Раздел 6. Методические указания по освоению дисциплины для обучающихся
Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 1. Важным видом деятельности студента при изучении дисциплины «Гражданское право» является самостоятельная работа. Она должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на тот материал, который был озвучен в ходе лекций или семинарских занятий, необходимо закрепить его и расширить в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции. Ошибку совершают студенты, которые надеются освоить весь материал только за время подготовки к зачету или экзамену. Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, необходимо изучить материал по учебнику и Гражданскому кодексу РФ, придерживаясь рекомендаций преподавателя. Затем необходимо ознакомиться с законами и иными нормативно-правовыми актами по теме, а также с разъясняющими постановлениями высших судебных инстанций. Далее рекомендуется обратиться к юридической литературе: монографиям классиков отечественной цивилистики и современных ученых, научным статьям по теме. Полезно составить их краткий конспект. При изучении источников гражданского права особое внимание следует уделить Гражданскому кодексу РФ, как основному, кодифицированному нормативно-правовому акту, регулирующему гражданские правоотношения.
Изучая гражданские правоотношения, обратить особое внимание на их элементы, а также на основания их классификации, с обязательным привидением примеров отдельных разновидностей гражданских правоотношений. Например, право собственности – вещное, имущественное, абсолютное, купля-продажа – имущественное, обязательственное, относительное и т.д. При изучении субъектов гражданских правоотношений усвоить категории правоспособность и дееспособность, изучить основания их возникновения и прекращения, а также их виды. Осваивая вопросы, связанные с осуществлением гражданских прав необходимо знать не только принципы и пределы их осуществления, но также уделить особое внимание категории злоупотребления гражданскими правами, а также отдельным способам защиты гражданских прав, уметь привести примеры, применения того или иного способа защиты. Достаточно важными являются вопросы, связанные с видами и исчислением гражданско-правовых сроков. При самостоятельной работе по данным вопросам, студенту необходимо опираясь на учебную, научную литературу, положения ГК РФ изучить различные виды гражданско-правовых сроков, уметь приводить их примеры. Особое внимание следует уделить понятию, значению, исчислению срока исковой давности. Тема гражданско-правовой ответственности предполагает освоение студентом не только ее понятия, признаков, функций, но и знать условия ее наступления, при этом как общий, так и усеченный состав гражданского правонарушения, а также уъяснить категорию убытков, знать суть таких видов гражданско-правовой ответственности как солидарная, субсидиарная, долевая. Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 2. Вещное право, является самостоятельной подотраслью гражданского права. При изучении данной подотрасли, студенту необходимо изучить признаки, присущие вещным правам, а также уделить внимание вопросу о системе вещных прав.
Изучая базовое вещное право – право собственности, внимание следует обратить на его содержание, а также на первоначальные и производные способы его приобретения. Рассматривая ограниченные вещные права, следует изучить их правовую природу, помня, что речь идет о правах на чужие вещи, у которых уже есть собственник. Изучая отдельно взятое ограниченное вещное право, следует уъяснить не только суть этого права, но и основания возникновения и прекращения, а также виды, если таковые имеют место (например, виды сервитута). Основными средствами защиты права собственности и ограниченных вещных прав является виндикационный и негаторный иски. При изучении наследственного права, как подотрасли гражданского права студент должен изучить суть наследственного правоотношения, усвоить такие базовые категории как – место и время открытия наследства, наследственная масса субъекты наследственных правоотношений. Рассматривая завещание, как основание наследования необходимо знать, сто завещание является односторонней сделкой, носящей личный характер, а также положения, действующего законодательства о форме завещания. Говоря о законе, как основании наследования, студент должен изучить случаи наследования по закону, круг наследников по закону, круг обязательных наследников, размер обязательной доли в наследстве, наследование по праву представления, наследственную трансмиссию. Уметь раскрыть два способа принятия наследства – юридический и фактический, виды отказа от принятия наследства. При изучении исключительных прав, студенту следует обратить внимание, на особенности авторских и смежных прав, патентного права, исключительных прав на средства индивидуализации производителей, их товаров, работ и услуг, а также остановиться на исключительных правах на иные объекты интеллектуальной деятельности, в частности, ноу-хау, топологии интегральных микросхем и другие. Изучая авторское и патентное право, особое внимание следует уделить видам объектов, критериям их охраноспособности, субъектам авторского и смежного права, а также особенностям защиты прав авторов и патентообладателей. Аналогичные вопросы следует изучать и при характеристике иных исключительных прав.
На основе изученного материала можно приступать к анализу опубликованных судебных решений по конкретным делам. Формированию навыков исследовательской деятельности способствует подготовка студентами рефератов и курсовых работ. Их примерные темы указаны в настоящем учебно-методическом комплексе. Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 3. Изучая данный модуль, необходимо выделить общие положения об обязательствах и общие положения о договоре. Изучая общие положения об обязательствах, студент должен усвоить суть и элементы обязательственного правоотношения, основания возникновения обязательств, а также их разновидности. Рассматривая вопрос об исполнении обязательств, необходимо проанализировать и изучить основные элементы принципа реального и принципа надлежащего исполнения обязательств, а также уделить внимание особенностям исполнения денежных, альтернативных и факультативных обязательств. Особое внимание следует обратить на способы обеспечения исполнения обязательств – удержание, неустойка, залог, поручительство, задаток, банковская гарантия. Студент должен знать суть каждого из вышеперечисленных способов, функции, правовую природу, а также правовые последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, обеспеченных тем или иным способом. Студенту следует помнить, что перечень способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных законом, не является исчерпывающим, уметь привести примеры способов обеспечения исполнения обязательств, встречающихся в договорной практике. При изучении оснований прекращения обязательств, следует обращать внимание на особенности каждого из них, уметь привести примеры прекращения обязательств новацией, отступным, зачетом и т.д. В рамках изучения общих положений о договоре, студент должен помнить, что договор – это сделка, но сделка не всегда договор (так, односторонние сделки договором не являются, поэтому следует понимать разницу между односторонней сделкой и односторонним договором).
Изучая условия договора студент должен изучить подходы, существующие в юридической литературе относительно их деления на: существенные, обычные, случайные. Следует знать, что существенным условием договора является его предмет. Необходимо помнить, что отсутствие существенных условий в договоре ведет к его не заключению, при этом незаключенный и недействительный договор понятия, не являющиеся тождественными. Важное значение, для последующего изучения модуля 4, имеет усвоение классификации договоров, при этом студент должен знать основания деления договоров на те или иные, уметь приводить примеры. Например, договор купли-продажи – консенсуальный, возмездный, двусторонний и т.д. Изучая вопрос о заключении договора, студент должен усвоить суть таких категорий как – оферта, акцепт, знать положения о моменте заключения договора, а также изучить особенности заключения договора в обязательном порядке и на торгах. Рассматривая порядок изменения и расторжения договора, особое внимание следует уделить случаям его изменения и расторжения по требованию одной стороны. Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 4. Изучая данный модуль, необходимо выделить и рассмотреть договорные и внедоговорные обязательства. Говоря об особой значимости договорных отношений, следует уяснить, что гражданско-правовая договорная система включает в себя поименованные, непоименованные, смешанные договоры. Изучая, отдельные виды договорных обязательств, следует руководствоваться следующим подходом – понятие договора, субъекты, особенности. Позволившие выделить данный договор в самостоятельный вид, правовая природа договора, существенные условия, особенности заключения, изменения и расторжения договора, ответственность сторон. Изучая внедоговорные деликтные обязательства, следует делать акцент на составе гражданского правонарушения, особенностях возмещения причиненного вреда. Говоря об обязательствах из односторонних действий уделить внимание моменту возникновения таких обязательств. Освоение всех четырех модулей дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Во время чтения лекций и проведения семинарских занятий студентам рекомендуется использовать не только учебно-методическую, но и источниковую литературу, доступ к которой имеется через электронные библиотеки. С целью обеспечения обращения студентов к учебной, научной и источниковой литературе на семинарских занятиях проводится промежуточный контроль знаний в виде решения ситуационных задач, выполнения тестовых заданий, в том числе с применением компьютерных средств. Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования ФГБОУ ВПО РПА МЮ РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|