Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Материалы для замещения костных дефектов.




По происхождению все материалы для восстановления костной ткани делятся на 4 группы:

- аутогенные (донором является сам пациент),

- аллогенные (донором является другой человек),

- ксеногенные (донором является животное),

- аллопластические (синтетические, в том числе полученные из природных материалов).

Кроме того, материалы для замещения костной ткани подразделяются на:

- остеоиндуктивные (способные вызывать образование кости под действием специальных клеток – остеобластов, а также вызывать образование периодонтальной связки);

- остеокондуктивные (играющие роль пассивного матрикса для новой кости);

- остеонейтральные (используются только для заполнения пространства, являются биологически совместимыми чужеродными телами)

- материалы для обеспечения направленной тканевой регенерации (контактное подавление апикального разрастания эпителия).

К наиболее распространенным материалам относятся искусственный и натуральный гидроксиапатит, биокерамика, полигликолевая кислота, а также коллагеновые белки.

Использование гидроксиапатитов имеет ряд преимуществ перед другими остеопластическими материалами (легкость стерилизации, продолжительный срок хранения, высокий уровень биосовместимости, биоинертность, медленное рассасывание в организме, способность сорбировать на своей поверхности белки, неканцерогенность, нерастворимость). Естественные гидроксиапатиты получают из костей крупного рогатого скота путем удаления из них белков и других органических веществ с помощью либо высоких температур, либо относительно низких температур и химических растворителей.

Белок коллаген – наиболее известный из современных биоматериалов. Он обладает способностью привлекать остеогенные клетки и способствует их прикреплению к поверхности гидроксиапатита, выполняя, таким образом, каркасную и пластическую функции. Коллаген, используемый в стоматологии, имеет животное происхождение. Он крайне низкотоксичен, имеет высокую механическую прочность. Источниками получения коллагена служат ткани, богатые этим белком – кожа, сухожилия, кости.

О роли гидроксиапатитов и коллагена в строении тканей зуба и альвеолярной кости см. в разделе "Терапевтическая стоматология"(адгезивные системы).

Препараты на основе гидроксиапатита и коллагена имеют выраженную противовоспалительную активность, степень которой зависит от формы препарата (порошок, гранулы, пленка, губка) и количества в нем биологически активного вещества.

Биокомпозит "Гапкол" создан на основе природного биополимера коллагена и гидроксиапатита и представляет собой пористые пластины размером 25х8 мм и толщиной 0,5-1 мм. "Гапкол" усиливает образование новой кости и стимулирует заживление раны в мягких и костных тканях. Относится к малотоксичным веществам, используется при терапевтическом и хирургическом лечении пародонтита средней и средне-тяжелой степени. "Гапкол" имплантируется в костный карман.

Сульфат кальция "Капсет" относится к остеоиндуктивным материалам (образующим новые костные ткани и пародонтальные связки) и к материалам для направленной тканевой регенерации. "Капсет" – сверхчистый хирургический гипс, его можно смешивать с гидроксиапатитом и использовать в качестве мембраны.

Препарат "КоллапАн" выпускается в форме геля и является биоактивным костно-пластическим материалом на основе особо чистого гидроксиапатита, коллагена специальной обработки и антимикробного средства. Таким образом, "КоллапАн" представляет собой композицию из органической и неорганической состовляющих. В целях антимикробной терапии в "КоллапАн" вводят линкомицина гидрохлорид, гентамицина сульфат, метронидазол, клафоран, диоксидин, рифампицин, изониазид (лекарство выделяется в полость равномерно в период до 3-х недель). Выбор антибактериального препарата зависит от возбудителя заболевания. "КоллапАн" не вызывает отторжения, нагноения, аллергических реакций, Единственным противопоказанием является непереносимость того или иного лекарственного средства в составе препарата.

Гранулы препарата "Bio-Oss" используются комплексно при проведении имплантологических и пародонтологических операций. "Bio-Oss" – препарат естественного происхождения (неорганическая матрица из бычьей кости, из которой удалены все органические компоненты). Его структура напоминает губчатое вещество кости человека. "Bio-Oss" применяют для заполнения костных дефектов при проведении цистэктомии, для заполнения лунок зубов после удаления. В состав препарата "Bio-Oss COLLAGEN" входит свиной коллаген.

Материал "Остеоматрикс" – это биокомпозит, в состав которого входят костный коллаген с гидроксиапатитом, а также природный гидроксиапатит человека или свиньи. Он обладает очень высокой прочностью и имеет пористую структуры, близкую к структуре костной ткани. "Остеоматрикс" был успешно применен при заполнении костных дефектов после удаления кист и сложных зубов. Заполнение новой костной тканью происходит за 3 месяца.

"Алломатрикс-имплант" – биоматериал на основе костного коллагена человека, насыщенный костными сульфатированными гликозаминогликанами человека. Показан к использованию практически во всех случаях, требующих замещения костной ткани.

К препаратам направленной тканевой регенерации относятся, прежде всего, мембраны. Роль мембраны сводится к роли ограничителя мягких тканей от костной ткани путем физического отделения их друг от друга мембранным материалом. Все мембраны делятся на нерезорбируемые ( не рассасывающиеся) и резорбируемые (рассасывающиеся).

Резорбируемые мембраны готовят из натуральных природных биоматериалов, взятых у животных и человека (например, мембрана "Bio-Gide" из коллагена) и из синтетических полимеров (например мембраны "Абрисорб", "Резолют", "Gidor Matrix Barrier").

Мембрана "Остеопласт" содержит сульфатированные гликозаминогликаны – модуляторы роста соединительной ткани (из костной ткани быков). Эта мембрана имеет высокую биосовместимость с окружающими тканями, характеризуется отсутствием воспаления и отторжением материала на срок до 4-х месяцев.

При применении резорбируемых мембран рана периодонта полностью восстанавливается обычным заживлением, а восстановление костной ткани под мембраной напоминает рост кости в эмбриональный период.

Перед имплантацией мембраны врач должен убедиться в полном отсутствии очагов инфекции.

 

В настоящее время наиболее ква­лифицированно и полно разработа­ны вопросы диспансерной помощи больным с врожденной расщелиной губы и неба, частота которой колеблется от 1:500 до 1:1000 новорож­денных. Питание ребенка с расще­линой губы и/или неба нарушено. Возможность сосать грудь матери сохраняется лишь при неполной расщелине верхней губы или непол­ной расщелине твердого или мягко­го неба. Задача детского стоматоло­га — показать персоналу родильного дома и матери приемы кормления ребенка. По возможности следует использовать с первого дня его жиз­ни методику раннего ортодонтиче­ского лечения путем разобщения полостей рта и носа стандартным ортодонтическим аппаратом.

В некоторых родильных домах ре­бенка, родившегося с расщелиной, начинают кормить через зонд. Это неправильно. Кормить ребенка надо через мягкую соску с достаточно большим отверстием или с ложечки. Мягкая соска, заполняя расщелину, помогает создать достаточную гер­метичность в полости рта. Важным условием правильного кормления и профилактики аспирации жидкой пищи в дыхательные пути является положение ребенка при кормлении. Оно должно быть полувертикаль­ным. Следует рекомендовать матери максимально долгий срок сохранять молоко для сцеживания и кормле­ния ребенка даже при смешанном вскармливании. Для ослабленных, поставленных в необычные условия детей, родившихся с пороком, это особенно важно. Кроме того, с воз­растом у ребенка вырабатываются механизмы адаптации и возмож­ность аспирации и асфиксии умень­шается.

Деформации всех отделов носа, носовой перегородки, сужение че­люсти и высокое стояние небных пластин служат причинами значи­тельного сужения носовой полости. Этому же способствует выраженная гипертрофия носовых раковин, ко­торая формируется вследствие раз­дражения слизистой оболочки пищей, холодным воздухом, языком. Нарушениями нормальной функции носа объясняются частые ри­ниты, евстахеиты, средние отиты и заболевания пазух. Нередко выяв­ляется снижение слуха как следст­вие перенесенных хронических отитов. Хронические фарингиты и тонзиллиты у детей с расщелиной губы и неба диагностируются чаще, чем у здоровых детей. У многих де­тей выражены аденоидные вегета­ции. Все это требует обязательного диспансерного наблюдения со сто­роны педиатра, оториноларинголо­га, методиста по лечебной физкуль­туре с первых дней жизни ребенка и должно продолжаться после хи­рургического лечения.

Деформации зубочелюстной сис­темы всегда сопутствуют расщелине губы и неба и могут иметь различ­ную степень выраженности. Чаще всего наблюдаются сужение верх­ней челюсти, мезиальная окклюзия, другие аномалии прикуса и поло­жения отдельных зубов или их групп, поэтому в комплекс лечеб­ных мероприятий необходимо включать ортодонтическое лечение. Задача ортодонтического лече­ния — нормализация взаимополо­жения отдельных зубов и зубных дуг верхней и нижней челюстей.

Одно из самых тяжелых функци­ональных проявлений врожденной расщелины губы и/или неба — на­рушение речи. Сложный комплекс анатомических нарушений — сама расщелина, укорочение неба, рас­ширенное глоточное кольцо, изме­нения в носоглотке, отсутствие небно-глоточного смыкания, де­формация прикуса — ведет к нару­шениям звукообразования. У детей с врожденной расщелиной неба речь невнятна, с гнусавым оттен­ком, нарушены звукопроизношение, речевое дыхание, работа ми­мической мускулатуры, фонемати­ческий слух. В этих случаях лече­ние у логопеда — необходимый этап комплексной терапии.

Занятия с логопедом подразделя­ются на два периода: дооперационный (с начала развития речи до устранения анатомических наруше­ний оперативным методом) и по­слеоперационный. Направленность занятий в эти периоды различна. В первом периоде задача логопеда со­стоит в постановке диафрагмального дыхания, тренировке ротового выдоха, гимнастике речевых орга­нов. Дооперационные занятия в пе­риод физиологического развития речи наиболее ценны еще и пото­му, что дают возможность улучшить двигательную функцию языка, губ, фрагментов мягкого неба, задней стенки глотки.

Послеоперационный курс обуче­ния начинают с 8—10-го дня после операции. В него входят массаж и миогимнастика неба, закрепление навыков правильной речи, поста­новка отдельных звуков, снятие гнусавости, восстановление фоне­матического слуха. После опера­ции постановка речи занимает 2— 4 мес в зависимости от вида рас­щелины, эффективности доопера-ционной логотерапии, результатов операции, ортодонтического лече­ния и способностей ребенка, а так­же старания и дисциплины родите­лей по выполнению указаний лого­педа.

Около 30% больных с расщелинами лица имеют те или иные нервно-психические расстройства. У этих детей отмечается задержка психиче­ского, психоречевого развития, в связи с этим в центре диспансери­зации они должны находиться под наблюдением невропатолога, пси­хоневролога, медицинского психо­лога. Постоянное наблюдение за психическим развитием ребенка, своевременные рекомендации мате­ри могут предотвратить дальнейшие нарушения. С такими детьми дол­жны также работать педиатр, меди­цинский генетик, психолог, педа­гог, физиотерапевт, врач функцио­нальной диагностики и др.

В последние годы лечение боль­ных с пороками развития лица проводят по принципу комплекс­ной помощи в консультативно-ме­тодических центрах диспансериза­ции.

Территориальный центр диспан­серизации — важнейшее звено, деятельность которого направле­на на своевременное выявление и лечение детей с врожденными по­роками развития ЧЛО. Такие цен­тры осуществляют наблюдение за детьми до 18 лет включительно. Деятельность центра диспансери­зации определяется законодатель­ством РФ и территориальными органами здравоохранения.

Основные задачи территориально­го центра диспансеризации:

• выявление и ведение учета детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО на основании эпидемиологического обследова­ния территории;

• постановка первичного диагноза;

• организация комплексного лече­ния больных;

• мониторинг детей с данным по­роком (первичный и на этапах ре­абилитации);

• МКГ;

• внедрение новых методов диагно­стики и лечения;

• повышение квалификации врачей и среднего медицинского персо­нала;

• медицинская, психолого-педаго­гическая, юридическая и соци­альная реабилитация детей.

Территориальный центр диспан­серизации тесно взаимодействует с Федеральным центром по лечению детей с наследственной и врожден­ной патологией ЧЛО:

• направляет в него детей со слож­ной патологией;

• контролирует исполнение реко­мендаций, данных больному;

своевременно представляет ста­тистические сведения

На диспансерный учет с органи­зацией всех видов комплексного лечения должны быть поставлены дети с рождения до полной реаби­литации, которая может завершить­ся в разные возрастные периоды до 18 лет.

В диспансерную группу должны быть включены дети с:

1) врожденной расщелиной губы и/или неба;

2) синдромами ЧЛО;

3) тканевыми пороками развития (сосудистые новообразования, лим-фангиомы, нейрофиброматоз и др.);

4) врожденными кистами и сви­щами, дермоидными кистами;

5) другими (неклассифицирован­ными) врожденными пороками раз­вития ЧЛО.

Диспансеризация детей с врож­денными пороками лица и челю­стей строится на эффективном сочетании профилактических и лечебных мероприятий, проводи­мых в период роста ребенка. Ра­бота всех специалистов должна быть организована в одном спе­циализированном лечебном уч­реждении и проводиться как еди­ное целое.

Задачи комплексного лечения де­тей с расщелиной верхней губы и неба: своевременное устранение хи­рургическим путем основных анато­мических нарушений, связанных с наличием расщелины; ортодонтиче-ское исправление имеющихся де­формаций и предотвращение разви­тия вторичных деформаций челю­стей; постановка у ребенка правиль­ной речи путем тренировки внешне­го дыхания и развития правильной речевой артикуляции; обеспечение нормального общего физического развития ребенка в целом (своевре­менная стоматологическая и отори-ноларингологическая санация, об­щеукрепляющее лечение и др.).

Ортодонтическое лечение показа­но с рождения как предоперацион­ное мероприятие. Предоперацион­ное ортодонтическое лечение со­здает благоприятные условия для ила^шки нсрхнеи губы и неба. При тяжелых формах расщелины неба раннее вмешательство ортодонта позволяет контролировать и стиму­лировать развитие верхней челю­сти, обеспечивая гармонию размера и взаимоотношения зубных дуг в ранних стадиях роста челюстей.

Ортодонтическое лечение, про­водимое до пластики неба, возоб­новляется после операции и закан­чивается длительным периодом ре­тенции. Детям со значительными деформациями челюстей рекомен­дуется ношение ретенционных ап­паратов во время и после пластики неба.

Постановка речи логопедом. Тре­нировку речи начинают в раннем возрасте (1—2 года) до появления осознанной речи, пока еще не уста­новились патологические навыки, обусловленные наличием расщели­ны неба. Занятия заключаются в подборе игр и упражнений, укреп­ляющих дыхательную систему и приучающих детей глубоко дышать. В период формирования речи, начиная с 4—5 лет, логопед занима­ется с ребенком непосредственно, приучая его к сознательным рече­вым движениям. Лечение заключа­ется в тренировке речевого выдоха, физическом развитии органов речи и выработке правильной речевой артикуляции. Систематически про­водимая дооперационная речевая терапия позволяет добиться боль­ших успехов у больных с любой формой расщелины. Таким детям после операции необходимо за­крепление приобретенных речевых навыков, что сокращает длитель­ность обучения.

Психоневролог исключает врож­денное поражение ЦНС и следит за степенью умственного развития ре­бенка. Дети с врожденной расщели­ной неба должны регулярно прохо­дить стоматологическую и оторино-ларингологическую санацию. За об­щим физическим развитием детей систематически наблюдает педиатр.

Для каждой группы врожденных пороков развития имеется програм­ма реабилитации, рассчитанная на весь период детского возраста. Обеспечение больного всем комп­лексом реабилитационных меро­приятий в первые 5—6 лет жизни позволяет получить положительный результат лечения у всех детей с расщелиной губы и/или неба, со­здать равные возможности в разви­тии ребенка.

Принцип построения действий в условиях специализированной помощи детям с врожденными пороками должен быть неотлож­ным, последовательным, перио­дическим, этапным и обязательно комплексным.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...