Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эта кажущаяся сложной и громоздкой формула легко перекладывается в формулы Ехсеl, с помощью которых применение данного анализа становится очень простым.




Формулы Ехсеl выглядят так: возведение в квадрат — ^2, извлечем корня — ^0,5.

 

Расчет формулы подкоренного выражения:

 

=((B3>F3)^2+(C3>F3)^2+(D3>F3^2)/3

 

Формула извлечения корня и деления на среднее значение:

 

=G3^0,5/F3.

 

Рекомендация: не пишите всю формулу в одной ячейке, разбейте ее несколько ячеек (табл. 4.9).

 

Таблица 4.9. Пример расчета коэффициента вариации по формулам в Ехсеl

 

  А В С D Е F G H
  Продукт Реали­зация за апрель, руб. Реали­зация за май, руб. Реали­зация за июнь, руб. итого за квартал Среднее значение Значение подкоренного выражения Кв, %
  итого              
  Товар 1             0,34
  Товар 2             0,62
  Товар 3             0,68
... ... ... ... ... ... ... ... ...

 

Обратите особое внимание на товары, у которых есть периоды с нуле­выми значениями, т. е. такие, где товар отсутствовал в продаже. Либо исключите их из анализа, либо измените формулу расчета коэффици­ента вариации — на нуль делить нельзя.

Четвертый шаг. Составить рейтинговый список объектов анализа по возрастанию значения коэффициента вариации. И последнее: опреде­ляем, какие объекты относятся к группам X, Y и Z (табл. 4.10).

 

Таблица 4.10. Пример составления итоговой таблицы по ХYZ-анализу (вычисления по сумме продаж)

 

Наименование Оборот за июнь, $ Оборот за июль, $ Оборот за август, $ Оборот за квартал, $ Сред­нее значе­ние Проме­жуточ­ное значе­ние Коэф­фици­ент вариа­ции Груп­па
Цифровые фотокамеры SONY
SONY Суbег-shot DSC-T2/G RU             9,09 X
SONY Суbег-shot DSC-H9/B RU             1,51 X
SONY Суbег-shot DSC- H9/S RU             5,79 X
SONY Суbег-shot DSC-T2/B RU             1,03 X
SONY Суbег-shot DSC-T2/L RU             2,80 X
SONY Суbег-shot DSC-T70HDPR RU (DSC-T70/S + HD printer)             1,44 X
SONY Суbег-shot DSC- H7/S RU             0,62 X
SONY Суbег-shot DSC-T200/S RU             1,73 X
SONY Суbег-shot DSC- T2/P RU             6,30 X
SONY Суbег-shot DSC- T70/P RU             1,15 X
SONY Суbег-shot DSC- S730 RU             2,31 X
SONY Суbег-shot DSC- H7/B RU             1,86 У
SONY Суbег-shot DSC-T2/W RU             7,28 X
SONY Суbег-shot DSC-W35/S RU             5,27 X

Окончание табл. 4.10

 

Наименование Оборот за июнь, $ Оборот за июль, $ Оборот за август, $ Оборот за квартал, $ Сред­нее значе­ние Проме­жуточ­ное значе­ние Коэф­фици­ент вариа­ции, % Груп­па
SONY Суbег-shot DSC-W80HDPPR RU (DSC-W80/S + HD printer)             9,61 X
SONY Суbег-shot DSC-H3/B RU             13,42 Y
SONY Суbег-shot DSC-G1 RU             16,33 Y
SONY Суbег-shot DSC-T20HDR RU (DSC-T20/S + HD фотопринтер)             23,39 Y
SONY Суbег-shot DSC-S700 RU             18,71 Y
Итого                

 

Вывод: как видим, продажи устойчивы; многие товары пользуются по­стоянным спросом, и по ним можно прогнозировать последующие про­дажи довольно точно. Однако некоторые позиции — SONY Суbег-shot DSC-H3/B RU, SONY Суbег-shot DSC-G1 RU, SONY Суbег-shot DSC-T20HDR RU (DSC-T20/S + HD фотопринтер), SONY Суbег-shot DSC-S700 RU — продаются нерегулярно. Стоит внимательнее отнестись к этим категориям: возможно, поставки этих товаров идут с перебоями или на эти товары проходила акция, которая кратковременно прости­мулировала спрос. Возможно, это новый товар. Большего внимания тре­буют товары группы X — особенно если их вклад в общий оборот или прибыль невелик. Вероятно, поставки идут фиксированным заказом и товар продается с нулевым остатком до следующей поставки. В та­ком случае следует дополнительно исследовать спрос на такой товар: возможно, мы недодаем покупателям нужный им товар.

 

Этот анализ можно проводить как по показателю товарооборота (в де­нежном выражении), так и по количественному показателю (например, в штуках).


Таблица 4.11. Пример составления итоговой таблицы по ХYZ-анализу (вычисления по количеству)

 

Наименование Про­дажи за июнь, шт. Про­дажи за июль, шт. Про­дажи за август, шт. Про­дажи за квар­тал, шт. Сред­нее значе­ние Проме-жуточное значе­ние Коэф­фици­ент вариа­ции, % Груп­па
Цифровые фотокамеры САNОN
CANON PowerShot A580             2,15 X
CANON EOS 40D Kit (18-55)             10,54 Y
CANON PowerShot A650 IS RU             13,06 Y
CANON PowerShot A720 IS             4,59 X
CANON PowerShot G9             12,42 Y
CANON PowerShot SX100 IS RU             0,91 X
CANON EOS 400D Body             8,76 X
CANON EOS 40D Body             9,10 X
CANON PowerShot A570             3,27 X
CANON EOS 5D Body             27,18 Z
CANON PowerShot A560 RU             24,00 Y
CANON PowerShot S5-IS             17,68 Y
Итого                

 

Вывод: есть позиции, стабильно продающиеся каждый месяц, отклоне­ние от среднего спроса незначительны. Но некоторые лидеры продаж (CANON EOS 40D Kit (18-55), CANON PowerShot A650 IS RU, CANON PowerShot G9) показывают колебания спроса. Возможно, это вызвано неравномерной покупательской активностью. Возможно, имело место падение продаж из-за нехватки товара.

 

Важные моменты в ХYZ-анализе:

 

В реальной жизни на продажи и доходность товаров в магазине оказы­вает влияние огромное количество факторов: сезонность спроса, регу­лярность поставок, колебания цен на аналогичные товары у конкурента, наличие или отсутствие специальных мероприятий по продвижению;1 т. д. Все эти факторы будут вызывать колебания продаж и как следcтвие высокие показатели коэффициента вариации.

 

1. Если в случае с АВС-анализом у нас всегда будут товары А, В и С, то в случае с ХYZ -анализом каких-то товаров может не быть: напри мер, продажи устойчивы и товаров Z нет вообще (что является очень хорошим признаком — значит можем регулировать величину товарного остатка на основе статистики, спрос постоянный, товар есть на складе). Или хуже: может не быть товаров X, что говорит о нерегулярном спросе или сбоях в поставках товара.

2. Даже если позиция будет иметь устойчивый рост в продажах (но­винка или лидер продаж), она с большой долей вероятности попадет в группу Y или Z. Здесь проявляется особенность этого анализа - он показывает отклонения от среднего, неустойчивые или устойчи­вые продажи. А что является причиной этому — падение или рост продаж или неравномерные поставки, — ХYZ-анализ не знает. Для установления причин попадания товаров в группу Y или Z менед­жер по закупкам должен сам провести аналитическую работу: было ли это вызвано действительно непредсказуемостью спроса или про­сто товар нерегулярно попадал в магазин?

Если же ассортимент обновляется часто, то нужно также использо­вать информацию о жизненном цикле товара и смотреть тенденцию развития всех новых позиций. Весьма вероятно, что в магазине мод­ной одежды все товары поступают в продажу на один сезон, и тогда в таком магазине у нас вообще не будет группы X.

В случае если мы имеем дело с сезонными коллекциями одежды и обуви, которые держатся в продаже максимум один сезон, этот анализ можно проводить по торговым маркам или по поставщи­кам.

3. Результаты ХYZ-анализа будут достоверны, только если анализиру­ется достаточно длительный период времени. Важно, чтобы период,
взятый для анализа, в несколько раз превосходил оборачиваемость
товара в днях. Например, если период оборачиваемости дорогого
шампанского или эксклюзивных часов составляет 4 месяца, то для
анализа нужно брать период не менее 12 месяцев.

4. ХYZ-анализ невозможен, если в ассортименте много новых товаров или поставки идут с перебоями. В таком случае необходимо вводить другой параметр для анализа, а именно — запросы или обращения клиентов. Однако и здесь нужно отмечать, идет ли запрос от разных покупателей или это повторение одного запроса. Поэтому если ма­газин существует в условиях постоянного дефицита, этот вид ана­лиза вряд ли покажет истинную картину.

5. Часто этот вид анализа используется в складской логистике, где важ­но определить частоту спроса для грамотного распределения про­странства на складе. В таком случае товары группы X располагаются в «горячей» зоне отгрузки, товары групп У и 2 — в более отдален­ных местах.

6. Этот анализ очень хорош в сочетании с АВС-анализом — это выяв­ление безусловных лидеров (группы АХ) и аутсайдеров (СZ) в ас­сортименте.

 

Совмещенный АВС-ХYZ-анализ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...