Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Двухтемная трехчастная форма.




Простая трехчастная форма, середина которой основана на новой собственной теме, называется двухтемной (A+B+A). В этом случае середина может представлять собой период или даже повторенный период («Подними меня, Спаситель», ПХ2, № 60; «Все посвяти Иисусу», ПХ1, № 507).

Введение новой темы создает больший контраст средней части с крайними. Тематическое контрастирование часто подчеркивается гармоническими приемами: характерен уход в далекую тональность по отношению к главной тональности первого периода.

В некоторых случаях средняя часть построена целиком на новом материале, но этот материал излагается неустойчиво, подобно середине развивающего типа (тональная неустойчивость, секвентность, имитационность и другие приемы развития).

Реприза.

Реприза является точным или несколько измененным повторением музыки первого периода.

Реприза трехчастной формы завершается в главной тональности. В случае модулирования репризного периода к концу (подобно первой части) неизбежно образование новой части (продолжения репризы или коды), в которой главная тоника будет закреплена. В трехчастной форме с расширенной репризой общая кульминация формы часто расположена именно в третьей части

динамическая реприза»).

Возможны случаи, когда в репризе повторено только одно предложение начального периода, но масштабы формы (в частности, масштабы развивающей части и расширенного репризного предложения) настолько велики, что форма воспринимается как трехчастная, а не как двухчастная («Возрадуйтесь, народы», ПХ2, № 88).

Встречаются трехчастные формы без тематической репризы при явном наличии репризы тональной. Такие образцы более характерны для вокальной музыки, в которой тематическая репризность находится несколько на втором плане (A + B + С).

Повторения частей.

Как и в двухчастной форме, в трехчастной форме возможно повторение частей, буквальное или варьированное. Наиболее типичные случаи:

||: A:|| B | A

A ||: B | A:|| – трех-пятичастная форма

||: A:||: B | A:||

Простая двойная трехчастная форма (A+B+A+B1+A) образуется в том случае, когда при повторении обновляется серединный раздел.

5.6 Вступление и заключение.

Простая трехчастная форма, как и двухчастная, может иметь вступление, а также дополнение или коду (в вокальных произведениях это часто фортепианные вступление и заключение). Иногда вступление содержит самостоятельную тему, участвующую в дальнейшем развитии.

Сложная трехчастнаяформа

Общая характеристика.

Сложной трехчастной называется форма, крайние части которой, тематически одинаковые, изложены в простой двух- или трехчастной форме и контрастируют со средней частью.

Различают два основных вида сложной трехчастной формы – с трио и с эпизодом в качестве средней части.

Сложная трехчастная форма с трио.

Первая часть сложной трехчастной формы тематически однородна. Она пишется в простой двух- или трехчастной форме. Заканчивается первая часть обычно полной совершенной каденцией в главной тональности.

 

Сложная трехчастная форма с эпизодом.

Простая трехчастная форма, середина которой основана на новой собственной теме, называется двухтемной (A+B+A). В этом случае середина может представлять собой период или даже повторенный период («Подними меня, Спаситель», ПХ2, № 60; «Все посвяти Иисусу», ПХ1, № 507).

Введение новой темы создает больший контраст средней части с крайними. Тематическое контрастирование часто подчеркивается гармоническими приемами: характерен уход в далекую тональность по отношению к главной тональности первого периода.

В некоторых случаях средняя часть построена целиком на новом материале, но этот материал излагается неустойчиво, подобно середине развивающего типа (тональная неустойчивость, секвентность, имитационность и другие приемы развития).

Реприза.

Реприза является точным или несколько измененным повторением музыки первого периода.

Реприза трехчастной формы завершается в главной тональности. В случае модулирования репризного периода к концу (подобно первой части) неизбежно образование новой части (продолжения репризы или коды), в которой главная тоника будет закреплена. В трехчастной форме с расширенной репризой общая кульминация формы часто расположена именно в третьей части

динамическая реприза»).

Возможны случаи, когда в репризе повторено только одно предложение начального периода, но масштабы формы (в частности, масштабы развивающей части и расширенного репризного предложения) настолько велики, что форма воспринимается как трехчастная, а не как двухчастная («Возрадуйтесь, народы», ПХ2, № 88).

Встречаются трехчастные формы без тематической репризы при явном наличии репризы тональной. Такие образцы более характерны для вокальной музыки, в которой тематическая репризность находится несколько на втором плане (A + B + С).

Повторения частей.

Как и в двухчастной форме, в трехчастной форме возможно повторение частей, буквальное или варьированное. Наиболее типичные случаи:

||: A:|| B | A

A ||: B | A:|| – трех-пятичастная форма

||: A:||: B | A:||

Простая двойная трехчастная форма (A+B+A+B1+A) образуется в том случае, когда при повторении обновляется серединный раздел.

6.6 Вступление и заключение.

Простая трехчастная форма, как и двухчастная, может иметь вступление, а также дополнение или коду (в вокальных произведениях это часто фортепианные вступление и заключение). Иногда вступление содержит самостоятельную тему, участвующую в дальнейшем развитии.

Приложение

Анализ мелодии.

Наиболее специфической стороной мелодии являются музыкальновысотные соотношения, изменения высоты звуков. Они образуют мелодическую линию, которая позволяет говорить о типах и видах мелодического движения.

Типов мелодического движения два: поступенное, воспринимаемое как плавное, и скачкообразное, прерывистое. Скачок и плавное движение естественно дополняют друг друга. После плавного движения в одну сторону типичен скачок в противоположном направлении и, наоборот, скачок «заполняется» плавным движением в обратную сторону. Иногда скачок может быть уравновешен примыкающим к нему скачком в другую сторону.

Видов мелодического движения бесконечно много. Наиболее распространено волнообразное движение мелодии, состоящее из чередования восходящих и нисходящих движений, уравновешивающих друг друга. Волнообразное движение, осуществляемое в небольшом диапазоне без заметных отступлений от единого уровня напряжения, можно называть одноплановым.

Движение, сравнительно долго продолжающееся в одном направлении, называется прямолинейным. В связи со значительной ограниченностью диапазона человеческого голоса встречается преимущественно в инструментальной музыке. Напротив, многократное повторение одного звука более приемлемо в вокальной музыке, где мелодическую «неподвижность» отчасти компенсирует «движение» словесного текста. Можно также говорить о таких разновидностях мелодического движения, как ступенчатом (прямолинейном с краткими задержками на отдельных звуках), «уступчатом» (прямолинейное с некоторыми «отступлениями» от достигнутой высоты) и т.д.

Точка наивысшего напряжения мелодии называется кульминацией. Движение к кульминации связано с подъемом мелодической линии, но кульминация все же не всегда бывает представлена самым высоким звуком мелодии: многое зависит от метроритмической значимости звука, его ладового значения и других условий.

Некоторые произведения начинаются самым высоким звуком – это так называемая вершина-источник. Иногда мелодии завершаются самым высоким звуком – в этом случае он есть вершина-результат. Оба случая не представляют собой кульминации в полном смысле слова, хотя вершинарезультат приближается к ней (как бы кульминация без последующего спада). Наконец, есть такие мелодии, где самый высокий звук достигается неоднократно и потому не воспринимается как вершинный.

Если развитая мелодия имеет одну ясно выраженную кульминацию, то эта кульминация обычно находится близко от начала последней трети или четверти всей мелодии (подъем требует большего времени, чем спад). Наряду с общей главной кульминацией мелодия может содержать и ряд частных, местных кульминаций. В некоторых формах главная мелодическая кульминация отсутствует, а имеются лишь частные кульминации в обособленных разделах формы.

Соотношение подъемов и спадов мелодической линии в плане их продолжительностей существенно в композиционном соподчинении частей формы. При этом целесообразное расположение кульминаций является важным фактором формообразования.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...