XII. Агриппе польстили!. XIII. Жертва за врагов. XIV. Паломники. XV. Искорки народного остроумия
XII. Агриппе польстили!.
В исходе первого дня праздника Кущей, после субботнего года, в храмовой палате устанавливался деревянный амвон, на котором в этот день восседал царь. Св. Свиток вынимался храмовым надзирателем и передавался главе Собрания, главой Собрания – священнонаместнику, священнонаместником – первосвященнику, первосвященником – царю. Царь вставал, принимал Свиток и прочитывал положенную на этот день главу. Царь Агриппа, дочитав до слов: «Не можешь поставить над собою чужеземца, который не брат тебе», заплакал. Видя это, окружающие стали утешать его, говоря: – Успокойся, Агриппа, – ты брат нам, ты брат нам. В тот час, – гласит сказание от имени раби Натана, – израильтяне гибели достойны были: Агриппе польстили они!.. (Сот., 41 )
XIII. Жертва за врагов
«За любовь мою они враждуют против меня, а я молюсь». (Псал. )
В дни праздника Кущей приносилась жертва из семидесяти волов за благоденствие всех семидесяти народов земли. Народы должны были бы с братской любовью относиться к нам, но мало того, что любовь не питают к нам, они еще ненавидят нас. (Танх. – Гак. )
XIV. Паломники
«И не посягнет никто на землю твою, когда пойдешь являться пред лицо Господа Бога твоего три раза в году». Телица твоя будет ходить по пастбищу, и зверь не нападет на нее, курица твоя будет копаться в навозе, и хорек не тронет ее. Был случай с одним паломником, который, уходя, забыл запереть на замок двери своего дома. Возвратившись, он нашел на дверях змею, обвившуюся вокруг пробоев.
Другой случай: один паломник забыл загнать кур и оставил их на свободе. По возвращении своем он на том месте, где бродили его куры, нашел несколько растерзанных хорьков.
И еще был случай с двумя братьями‑ богачами из Аскалона. Соседи их, язычники и люди весьма порочные, говорили: «Поскорее бы ушли они на богомолье в Иерусалим, – заберемся мы к ним в дом и присвоим себе все имущество их». Когда братья отправились в путь, явились два ангела, принявшие образ их, и стали заниматься хозяйством так, как это делали ушедшие братья. Возвратившись с богомолья, братья поднесли соседям подарки из всего принесенного ими из Иерусалима. Удивленные соседи стали спрашивать: – Уходили вы разве куда‑ нибудь из дому? – Как же, – отвечали братья, – в Иерусалим. – Когда же вы отправились туда? – В такой‑ то день. – А возвратились когда? – Тогда‑ то. – А кого вы оставили вместо себя дома? – Никого. Услыша это, язычники сказали: – Благословен Бог евреев. Он не оставил их и не оставит во веки! (Пес., 8; Иеруш., Пеа; Ш. – Гаш. – Р. )
XV. Искорки народного остроумия
Один иерусалимлянин отправился по делам в провинцию и в одном городе заболел. Чувствуя приближение смерти, он призвал хозяина дома и, вручив бывшие при нем деньги, сказал: когда явится мой сын из Иерусалима и совершит три остроумные вещи, отдай ему эти деньги. Вскоре иерусалимлянин умер. Жители же того города сговорились между собой[102] не указывать приезжему местожительства кого‑ либо из граждан. Наследник, узнав о смерти отца и догадываясь, у кого оставлено наследство, отправился в тот город. У городских ворот ему попался дровосек с вязанкой дров. – Продаешь дрова? – просил он. – Продаю, – ответил тот. – Получи следуемое и отнеси дрова к такому‑ то. (И он назвал хозяина, в доме которого умер его отец. ) Дровосек направился с дровами к названному домохозяину. Он идет, а наследник – за ним. Придя на место, дровосек постучал в ворота и стал звать хозяина:
– Послушай, такой‑ то, выходи принимать дрова. – Но разве я заказывал тебе дрова принести? – Правда, ты не заказывал, но заказал вот этот человек, который пришел следом за мною. Пришлось хозяину волей‑ неволей открыть двери и принять гостя с подобающими приветствиями. – Кто ты? – спросил хозяин. – Я сын того человека, который скончался у тебя в доме. Пригласил его хозяин к обеду. За столом, кроме хозяина и жены его, сидели двое сыновей и две дочери их. Кушанья подано было пять порций. – Прошу тебя, – обратился хозяин к гостю, – подели кушанье между всеми нами. Гость поделил кушанье так: одну порцию подал хозяину и хозяйке, одну – обоим сыновьям, одну – обеим дочерям, а остальные две оставил себе. На ужин подали фаршированную курицу. Снова хозяин предложил гостю распределить кушанье. Разрезал гость курицу и роздал так: голову хозяину, печенку, сердце и пупок хозяйке, каждому из сыновей по бедрышку с ножкой, каждой дочери по крылышку, а все остальное взял себе. – Послушай, – сказал хозяин, – это у вас, в Иерусалиме, принято так делить кушанье?
– А разве я поделил неправильно? На первый раз подано было пять порций; я положил тебе и жене одну порцию, получилась – тройня, двум сыновьям вашим одну порцию, получилась тройня, две дочери и одна порция – тройня, остался я с двумя порциям, что также составляет тройню, – не правда ли, ничуть не больше чем у вас. На второй раз подали курицу. Хозяину, главе дома, я дал головку; жене, родительнице детей твоих – внутренние органы; сыновьям, опоре дома – бедрышки с ножками; дочерям, которым предстоит улететь от тебя к будущим мужьям – крылышки, а себе взял корпус, похожий на кораблик: я на корабле прибыл сюда и на корабле уеду отсюда. А теперь, отдай, любезный друг, деньги, оставленные у тебя моим отцом. Некий афинянин, находясь в Иерусалиме, дал ребенку несколько мелких монет и сказал: – Иди, купи и принеси мне такого кушанья, чтобы я поел, насытился и, что останется, мог взять в дорогу. Ребенок пошел и принес ему соли. – Вот, – сказал он, – то, что ты велел купить: клянусь, ты и поешь, и насытишься и чтобы в дорогу взять останется Афинянин зашел в школу и, не застав там учителя, стал задавать ученикам разные вопросы:
– Послушай, – предложили дети, – условимся так: у того кто не сумеет ответить на заданный вопрос, вопрошающий имеет право забрать все находящиеся при нем вещи. Афинянин согласился. Тогда дети предложили такой вопрос: – Скажи, что это значит: девять уходят, восемь приходят, двое наливают, один пьет, двадцать четыре прислуживают. Афинянин разгадать не мог и, отдав все бывшие при нем вещи, отправился с жалобой к учителю тех детей, раби Иоханану. – А какой вопрос они задали тебе? – осведомился р. Иоханан. Афинянин сказал. – Сын мой, – объяснил р. Иоханан, – девять уходят, это девять месяцев беременности; восемь приходят, это восемь дней от рождения до обрезания; двое наливают – материнские сосцы; один пьет – младенец; двадцать четыре прислуживают – число месяцев для кормления грудью. Афинянин возвратился в школу с этой разгадкой и получил обратно свои вещи. Дети, догадавшись у кого он узнал разгадку, сказали словами поговорки: – Кабы ты не нашей телицей пахал, ты бы загадки нашей не разгадал. – Зашей, – сказал афинянин портному‑ иудею, подавая расколотую ступку. – Скрути нитку, – ответил портной, высыпая перед ним горсть песку.
Раби Иегошуа, приближаясь к одному городу, увидел молоденькую девушку, черпающую воду из ручья. – Дай мне напиться, – попросил он. – Пей и ты, и осел твой, – ответила девушка. Напившись, раби Иегошуа сказал: – Благодарю тебя, дочь моя, ты поступила со мною подобно Ревекке. – Да, – ответила девушка с лукавой улыбкой, – я‑ то поступила с тобою подобно Ревекке, да ты‑ то, вот, не поступил со мною подобно Елеазару…[103] (Еха‑ Р. )
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|