуется подчеркнутой устойчивостью и остановкой развития. В структуре преобладают повторения мотивов, ряд дополнений после ясно закончившейся основной части. Для гармонии характерна остановка движения, выраженная более редкими гармоническими сменами, введением органного пункта на тонике, плагальных отклонений, повторение устойчивых гармонических оборотов. Этот тип изложения соответствует коде или дополнению. Что касается вступлений, то в них применяются самые различные типы изложения. Иногда в конце серединных, связующих, а также вступительных частей дается особое построение, непосредственно подготовляющее вступление новой (или возвращение прежней) темы. В таком построении, называемом предыктом, господствует доминантовая гармония (часто и доминантовый органный пункт) той тональности, в которой начнется подготовляемая тема.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|