Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Рабочая программа По окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс К учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир» · Пояснительная записка Настоящая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2009); «Фундаментального ядра содержания общего образования» (под редакцией В.В. Козлова, А.М.Кондакова); Базисного учебного плана; «Планируемых результатов начального общего образования» (под редакцией Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой); «Примерных программ начального общего образования»; Авторской программы предметных курсов УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой.
· Общая характеристика учебного предмета. «Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего «Я». Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников» 1. Поэтому в основе построения курса лежат следующие принципы: • принцип интеграции; • педоцентрический принцип; • культурологический принцип; • принцип экологизации; • принцип поступательности; • краеведческий принцип. Основу курса составляют пять взаимосвязанных содержательных линий: человек как биологическое существо; я и другие люди; человек и мир природы; человек и общество; история родной страны. Для каждой из этих линий отобраны основные понятия, вокруг которых развёртывается все содержание обучения.
«Важнейшая особенность содержания предмета – определённость, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений.… Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения: 1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.); 2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.». Цели и задачи курса. «Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщённом виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира».3 Задачи курса: Ø устанавливать более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимать взаимозависимость в системе «человек – природа – общество»; Ø осознавать необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получать начальные навыки экологической культуры; Ø подходить к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознавать возможность изменять себя, понимать важность здорового образа жизни; Ø подготовить к изучению базовых предметов в основной школе.4 Структура курса. Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального государственного стандарта начального общего образования, поэтому в программу не внесено никаких изменений. «Общее содержание обучения окружающему миру представлено в программе следующими разделами: «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю», «Царства природы», «Наша Родина: от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».
· Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Изучение Окружающего мира «позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т. е. реализовать социальные и образовательные цели естественно-научного и обществоведческого образования младших школьников. Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это: • готовность и способность к саморазвитию и самообучению, • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это: • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; • понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения; • воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания; • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания. Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач: • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе; • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
• использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия: • познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.); • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой; • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием. Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)». · Место учебного предмета в учебном плане. Общий объём времени, отводимого на изучение окружающего мира в 3 классе, составляет 68 часов. В 3 классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю. Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования к результатам освоения младшими школьниками основ начального курса окружающего мира на основе авторской программы для 3 класса Н.Ф. Виноградовой – М.: Вентана-Граф, 2013.
· Планируемые результаты учебного курса. К концу обучения в третьем классеучащиеся научатся: • характеризовать условия жизни на Земле; • устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха; • описывать свойства воды (воздуха); • различать растения разных видов, описывать их; • объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения; • объяснять отличия грибов от растений; • характеризовать животное как организм; • устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного; • составлять описательный рассказ о животном; • приводить примеры (конструировать) цепи питания; • характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного); • сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох; • называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя; • работать с географической и исторической картой, контурной картой. К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться: • ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»; • анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; • приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха; • проводить несложные опыты по размножению растений; • проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации; • рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена; • ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.); • высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
· Содержание учебного предмета. Земля — наш общий дом (7 ч) Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе. Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха. Человек изучает Землю(4 ч) Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении жизни на Земле. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты. Царства природы (26 ч) Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы. Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами. Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей). Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных. Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей. Как человек одомашнил животных. Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений. Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими. Наша Родина: от Руси до России (11ч) Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства. Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|