Материалы для замещения костных дефектов.
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 По происхождению все материалы для восстановления костной ткани делятся на 4 группы: - аутогенные (донором является сам пациент), - аллогенные (донором является другой человек), - ксеногенные (донором является животное), - аллопластические (синтетические, в том числе полученные из природных материалов). Кроме того, материалы для замещения костной ткани подразделяются на: - остеоиндуктивные (способные вызывать образование кости под действием специальных клеток – остеобластов, а также вызывать образование периодонтальной связки); - остеокондуктивные (играющие роль пассивного матрикса для новой кости); - остеонейтральные (используются только для заполнения пространства, являются биологически совместимыми чужеродными телами) - материалы для обеспечения направленной тканевой регенерации (контактное подавление апикального разрастания эпителия). К наиболее распространенным материалам относятся искусственный и натуральный гидроксиапатит, биокерамика, полигликолевая кислота, а также коллагеновые белки. Использование гидроксиапатитов имеет ряд преимуществ перед другими остеопластическими материалами (легкость стерилизации, продолжительный срок хранения, высокий уровень биосовместимости, биоинертность, медленное рассасывание в организме, способность сорбировать на своей поверхности белки, неканцерогенность, нерастворимость). Естественные гидроксиапатиты получают из костей крупного рогатого скота путем удаления из них белков и других органических веществ с помощью либо высоких температур, либо относительно низких температур и химических растворителей. Белок коллаген – наиболее известный из современных биоматериалов. Он обладает способностью привлекать остеогенные клетки и способствует их прикреплению к поверхности гидроксиапатита, выполняя, таким образом, каркасную и пластическую функции. Коллаген, используемый в стоматологии, имеет животное происхождение. Он крайне низкотоксичен, имеет высокую механическую прочность. Источниками получения коллагена служат ткани, богатые этим белком – кожа, сухожилия, кости.
О роли гидроксиапатитов и коллагена в строении тканей зуба и альвеолярной кости см. в разделе "Терапевтическая стоматология"(адгезивные системы). Препараты на основе гидроксиапатита и коллагена имеют выраженную противовоспалительную активность, степень которой зависит от формы препарата (порошок, гранулы, пленка, губка) и количества в нем биологически активного вещества. Биокомпозит "Гапкол" создан на основе природного биополимера коллагена и гидроксиапатита и представляет собой пористые пластины размером 25х8 мм и толщиной 0,5-1 мм. "Гапкол" усиливает образование новой кости и стимулирует заживление раны в мягких и костных тканях. Относится к малотоксичным веществам, используется при терапевтическом и хирургическом лечении пародонтита средней и средне-тяжелой степени. "Гапкол" имплантируется в костный карман. Сульфат кальция "Капсет" относится к остеоиндуктивным материалам (образующим новые костные ткани и пародонтальные связки) и к материалам для направленной тканевой регенерации. "Капсет" – сверхчистый хирургический гипс, его можно смешивать с гидроксиапатитом и использовать в качестве мембраны. Препарат "КоллапАн" выпускается в форме геля и является биоактивным костно-пластическим материалом на основе особо чистого гидроксиапатита, коллагена специальной обработки и антимикробного средства. Таким образом, "КоллапАн" представляет собой композицию из органической и неорганической состовляющих. В целях антимикробной терапии в "КоллапАн" вводят линкомицина гидрохлорид, гентамицина сульфат, метронидазол, клафоран, диоксидин, рифампицин, изониазид (лекарство выделяется в полость равномерно в период до 3-х недель). Выбор антибактериального препарата зависит от возбудителя заболевания. "КоллапАн" не вызывает отторжения, нагноения, аллергических реакций, Единственным противопоказанием является непереносимость того или иного лекарственного средства в составе препарата.
Гранулы препарата "Bio-Oss" используются комплексно при проведении имплантологических и пародонтологических операций. "Bio-Oss" – препарат естественного происхождения (неорганическая матрица из бычьей кости, из которой удалены все органические компоненты). Его структура напоминает губчатое вещество кости человека. "Bio-Oss" применяют для заполнения костных дефектов при проведении цистэктомии, для заполнения лунок зубов после удаления. В состав препарата "Bio-Oss COLLAGEN" входит свиной коллаген. Материал "Остеоматрикс" – это биокомпозит, в состав которого входят костный коллаген с гидроксиапатитом, а также природный гидроксиапатит человека или свиньи. Он обладает очень высокой прочностью и имеет пористую структуры, близкую к структуре костной ткани. "Остеоматрикс" был успешно применен при заполнении костных дефектов после удаления кист и сложных зубов. Заполнение новой костной тканью происходит за 3 месяца. "Алломатрикс-имплант" – биоматериал на основе костного коллагена человека, насыщенный костными сульфатированными гликозаминогликанами человека. Показан к использованию практически во всех случаях, требующих замещения костной ткани. К препаратам направленной тканевой регенерации относятся, прежде всего, мембраны. Роль мембраны сводится к роли ограничителя мягких тканей от костной ткани путем физического отделения их друг от друга мембранным материалом. Все мембраны делятся на нерезорбируемые ( не рассасывающиеся) и резорбируемые (рассасывающиеся). Резорбируемые мембраны готовят из натуральных природных биоматериалов, взятых у животных и человека (например, мембрана "Bio-Gide" из коллагена) и из синтетических полимеров (например мембраны "Абрисорб", "Резолют", "Gidor Matrix Barrier").
Мембрана "Остеопласт" содержит сульфатированные гликозаминогликаны – модуляторы роста соединительной ткани (из костной ткани быков). Эта мембрана имеет высокую биосовместимость с окружающими тканями, характеризуется отсутствием воспаления и отторжением материала на срок до 4-х месяцев. При применении резорбируемых мембран рана периодонта полностью восстанавливается обычным заживлением, а восстановление костной ткани под мембраной напоминает рост кости в эмбриональный период. Перед имплантацией мембраны врач должен убедиться в полном отсутствии очагов инфекции.
В настоящее время наиболее квалифицированно и полно разработаны вопросы диспансерной помощи больным с врожденной расщелиной губы и неба, частота которой колеблется от 1:500 до 1:1000 новорожденных. Питание ребенка с расщелиной губы и/или неба нарушено. Возможность сосать грудь матери сохраняется лишь при неполной расщелине верхней губы или неполной расщелине твердого или мягкого неба. Задача детского стоматолога — показать персоналу родильного дома и матери приемы кормления ребенка. По возможности следует использовать с первого дня его жизни методику раннего ортодонтического лечения путем разобщения полостей рта и носа стандартным ортодонтическим аппаратом. В некоторых родильных домах ребенка, родившегося с расщелиной, начинают кормить через зонд. Это неправильно. Кормить ребенка надо через мягкую соску с достаточно большим отверстием или с ложечки. Мягкая соска, заполняя расщелину, помогает создать достаточную герметичность в полости рта. Важным условием правильного кормления и профилактики аспирации жидкой пищи в дыхательные пути является положение ребенка при кормлении. Оно должно быть полувертикальным. Следует рекомендовать матери максимально долгий срок сохранять молоко для сцеживания и кормления ребенка даже при смешанном вскармливании. Для ослабленных, поставленных в необычные условия детей, родившихся с пороком, это особенно важно. Кроме того, с возрастом у ребенка вырабатываются механизмы адаптации и возможность аспирации и асфиксии уменьшается.
Деформации всех отделов носа, носовой перегородки, сужение челюсти и высокое стояние небных пластин служат причинами значительного сужения носовой полости. Этому же способствует выраженная гипертрофия носовых раковин, которая формируется вследствие раздражения слизистой оболочки пищей, холодным воздухом, языком. Нарушениями нормальной функции носа объясняются частые риниты, евстахеиты, средние отиты и заболевания пазух. Нередко выявляется снижение слуха как следствие перенесенных хронических отитов. Хронические фарингиты и тонзиллиты у детей с расщелиной губы и неба диагностируются чаще, чем у здоровых детей. У многих детей выражены аденоидные вегетации. Все это требует обязательного диспансерного наблюдения со стороны педиатра, оториноларинголога, методиста по лечебной физкультуре с первых дней жизни ребенка и должно продолжаться после хирургического лечения. Деформации зубочелюстной системы всегда сопутствуют расщелине губы и неба и могут иметь различную степень выраженности. Чаще всего наблюдаются сужение верхней челюсти, мезиальная окклюзия, другие аномалии прикуса и положения отдельных зубов или их групп, поэтому в комплекс лечебных мероприятий необходимо включать ортодонтическое лечение. Задача ортодонтического лечения — нормализация взаимоположения отдельных зубов и зубных дуг верхней и нижней челюстей. Одно из самых тяжелых функциональных проявлений врожденной расщелины губы и/или неба — нарушение речи. Сложный комплекс анатомических нарушений — сама расщелина, укорочение неба, расширенное глоточное кольцо, изменения в носоглотке, отсутствие небно-глоточного смыкания, деформация прикуса — ведет к нарушениям звукообразования. У детей с врожденной расщелиной неба речь невнятна, с гнусавым оттенком, нарушены звукопроизношение, речевое дыхание, работа мимической мускулатуры, фонематический слух. В этих случаях лечение у логопеда — необходимый этап комплексной терапии. Занятия с логопедом подразделяются на два периода: дооперационный (с начала развития речи до устранения анатомических нарушений оперативным методом) и послеоперационный. Направленность занятий в эти периоды различна. В первом периоде задача логопеда состоит в постановке диафрагмального дыхания, тренировке ротового выдоха, гимнастике речевых органов. Дооперационные занятия в период физиологического развития речи наиболее ценны еще и потому, что дают возможность улучшить двигательную функцию языка, губ, фрагментов мягкого неба, задней стенки глотки.
Послеоперационный курс обучения начинают с 8—10-го дня после операции. В него входят массаж и миогимнастика неба, закрепление навыков правильной речи, постановка отдельных звуков, снятие гнусавости, восстановление фонематического слуха. После операции постановка речи занимает 2— 4 мес в зависимости от вида расщелины, эффективности доопера-ционной логотерапии, результатов операции, ортодонтического лечения и способностей ребенка, а также старания и дисциплины родителей по выполнению указаний логопеда. Около 30% больных с расщелинами лица имеют те или иные нервно-психические расстройства. У этих детей отмечается задержка психического, психоречевого развития, в связи с этим в центре диспансеризации они должны находиться под наблюдением невропатолога, психоневролога, медицинского психолога. Постоянное наблюдение за психическим развитием ребенка, своевременные рекомендации матери могут предотвратить дальнейшие нарушения. С такими детьми должны также работать педиатр, медицинский генетик, психолог, педагог, физиотерапевт, врач функциональной диагностики и др. В последние годы лечение больных с пороками развития лица проводят по принципу комплексной помощи в консультативно-методических центрах диспансеризации. Территориальный центр диспансеризации — важнейшее звено, деятельность которого направлена на своевременное выявление и лечение детей с врожденными пороками развития ЧЛО. Такие центры осуществляют наблюдение за детьми до 18 лет включительно. Деятельность центра диспансеризации определяется законодательством РФ и территориальными органами здравоохранения. Основные задачи территориального центра диспансеризации: • выявление и ведение учета детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО на основании эпидемиологического обследования территории; • постановка первичного диагноза; • организация комплексного лечения больных; • мониторинг детей с данным пороком (первичный и на этапах реабилитации); • МКГ; • внедрение новых методов диагностики и лечения; • повышение квалификации врачей и среднего медицинского персонала; • медицинская, психолого-педагогическая, юридическая и социальная реабилитация детей. Территориальный центр диспансеризации тесно взаимодействует с Федеральным центром по лечению детей с наследственной и врожденной патологией ЧЛО: • направляет в него детей со сложной патологией; • контролирует исполнение рекомендаций, данных больному; своевременно представляет статистические сведения На диспансерный учет с организацией всех видов комплексного лечения должны быть поставлены дети с рождения до полной реабилитации, которая может завершиться в разные возрастные периоды до 18 лет. В диспансерную группу должны быть включены дети с: 1) врожденной расщелиной губы и/или неба; 2) синдромами ЧЛО; 3) тканевыми пороками развития (сосудистые новообразования, лим-фангиомы, нейрофиброматоз и др.); 4) врожденными кистами и свищами, дермоидными кистами; 5) другими (неклассифицированными) врожденными пороками развития ЧЛО. Диспансеризация детей с врожденными пороками лица и челюстей строится на эффективном сочетании профилактических и лечебных мероприятий, проводимых в период роста ребенка. Работа всех специалистов должна быть организована в одном специализированном лечебном учреждении и проводиться как единое целое. Задачи комплексного лечения детей с расщелиной верхней губы и неба: своевременное устранение хирургическим путем основных анатомических нарушений, связанных с наличием расщелины; ортодонтиче-ское исправление имеющихся деформаций и предотвращение развития вторичных деформаций челюстей; постановка у ребенка правильной речи путем тренировки внешнего дыхания и развития правильной речевой артикуляции; обеспечение нормального общего физического развития ребенка в целом (своевременная стоматологическая и отори-ноларингологическая санация, общеукрепляющее лечение и др.). Ортодонтическое лечение показано с рождения как предоперационное мероприятие. Предоперационное ортодонтическое лечение создает благоприятные условия для ила^шки нсрхнеи губы и неба. При тяжелых формах расщелины неба раннее вмешательство ортодонта позволяет контролировать и стимулировать развитие верхней челюсти, обеспечивая гармонию размера и взаимоотношения зубных дуг в ранних стадиях роста челюстей. Ортодонтическое лечение, проводимое до пластики неба, возобновляется после операции и заканчивается длительным периодом ретенции. Детям со значительными деформациями челюстей рекомендуется ношение ретенционных аппаратов во время и после пластики неба. Постановка речи логопедом. Тренировку речи начинают в раннем возрасте (1—2 года) до появления осознанной речи, пока еще не установились патологические навыки, обусловленные наличием расщелины неба. Занятия заключаются в подборе игр и упражнений, укрепляющих дыхательную систему и приучающих детей глубоко дышать. В период формирования речи, начиная с 4—5 лет, логопед занимается с ребенком непосредственно, приучая его к сознательным речевым движениям. Лечение заключается в тренировке речевого выдоха, физическом развитии органов речи и выработке правильной речевой артикуляции. Систематически проводимая дооперационная речевая терапия позволяет добиться больших успехов у больных с любой формой расщелины. Таким детям после операции необходимо закрепление приобретенных речевых навыков, что сокращает длительность обучения. Психоневролог исключает врожденное поражение ЦНС и следит за степенью умственного развития ребенка. Дети с врожденной расщелиной неба должны регулярно проходить стоматологическую и оторино-ларингологическую санацию. За общим физическим развитием детей систематически наблюдает педиатр. Для каждой группы врожденных пороков развития имеется программа реабилитации, рассчитанная на весь период детского возраста. Обеспечение больного всем комплексом реабилитационных мероприятий в первые 5—6 лет жизни позволяет получить положительный результат лечения у всех детей с расщелиной губы и/или неба, создать равные возможности в развитии ребенка. Принцип построения действий в условиях специализированной помощи детям с врожденными пороками должен быть неотложным, последовательным, периодическим, этапным и обязательно комплексным.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|