Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб —
главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена
крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение
космоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города
(Великий Новгород, Москва, Владимир).
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного
края. Как дом «вышел» из-под земли.
события, произошедшие до 1917 года).
В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, её охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и
ночи. Роль света и воды в жизни растений.
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Ø Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 частях – М.: Вентана - Граф, 2013г.
Ø Беседы с учителем 3 кл., под редакцией Л. Е. Журовой. М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2008 г.
Ø Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. – М.: Вентана-Граф, 2008.
Ø Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: программа: 1 – 4 классы/ Н.Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012
№. п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Вид контроля
| Календарные сроки
| |
план
| факт
|
| |
предметные
| метапредметные
| |
| Введение (1ч)
| Где и когда ты живешь.
|
| Вводный
| Знать название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города; государственную символику России
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы
Знать форму и размер Земли
Уметь пользоваться географической картой и глобусом
Знать:
– основные условия жизни на Земле;
– причины смены дня и ночи;
– причины смены времен года;
– как охранять природные богатства
|
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 5.09
| |
| |
| Земля — наш общий дом (10ч)
| Солнечная система.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 6.09
| |
| |
| Солнце - огненный шар. Земля -планета Солнечной системы.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения.
| 12.09
| |
| |
| Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Тестовая работа.
| 13.09
| |
| |
| Значение воды для жизни на Земле.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 19.09
| |
| |
| Воздушная оболочка Земли.
|
| Комбинированный урок
|
Знать значение почвы в природе и в жизни людей.
Уметь проводить наблюдения за явлениями природы
Знать, как охраняются природные богатства
Знать,чтотакое природные зоны.
Уметь характеризовать природные зоны России
Знать общие условия для жизни живых организмов. Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни.
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос.
| 20.09
| |
| |
| Как изображают Землю.
|
| Комбинированный урок
|
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 26.09
| |
| |
| Урок практического применения знаний, умений.
| Текущий. Практическая работа.
| 27.09
| |
| |
| Географическая карта.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 3.10
| |
| |
| Урок практического применения знаний, умений.
| Текущий. Практическая работа.
| 4.10
| |
| |
| Проверочная работа по теме: "Земля — наш общий дом"
|
| Урок проверки знаний
| Тематический. Тесты.
| 10.10
| |
| |
| Грибы.(1ч)
| Бактерии. Грибы
|
| Комбинированный урок
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 17.10
| |
| |
| Растительный мир Земли (11ч)
| Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные.
|
| Комбинированный урок
| Знать общие условия для жизни живых организмов
Уметь различать объекты живой и неживой природы; различать части растения, отображать их в рисунке (схеме); приводить примеры разных групп растений (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за растениями; устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; оценивать воздействие человека на природу; выполнять правила поведения в природе; найти дополнительную информацию о растениях родного края, страны.
Знать признаки растения как живого организма.
|
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 18.10
| |
| |
| Если бы на Земле не было растений.
|
| Комбинированный урок
| Творческая работа (рисунок)
| 24.10
| |
| |
| Разнообразие растений на Земле: водоросли, мхи.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 25.10
| |
| |
| Разнообразие растений на Земле: папоротники, хвойные растения, цветковые растения.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения
| 31.10
| |
| |
| Растения - живые существа (организмы). Корень, его значение.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения
| 1.11
| |
| |
| Побег - сложный наземный орган растения.
|
| Комбинированный урок
| Знать, как питаются растения
Знать, как размножаются растения
Знать, какова продолжительность жизни растений
Знать, какова роль растений в природе и в жизни людей.
Уметь оценивать воздействие человека на растительный мир
Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов; значение грибов в природе и в жизни человека
| Текущий. Творческая работа.
| 7.11
| |
| |
| Цветок - самый красивый орган растения. Какие бывают плоды.
|
|
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 8.11
| |
| |
| Размножение растений. Как долго живут растения.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Рассказ
| 14.11
| |
| |
| Культурные растения в жизни человека.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 15.11
| |
| |
| Красная книга России.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения
| 28.11
| |
| |
| Проверочная работа по теме: "Растительный мир Земли"
|
| Контрольный
| Тематический. Тесты.
| 29.11
| |
| |
| Животный мир Земли (11ч)
| Роль животных в природе. Разнообразие животных.
|
| Комбинированный урок
| Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов
Уметь различать объекты живой и неживой природы; приводить примеры разных групп животных (2-3 представителя из изученных);
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ухода за животными, оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
|
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
| Текущий. Дидактическая игра.
| 5.12
| |
| |
| Животные - живые существа (организмы). Жизнедеятельность животных.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Рассказ.
| 6.12
| |
| |
| Кровеносная система животных. Органы выделения. Размножение животных.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 12.12
| |
| |
| Как животные приспосабливаются к условиям жизни.
|
| Комбинированный урок
| Знать признаки позвоночных животных.
Уметь различать группы животных по особенностям их внешнего строения
| Текущий. Рассказ.
| 13.12
| |
| |
| Беспозвоночные животные.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Рассказ.
| 19.12
| |
| |
| Позвоночные животные: рыбы, земноводные.
|
| Комбинированный урок
| Знать об особенностях питания разных животных
Знать условия, необходимые для жизни животных
Знать способы размножения животныхЗнать особенности поведения животных
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 20.12
| |
| |
| Позвоночные животные: пресмыкающиеся, птицы.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Устное сообщение.
| 26.12
| |
| |
| Млекопитающие (звери).
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Устное сообщение.
| 27.12
| |
| |
| Что такое природное сообщество.
|
| Комбинированный урок
| Знать способы приспосабливания животных к условиям жизни
Знать правила поведения человека в природе
| Текущий. Выставка рисунков.
| 9.01
| |
| |
| Человек и животные.
|
| Повторно-обобщающий
|
| 10.01
| |
| |
| Проверочная работа. Тест по теме: "Животный мир Земли"
|
| Контроль знаний
| Тематический. Тесты.
| | |
| |
| Каким был человек в разные времена (исторические эпохи). (14ч)
| Древняя Русь.
|
| Комбинированный урок
|
Знать название родной страны и ее столицы; государственную символику России.
|
Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.
Учиться связно отвечать по плану.
Учиться сжато пересказывать содержание прочитанного, кратко передавать свои впечатления о узнанном.
Пользоваться картотеками, справочной литературой.
Уметь работать в малых группах; уметь вести диалог.
И др.
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 16.01
| |
| |
| Древнерусское государство.
|
| Комбинированный урок
| Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества
Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране
Знать, кто такие славяне
Знать традиции славян
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 17.01
| |
| |
| Московская Русь.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения
| 23.01
| |
| |
| Российская империя.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Выполнение заданий в тетради
| 24.01
| |
| |
| Советская Россия. СССР. Российская Федерация.
|
| Комбинированный урок
| Знать наиболее важные события в истории России XX века
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 30.01
| |
| |
| Из истории имен.
|
| Комбинированный урок
| | Текущий. Выполнение заданий в тетради
| 31.01
| |
| |
| Какими людьми были наши предки?
|
| Комбинированный урок
| Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека
Уметь описывать вооружение славян
| Текущий Устные сообщения
| 6.02
| |
| |
| Характер славян.
|
| Комбинированный урок
| Знать, как изготавливали одежду;
-как изготавливали обувь;
- традиции славян
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 7.02
| |
| |
| Какие предметы окружали русских людей?
|
| Комбинированный урок
| Уметь описывать вещи, из которых складывалось жилище человека;
- давать характеристику быта русских людей
Знать традиции русской трапезы в разные исторические времена
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 13.02
| |
| |
| О первых каменных домах.
|
| Комбинированный урок
| Текущий Устные сообщения
| 14.02
| |
| |
| По одежке встречают… Одежда по приказу.
|
| Урок практического применения знаний, умений
| Текущий. Дидактическая игра.
| 20.02
| |
| Русская трапеза.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Дидактическая игра.
| 27.02
| |
| |
| Боги древних славян. Принятие христианства на Руси.
|
| Комбинированный урок
| Знать, во что верили славяне
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 28.02
| |
| |
| Проверочная работа на тему: "Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)"
|
| Урок проверки знаний
| Знать название нашей страны и ее столицы.
Уметь показывать на карте некоторые города России; использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для удовлетворения познавательных интересов
| Тематический. Выполнение заданий в тетради
| 6.03
| |
| |
| Как трудились наши предки. (20ч)
| Как возникло земледелие. Хлеб - великое чудо земли.
|
| Комбинированный урок
| Знать, кто такие крестьяне и помещики;
- что такое крепостное право
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 7.03
| |
| |
| Что создавалось трудом крестьянина?
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 13.03
| |
| |
| Как трудились крестьянские дети.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Рассказ.
| 14.03
| |
| |
| Тяжелый труд крепостных.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Рассказ.
| 20.03
| |
| |
| Что создавалось трудом ремесленника?
|
| Комбинированный урок
| Знать что такое ремесло; чем занимались ремесленники
| Текущий. Выполнение заданий в тетради
| 21.03
| |
| |
| Маленькие ремесленники.
|
| Комбинированный урок
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 27.03
| |
| |
| О гончарном круге, керамике и фарфоре.
|
| Комбинированный урок
| Знать,что такое гончарный круг
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 28.03
| |
| |
| О веретене, прялке и ткацком станке.
|
| Урок-экскурсия
| Знать, что такое веретено, прялка, ткацкий станок
| Текущий Устные сообщения
| 3.04
| |
| |
| Русские оружейники.
|
| Комбинированный урок
| Знать, что такое оружейное мастерство
| Текущий Устные сообщения
| 4.04
| |
| |
| Что создавалось трудом рабочего?
|
| Комбинированный урок
| Знать что такое фабрика, завод;
- кто такие капиталисты, рабочие;
- что такое торговля; для чего нужны деньги
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 17.04
| |
| |
| Наличие полезных ископаемых - условие работы промышленных предприятий.
|
| Комбинированный урок
| Фронтальный опрос
| 18.04
| |
| |
| О первых железных дорогах.
|
| Комбинированный урок
| Знать, когда появились первые железные дороги
| Текущий. Творческая работа.
| 24.04
| |
| |
| Открытия, которые со вершил человек в XIX-XX веках.
|
| Комбинированный урок
| Знать наиболее важные изобретения человека
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 25.04
| |
| |
| О пароходе.
|
| Комбинированный урок
| | Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 2.05
| |
| |
| Об автомобиле.
|
| Комбинированный урок
| Знать историю изобретения первого автомобиля
| Текущий. Рассказ.
| 8.05
| |
| |
| О самолете.
|
| Комбинированный урок
| Знать историю изобретения первого самолета
| Текущий. Фронтальный, индивидуальный опрос
| 15.05
| |
| |
| Время космических полетов.
|
| Комбинированный урок
| Знатьисторию первых космических полетов;
-первых космонавтов
| Текущий. Рассказ.
| 16.05
| |
| |
| Обобщение раздела по теме: "Как трудились наши предки.."
|
| Комбинированный урок
| | Тематический. Выплнение заданий в тетради
| 22.05
| |
| |
| Контрольная работа. Тест по теме: "Повторение изученного в 3 классе".
|
| Урок проверки знаний
| | Итоговый. Тест.
| 23.05
| |
| |
| Анализ контрольной работы Повторение пройденного.
|
| Комбинированный урок
| | Текущий. Выполнение заданий в тетради
| 29.05
| |
| |