Эта кажущаяся сложной и громоздкой формула легко перекладывается в формулы Ехсеl, с помощью которых применение данного анализа становится очень простым.
Формулы Ехсеl выглядят так: возведение в квадрат — ^2, извлечем корня — ^0,5.
Расчет формулы подкоренного выражения:
Формула извлечения корня и деления на среднее значение:
Рекомендация: не пишите всю формулу в одной ячейке, разбейте ее несколько ячеек (табл. 4.9).
Таблица 4.9. Пример расчета коэффициента вариации по формулам в Ехсеl
Обратите особое внимание на товары, у которых есть периоды с нулевыми значениями, т. е. такие, где товар отсутствовал в продаже. Либо исключите их из анализа, либо измените формулу расчета коэффициента вариации — на нуль делить нельзя. Четвертый шаг. Составить рейтинговый список объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации. И последнее: определяем, какие объекты относятся к группам X, Y и Z (табл. 4.10).
Таблица 4.10. Пример составления итоговой таблицы по ХYZ-анализу (вычисления по сумме продаж)
Окончание табл. 4.10
Вывод: как видим, продажи устойчивы; многие товары пользуются постоянным спросом, и по ним можно прогнозировать последующие продажи довольно точно. Однако некоторые позиции — SONY Суbег-shot DSC-H3/B RU, SONY Суbег-shot DSC-G1 RU, SONY Суbег-shot DSC-T20HDR RU (DSC-T20/S + HD фотопринтер), SONY Суbег-shot DSC-S700 RU — продаются нерегулярно. Стоит внимательнее отнестись к этим категориям: возможно, поставки этих товаров идут с перебоями или на эти товары проходила акция, которая кратковременно простимулировала спрос. Возможно, это новый товар. Большего внимания требуют товары группы X — особенно если их вклад в общий оборот или прибыль невелик. Вероятно, поставки идут фиксированным заказом и товар продается с нулевым остатком до следующей поставки. В таком случае следует дополнительно исследовать спрос на такой товар: возможно, мы недодаем покупателям нужный им товар.
Этот анализ можно проводить как по показателю товарооборота (в денежном выражении), так и по количественному показателю (например, в штуках). Таблица 4.11. Пример составления итоговой таблицы по ХYZ-анализу (вычисления по количеству)
Вывод: есть позиции, стабильно продающиеся каждый месяц, отклонение от среднего спроса незначительны. Но некоторые лидеры продаж (CANON EOS 40D Kit (18-55), CANON PowerShot A650 IS RU, CANON PowerShot G9) показывают колебания спроса. Возможно, это вызвано неравномерной покупательской активностью. Возможно, имело место падение продаж из-за нехватки товара.
Важные моменты в ХYZ-анализе:
В реальной жизни на продажи и доходность товаров в магазине оказывает влияние огромное количество факторов: сезонность спроса, регулярность поставок, колебания цен на аналогичные товары у конкурента, наличие или отсутствие специальных мероприятий по продвижению;1 т. д. Все эти факторы будут вызывать колебания продаж и как следcтвие высокие показатели коэффициента вариации.
1. Если в случае с АВС-анализом у нас всегда будут товары А, В и С, то в случае с ХYZ -анализом каких-то товаров может не быть: напри мер, продажи устойчивы и товаров Z нет вообще (что является очень хорошим признаком — значит можем регулировать величину товарного остатка на основе статистики, спрос постоянный, товар есть на складе). Или хуже: может не быть товаров X, что говорит о нерегулярном спросе или сбоях в поставках товара.
2. Даже если позиция будет иметь устойчивый рост в продажах (новинка или лидер продаж), она с большой долей вероятности попадет в группу Y или Z. Здесь проявляется особенность этого анализа - он показывает отклонения от среднего, неустойчивые или устойчивые продажи. А что является причиной этому — падение или рост продаж или неравномерные поставки, — ХYZ-анализ не знает. Для установления причин попадания товаров в группу Y или Z менеджер по закупкам должен сам провести аналитическую работу: было ли это вызвано действительно непредсказуемостью спроса или просто товар нерегулярно попадал в магазин? Если же ассортимент обновляется часто, то нужно также использовать информацию о жизненном цикле товара и смотреть тенденцию развития всех новых позиций. Весьма вероятно, что в магазине модной одежды все товары поступают в продажу на один сезон, и тогда в таком магазине у нас вообще не будет группы X. В случае если мы имеем дело с сезонными коллекциями одежды и обуви, которые держатся в продаже максимум один сезон, этот анализ можно проводить по торговым маркам или по поставщикам. 3. Результаты ХYZ-анализа будут достоверны, только если анализируется достаточно длительный период времени. Важно, чтобы период, 4. ХYZ-анализ невозможен, если в ассортименте много новых товаров или поставки идут с перебоями. В таком случае необходимо вводить другой параметр для анализа, а именно — запросы или обращения клиентов. Однако и здесь нужно отмечать, идет ли запрос от разных покупателей или это повторение одного запроса. Поэтому если магазин существует в условиях постоянного дефицита, этот вид анализа вряд ли покажет истинную картину.
5. Часто этот вид анализа используется в складской логистике, где важно определить частоту спроса для грамотного распределения пространства на складе. В таком случае товары группы X располагаются в «горячей» зоне отгрузки, товары групп У и 2 — в более отдаленных местах. 6. Этот анализ очень хорош в сочетании с АВС-анализом — это выявление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ) в ассортименте.
Совмещенный АВС-ХYZ-анализ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|