II этап статистического исследования - сбор материала
II ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - СБОР МАТЕРИАЛА Это процесс регистрации, заполнения официально существующих или специально разработанных учебных документов (талоны, анкеты, карты и т. п. ). Сбор материала проводят согласно составленным ранее программе и плану исследования. III ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ Включает следующие последовательно выполняемые исследователем действия: 1. Контроль - проверка собранного материала с целью отбора учетных документов, имеющих дефекты для их последующего исправления, дополнения или исключения из исследования. Например, в анкете не указан пол, возраст или нет ответов на другие поставленные вопросы. В этом случае необходимы дополнительные данные, например из официальных документов (амбулаторных карт, историй болезни и т. п. ). Если эти данные не могут быть получены из дополнительных учетных документов, привлеченных исследователем или от самого человека, то некачественные карты (анкеты) должны быть исключены из исследования. 2. Группировка материала - распределение собранного материала по атрибутивному и/или количественному признакам (типологическая или вариационная). Например: группировка студентов по курсам обучения: I курс, II курс, III курс, IV курс, V курс, VI курс. 3. Шифровка - применение условных обозначений выделяемых признаков. При ручной обработке материала шифры могут быть цифровые, буквенные; при машинной - только цифровые. Например, Буквенная шифровка: Пол: муж. М жен. Ж Цифровая шифровка: Возрастная группировка Шифр до 20 лет включительно 1
21-29 2 30-39 3 40-49 4 4. Сводка материала - занесение полученных после подсчета цифровых данных в таблицы. 5. Вычисление статистических показателей и статистическая обработка материала. 6. Графическое изображение полученных показателей. IV ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ. ВНЕДРЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ПРАКТИКУ.
Схема 4. Последовательность анализа различных явлений СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ Статическая таблица является важным элементом статистического метода исследования. Она позволяет представить цифровой материал в систематизированном виде, значительно облегчает ориентацию в нем, позволяет устанавливать закономерности и дает сводную количественную характеристику изучаемого явления. Статистическая таблица - это форма рационального, наглядного изложения данных о явлениях и процессах. По виду построения таблицы представляют собой пересечение горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов), образующих графо-клетки. После нанесения строк и граф получаем макеты таблиц, не содержащие цифровых данных. По содержанию таблица представляет собой статистическое предложение, имеющее подлежащее и сказуемое.
Статистическое подлежащее - это основной признак статистической совокупности. Статистическое сказуемое - это перечень характеризующих изучаемый объект дополнительных признаков. Обычно подлежащее располагается слева в виде названия строк, сказуемое - справа в виде названия граф. Требования к оформлению таблиц: 1. Сверху-справа над названием таблицы пишется слово “Таблица” и дается нумерация арабскими цифрами без проставления знака “№”. 2. Каждая таблица должна иметь название, из которого становится ясным круг излагаемых вопросов, географические границы статистической совокупности, период времени за который или момент времени, на который относятся данные. Иногда в названии подчеркиваются основные выводы, которые могут быть сделаны из таблицы. · Точку в конце заголовка не ставят. · Переносы в заголовках не допускаются. · В названии указываются единицы изменения, если они неодинаковые, то в верхних или боковых заголовках (заголовки граф называются верхними, а заголовки строк – боковыми) следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует указать, в каких единицах приведены данные. Если каждая строчка имеет свою особую единицу измерения, то для их обозначения следует отводить специальную графу. 3. В таблице все слова пишутся полностью. Допускаются только общепринятые сокращения /например, ММ, МЛРД, КГ и т. д. /. 4. Если таблица большая и не умещается на одном лице, ее переносят на следующую страницу, на которой заголовочную часть таблицы не пишут, а повторяют только нумерацию граф. В длинных таблицах для облегчения чтения таблицы, полезно оставлять двойной промежуток после каждых пяти или десяти строк. 5. Желательно давать нумерацию граф. Первая графа предназначена для боковых заголовков и потому не входит в нумерацию. Не следует строить громоздких таблиц с очень большим числом граф, иногда целесообразно некоторые графы объединить под рубрикой “прочие”. Однако она не должна охватывать более 10 % общего итога. 6. Рекомендуется пользоваться двойными горизонтальными и вертикальными линиями для отделения табличных клеток от заголовков и отделения некоторых частей таблицы друг от друга.
7. Большое значение в статистической таблице имеет итоги. Они бывают вертикальные и горизонтальные. Вертикальные итоги получаются в результате суммирования всех чисел графы, а горизонтальные - строки. Без итогов таблица не может считаться законченной. Следует различать “итого” и “всего”. “Итого” является итогом для определенной части, а “Всего” - для всей совокупности, то есть для всей таблицы в целом. 8. Если нет необходимости в том, чтобы приводить все элементы итога, следует ограничиться некоторыми из них, спустив остальные. В таких случаях делают приписку “в том числе” или “из них” и заголовок строки несколько отодвигают вправо. 9. При употреблении в клетках таблицы многозначных чисел следует каждые три цифры, отсчитывая их справа, отделять друг от друга /напр. 4 582 973/. 10. Отсутствие чисел в клетке может иметь ряд причин, и эти причины должны быть показаны в таблице и обозначены знаками: (... ) - отсутствие сведений о данном факте; (-) - отсутствие самого явления; (X) - вообще не подлежит заполнению. 11. При монтаже таблицы надо стремиться к тому, чтобы числа, которые особенно важно сравнивать друг с другом, были расположены рядом (например, показатели за смежные периоды, показатели экспериментальной и контрольной групп, показатели плана и его выполнения). 12. Необходимо указывать источник данных, включенных в таблицу. При построении таблицы могут быть использованы сноски. Они могут относиться либо к отдельным строчкам, либо к графам, либо к клеткам. Сносками пользуются для того, чтобы указать на ограничительные обстоятельства, которые надо принять во внимание при чтении таблицы. От сносок надо отличать примечания: они относятся обычно ко всей таблице и содержат в себе указания о методах, положенных в основу получений тех или иных показателей. Примечания к таблицам рекомендуется давать тут же после таблицы.
13. В каждой табличной клетке должно быть только одно число. Не рекомендуется представлять цифровой материал в виде числителя и знаменателя. Различают три вида таблиц: простые, групповые и комбинационные. В простой таблице приводиться подсчет по основным делениям изучаемой группы или совокупности (табл. 1). Таблица 1 Число случаев болезней органов дыхания по нозологическим формам у работников ХБК г. Н в 2018году
В групповой таблице различается статистическое подлежащее (основной изучаемый признак, например заболевания) и статистические сказуемые (признаки, характеризующие основной, например возраст и пол). В групповой таблице подлежащее сочетается каждый раз только с одним из признаков сказуемого (табл. 2). Таблица 2 Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания, полу и возрасту работающих в ХБК г. г. Н за 2018год
При одновременном сочетании подлежащего таблицы с несколькими признаками сказуемого таблица носит название комбинационной (табл. 3).
Таблица 3 Распределение больных по нозологическим формам болезней органов дыхания в зависимости от стажа работы и пола в ХБК г. Н за 2018 год
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|