Права человека в обществе.
Цели урока: Довести до сознания детей мысли о том, что каждый человек от рождения наделён личными неотъемлемыми правами; обобщить знания учеников о личных правах человека; познакомить с основными правовыми документами: Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребёнка; формировать положительное отношение к законам и их выполнению; способствовать формированию правовой культуры учащихся; развивать критическое мышление. Класс 4 Ход урока. 1.Орг. момент. 2.Проверка домашнего задания. В начале урока как обычно проверим домашнее задание. О чём мы говорили на прошлом уроке? (Как жить в мире людей) Какое самое главное правило морали мы теперь знаем? (Не делай другим то, чего не хочешь, чтобы сделали тебе) Чтобы проверить, как вы поняли предыдущую тему, я предлагаю вам решить кроссворд в рабочей тетради Самостоятельная работа детей. Столкновение интересов, из-за которых возникает спор (конфликт) Группа людей с общими интересами (общество) Обязательные для всех правила поведения (закон) Способность человека решать, что хорошо, а что плохо (совесть) Устные правила поведения, принятые в обществе (мораль) Часть правил поведения, которую государство записало в законах и защитило своей силой (право) После урока я соберу ваши тетради, чтобы проверить, как вы справились с заданием, и поставлю за эту работу оценки. 3. Стадия вызова. Беседа. Ребята! Все мы с вами разные люди, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. А что у нас с вами общее? Что нас объединяет? (Родина) Самое прекрасное на свете – Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по-своему любит ее, изучает, ценит!
Наша Родина – Россия.. Как можно нас всех назвать? (россияне, граждане России). Как вы думаете, что значит быть гражданином? (Гражданин – человек, который связан с каким-либо государством, признаёт его своим, пользуется его защитой, использует свои гражданские права, выполняет обязанности, соблюдает закон государства.) Давайте с вами вспомним, что же мы знаем по этой теме. Составление кластера. ГРАЖДАНИН ОБЯЗАННОСТИ ПРАВА КОНСТИТУЦИЯ НА ЖИЗНЬ ПЛАТИТЬ НАЛОГИНА ОТДЫХ СОБЛЮДАТЬ ЗАКОНЫ … … Дети по очереди записывают на доске права и обязанности. Где записаны права и обязанности граждан России? (В Конституции.) Формулировка темы урока. Как вы думаете, а есть ли права и обязанности у граждан других государств? (Да) В современном мире около 200 государств. И в каждом государстве свои законы, у граждан свои права и обязанности. Но, кроме того, есть международные правовые документы, которые гарантируют всем жителям Земли права и свободы. Об этом мы сегодня и поговорим.
Сегодня человечество обладает таким мощным оружием, что третья мировая война не только не решит все проблемы, но и уничтожит всё человечество. Чтобы предотвратить эту катастрофу, народы, нации объединились во всемирную организацию – ООН (Организацию Объединённых Наций), которая главной задачей поставила обеспечение прав человека во всём мире. В результате работы ООН появился документ – Всеобщая декларация прав человека. Всеобщая декларация прав человека – это основной международный документ, провозглашающий неотъемлемые и нерушимые права всех членов человеческой семьи. В этом документе говорится о том, что все люди рождены свободными и равными в своих правах. Каждый обладает всеми правами и свободами независимо от национальности, языка, пола. Это значит, где бы человек ни жил, на каком языке ни говорил, был мужчиной или женщиной, взрослым или ребёнком, он должен быть свободным и обладать всеми правами.
Что вам уже было известно? Что новое узнали? Что было непонятно? Толстые и тонкие вопросы. Составьте по данному фрагменту вопросы. Работа в группах по 4 человека. 1 группы – составляют тонкие вопросы, 2 группы – толстые вопросы. Примерные вопросы. Тонкие вопросы Толстые вопросы Как расшифровать ООН? Почему возникла необходимость обеспечить права человека во всём мире? В каком международном документе изложены права человека в любом современном обществе? Предположите, что будет, если у всех будут разные права? Что значит равные права? Можно ли нарушать чужие права? Ответы на вопросы детей. Вывод. Итак, все люди обладают неотъемлемыми, нерушимыми, равными правами, независимо от национальности, языка, пола. Чтение с остановками. Давайте подробнее остановимся на правах, которые защищают личность человека. Учебник с.48. ПРАВО НА ЖИЗНЬ Какое основное право есть у всех людей? Почему война – страшна? ПРАВО НА СВОБОДУ И ЛИЧНУЮ НЕПРИКОСНОВЕННОСТЬ Как вы понимаете «право на свободу»? Кто может ограничить права людей? ПРАВО НА ЗАЩИТУ ЧЕСТИ И ДОСТОИНСТВА Чем страшна клевета? Что делать, если вас оклеветали или оскорбили? Вывод. Итак, каждый человек имеет право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, на защиту чести и достоинства. Каждый должен бороться за соблюдение своих прав, уметь защитить себя и своих близких. Дана нам возможность- Юристами стать, Статьи правовые – все изучать. Если мы будем права свои знать, То сможем по жизни Смело шагать. Работа парами. Лучше познакомиться с декларацией и узнать, какие права человека она защищает, нам поможет народная мудрость – сказки. Нужно вписать в таблицу, какие права нарушают эти сказочные герои, найти в декларации статью, в которой это право записано, и зачитать её. Дома, ребята, подумайте и приведите свои примеры, как в сказках нарушаются принятые в современном обществе права человека. 5. Расширение нового знания. Мы рассмотрели большую часть прав, которыми обладает человек в современном обществе. Но каждый из вас тоже является членом общества, маленьким гражданином своей страны. Как вы думаете, распространяется ли все перечисленные на уроке права на ребёнка?
Должны ли у ребёнка быть особые права? Почему? Именно дети нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых, так как они – будущее нашего общества. У детей свои интересы и потребности. Эти обстоятельства были учтены, и 20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция (договор, соглашение) о правах ребёнка. В ней говорится, что государства, подписавшие её, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всеобщем развитии. В Конвенции 54 статьи. Какие ключевые слова выделили? Каким дополнительным правом обладают дети в нашем обществе? Почему, как ты думаешь, это право есть у детей? Ребята, как вы думаете, о чём нельзя забывать, говоря о правах? (Что у каждого есть обязанности). 6. Рефлексия. Работа тремя группами. 1 группа. Дополнение кластера Вернёмся к нашим записям. Что нового мы узнали на уроке? Добавьте в схему. (Права людей записаны во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребёнка; у детей особое право – на любовь и заботу; у всех равные права) ГРАЖДАНИН ОБЯЗАННОСТИ ПРАВА КОНСТИТУЦИЯ На жизнь На труд На отдых На образование На мед.помощь На свободу и личную неприкосновенность На защиту чести и достоинства. Платить налоги Соблюдать законы Право ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ КОНВЕНЦИЯ ПРАВ РЕБЁНКА Дополнительное право у детей: На любовь и заботу 2 группа Вставь в стихотворение подходящие по смыслу слова: В мире есть закон, что знает _________, Все ____________ его зовут. Охраняет жизнь, здоровье _____________, Их права на отдых и на _______________. Нам с тобою тот закон __________ В жизни нам поможет очень_______. Слова для справок: Каждый, он, Декларацией, знаком, труд, граждан. В мире есть закон, что знает каждый, Все Декларацией его зовут. Охраняет жизнь, здоровье граждан, Их права на отдых и на труд. Нам с тобою тот закон знаком. В жизни нам поможет очень он. 3 группа Синквейн (Слово «синквейн» происходит от французского слова, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк:
Первая строка: Существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка: Два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Третья строка: Три глагола, раскрывающие действия, воздействия и т.д., свойственные данному явлению, предмету. Четвертая строка: Фраза, раскрывающая суть явления, предмета, усиливающая предыдущие две строки. Пятая строка: Существительное, выступающее как итог, вывод, подводящее черту.) Работа группами. Сначала каждый подбирает соответствующие схеме прилагательные, глаголы, фразы, существительные. Затем из этих наборов надо составить один, наиболее точный. Примерный вариант: Права человека Даются с рождения, их не отнять Защищают, заботятся, оберегают У каждого человека равные права. Всеобщая декларация Проверка задания. 1.Кластер 2.Читают стихотворение учащиеся 2 группы. 3.Синквейны. 7. Итог урока. Как вы видите, в современном обществе у человека с рождения очень много прав. Но нельзя забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Ведь именно общество создаёт человеку условия для жизни и развития его личности. Какое главное правило мы не должны забывать? Отстаивая свои права, не забывай – у других они такие же!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|