Сценарий гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Программные задачи Формировать начальные представления о происхождении современного герба, о функциональном назначении герба. Формировать элементарные представления о происхождении знамен. Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага; познакомить с их символическим значением. Познакомить детей с музыкой и словами Гимна РФ; рассказать, как нужно себя вести, когда звучит гимн. Речевое развитие и обогащение словаря: знамя, стяг, древо, полотнище, навершие. Материал к занятию: карта Российской Федерации, иллюстрации с изображением государственной символики, денежные знаки, видеоматериалы по теме. Ход занятия 1. Воспитатель: Ребята, у каждого человека на земле есть свое Имя, Отчество и Фамилия. Каждый человек гордится своим именем, своей фамилией, особенно, если этот человек прославился в науке или искусстве. И этими людьми гордится уже вся страна, и даже весь мир. Есть свое имя и у нашей Родины. Какое имя носит наша Родина? Дети: Россия. 2. Воспитатель: Верно, Россия. Ребята, нашу страну, можно узнать не только по имени, но и по гимну, флагу и гербу.
Гимн - самая главная песня нашей страны, ее должны знать все люди, которые живут в России и не только знать, но и относиться к ней с трепетом и уважением. Музыку к нашему гимну написал композитор Александров, а слова, хорошо вам известный поэт Сергей Михалков, да, да, тот самый, который написал всеми вами любимого Дядю Степу. Послушайте, пожалуйста, музыку Гимна России. Я попрошу всех встать, потому что гимн слушают стоя, это знак уважения к своему государству, к своей Родине. (Звучит Гимн Российской Федерации). Воспитатель: А теперь мы послушаем слова нашего гимна (чтение).
Воспитатель: Все страны мира, все государства, существующие на Земле, имеют свои гимны, гербы и флаги. Мы знаем наш гимн, а теперь поговорим о гербе. Герб - отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют похожее значение: «эмблема», «символ». Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел - эмблема, или символ России. Зачем же нужен герб? Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда на территорию нашей страны. Гости, туристы и другие люди, приезжающие из других стран, видят герб - двуглавого орла и бело-сине-красный флаг на границе Российской Федерации (предложить детям рассмотреть современные российские монеты). Воспитатель: Ребята, что изображено на монетах? Как называются монеты, на которых изображен всадник? Почему они так называются? Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке - копейка. Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили монеты с изображением всадника, копьем поражающего змея (предложить сравнить детям современные рубли и копейки, монетки советского периода и зарубежные). Воспитатель: Ребята, чем эти монеты похожи, а чем отличаются? Герб нужен государству и для того, чтобы мы могли отличить монеты своей страны от иностранных денежных знаков. Необходим герб и на печатях, которые подтверждают подлинность важных документов. Кроме гербов существуют гербы городов. Даже люди могут иметь свои гербы - отличительные знаки. (предложить детям рассмотреть и описать Герб России, посмотреть видеофильм). Воспитатель: Ребята, посмотрите, золотой фон напоминает сияющее всеми своими лучами солнце, а всадник, поражающий копьем черного дракона, символизирует победу добра и справедливости над силами зла. Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Воспитатель: Флаг нашей страны, как и герб, имеет свою историю. Много веков тому назад люди вместо флага использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Называлось это стягом. Главным назначением стяга было собрать, стянуть к себе воинов для защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по количеству стягов, т. е. часть войск называлась стягом. Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древу, а над ним появилось железное навершие - «острожник». Древнерусский стяг имел те же составные части, что и современные флаги: древко, полотнище, навершие. Чаще всего стяги были красного цвета: червленые или багряные. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или рисовали красками изображения святых - «знамения» (священные знаки»). Так появилось слово знамя. Когда в России правил царь Алексей Михайлович, отец Петра I, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке, начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо и грозно - «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки. Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по Волге-реке, и для него потребовался опознавательный знак. Царь Алексей Михайлович приказал изготовить материю червленую, белую и лазоревую, а Петр I во время северной войны дал русскому флоту и армии бело-сине-красный флаг. И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий - небо, верность и правду, красный - огонь и отвагу. Белый, синий и красный цвета издревле почитались на Руси. Мы говорим: «сине море», «белый свет», «весна - красна», «красна девица».
Белый, синий и красный цвета отвечали народным приметам, представлениям о красоте окружающего мира, доброте и справедливости. Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага России. Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом. Он представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней - синего и нижней - красного цвета. (рассказ иллюстрируется показом видеофильма и наглядным материалом). 3. Воспитатель: Ребята, сегодня вы узнали о государственной символике Российского государства. Я надеюсь, что вы всегда будете гордиться нашей Родиной и когда вырастите, может быть, прославите ее своими именами. Но если вы не станете знаменитыми учеными, космонавтами или артистами, а будете врачами, учителями и рабочими, которые добросовестно трудятся во благо Родины, то знайте: Россия всегда будет гордиться Вами, Вашими делами и поступками.
2. Сценарий школьной игры "Правовая эстафета" Цели и задачи игры:
Актуализация знаний и умений учащихся по праву; Формирование правовой культуры и гражданской грамотности, Развитие у учащихся социальной активности и интереса к праву. Участники игры:
команды учащихся 9-11 классов в составе 4 человек. Этапы игры:
«В лабиринте понятий» «Юридические задачи» «Из четырех – один» «Адвокатская контора» «Юридическая азбука» Задания для игры разработаны на основе программ курсов обществознания и права для общеобразовательных учреждений.
Критерии оценки ответа:
Каждый правильный ответ на этапе №1, №3, №4, №5 оценивается в один балл; За решение юридических задач (этап №2) – максимально три балла; В начале игры дается общий старт. Команды расходятся по этапам. Каждые 7 минут дается сигнал для смены этапа. Хронометраж четко отслеживается. Игра рассчитана по времени на 1 час.
1 этап. «В лабиринте понятий». Участвует вся команда.
Необходимо знать определения:
«Правоспособность», «Дееспособность», «Опекунство», «Попечительство», «Несовершеннолетний», «Малолетний», «Санкция», «Диспозиция», «Гипотеза», «Право», «Права человека», «Преступление», «Проступок», «Правонарушение», «Наказание», «Вина», «Обязанности», «Эмансипация». Дано определение понятия, задача – указать правильный термин.
2 этап. «Юридические задачи». Участвует два человека от команды.
Даны юридические задачи по конкретным ситуациям, в рамках школьной программы по обществознанию и праву.
Например: «Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассника?» (Ответ: Да, может, согласно ст. 20 УК РФ, ст. 163 УК РФ).
Номера статей указывать не обязательно.
3 этап. «Из четырех – один». Участвует два человека от команды.
Даны тестовые задания с предложенными четырьмя вариантами ответов, из которых правильным является только один.
Например: «Как квалифицируются действия по нарушению общественного порядка, например, битьё витрин?»
баловство беспредел хулиганство произвол Допускаются подчеркивания выбранного ответа либо любой другой знак, отмечающий выбранный ответ.
4 этап. «Адвокатская контора». Участвует капитан команды
Необходимо быстро ответить, к какому виду правоотношений относится данный юридический факт.
5 этап. «Юридическая азбука». Участвует вся команда.
Необходимо за отведенное время вписать слова на заданную букву.
ЗАДАНИЯ
1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
Правоспособность – Попечительство – Диспозиция – Эмансипация – Преступление – 1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
Дееспособность – Опека – Санкция – Правонарушение – Вина – 1 этап. «В лабиринте понятий».
Необходимо дать точное определение:
Гипотеза – Проступок – Несовершеннолетний – Право – Наказание – 2 этап. «Юридические задачи».
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки? 3 этап. «Из четырех – один».
Ответить на вопросы теста
1. Право отражает интересы:
всего населения страны правительства только граждан только предприятий и организаций 2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?
10 лет 12 лет 14 лет 16 лет 3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?
конвенция референдум декларация плебисцит 4. Нормы права регулируют:
чувства человека намерения человека убеждения человека поведение человека 5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?
событие юридический состав правоотношение юридический акт 6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют
истец потерпевший судебный представитель ответчик 7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:
акцепт лизинг оферта трансферт 8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?
жена Ольга дочь Полина усыновленный Николай крестная мать Лариса 9. К экономическим правам относятся
право на материнство право на социальное обеспечение право на жилище право частной собственности 10. В течение какого времени сожжет быть обжаловано судебное решение?
7 дней 10 дней 14 дней 1 месяц 4 этап. «Адвокатская контора»
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу. Сергей совершил кражу сигарет из палатки Следователь допрашивает свидетеля убийства. Игорь и Наташа усыновили ребенка. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне. 5 этап. «Юридическая азбука»
А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения __________________
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации __________________
В – народное собрание на Руси в X-XIV в. __________________
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления _________
И – человек (организация), предъявляющая иск __________________
К – основной закон государства __________________
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества __________________
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________
Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства __________________
О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц __________________
П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________
Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным __________________
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии __________________
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества __________________
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы __________________
ОТВЕТЫ
1 этап. «В лабиринте понятий»
Правоспособность – способность иметь права и обязанности Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом 1 этап. «В лабиринте понятий»
Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам 1 этап. «В лабиринте понятий»
Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления 2 этап. «Юридические задачи»
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
1. 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
2. Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста
3. Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем
4. Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)
5. Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.
3 этап. «Из четырех – один»
1. а 2. в 3. б 4. г 5. в 6. г 7. в 8. г 9. г 10. б
4 этап. «Адвокатская контора»
1. Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
Трудовые правоотношения
2. Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
Административные правоотношения
3. Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
Гражданско-процессуальные правоотношения
4. Сергей совершил кражу сигарет из палатки.
Уголовные правоотношения
5. Следователь допрашивает свидетеля убийства.
Уголовно-процессуальные правоотношения
6. Игорь и Наташа усыновили ребенка.
Семейные правоотношения
7. Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.
Гражданские правоотношения
5 этап. «Юридическая азбука»
А – арест
Б – банда
В – вече
Г – гражданин
Д – депутат
И – истец
К – Конституция
Л – ломбард
М – монархия
Н – налог
О – опекун
П – паспорт
Р – референдум
С – совершеннолетие
Т – телохранитель
У – ущерб
Ф – Фемида
Х – хулиганство
Ш – штраф
Э – эмансипация
Ю – юстиция
Я – явка 3. Сценарий занятий по избирательному праву для учащихся 3–5-х классов "Выбирай-ка" Цели и задачи: дать понятие о правилах человеческого общежития, раскрыть на примерах из жизни и литературы, опасность последствий нерешенных конфликтов, показать способы разрешения конфликтных ситуаций, познакомить с терминами и понятиями. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Дидактическое обеспечение: тексты сказок, рабочие тетради, Конституция РФ.
Методические приемы: беседа, урок-презентация, диспут, диалоговое обсуждение. Ход урока Беседа. Учитель: С сегодняшнего занятия ребята, мы отправляемся в виртуальное путешествие по сказочной стране “Невыбирайка”. Неспокойна жизнь в этом сказочном государстве, ссорятся и ругаются его жители. Что за конфликты мешают им жить в дружбе и согласии? Об этом можем узнать из летописи, которая начинается словами: В нашем неправовом царстве несвободном государстве слушали дело о возникновении различных конфликтов среди граждан Воробья, Мыши и Колобка; Зайца и Лисы; Воробья и Мыши; Мужика и Медведя …” В чем же причина их разногласий? Почему же происходили эти события? Почему люди и звери не смогли выбрать, как вести себя, чтобы не было ни зла, ни обид? Слайд 1. Давайте вспомним сказку о дружных соседях “Крылатый, мохнатый да масленый” (ученики рассказывают содержание сказок).
Зависть воробья привела к конфликту. В сказке “Заюшкина избушка”: Лиса позавидовала зайчику и выгнала его:
Обман мыши привел к конфликту в сказке “Мышь и воробей”. Теперь вспомним сказку про вершки и корешки. Что определило судьбу медведя? Его самостоятельный выбор: Подведение итогов. Диспут, диалоговое обсуждение. А сейчас давайте вместе попробуем ответить на вопросы: С какими конфликтными ситуациями вы знакомы? Приведите примеры из жизни, из русских народных сказок Из-за чего возникает конфликты? На чьей стороне вы оказываетесь, когда ссорятся ваши друзья? Когда вы чувствуете, что вы не правы, что вы делаете? В конфликте всегда виноват кто-то один? Какие качества характера могут спровоцировать конфликт? Какие способы выхода из конфликта вы можете предложить? (убеждение, понятие справедливости, закон, терпение, образованность) В ходе диалогового обсуждения и диспута ученики отвечают на вопросы и делают вывод: - Каждый из нас часто оказывается перед выбором, как поступить, и от этого выбора зависит разрешиться конфликтная ситуация или нет. Домашнее задание: Придумайте свою сказку, в которой добро побеждает зло, и нарисуйте к ней иллюстрацию.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|