III. Александр Македонский
Пришли к Александру Македонскому жители Африки на суд с народом израильским. – Земля Ханаанская принадлежит нам, – заявили они, – ибо сказано: «Земля Ханаанская по границам ее». Ханаан же был предком нашим. Обратился к мудрецам Гебиа бен Песиса и сказал: – Разрешите мне выйти на суд с ними перед Александром: победят они меня, вы скажете: «Простолюдина из среды нашей победили вы». А удастся мне взять верх над ними, вы скажете им: «Учение Моисеево победило вас». Получив разрешение, предстал на суд Гебиа бен Песиса и сказал: – Вы откуда приводите доказательство? – Из Торы, – ответили те. – И я, – сказал он, – не стану приводить доказательств, кроме слов Торы. В Торе же сказано: «Проклят Ханаан! Раб рабов да будет он у братьев своих». Раб, приобревший имение, чьей собственностью остается и он, и приобретенное им? Кроме того, сколько лет уже, как вы неслужите нам? – Отвечайте ему, – сказал им Александр. – Государь, – попросили они, – дай нам три дня сроку. Царь согласился. Не найдя ответа, они бежали, бросив посевы на полях и посадки на виноградниках. Год тот был «годом Субботним»[89].
Другой раз судиться с израильтянами пришли к Александру египтяне. – В Торе, – заявили они, – сказано: «Господь дал милость народу в глазах египтян, и они дали ему вещей серебряных, и вещей золотых, и одежд». Требуем, чтобы возвращены были нам серебро и золото, взятое у нас израильтянами. Выступил тот же Гебиа бен Песиса. – Приведу, – сказал он, – и я доказательство из Торы. В Торе же сказано: «Время пребывания сынов Израилевых в Египте – четыреста тридцать лет». Заплатите же вы за работу шестисот тысяч человек, которых порабощали вы в продолжении четырехсот тридцати лет.
– Отвечайте ему, – сказал Александр. – Государь, – попросили египтяне, – дай нам сроку три дня. Но прошло три дня, и, не находя, что ответить, египтяне со стыдом бежали, бросив посевы на полях и посадки на виноградниках. Год тот был «годом Субботним».
Пришли на суд с Израилем и потомки Измаила с потомками Хеттуры. – В Торе, – говорили они, – Измаил именуется «сыном Авраама» точно также, как и Исаак, а потому земля Ханаанская должна быть поделена между нами и израильтянами поровну. – В Торе же, – отвечал Гебиа бен Песиса, – сказано: «И отдал Авраам все, что у него, Исааку. А сынам наложниц (Агари и Хеттуры), что у Авраама, дал он подарки». Раздел совершен был отцом при жизни. Могут ли дети после этого иметь притязания друг к другу?
Однажды Александр заявил советникам своим: – Желаю идти в землю Африканскую. – Проникнуть туда невозможно, – ответили советники, – Горы Мрака[90] препятствуют. – Идти туда, – сказал Александр, – мне необходимо, и вас я прошу только придумать способ, как сделать это. – Возьми, – сказали советники, – ливийских ослов, привыкших к темноте, и, запасшись клубками веревок, концы последних укрепи при входе в ущелья, по этим же веревкам ты и проследуешь обратно. Александр так и сделал. Дойдя до Карфагена, местности, населенной одними женщинами[91], он объявил им войну. На это женщины те ответили: – Победишь ты нас, скажут: «Женщин победил он». А одолеем мы, про тебя будут говорить: «Царь, которого женщины победили». – Принесите нам хлеба, – попросил Александр. Принесли они на золотом столе хлебы из золота и яблоки, и гранатовые яблоки, из золота же. – Разве в стране вашей, – спросил Александр, – едят золото? На это женщины те ответили: – Но если тебе хлеб нужен, то разве в твоем царстве хлеба нет, что ты к нам пришел его искать?
Уходя, Александр начертал на городских воротах: «Я, Александр Македонский, был царем‑ глупцом, пока не пришел в землю Африканскую и не поучился мудрости от женщин».
Пошел оттуда Александр к царю страны Кассии[92]. Стал царь этот показывать Александру несметные запасы серебра и золота. Но Александр сказал: – Не серебро и золото ваше видеть пришел я, но обычаи и законы ваши. В то время, когда они сидели и вели беседу, пришли двое судиться перед царем. – Государь! – сказал один из них, – я купил у этого человека пустошь, стал там рыть землю и нашел клад. Возьми себе, – говорю я ему, – клад этот: я купил у тебя пустошь, но не клад. Другой же отвечал: – Я также, как и ты, боюсь греха присвоения чужого. Я продал тебе пустошь вместе со всем, что находится на ней, от недр земных до высот поднебесных. Обратился царь к одному из них и спросил: – Имеешь ты сына? – Имею, – был ответ. – А у тебя дочь есть? – спросил царь другого. – Есть. – Пожените их друг на друге и найденный клад отдайте в приданное им. Видя удивление Александра, царь спросил: – Разве нехорошо я рассудил их? А в вашей стране как решили бы подобный спор? – Я, – ответил Александр, – отрубил бы обоим головы, а клад поступил бы в царскую казну. – Светит ли солнце в вашей стране? – спросил царь. – Светит. – И дожди идут? – Идут. – А есть ли мелкий скот у вас? – Есть. – Проклятия достойны люди у вас, и только ради животных солнце светит вам и дождь идет у вас.
На обратном пути остановился Александр для обеда близ одного ручья. Поданную ему соленую макрель царь начал обмакивать в воду ручья – и рыба получала удивительно приятный запах. – Это доказывает, – сказал Александр, – что ручей этот течет из рая. Помыв лицо свое в воде ручья, Александр направился по истокам его и дошел до врат рая. – Отворите! – воскликнул Александр. – Врата эти – Господни, праведники входят через них, – услышал он в ответ. – Но я царь, и я знаменит, – сказал Александр, – дайте же мне какую‑ нибудь вещь на память. Дали ему черепную кость. Придя в свое царство, Александр положил на одну чашу весов эту кость, а на другую все серебро и золото, бывшее при нем. Перевешивала кость. – Что значит это? – спросил Александр у мудрецов. – Эта кость, – ответили мудрецы, – орбита человеческого глаза, ненасытного в жадности своей. – Чем вы это докажете? – Возьми горсть земли[93] и просыпь кость. Царь сделал так, – и золото тотчас перевесило кость. (Санг., 91; Бер. – Р., 61; Там., 31–32; Танх. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|