Управление в производственных кооперативах
Стр 1 из 4Следующая ⇒ УПРАВЛЕНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ Важное место в АПК отводится хозяйственным структурам, основанным на государственной собственности и коллективной форме хозяйствования, к которым относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием является коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Она может быть государственной и муниципальной. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно & государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредительным документом унитарного предприятия является устав, в соответствии с которым осуществляются вся деятельность и управление предприятием. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. В условиях рыночной экономики деятельность государственных унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения регламентируется «сверху» (уполномоченным органом) по следующим основным направлениям: назначение на должность руководителей предприятий, заключение с ними контрактов, утверждение уставов предприятий, осуществление контрольно-инспекцио-ных функций. По отношению к унитарны.» предприятиям, основанным на праве оперативного упрощения (федеральное казенное предприятие), собственник (государство в лице органов исполнительной власти) осуществляет прямое управление, в том числе и хозяйственными функциями: назначает и снимает руководителей и специалистов, устанавливает плановые задания, определяет размеры оплаты труда финансирует программы, осуществляет оперативный контроль хозяйственной и финансовой деятельности и т.д.
УПРАВЛЕНИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВАХ Кооперация — классический пример соединения личных интересов с общественными. В настоящее время производственные кооперативы составляют 12% общего числа реорганизованных сельскохозяйственных предприятий. СПК признается кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запланированной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов: добровольность членства; взаимопомошь и экономическая выгода для кооператоров, участвующих в производственной и иной хозяйственной деятельности; распределение прибыли и убытков между членами кооператива в соответствии с личным трудовым вкладом или участием в хозяйственной деятельности; ограничение участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами; ограничение дивидендов по дополнительным паевым взносам участников и паевым взносам ассоциированных членов кооператива; управление деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос); доступность информации о деятельности кооператива. Принцип «один член кооператива — один голос» препятствует концентрации власти в руках немногих. Учредительным документом кооператива и документом, регулирующим его деятельность, является устав, утверждаемый общим собранием. В соответствии с законом управление сельскохозяйственным производственным кооперативом строится на нескольких уровнях и осуществляется обшим собранием (собранием уполномоченных), правлением кооператива и наблюдательным советом.
в соответсвии с законом общее собрание членов кооператива является высшим органом управления кооператива, к исключительной компетенции которого относятся рассмотрение и принятие решений последующим вопросам: утверждение устава, внесение изменений и дополнений к нему; выборы членов правления и членов наблюдательного совета, заслушивание отчетов об их деятельности и прекращение их полномочий; утверждение программ развития, годового отчета и бухгалтерского баланса; установление размера паевых взносов и других платежей и порядка их внесения членами кооператива; определение порядка распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива; отчуждение земли и основных фондов кооператива, их приобретение; определение видов и размеров фондов кооператива, а также условий их формирования; вступление кооператива в другие кооперативы, хозяйственные товарищества и общества, союзы, ассоциации, а также выход из них: порядок предоставления кредитов членам кооператива и установление размеров этих кредитов; создание и ликвидация представительств и филиалов кооператива; реорганизация и ликвидация кооператива; прием и исключение членов кооператива и другие вопросы. Решение по вопросу, относящемуся к исключительной компетенции общего собрания, считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от числа присутствующих членов кооператива. В соответствии с законом возможны следующие варианты создания исполнительных органов управления кооперативом: правление кооператива с равными полномочиями его членов, где председатель, по сути, выполняет лишь процедурные функции; наделение генеральными полномочиями отдельных членов правления, которые могут уполномочивать других членов правления на выполнение действий, предусмотренных доверенностью; наделение генеральными полномочиями одного из членов правления путем избрания его председателем кооператива и председателем правления. Кроме того, в законе допускается возможность передачи функций исполнительного органа исполнительной дирекции, компетенция которой устанавливается Уставом кооператива. Исполнительная дирекция в отличие от правления кооператива необязательно формируется из членов кооператива.
Исполнительный орган в форме правления осуществляет текущее руководство деятельностью кооператива и представляет его в хозяйственных и иных отношениях. Правление кооператива подотчетно наблюдательному совету и общему собранию членов кооператива. 1 Правление избирается общим собранием членов кооператива на срок не более двух финансовых лет и состоит не менее чем из трех человек. В нем должны быть только члены кооператива. Правление кооператива принципиально отличается по сути и форме от правлений, которые создавались в колхозах. Во-первых, оно должно состоять только из тех лиц, которые реально осуществляют исполнительные функции и заняты их выполнением, как правило, на постоянной основе Во-вторых, члены правления по решению суда отвечают за убытки, причиненные кооперативу вследствие недобросовестного исполнения служебных обязанностей. Главными задачами исполнительного органа кооператива (правления, исполнительной дирекции) являются: обеспечение благоприятных условий хозяйствования; Важнейшие функции руководства кооператива — управление социальным развитием трудового коллектива, подготовка и создание предпосылок для расширенного воспроизводства на современном уровне; подготовка и повышение квалификации кадров; освоение интенсивных технологий и других достижений научно- технического прогресса. Контроль за деятельностью правления кооператива осуществляет наблюдательный совет. Он избирается общим собранием кооператива в составе трех человек и наделяется полномочиями по осуществлению контроля за деятельностью правления во всех без исключения сферах и по ознакомлению с любой документацией кооператива. Кроме того, наблюдательный совет должен давать заключения по предложениям о распределении годовых доходов кооператива, заявлениям о приеме и выходе из членов кооператива, инициировать созыв общего собрания членов кооператива и выполнять другие полномочия в соответствии с законом и уставом. В повседневной деятельности наблюдательный совет должен выполнять функции полномочного представителя общего собрания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|