Сегодня Кировский молочный комбинат – одно из крупнейших, эффективно работающих предприятий молочной промышленности Российской Федерации.
Полное фирменное наименование Закрытое акционерное общество "Кировский молочный комбинат" Сокращенное наименование ЗАО "Кировмолкомбинат" Место нахождения: Российская Федерация, г. Киров, ул.Воровского, д.105 Почтовый адрес: 610035, РФ, г.Киров, ул.Воровского, д.105 Тел.: код 8332, 63-38-49 Факс: код 8332, 63-38-49 Адрес электронной почты: kmk@milk.kirov.ru Согласно Гражданского Кодекса РФ, исходя из организационно-правовой формы закрытое акционерное общество, данное предприятие находится в частной собственности.Высшим органом управления ЗАО является собрание акционеров. К исключительной компетенции собрания акционеров относятся следующие вопросы, решение по которым принимается, если за него проголосовали владельцы более 50% обыкновенных акций, присутствующие на собрании:- внесение изменений в Устав;- изменение уставного капитала (за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами ЗАО);- принятие Кодекса поведения членов Совета директоров, членов правления и должностных лиц администрации;- утверждение баланса, счета прибылей и убытков, ежегодного отчета Совета директоров, а также отчетов аудитора;- утверждение размера дивиденда, выплачиваемого на обыкновенную акцию (указанный размер не может превышать величины, рекомендованной Советом директоров);- назначение членов Ревизионной комиссии и независимых внешних аудиторов, а также определение их сферы деятельности и вознаграждения;- принятие решений о создании и прекращении деятельности филиалов, представительств, отделений ЗАО в соответствии с действующим законодательством;- утверждение сделок и иных действий, влекущих возникновение обязательств от имени ЗАО, которые превышают полномочия, предоставленные Совету директоров;- принятие решений о залоге, сдаче в аренду, продаже, обмене или ином отчуждении недвижимого имущества ЗАО либо иного имущества, состав которого определяется учредительными документами ЗАО, если размеры сделки или стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышают 10% активов ЗАО;- принятие решения об образовании дочерних предприятий и участии ЗАО в иных предприятиях, объединениях предприятий;- принятие решений о слиянии, присоединении, преобразовании АО в предприятие иной организационно-правовой формы;- принятие решений о ликвидации ЗАО, создании ликвидационной комиссии и утверждении ее отчета;- избрание членов Совета директоров, назначение Генерального директора ЗАО.Основной задачей членов Совета директоров является выработка политики с целью увеличения прибыльности ЗАО. Компетенция Совета директоров. Совет директоров имеет право принимать решения по всем вопросам деятельности ЗАО и его внутренним делам, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания акционеров.Генеральный директор осуществляет оперативное руководство деятельностью ЗАО и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для выполнения этой задачи. Генеральный директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом.Организационная структура управления предприятием определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за осуществление процесса выработки и реализации управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием. Аппарат управления включает управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений. Большинство ученых и специалистов различают два типа организационных структур управления - иерархический (бюрократический) и органический.
На данном предприятии существует линейная структура управления. Эта структура образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы (рис. 1). Руководитель в такой структуре называется линейным и замыкает на себе как административные, так и другие функции. Причем обратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения работ, может отсутствовать. Административные функции и процедуры могут делегироваться основным руководителем на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Рисунок 1 Линейная структура управления
Применение данной структуры целесообразно на предприятиях с небольшой численностью персонала и незначительным объемом и номенклатурой производства. 2.3 Основные экономические показатели деятельности ЗАО «КМК»
Анализ технико-экономических показателей проводится с целью выявления основных тенденций в деятельности ЗАО «КМК» и выявления особо важных проблем, требующих принятия эффективных мер. Динамика показателей деятельности предприятия приведена в таблице 1. Основными технико-экономическими показателями, характеризующими деятельность предприятия, являются объем реализации товарной продукции, себестоимость и прибыль предприятия, численность и производительность труда. Для анализа использована бухгалтерская отчетность организации за период 2006-2008 г.г.: бухгалтерский баланс ф. № 1 (приложение А, Б, В); отчет о прибылях и убытках ф. № 2 (приложение Г, Д, Е). Таблица 1 - Основные показатели деятельности предприятия ЗАО «КМК»
Объем деятельности торговой организации постоянно расширяется. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (товарооборот) по сравнению с 2007 г. выроста на 5546 тыс. руб., темп роста при этом составил 124,3%, темп роста себестоимости проданной продукции составил 125,1%. За анализируемый период прибыль от продаж увеличилась на 57,0 тыс. руб. и составила в 2008 г. 269 тыс. руб., чистая прибыль 213 тыс. руб. Наиболее важными показателями экономической эффективности организации является рентабельность. Как видно в таблице 1, рентабельность продаж в каждый анализируемый период увеличивается, следовательно, доля прибыли в выручке занимает все большую часть. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объем деятельности ЗАО «КМК» постоянно расширяется. Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (товарооборот) по сравнению с 2006 г. выроста на 5546 тыс. руб., темп роста при этом составил 124,3%, темп роста себестоимости проданной продукции составил 125,1%. За анализируемый период прибыль от продаж увеличилась на 57 тыс. руб. и составила в 2008 г. 269,0 тыс. руб., чистая прибыль 213 тыс. руб. Таким образом, рассмотрев основные показатели деятельности и структуру управления ЗАО «КМК», далее необходимо рассмотреть анализ организации маркетинга на предприятии и пути улучшения его деятельности с целью обеспечения более эффективной сбытовой политики ЗАО «КМК», которая обеспечит дополнительную прибыль предприятию и расширение масштабов продаж молочной продукции исследуемого предприятия.3. Организация и пути совершенствования отдела маркетинга ЗАО «КМК» 3.1. Комплекс маркетинга в ЗАО «КМК»
Исследуемое предприятие ЗАО «КМК» расположено по адресу г. Киров, ул. Воровского, д.105. По данным статистики на Кировский рынок поступает огромное количество молочной продукции, в том числе значительную часть из них составляет продукция ЗАО «КМК». Рассмотрим объемы реализации продукции на российском рынке молочной продукции, представленные в таблице 2.Таблица 2 - Объемы реализации молочной продукции на рынке
Молочная продукция является ежедневно необходимой для населения, по питательным свойствам молочные продукты практически превосходят все остальные, благодаря чему рынок молочной продукции стабилен и имеет тенденцию к расширению товарного ассортимента. Можно сказать что на рынке молочной продукции России действует такая конкурентная ситуация как монополистическая или несовершенная конкуренция. Конкуренты многочисленны, и их силы уравновешены. Однако их товары дифференцированы, т.е. с точки зрения покупателя они обладают отличительными качествами, которые воспринимаются всем рынком в качестве таковых [23]. Практически вся продукция ЗАО «КМК» продается на внутреннем рынке, доля импорта незначительна и представлена разовыми контрактами на поставку небольших партий товаров. Рынок сбыта «КМК» практически неограничен, покупатели молочной продукции проживают практически во всех регионах России, более 67 % продукции продается в Волго-Вятском (37%), Центральном (14%), Уральском (16%), регионах. 33% приходится на остальную часть России, преимущественно на Сибирь (14%). Волго-Вятский, Центральный и Уральский регионы являются выгодными рынками сбыта, потому что: - близкое расположение с производителем позволят сократить до минимума транспортные расходы; - молочная продукция ЗАО «КМК» высокого качества и конкурентоспособна на рынке. Исследования показывают, что в данных регионах обеспечивается не только стабильный уровень сбыта продукции, но и созданы условия для увеличения объема продаж при условии сохранения качества и цены на прежнем уровне.
Элементы фирменного стиля проработаны и присутствуют во всех распространяемых материалах о компании, за разработку и внедрение фирменного стиля компания была награждена в 2000 году золотыми дипломами Вятской Торгово-промышленной палаты. Каждый год компания принимает участие в 10 выставках на федеральном и региональном уровне, что позволяет ознакомиться с рынком молочной продукции региона, конкурентами и их ценами. В настоящее время в структуре предприятия нет отдела маркетинга, но есть отдел сбыта, выполняющий ряд маркетинговых функций. Кроме того, некоторые функции выполняют другие отделы, другие должностные лица. С одной стороны это правильно, так как сотрудники должны чувствовать свою значимость в организации, чувствовать общую цель. Маркетинг должен быть во всем, во всех. Можно сказать, что это отчасти философия предприятия. Но, разумеется, грамотно эти маркетинговые функции могут выполнять лишь квалифицированные маркетологи, которых не хватает предприятию. Остановимся на текущей маркетинговой деятельности предприятия. 3.2. Структура отдела маркетинга ЗАО «КМК» Управление маркетингом на ЗАО "КМК" осуществляет отдел маркетинга. В его состав входят два специалиста и руководитель отдела. Структура отдела по существу еще не сложилась. Он занимается планированием и осуществлением сбыта, разработкой наиболее эффективной сбытовой политики, важным составным элементом которой является ценовая стратегия, включающая методы и формы расчетов с потребителями, условия платежей, разрабатывает меры по совершенствованию управления и организации производства. Два специалиста работающих в отделе отвечают за следующие направления: Организация спроса и сбыта продукции; Организация рекламы. (Структура представлена на рис. 2) Рис. 2 Структура отдела маркетинга Отдел маркетинга возглавляет начальник. Рабочее место начальника центра маркетинга оснащено следующими техническими средствами: компьютером, который связан с отделом сбыта, производственным отделом, вычислительным центром, а также имеет связь внутри центра маркетинга; телефоном; факсом для оперативной передачи информации; ксероксом.Основными задачами отдела маркетинга ЗАО «КМК» являются:обеспечение надежной, достоверной и своевременной информацией о рынке, структуре и динамике конкретного спроса, предпочтениях потребителей на молочную продукцию, выпускаемую предприятием;создание ассортимента продукции, который должен наиболее полно удовлетворять условиям предприятия и приносить наибольшую прибыль;организация воздействия на потребителя, на спрос, на рынок;контроль реализации продукции.Проведение маркетинговых исследований в следующих областях деятельности предприятия:-отбор и разработка новых изделий;-рекламная деятельность;-сбыт и рынки.Формирование рынков сбыта изделий, принятых к освоению, включая использование внешних компьютерных сетей.Создание банков данных по следующим направлениям:-потенциальные конкуренты и их товар;-потребители;-разработчики новых изделий и их новые разработки.Отдел сбыта выполняет функции двух отделов: розничной торговли, который осуществляет следующие виды деятельности: - Реализация товаров народного потребления за наличный расчет через салоны.- Анализ розничных, рыночных цен и выдача информации бюро цен.- Бухгалтерский учет торговли.- Развитие торговли встречными товарами.- Развитие сферы услуг и реализации продукции, товаров народного потребления, продуктов под заработную плату.- Пробная торговля опытными образцами новых товаров народного потребления.- Организация выездной торговли.И оптовой торговли: - Организация оптовой торговли через региональных представителей и дилеров.- Участие в ярмарках, выставках и заключение договоров.- Организация бартерного расчета с потребителями за основную продукцию.- Контроль за своевременной отгрузкой товаров народного потребления отделом сбыта и расчетами потребителей за отгруженную продукцию.- Реализация неходовых в данный момент товаров по телефону.Рекламирование в печати, на телевидении, по почте, на выставках и ярмарках новых и выпускающихся изделий с целью формирования новых рынков и расширения имеющихся.Координация действий региональных представителей.Отдел рекламы это: Поддержание и развитие имиджа фирмы, организация всех видов рекламной деятельности: радио, телевидение, наглядная реклама, дизайн стендов и салонов, сувениров, целевая реклама по переписке, телефону, телефаксу.Все расходы, связанные с рекламной деятельностью предприятия, включаются в себестоимость продукции. Выделение средств на рекламную компанию зависит от объема реализованной продукции. Рекламная компания проводится в СМИ (радио, телевидение, журналы, газеты), а также на выставках, салонах, в которых предприятие принимает участие.Проводятся мероприятия по созданию имиджа фирмы - брейдинг. Все мероприятия по рекламе расписываются по месяцам, сопоставляется, как рекламные мероприятия пересекаются между собой, оценивается весь комплекс мероприятий по рекламе. Регулярно осуществляется проверка финансирования рекламной компании и использования выделенных средств.На предприятии имеется своя история создания товарной марки. Имидж комбината и выпускаемой продукции подтверждается официально зарегистрированным товарным знаком, ряд продуктов выпускается под единой торговой маркой «Вятушка». «Вятушка» - здоровья молочная река! Этот слоган подчеркивает натуральность, стабильное качество и полезность предлагаемых потребителю молочных продуктов. Продукция под ТМ «Вятушка» узнаваема и любима потребителями. На рынке г. Кирова ТМ «Вятушка» дважды удостоена звания «Народная Торговая марка» в 2003 и 2004годах. Вся продукция имеет фирменную наклейку. Все элементы, входящие в состав торговой марки несут особый смысл и изображение и подчеркивают специфику производства молочной продукции. Образ торговой марки используется при создании и оформлении рекламных буклетов, календарей, ручек и т.п. Однако создания товарной марки недостаточно для имиджа фирмы. Предприятию необходимо формировать устойчивый и управляемый бренд. Важным этапом рекламной компании является реклама, осуществляемая через СМИ, телевидение, газеты и журналы. Выпускаются рекламные издания по заданию отдела маркетинга. Отдел рекламы ведет деловую переписку в области рекламы с партнерами комбината. С целью расширения знаний в области рекламы, освоения новых приемов выписывается специальная литература, журналы «Рекламный мир», «Рекламист». Представители отдела рекламы принимают участие в выставках, салонах, где имеют право заключать договоры. Отдел рекламы осуществляет работу с дилерами в области рекламы, взаимозачеты по рекламе.Еще одним средством воздействия на потребителя является составление медиа-плана. Отдел рекламы осуществляет рекламу с учетом спроса на выпускаемую молочную продукцию.Помимо всего вышеперечисленного используется прием директ-мейл, или прямая почтовая реклама, адресованная вероятным потребителям товаров, выпускаемых предприятием. Но все данные рекламные мероприятия имеют очень ограниченную природу деятельности, это как бы истоки зарождения рекламы на ЗАО «КМК».Отдел маркетинга в процессе деятельности сотрудничает и взаимодействует с другими подразделениями, службами и отделами предприятия по различным вопросам.Взаимодействие отдела маркетинга с коммерческим отделом необходимо во избежание ситуации, при которой заказы не могут быть выполнены из-за неожиданной и непредвиденной нехватки важных сырьевых материалов и компонентов. Такое положение может создаться в том случае, если отдел маркетинга своевременно не проинформирует специалистов коммерческого отдела о перспективных планах и заключённых договорах. И наоборот, образование чрезмерных запасов материалов из-за ошибочности прогнозов или из-за того, что отдел маркетинга не сообщил коммерческому отделу об уменьшении потребностей, приводит к замораживанию средств, которые могли бы успешно использоваться по другому назначению.Отдел маркетинга имеет непосредственное отношение к процессу расчёта издержек и составления смет. Специалисты могут не знать все тонкости бухгалтерского дела, но они должны быть подробно знакомы с используемыми методами калькуляции издержек производства и бюджетного контроля и так отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. О работе отдела маркетинга, в конечном счете, будут судить по результатам деятельности всего предприятия. Для эффективности реализации потоварных смет и общей сметы маркетинга необходимо, чтобы специалисты отдела маркетинга постоянно держали под контролем показатели издержек и прибылей.Специалисты отдела маркетинга должны иметь возможность получать быструю и квалифицированную юридическую консультацию. Имеются законодательные акты и другие официальные документы, относящиеся к разным аспектам хозяйственной и коммерческой деятельности – разработке нового изделия, производству, определения цен, рекламе, условиям продажи.Существуют, кроме того, законы и инструкции по патентному делу, регистрации товарных знаков, лицензионным соглашениям, рекламациям и претензиям покупателей и заказчиков, а также юридические нормы по вопросам ограничительной торговой практики, монополистических соглашений, покупки и продажи в рассрочку, соглашений и цен.Руководитель отдела маркетинга особенно заинтересован в выявлении и найме хороших специалистов. В настоящее время ощущается острая нехватка обученных и опытных специалистов по маркетингу, лица, отвечающие за приглашение, опрос и выбор возможных кандидатов, должны иметь ясное представление о характере будущей работы соискателя, его статусе, служебных взаимоотношениях с остальными сотрудниками отдела, перспективах роста и необходимой для выполнения данной работы профессиональной и общеобразовательной подготовке, личных качествах, способностях и опыте работы.Отделу маркетинга необходимо поддерживать тесные контакты с отделом кадров для того, чтобы подготовить чёткое описание должностных обязанностей каждого из сотрудников и требований, которым должны отвечать соискатели. Руководителям отдела маркетинга и кадров необходимо консультироваться о том, где можно найти кандидатов на должность, где следует поместить объявление о приглашении на работу, как должно быть составлено это объявление. Характер инструктажа, и если необходимо, программа обучения новых работников также должны вырабатываться совместно отделом маркетинга и отделом кадров. В то время, как общий инструктаж обычно проводиться отделом кадров, специальная подготовка по вопросам маркетинга, является обязанностью отдела маркетинга.Взаимодействие отдела маркетинга с планово-экономическим отделом выражается в том, что данным отдел получает годовые, квартальные, месячные планы сбыта и строительства квартир; информацию об изменениях цен; методические материалы по вопросам планирования. Представляет на утверждение сметные калькуляции на работы и услуги, выполняемые отделом; сметы на содержание отдела; рекомендации для планирования на основе прогноза, выданного службой маркетинга; программу маркетинга в соответствии с целями и задачами предприятия.Взаимодействие отдела маркетинга с бухгалтерией – это бухгалтерские данные о движении, реализации и остатках жилья за отчётный период для анализа и планирования; сведения о командировочных расходах (ежемесячных, квартальных, годовых); расчётные листы по заработной плате. Представляет документы для балансового отчёта; документы по командировкам специалистов.Одним из важнейших элементов деятельности отдела является нормативная документация, которая определяет функции и цели отдела, а также возлагает на каждого специалиста свои задачи, обязанности, права, ответственность. Но, необходимо отметить, что, несмотря на устойчивое положение на рынке, на сегодняшний момент отделом маркетинга ЗАО «КМК» практически не ведется работа по дальнейшему стимулированию сбыта молочной продукцию, по привлечению и расширению круга потенциальных потребителей данной продукции.Кроме того, отдел маркетинга ЗАО «КМК» практически не занимается рекламной деятельностью, реклама на данном предприятии поставлена очень слабо и не активно используется в сбытовой деятельности. Следовательно, можно говорить о том, что отдел маркетинга в ЗАО «КМК» существует, но не достаточно хорошо организован, необходимы мероприятия по улучшения его структуры и деятельности в целом. Таким образом, можно сделать вывод, что хотя определенные маркетинговые усилия и прилагаются, но они носят достаточно хаотичный характер: не распределены на уровне корпоративных документов (должностных инструкций) обязанности в сфере маркетинга, не определены участки ответственности, за выполнение тех, или иных функций маркетинга, не регламентировано взаимодействие подразделений выполняющих функции маркетинга. Отсутствие целостного комплекса маркетинга на предприятии и четко функционирующей маркетинговой службы (пусть даже не выделенной в отдельное структурное подразделение) являются одной из причин падения объемов реализации продукции и как следствия - ухудшения финансового положения предприятия. Следовательно, необходимо представить рекомендации по совершенствованию планирования комплекса маркетинга на ЗАО «КМК».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|