Рабочая программа (РП) по учебной дисциплине Гражданское право подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры гражданско-правовых дисциплин «01» сентября 2017 г., протокол № 1.
Рабочая программа одобрена на заседании методического совета Калужского института (филиала) ВГУЮ (РПА Минюста России) «08» сентября 2017 г., протокол № 4.
раздел 1. общая характеристика и место дисциплины в структуре образовательной программы
- приобретение студентами научных знаний о гражданских правоотношениях, особенностях их отдельных разновидностей;
- ознакомление студентов с необходимыми источниками гражданского права, приобретение навыков работы с ними, как с точки зрения их толкования, так и применения при решении конкретных практических вопросов;
- формирование навыков использования основных положений и методов при решении социальных и профессиональных задач;
- определение степени влияния гражданского права на образование различных правовых систем.
- формирование собственного цивилистического мышления и мировоззрения, у студентов, позволяющего свободно ориентироваться в совокупности современных нормативно-правовых актов, регулирующих имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения;
- закрепление и усвоение научно-теоретических положений гражданского права, обучение свободному оперированию юридической терминологией;
- выработка у студентов умения юридически грамотно толковать и применять нормы гражданского права, правильно квалифицировать факты и обстоятельства окружающей действительности, составлять исковые заявления, договоры и другие документы гражданско-правового характера, а также приобретение навыков юридически грамотного формулирования и обоснования собственной позиции при разрешении таких споров.
Дисциплина Гражданское право входит в базовую часть Блока 1 подготовки студентов по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета).
Дисциплина «Гражданское право» изучается в третьем, четвертом, пятом, шестом семестрах на втором и третьем курсе и предполагает применение таких форм организации учебного процесса, как лекции, семинары (практические занятия), самостоятельная работа студента. В образовательном процессе предусмотрено использование компьютерной и мультимедийной аппаратуры; применение активных и интерактивных форм проведения занятий; организация самостоятельной внеаудиторной работы студентов и пр.
Для изучения дисциплины «Гражданское право» необходимы знания по «Теории государства и права», «Римскому праву», «Конституционному праву».
Изучение дисциплины «Гражданское право» необходимо для дальнейшего освоения дисциплин, «Гражданский процесс», «Договорное право», «Наследственное право», «Вещное право», «Корпоративное право», «Право интеллектуальной собственности».
В результате освоения дисциплины «Гражданское право» студент должен приобрести компетенции, характеризующие его как специалиста, способного эффективно осуществлять профессиональную деятельность, а также определенную степень личной осведомленности и опыта, соответствующих данным компетенциям. Комплекс компетенций выпускника, его знаний, умений, навыков в своей совокупности определяет профессиональную ценность выпускника и позволяет ему самостоятельно совершенствовать профессиональные качества в условиях развивающейся юриспруденции.
Под компетенцией понимается способность и готовность обучаемого выполнять определенную необходимую функцию в процессе постановки и решения задач профессиональной деятельности.
Выпускник должен обладать следующими общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код
компетенции
| Компетенция
|
ОК-1
| способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
ОК-3
| способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах
(ОК-3)
|
ОК-4
| способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4)
|
ОК-5
| способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5)
|
ОК-6
| способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6)
|
ОК-7
| способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7)
|
ОК-8
| способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8)
|
ОК-11
| способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11)
|
ОК-12
| способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12)
|
ПК-1
| способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1)
|
ПК-2
| способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2)
|
ПК-3
| способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3)
|
ПК-4
| способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4)
|
ПК-5
| способность разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5)
|
ПК-6
| способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК- 6)
|
ПК-7
| способность проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7)
|
ПК-18
| способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18)
|
ПК-19
| способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19)
|
ПК-20
| способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20)
|
ПК-21
| способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21)
|
ПК-22
| способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22)
|
ПК-23
| способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23)
|
ПК-24
| способность осуществлять правовое воспитание (ПK-24)
|
ПСК-4
| способность реализовывать нормы гражданского права, гражданское законодательство Российской Федерации в профессиональной деятельности с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости (ПСК-4)
|
Дисциплина «Гражданское право» формирует указанные компетенции на основном этапе освоения образовательной программы.
№
| Компетенции
| Содержание компетенций
|
1
| способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1)
| Знать. Мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
Уметь. Анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы
|
Владеть. Навыками анализа мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем.
|
2
| способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах
(ОК-3)
| Знать. Политические, социальные и экономические процессы.
|
Уметь. Использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач.
|
Владеть. Навыками ориентации в политических, социальных и экономических процессах, владеть приемами использования знаний и методов гуманитарных, экономических и социальных и профессиональных задач.
|
3
| способность выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4)
| Знать. Цель и содержание профессиональных задач, нормы морали, профессиональной этики и служебного этикета, позволяющие выполнять служебный и профессиональный долг, осознавать социальную значимость своей будущей профессии.
|
Уметь. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
|
Владеть. Навыками выполнения профессиональных задач в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета.
|
4
| способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5)
| Знать. Правила и нормы толерантного поведения, социального и профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий, особенности работы в коллективе, кооперации с коллегами, особенности предупреждения и конструктивного разрешения конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности.
|
Уметь. Работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности
|
Владеть. Навыками работы в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности.
|
5
| способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6)
| Знать. Методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.
|
Уметь. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.
|
Владеть. Навыками обеспечения психологической устойчивости в сложных и экстремальных условиях, применения методов эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния.
|
6
| способность к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7)
| Знать. Знать основы и особенности логического мышления, анализа, систематизации, обобщения, нормы письменной и устной коммуникации на русском языке, правила ведения полемики и дискуссии.
|
Уметь. Осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке, логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии.
|
Владеть. Навыками логического мышления, анализа, систематизации, обобщения, письменной и устной коммуникации на русском языке, ведения полемики и дискуссии.
|
7
| способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8)
| Знать. Методы и способы выполнения профессиональных задач, нормы права, регламентирующие особенности решения профессиональных задач.
|
Уметь. Творчески решать профессиональные задачи, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, принимать оптимальные организационно-управленческие решения в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях, нести за них ответственность.
|
Владеть. Навыками применения оптимальных организационно-управленческих решений в повседневной деятельности и нестандартных ситуациях; основными методами творческого решения профессиональных задач.
|
8
| способность к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11)
| Знать. Один из иностранных языков на уровне, обеспечивающем способность к деловому общению, профессиональной коммуникации.
|
Уметь. Осуществлять деловое общение, профессиональную коммуникацию на одном из иностранных языков.
|
Владеть. Навыками организации делового общения, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков в своей профессиональной деятельности.
|
9
| способность работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12)
| Знать. Основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации, информационные ресурсы и технологии.
|
Уметь. Работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации.
|
Владеть. Навыками работы с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации в своей профессиональной деятельности.
|
10
| способность разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1)
| Знать. Основные требования к подготовке и принятию нормативных правовых актов.
|
Уметь. Разрабатывать нормативные правовые акты.
|
Владеть. Навыками разработки и принятия нормативных правовых актов.
|
11
| способность юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2)
| Знать. Нормативные правовые акты, законодательство Российской Федерации.
|
Уметь. Юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства.
|
Владеть. Навыками юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства.
|
12
| способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3)
| Знать. Нормативные правовые акты, законодательство Российской Федерации.
|
Уметь. Принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
Владеть. Навыками принятия решений и совершения юридических действий в точном соответствии с законодательством Российской Федерации.
|
13
| способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4)
| Знать. Нормативные правовые акты и порядок их применения в конкретных сферах юридической деятельности.
|
Уметь. Квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности.
|
Владеть. Навыками работы с нормативными правовыми актами, анализа правоприменительной практики, разрешения правовых проблем и коллизий, навыками реализации правовых норм в конкретных сферах юридической деятельности.
|
14
| способность разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5)
| Знать. Требования к разработке и правильному оформлению юридических и служебных документов.
|
Уметь. Разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы.
|
Владеть. Навыками разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы в своей профессиональной деятельности.
|
15
| способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК- 6)
| Знать. Нормативные правовые акты, приемы и способы толкования норм права.
|
Уметь. Применять различные способы толкования норм права, осуществлять обыденное, профессиональное и доктринальное толкование норм права.
|
Владеть. Навыками как официального, так и неофициального толкования норм права, навыками разработки интерпретационных актов, предназначенных для разъяснения норм права.
|
16
| способность проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7)
| Знать. Порядок осуществления правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
|
Уметь. Проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
|
Владеть. Навыками проведения правовой экспертизы нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции.
|
17
| способность принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18)
| Знать. Способы, порядок и условия принятия оптимальных управленческих решений, основные требования к организации управленческой деятельности.
|
Уметь. Принимать оптимальные управленческие решения, проводить анализ эффективности управленческих решений.
|
Владеть. Навыками подготовки и принятия управленческих решений, навыками выбора наиболее эффективных управленческих решений.
|
18
| способность организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19)
| Знать. Основы организации работы малого коллектива исполнителей, порядок планирования и организации служебной деятельности исполнителей, осуществления контроля и учета ее результатов.
|
Уметь. Организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов.
|
Владеть. Навыками организации работы малого коллектива исполнителей, организации служебной деятельности исполнителей, осуществления контроля и учета ее результатов.
|
19
| способность анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20)
| Знать. Приемы и способы анализа правоприменительной и правоохранительной практики, научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования
|
Уметь. Анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования.
|
Владеть. Навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики, научной информации, отечественного и зарубежного опыта по тематике исследования.
|
20
| способность применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21)
| Знать. Основные методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов.
|
Уметь. Применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов.
|
Владеть. Навыками проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов.
|
21
| способность обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22)
| Знать. Способы представления выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
|
Уметь. Обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований.
|
Владеть. Навыками обобщения и формулирования выводов по теме исследования, подготовки отчетов, публикаций по результатам выполненных исследований.
|
22
| способность преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23)
| Знать. Методику преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
|
Уметь. Преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
|
Владеть. Навыками преподавания юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
|
23
| способность осуществлять правовое воспитание (ПK-24)
| Знать. Требования к осуществлению правового воспитания.
|
Уметь. Осуществлять правовое воспитание.
|
Владеть. Навыками осуществления правового воспитания.
|
24
| способность реализовывать нормы гражданского права, гражданское законодательство Российской Федерации в профессиональной деятельности с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости (ПСК-4)
| Знать. Нормы гражданского права, гражданское законодательство Российской Федерации.
|
Уметь. Реализовывать нормы гражданского права, гражданское законодательство Российской Федерации в профессиональной деятельности с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости.
|
Владеть. Навыками применения норм гражданского права, гражданского законодательства Российской Федерации в профессиональной деятельности с учетом принципов добросовестности, разумности и справедливости.
|
С учетом компетентностного подхода и специфики подготовки студентов, учебная дисциплина «Гражданское право» предусматривает формирование устудента следующих знаний, умений и навыков, отражающих особе содержания дисциплины.
с наиболее известными и распространенными в гражданском праве правовыми конструкциями.
общие теоретические представления о гражданском праве как науке, о ее положении в системе других юридических наук;
основные положения работ ученых-цивилистов, внесших существенный вклад в развитие юридической науки.
пользоваться базовыми понятиями гражданского права, понимать и разграничивать их;
ориентироваться в видах профессиональной деятельности юристов, а также в различных сферах ее реализации;
определять этические принципы профессиональной деятельности юристов и правильно их применять.
исследовательской деятельности.
Раздел 3. Содержание и объем дисциплины в зачетных единицах и академических часах, структурированные по темам (разделам) с указанием видов учебных занятий