Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

II этап статистического исследования - сбор материала




II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СБОР МАТЕРИАЛА

Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т. п. ). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования.

III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ

Включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия:

1. Контроль - проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы.

В этом случае необходимы дополнительные данные, например из официальных документов (амбулаторных карт, историй болезни и т. п. ). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем или от самого человека, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования.

2. Группировка материала - распределение собранного материала по атрибутивному и/или количественному признакам (типологическая или вариационная). Например: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс.

3. Шифровка - применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые.

Например, Буквенная шифровка: Пол: муж. М

                                                   жен. Ж

Цифровая шифровка:

             Возрастная группировка  Шифр

до 20 лет включительно                 1

         21-29                       2

         30-39                               3

            40-49                               4

4. Сводка материала - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы.

5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала.

6. Графическое изображение полученных показателей.

IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.

 

ВЫБОР АДЕКВАТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ИЗУЧАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ
 
РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ (ОТНОСИТЕЛЬНЫХ, СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН И ДР. )
СОПОСТАВЛЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ С ЭТАЛОНАМИ И В ДИНАМИКЕ

 

С ДАННЫМИ ЛИТЕРАТУРЫ С ДАННЫМИ ГРУПП ВНУТРИ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ С ПРЕДШЕСТВУЮЩИМИ ПЕРИОДАМИ С НОРМАТИВАМИ СО СРЕДНЕРЕСПУБЛИКАНСКИМИ ДАННЫМИ

 

КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ (УРОВНЯ, СТРУКТУРЫ, ДИНАМИКИ)

ПЛОХО   ХОРОШО

ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИЧИНЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЫВОДЫ

ОБОСНОВАННЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Схема 4. Последовательность анализа различных явлений

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ

Статическая таблица является важным элементом статистического метода исследования. Она позволяет представить цифровой материал в систематизированном виде, значительно облегчает ориентацию в нем, позволяет устанавливать закономерности и дает сводную количественную характеристику изучаемого явления.

Статистическая таблица - это форма рационального, наглядного изложения данных о явлениях и процессах. По виду построения таблицы представляют собой пересечение горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов), образующих графо-клетки. После нанесения строк и граф получаем макеты таблиц, не содержащие цифровых данных. По содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, имеющее подлежащее и сказуемое.

Статистическое подлежащее - это основной признак статистической совокупности.

Статистическое сказуемое - это перечень характеризующих изучаемый объект дополнительных признаков. Обычно подлежащее располагается слева в виде названия строк, сказуемое - справа в виде названия граф.

Требования к оформлению таблиц:

1. Сверху-справа над названием таблицы пишется слово “Таблица” и дается нумерация арабскими цифрами без проставления знака “№”.

2. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится ясным круг излагаемых вопросов, географические границы статистической совокупности, период времени за который или момент времени, на который относятся данные. Иногда в названии подчеркиваются основные выводы, которые могут быть сделаны из таблицы.

· Точку в конце заголовка не ставят.

· Переносы в заголовках не допускаются.

· В названии указываются единицы изменения, если они неодинаковые, то в верхних или боковых заголовках (заголовки граф называются верхними, а заголовки строк – боковыми) следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует отводить специальную графу.

3. В таблице все слова пишутся полностью. Допускаются только общепринятые сокращения /например, ММ, МЛРД, КГ и т. д. /.

4. Если таблица большая и не умещается на одном лице, ее переносят на следующую страницу, на которой заголовочную часть таблицы не пишут, а повторяют только нумерацию граф. В длинных таблицах для облегчения чтения таблицы, полезно оставлять двойной промежуток после каждых пяти или десяти строк.

5. Желательно давать нумерацию граф. Первая графа предназначена для боковых заголовков и потому не входит в нумерацию.

Не следует строить громоздких таблиц с очень большим числом граф, иногда целесообразно некоторые графы объединить под рубрикой “прочие”. Однако она не должна охватывать более 10 % общего итога.

6. Рекомендуется пользоваться двойными горизонтальными и вертикальными линиями для отделения табличных клеток от заголовков и отделения некоторых частей таблицы друг от друга.

7. Большое значение в статистической таблице имеет итоги. Они бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные итоги получаются в результате суммирования всех чисел графы, а горизонтальные - строки. Без итогов таблица не может считаться законченной.

Следует различать “итого” и “всего”. “Итого” является итогом для определенной части, а “Всего” - для всей совокупности, то есть для всей таблицы в целом.

8. Если нет необходимости в том, чтобы приводить все элементы итога, следует ограничиться некоторыми из них, спустив остальные. В таких случаях делают приписку “в том числе” или “из них” и заголовок строки несколько отодвигают вправо.

9. При употреблении в клетках таблицы многозначных чисел следует каждые три цифры, отсчитывая их справа, отделять друг от друга /напр. 4 582 973/.

10. Отсутствие чисел в клетке может иметь ряд причин, и эти причины должны быть показаны в таблице и обозначены знаками:

(... ) - отсутствие сведений о данном факте;

(-) - отсутствие самого явления;

(X) - вообще не подлежит заполнению.

11. При монтаже таблицы надо стремиться к тому, чтобы числа, которые особенно важно сравнивать друг с другом, были расположены рядом (например, показатели за смежные периоды, показатели экспериментальной и контрольной групп, показатели плана и его выполнения).

12. Необходимо указывать источник данных, включенных в таблицу. При построении таблицы могут быть использованы сноски. Они могут относиться либо к отдельным строчкам, либо к графам, либо к клеткам. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничительные обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы.

От сносок надо отличать примечания: они относятся обычно ко всей таблице и содержат в себе указания о методах, положенных в основу получений тех или иных показателей. Примечания к таблицам рекомендуется давать тут же после таблицы.

13. В каждой табличной клетке должно быть только одно число. Не рекомендуется представлять цифровой материал в виде числителя и знаменателя.

Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные.

В простой таблице приводиться подсчет по основным делениям изучаемой группы или совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Число случаев болезней органов дыхания по нозологическим формам

у работников ХБК г. Н в 2018году

Нозологические формы

Число заболеваний

абс. ч. % к итогу
Острая респираторная инфекция    
Острый бронхит    
Пневмония    
ХОБЛ    
Ангина    
Прочие    
Всего    

 

В групповой таблице различается статистическое подлежащее (основной изучаемый признак, например заболевания) и статистические сказуемые (признаки, характеризующие основной, например возраст и пол). В групповой таблице подлежащее сочетается каждый раз только с одним из признаков сказуемого (табл. 2).

Таблица 2

Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания, полу и возрасту работающих в ХБК г. г. Н за 2018год

 

Нозологические формы

Пол

Возраст, лет

Итого

м ж до 20   21-29   30-39   40-49   50-59   60 и более
Острая респираторная инфекция                  
Острый бронхит                  
Пневмония                  
ХОБЛ                  
Ангина                  
Прочие                  
Всего                  

 

При одновременном сочетании подлежащего таблицы с несколькими признаками сказуемого таблица носит название комбинационной (табл. 3).

 

 

Таблица 3

Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания в зависимости от стажа работы и пола в ХБК г. Н за 2018 год

 

Нозологические формы

Стаж работы (в годах)

Итого

до 5 лет

6-10

11-15

16-20

21-25

25 и более

м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого м ж Итого
Острый назофарингит                                      
Острый бронхит                                      
Хронический бронхит                                      
Пневмония                                      
ХОБЛ                                      
Ангина                                      
Прочие                                      
Всего                                      
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...